Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 1 (6) 2001г

Некоторые вопросы технической инвентаризации объектов газовой отрасли

Олехнович В.Г., начальник Управления по работе с недвижимым имуществом и землепользованию Департамента по управлению имуществом ОАО «Газпром»; Захарченко В.В., начальник отдела ОАО «Газпром»; Харламов А.С., главный эксперт отдела ОАО «Газпром»; Лебединская Г.А., заместитель директора по науке, главный инженер ГУП «Ростехинвентаризация» Госстроя РФ, кандидат архитектуры

Среди проблем современного российского законодательства, требующих дополнительной проработки и скрупулезного анализа, выделяется недостаточная урегулированность статуса объектов собственности в промышленности, вообще, и в газовой отрасли, в частности. Действующие законодательные и иные нормативные акты не позволяют собственникам таких объектов (а в большинстве случаев это крупные организации, связанные со стратегически важными для страны разработкой и добычей топливно-энергетических ресурсов) в полной мере вовлекать свое промышленное имущество в гражданский оборот. Последнее снижает эффективность промышленного производства, является одним из факторов, обусловливающих напряженность федерального бюджета, о чем неоднократно заявлялось на различных уровнях (см., например, Послание Президента РФ Правительству РФ от 09.04.99г. «О бюджетной политике на 2000г.»), а также отрицательно сказывается на прибыли предпринимателей, ослабляет творческий потенциал и уверенность субъектов хозяйствования, снижает приток российских и зарубежных инвестиций.

Осознавая актуальность данной правовой проблемы, научные и практические работники занимаются ее разрешением. В последнее время наблюдаются определенные позитивные сдвиги в этом направлении: появились научные публикации (см. статью Первого заместителя Председателя Московской областной регистрационной палаты Завьялова А.А. «Некоторые вопросы регистрации прав на объекты недвижимого имущества» в ежеквартальном журнале «Правовое регулирование рынка недвижимости», №4(5) 2000г., стр. 56) и нормативные акты, создающие основу для определения статуса объектов собственности в промышленности и, в частности, газовой отрасли. Одним из наиболее последовательных и значительных документов, на наш взгляд, следует признать недавно утвержденный Приказом Госстроя РФ от 29.12.2000г. №308 Порядок составления комплекта документов по технической инвентаризации имущественных комплексов, составляющих системы газоснабжения Российской Федерации, а также других объектов недвижимого имущества, принадлежащих ОАО «Газпром» и его дочерним организациям. Он разработан на основе действующего законодательства Российской Федерации, с учетом опыта функционирования недвижимого имущества в газовой отрасли в условиях последовательно развивающихся рыночных отношений в России, а также накопленного опыта работы ОАО «Газпром» и его дочерних организаций.

Назначение принятого акта определяется сформулированной в нем профессионально-отраслевой целью: «установление единообразия при технической инвентаризации и описании объектов недвижимости — имущественных комплексов в целях государственной регистрации прав ОАО «Газпром» и его дочерних организаций на сложные вещи, объекты недвижимого имущества — производственно-технологические комплексы». Однако по своему содержанию он выходит за рамки документа инструктивно-методического характера и может оцениваться как научно-исследовательская работа.

К несомненным достижениям указанного документа следует отнести, во-первых, введение в научный оборот новых понятий, важных и необходимых для полноценного отражения в правовой плоскости специфических объектов газовой отрасли; во-вторых, удачное решение вопроса о применении уже хорошо известных методов технической инвентаризации и описания объектов недвижимого имущества по отношению к недвижимости газовой отрасли.

Известно, что недвижимое имущество в газовой отрасли характеризуется значительной неоднородностью объектов и существенными особенностями их использования и территориального размещения. Поэтому в принятом документе при разработке понятийного аппарата использован в качестве основы известный принцип технической инвентаризации и описания объекта технического учета в границах определенного земельного участка, по аналогии с «домовладениями». «Имущественный комплекс (ИК), — подчеркивается в Порядке, — это совокупность объектов недвижимого имущества и используемого в технологическом процессе внутреннего и внешнего производственного оборудования, расположенных в границах определенного земельного участка».

Термин «имущественный комплекс» употреблен и в Гражданском кодексе, где в ст. 132 ГК РФ под имущественным комплексом понимается предприятие. Однако в ГК РФ имущественный комплекс представляет собой объект права, в отличие от комментируемого документа, в котором «имущественный комплекс» — не объект права, а объект технической инвентаризации и описания.

Вместе с тем, имущественный комплекс в газовой отрасли может служить основанием для образования предприятия как объекта права, но лишь в том случае, когда в границах определенного земельного участка располагается исчерпывающий перечень имущества и иных предусмотренных ст. 132 ГК РФ составляющих предприятия, способных функционировать как единое целое.

