Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 1 (6) 2001г

Развитие земельно-имущественного комплекса города Москвы

На вопросы редакции отвечает первый заместитель премьера Правительства Москвы, руководитель Комплекса имущественно-земельных отношений города О.М.Толкачев

Вопрос. Олег Михайлович, каковы на сегодняшний день проблемы развития земельных отношений в городе, накладывает ли на них отпечаток разгоревшаяся дискуссия о разграничении государственной собственности на землю?

Ответ. Есть два уровня вопроса: региональный и касающийся Российской Федерации как государства в целом.

Первый, с точки зрения правительства Москвы, представляется достаточно ясным. Нашу позицию мы будем всячески отстаивать, пропагандировать, объяснять, защищать. Мы исходим из того, что земля в Москве — государственная собственность субъекта Федерации — г.Москвы, за исключением земли под Кремлем. Земля на сегодня используется достаточно эффективно. Например, в прошлом году платежей разных видов от использования земельных участков получено около 5 млрд.руб.

Действует достаточно мощная система Московского земельного комитета (Москомзема). Сделан Кадастр земельных участков. Земельные вопросы находятся в сфере внимания Московского правительства, и Московской городской Думы.

Все федеральные учреждения и министерства, которые расположены в городе, имеют оформленные договоры. Поэтому нет необходимости срочно что-то менять.

Но вопросы есть, вопросы серьезные. Например, вопрос о покупке и продаже земли. Мы провели эксперимент, его результаты совпали с нашими предположениями. Поэтому поспешность в принятии нормативных документов о продаже или о принудительном изъятии земли не нужна.

Другая проблема — использование земли предприятиями. У многих предприятий накопилась задолженность за землю. Предприятия в силу своих экономических проблем не могут заплатить эти деньги. Мы предлагаем вернуть этот долг или акциями предприятия, или теми земельными участками, которые используются не для основного производства, участки, отведенные под свалки, под различные внутризаводские склады. Передача этих земель городу позволила бы создать необходимые 500-метровые санитарные зоны. Есть проблема вывода предприятий из центра города. Это тоже земельный резерв. Есть проблема переселения колхозов и совхозов, которые, как ни странно, есть на территории города. В частности, «Горьковец», тепличное хозяйство в Марьинском парке. На этом месте будет построен новый микрорайон, а тепличное хозяйство будет перенесено в другое место. Вот какого рода проблемы у нас возникают — реальные, не придуманные. Это то, что касается Москвы.

Теперь то, что касается Земельного кодекса. Это фундаментальный вопрос для России. По моему мнению, вряд ли удастся на сегодняшний день принять единое, прописанное во всех деталях законодательство для всей России, потому что земли в различных регионах сильно отличаются и по назначению, и по режиму использования, и по наличию природных ресурсов. Одно дело городские земли, насыщенные коммуникациями, где есть, например, метро. Другое дело земли в тундре. Свои особенности у землепахотного хозяйства.

Думаю, нормальный путь — это принять рамочное законодательство с детализацией по регионам. И лучше потратить лишние полгода, год или даже три года, но получить качественные законы.

Вопрос. Какая работа ведется в Москве в отношении объектов незавершенного строительства, находящихся в федеральной собственности?

Ответ. Проведено совместное заседание правительства Москвы с коллегией Минимущества России, определены принципы управления федеральной собственностью в части незавершенных объектов на территории г.Москвы. Таких объектов на сегодня более 170. Создана совместная комиссия, ее возглавляет Министр имущественных отношений РФ. Мы выделили часть объектов, которые Москва могла бы получить в собственность. Сейчас это предложено рассмотреть правительству и включить в инвестиционную программу на следующий год. Тогда эти объекты будут достроены за счет денег Москвы, а потом, после достройки, будет произведено разделение долей пропорционально вложенным средствам. Стоимость недостроенного объекта может составлять 30% от его стоимости в достроенном виде, тогда 70% — это вложения Москвы. Или 90% конечной цены может составлять стоимость недостроенного объекта и 10% его достройка, ну тогда 9 к 1 его разделят после завершения строительства объекта. Вот так будет. Такие объекты есть. Например, один из таких объектов — недостроенный «Дом книги» около метро Новые Черемушки. Там уже лет 16 или 18 стоит этот объект, он имеет высокую степень завершенности, но не достроен. А ведь это очень большие площади. Там было несколько договоров, этот объект принадлежал нескольким министерствам в разное время. Последнее — это Министерство печати. Были несколько договоров с фирмами, которые брались объект достраивать, но все договоры и сроки сорваны. Понятно, зачем туда шли эти фирмы. Объект большой, около метро. Решили сделать рынок на первых этажах. Денег у фирм на достройку не было. Философия была такая: «несколько лет рынок подержу, денег заработаю, потом меня выгонят, но деньги-то я с собой унесу».

