Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 2-3 (7-8) 2001г

Выступление на конференции "О проблемах правового регулирования вопросов регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Нижний Новгород. 6-7 июня 2001г

Крашенинников П.В., председатель Комитета по законодательству Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации

Несколько слов о нормативных актах, которые вступили в силу, и о тех, которые сегодня есть в проектах. В первую очередь надо сказать о 17 главе ГК. О праве собственности на землю.

Например. Там есть такая норма, которая говорит о необходимости государственной регистрации решения государственного органа об изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд.

Встает вопрос о правовой природе данного акта: что это такое, какой смысл? Вы знаете, что сегодня ГК предусмотрел в 17 главе и основания для выкупа земельного участка. Может быть и не так, как хотелось бы, но в проекте земельного кодекса это прописано достаточно подробно. Норма введена для того, чтобы коммерсант - приобретатель земельного участка, по поводу которого было принято решение об изъятии, знал, что такое решение есть. Это, конечно, новое и в реестр придется вносить соответствующие поправки.

Дальше хотелось бы обратить внимание на то, что у нас впервые в России предлагается презумпция права пользования земельным участком: если иное не установлено законом или договором, то земельный участок находится на праве бессрочного пользования. Речь идет о том, что существует специальная норма, это статья 271, где говорится о том, что собственник имеет право бессрочного пользования земельным участком, если, у нас много таких ситуаций, собственник не знает, на каком праве у него земельный участок. Проект земельного кодекса предлагает другое решение: право бессрочного пользования может быть только у государственных и муниципальных организаций. По отношению к остальным этот титул, это вещное право применяться не может. Но пока, до введения в действие земельного кодекса действует указанная выше презумпция.

До сих пор местные руководители заставляли землепользователей переходить на арендные отношения. Есть бессрочное пользование - при этом все равно посылали соответствующую бумагу о том, что вам необходимо в такой-то срок заключить договор аренды. В противном случае мы будем рассматривать вас как «врагов». Я думаю, теперь гораздо больше оснований для отказов от заключения такого рода договоров. Не нужно объяснять разницу в правах бессрочного пользования и договора аренды. Здесь совершенно разные плата и сроки и т.д. Мы пришли в выводу. Что если налицо давление на землепользователя, то можно через суд признать такой договор недействительным.

Думаю. Вы со мной согласитесь, что по 17 главе есть много проблем и не на все вопросы есть ответы. Но принятие земельного кодекса, бесспорно, может дать ответы на многие вопросы, хотя проект нуждается в серьезной доработке. По сравнению с другими проектами земельных кодексов, которых было огромное изобилие, вот этот намного лучше, он более-менее цивилистический.

Что касается других законов, которые вступили в силу в мае.

Первое. Хотелось бы обратить внимание на изменение статьи 532 Гражданского кодекса РСФСР о наследовании, добавлены 3-я 4-я очереди. Третья - тети и дяди, четвертая - прабабка и прадед. При этом, если прабабки или прадеда нет в живых, наследуют их наследники. В связи с этим возникает больше проблем у нотариусов, чтобы доказать эту степень родства, но я думаю, что это будет улажено. На практике возникло много вопросов, с какого момента вступает в силу данный закон. Сам закон вступил в силу 17 мая, но возникают случаи, когда граждане умерли до 17 мая, скажем в апреле, марте. Мы полагаем,что если шестимесячный срок для принятия наследства не истек, если наследство не было передано, в данном случае правоотношение не закрыто. Это позволит действовать применительно к тем правоотношениям, которые возникли в течение этих шести месяцев. Мы дадим официальное объяснение, но попытаемся его согласовать в том числе и с судебными органами.

Также 31 мая вступил в силу закон, который вносил небольшие поправки в Гражданский кодекс, и закон о приватизации жилья.

Закон о приватизации жилья для вас будет более интересен. В закон было внесено, что бесплатно могут приватизировать только российские граждане, бесплатно могут приватизировать только граждане, которые заключили договор социального найма. Раньше была аренда. Теперь слово «аренда» выброшено и указано четко - «приватизация возможна только лицами, проживающими по договору социального найма».

И еще одно решение. Мы практически прекратили дискуссии по поводу того, могут ли члены семьи, проживающие в квартире по договору социального найма, приватизировать квартирув совместную собственность. У меня позиция, что не могут, - ГК этого не предусматривает. Но судебная практика пошли по другому пути. Теперь из Закона о приватизации жилья указание на совместную собственность исключено.

В этом же законе для некоторых субъектов федерации актуальна статья 7, где говорится, что договор подлежит государственной регистрации в исполкоме местного совета народных депутатов, что давало основание некоторым регионам производить двойную регистрацию. Первое - регистрировать в органе местного самоуправления, а второе - в регистрационных органах. Сейчас все поставили с головы на ноги и предусмотрели, что регистрируется право, и указали где - в учреждении юстиции.

Вы знаете, что на прошлой неделе было заседание Правительства РФ, в том числе рассматривался вопрос жилищно-коммунальной реформы. Было заявлено, что бесплатные приватизации будут прекращены. Очень интересно: заявление сделали, а сроки не сказали. Те граждане, которые услышали, расскажут соседям, на улице бабушкам и в очередной раз будет наплыв очередей. Этими слухами очень умело пользовались риэлторы. Они периодически их запускали, и это все вызывало ажиотаж. Но теперь это было сказано на самом верхнем уровне. Конечно, бесплатную приватизацию надо прекращать, но при этом надо дать конкретный срок - два или три года - для того, чтобы кто желал, мог реализовать свое право.

Еще я хотел бы обратить внимание на те вопросы, которые вас сильно волнуют. Это Закон о государственной регистрации юридических лиц. Мы даже специально собирали президиум и на эту тему говорили. Закон достаточно сырой. Дело в том, что практически регистрация сводится к технической процедуре. Не только права и ответственность регистрирующих органов не указаны, но и вообще о них упоминания практически нет. Там говорится: «органы, уполномоченные Правительством». Но если в Законе о регистрации недвижимости написано «уполномоченные», то при этом даются права и обязанности органов. А здесь ничего нет: ни кто этим будет заниматься, ни кто их будет финансировать, ни что делать с юридическими лицами, которые уже созданы, и т.д. То есть огромное количество вопросов.

Второй вопрос - это госпошлина. Кто помнит, я всегда говорил, что рано или поздно это произойдет, лучше поздно. Почему поздно, потому что надо создать систему, обеспечить филиалы. Многие не понимают, что основная часть филиалов является дотационной. Есть города, такие как Саратов, Самара, Нижний Новгород, где объем платы достаточный, а есть города, в которых невозможно обеспечить нормальное финансирование.

Правительство решило практически все платы, взимаемые ведомствами, зачислять в бюджет как госпошлину. Сейчас мы решили две очень маленькие задачи. Первое - мы добиваемся, чтобы перенести на осень эти законопроекты. А второе - чтобы они вступали в силу не сразу, а с 1 января 2004 г. Федеральная программа нам здесь очень сильно помогла, потому что там есть этапы.

Еще раз хочу повторить, особенно для тех, кто работает в органах государственной регистрации. Орган государственной регистрации не фискальный орган. Это орган, который направлен на защиту прав и законных интересов как обладателя недвижимости, так и того, кто когда-либо захочет совершать с ней сделки: приобретать, арендовать и т.д.