Еще одним значительным достижением утвержденного Порядка является определение понятия производственно-технологического комплекса (ПТК) — сложной вещи и объекта недвижимого имущества, как некоего совокупного и технологически единого объекта недвижимого имущества, основанного на понятии Единого производственно-технологического комплекса, данного в Федеральном законе РФ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса». Согласно указанному Закону, Единый производственно-технологический комплекс состоит из недвижимого и иного имущества, используемого для основной производственной деятельности организации и обеспечивающего непрерывный производственный процесс снабжения потребителей топливно-энергетическими ресурсами. ПТК, в свою очередь, согласно Порядку составления комплекта документов по технической инвентаризации имущественных комплексов, представляет собой «совокупность технологически и организационно взаимосвязанных объектов (недвижимых и движимых), используемых в производственной деятельности организации и обеспечивающих непрерывный производственный процесс. Состав производственно-технологического комплекса определяется правообладателем».

В основе образования производственно-технологического комплекса, как подчеркивается в документе, лежит воля собственника имущества, определяемая и обосновываемая производственной необходимостью, технологической и управленческой взаимозависимостью включаемых в ПТК объектов недвижимого и движимого имущества, изъятие одного из которых прекращает производственный процесс, либо существенно его видоизменяет. Таким образом, ПТК — это не набор случайных объектов, которые собственник решил объединить в объект недвижимого имущества — производственно-технологический комплекс. Принимая решение о включении того или иного объекта в ПТК, правообладатель руководствуется исключительно целями целостности производственного процесса, все составляющие которого должны отвечать требованиям необходимости и достаточности, т.е. таким, при которых каждая составляющая ПТК является необходимой для выполнения основной производственной задачи и достаточной для ее выполнения.

В силу специфики промышленных объектов вообще, и объектов газовой отрасли в частности, нередко единый технологический процесс включает в себя вещи удаленные друг от друга, в ряде случаев — на десятки и сотни километров. Поэтому в состав производственно-технологического комплекса могут входить объекты недвижимого и движимого имущества, расположенного на разных земельных участках и, соответственно, проинвентаризированные в составе различных ИК, либо в качестве самостоятельных объектов недвижимости. Таким образом, по своему составу ПТК может превосходить ИК, быть равным ИК, либо состоять только из нескольких объектов одного ИК.

Особое место в документе отводится этапу подготовительных работ. Это очень важная стадия, так как именно в ней определяются основной состав объектов инвентаризации и документация для ее проведения, а именно:

  • границы, размер и назначение земельного участка;
  • наличие на нем объектов недвижимого имущества;
  • наличие на нем объектов движимого имущества (оборудования, установок и устройств), включаемых в состав ИК;
  • наличие проектной, строительной и исполнительной документации у правообладателя;
  • наличие документов технического описания, составленных аккредитованными Госстроем РФ организациями;
  • наличие правоустанавливающих документов или иных документов, подтверждающих принадлежность имущества правообладателю;
  • уточняется объем детализации материалов технической документации, и другое.

Существенное значение имеет определение правообладателем перечня стационарного оборудования, устройств и установок, используемых и обеспечивающих непрерывный производственный процесс (в том числе конструктивно-сочлененных, расположенных на одном фундаменте и др.), подлежащих инвентаризации в составе ИК.

В комментируемом Порядке особо подчеркивается, что в части описания «нестандартных» объектов (в первую очередь это оборудование, устройства и установки) работникам инвентаризационных служб предписано руководствоваться имеющейся у правообладателя технической документацией. Такой подход позволит существенно сократить сроки работ по инвентаризации, а также избавит работников службы технической инвентаризации от необходимости проведения достаточно сложных и порой ненужных измерений.

Обоснованием закрепленного в Порядке метода использования имеющейся у правообладателя технической документации служат два веских аргумента:

1) ряд объектов физически невозможно измерить в силу их недоступности (расположены под землей, находятся внутри стационарных (непроницаемых) корпусов, кожухов и т.п.);

2) отсутствует методика измерения стационарного оборудования, установок и устройств.

Производственно-технологические комплексы как совокупности задействованных в производственном процессе объектов на практике давно существуют и используются в газовой и других отраслях промышленности. Примером может служить магистральный газопровод, который для выполнения основной производственной задачи — транспортировки газа и газопродуктов, по всей протяженности оснащается дополнительными необходимыми устройствами и сооружениями. Это могут быть системы защиты от коррозии, системы энергообеспечения и др. Кроме того, в целях поддержания давления газа, его очистки от различных примесей и для других целей, на магистральных газопроводах строятся специальные компрессорные станции, которые, в свою очередь, включают в себя множество различного стационарного оборудования, установок и устройств.

Производственно-технологический комплекс — это отличительная черта, в данном случае, газовой отрасли, где большинство вновь вводимых объектов представляют собой комплексы. Значительная часть инвестиционных объектов, сооружаемых в настоящие дни, вводится в эксплуатацию поэтапно, отдельными пусковыми комплексами, которые и представляют собой объекты, способные функционировать по назначению только в едином целом. Таким образом, производственно-технологический комплекс, о котором идет речь в принятом документе, на практике известен давно, но только сейчас получил некое документарное закрепление.

Необходимо отметить, что существуют другие объекты, представляющие собой подобные комплексы, более привычные для восприятия теми, кто не знаком с особенностями газовой промышленности и специфическими объектами, задействованными в ней. Таким примером может служить АЗС. Действительно, нельзя выделить какой-либо объект из состава, либо «разделить» на составные части АЗС: иначе станция просто не будет функционировать. Можно было бы привести и другие примеры, но хотелось быть обратить внимание на другой аспект: права на комплексы, такие как АЗС, в настоящее время регистрируются учреждениями юстиции по регистрации прав. Следовательно, и для них производственно-технологический комплекс понятие не новое. Более того, в связи с разъяснениями, данными Министерством финансов РФ в письме от 29.02.2000г. №16-00-17-05 и Министерством по налогам и сборам РФ в письме от 28.04.2000г. №ВГ-6-02/334, введенное в эксплуатацию или приобретенное недвижимое имущество до государственной регистрации прав на него должно учитываться на счете 08 «Капитальные вложения», и на счет 01 «Основные средства» переводится только после государственной регистрации прав. Как видим, несмотря на отсутствие до настоящего времени правовых норм, которыми бы регулировались вопросы вовлечения в гражданский оборот ПТК, собственники имущества должны обращаться за регистрацией прав на них, а учреждения юстиции по регистрации прав, в свою очередь, — регистрировать. Теперь же, с опубликованием настоящего Порядка, можно рассчитывать на продолжение работы в данном направлении и на появление столь важных методических и методологических материалов, аналогичных описываемому. Более того, представляется необходимым принятие соответствующих инструктивных писем и в структуре органов государственной регистрации прав.

Исходя из особенностей технической инвентаризации и описания комплексных объектов недвижимого имущества, принятым Порядком составления комплекта документов по технической инвентаризации имущественных комплексов разработана также целостная система документов технического описания, получаемых правообладателем по окончании работ: в первую очередь, это — Технический паспорт ИК. Для целей государственной регистрации прав на ПТК, в состав которого могут включаться как объекты одного, так и нескольких ИК (а также, при необходимости, и отдельно расположенные объекты), собственник получает выписку из всех технических паспортов имущественных комплексов и технических паспортов отдельно расположенных объектов, именуемую «Сводная техническая документация на ПТК». Для случаев государственной регистрации прав на отдельные объекты, расположенные на земельном участке ИК, но являющиеся самостоятельными объектами подлежащих государственной регистрации прав, на них выдается Выписка из технического паспорта ИК.

В соответствии с упомянутым Положением об организации в РФ государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности данные документы являются достаточными для внесения сведений в Единый государственный реестр объектов градостроительной деятельности (ведение которого Постановлением Правительства РФ от 04.12.2000г. №921 поручено Госстрою РФ), а также являются необходимыми, в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 года №122-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, №30, ст. 3594), для представления в учреждения юстиции для государственной регистрации прав и сделок.

Помимо названной технической документации, содержащейся в Приложениях 1-3, комментируемая работа содержит детальное описание порядка ее заполнения, в том числе особое внимание уделено внесению технических параметров включаемых в ИК или ПТК оборудования, устройств и установок. Несомненно, что значительную помощь в этой части работ для инвентаризаторов окажет имеющаяся у правообладателя проектная и техническая документация.

Принятый документ характеризуется еще одной новизной: в силу специфики промышленных объектов газовой отрасли, а также для упрощения работы инвентаризаторов, в нем приведен примерный перечень имущественных комплексов и отдельных объектов — составных частей системы газоснабжения. До настоящего времени ни в одном документе такого ранга подобного перечня не приводилось.

Кроме того, в работе определены и субъекты инвентаризации. Настоящим Порядком техническую инвентаризацию и описание имущественных комплексов поручено проводить организациям технической инвентаризации. Для случаев технической инвентаризации комплексов, расположенных на территории двух и более субъектов РФ, генеральным подрядчиком работ является непосредственно ГУП «Ростехинвентаризация» Госстроя РФ.

В документе также предусмотрено, что настоящий Порядок является единым и обязательным к применению всеми специализированными государственными унитарными предприятиями и учреждениями (службами, управлениями, бюро) технической инвентаризации на территории РФ; издание любых иных методических работ по данному вопросу организациями технической инвентаризации субъектов РФ и муниципальных образований не допускается.

В заключении хотелось бы сделать следующие выводы:

1. Повышение эффективности газовой промышленности с объективной необходимостью требует более точного правового определения статуса многообразных объектов собственности, используемых в отрасли.

2. Разработка новых подходов и принципов технической инвентаризации, соответствующей документации, в частности в газовой отрасли, тесно связана с решением целого ряда правовых вопросов, что обусловливает необходимость привлечения к такой сложной и объемной работе все большего числа научных и практических работников, а также рассмотрения проблемы на законодательном уровне.

3. Особенности технической инвентаризации недвижимого имущества в газовой отрасли обнаруживают назревшую необходимость отражения специфики «промышленной» недвижимости в документах, регулирующих вопросы регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.