Сейчас Минимущество России с этим разобралось и разобралось благодаря нам. И так там удивились и ужаснулись, что имеется 170 объектов незавершенного строительства. Но сейчас комиссия отработала предложения по каждому из объектов, как его достраивать. Вот по этому объекту принято решение выставить его на торги с участием в них Москвы. При довольно понятных условиях — закупка двух печатных машин для перевода типографии в это здание. Но тот, кто вложит деньги, получит в собственность часть этого здания. Конечно, недострой давний, порядка двух десятков лет, поэтому вносить придется значительную сумму, причем не только в достройку, но, может быть, даже часть объекта сносить придется. Например, коммуникации там пришли в негодность за это время. Сложный вопрос, но интересный. И государству надо заключать договор не с какими-то лоточниками, которые никогда не смогут достроить объект, поскольку у них денег таких нет, а с нормальными строительными организациями, с нормальным заказчиком. Ну, например, с правительством Москвы.

Вопрос. Из области межбюджетных отношений. Есть ли планы погасить задолженность федерального центра перед Москвой путем передачи объектов федеральной собственности?

Ответ. Правительством РФ в декабре прошлого года признано, что существует задолженность федерального центра перед Москвой в размере 6 млрд.руб., это субвенции за исполнение столичной функции. Это те доходы, которые Москва недополучает, например, от посольств, находящихся на ее территории, в виде оплаты земли и т.п. Эти деньги должны быть компенсированы Москве путем передачи акций федеральных предприятий на сумму 6 млрд.руб. Сейчас такая работа идет, опять же работает соответствующая комиссия. Список таких предприятий у нас имеется, их примерно 100. Первые 27 предприятий согласны. Правительство готово их передать, мы готовы их принять. Сейчас нашли оценочную компанию, решаем вопрос об оплате этой оценки. И в ближайшее время, я думаю, получим акции на указанную сумму.

Вопрос. Скажите, в каком процентном соотношении распределяются доходы города от аренды земли, от приватизации унитарных предприятий и от аренды нежилых помещений?

Ответ. Этот вопрос рассматривался два дня назад на заседании правительства Москвы. Планировали мы доходы в размере 8,5 млрд.руб., получили 10,5 млрд.руб.: 4,9 млрд. руб. — от земли; 4,7 млрд.руб. — от имущества, чуть меньше 1 млрд.руб. — от продаж. Из доходов от имущества при плане 3 млрд.руб. мы получили 3,7 млрд.руб. Любопытно сравнить динамику арендных платежей. Вот, например, за прошлый год при плане 3 млрд.руб. получили 3,7 млрд.руб. На 2001 год у нас запланировано получить 5,3 млрд.руб. от аренды помещений. Любопытно также эти цифры сравнить с показателями по России. По всей России планируется получить доходы от аренды помещений в 2001 году 2,7 млрд.руб., т.е. в два раза ниже, чем планы по Москве. Что касается получения дивидендов от долей, то по плану на прошлый год первоначально у нас была сумма 100 млн.руб., но в середине 2000 года мы ее увеличили до 162 млн.руб. Реально получили по дивидендам 233 млн.руб. Здесь мы добились значительного прироста плана. На этот год запланировано получить 250 млн.руб. от дивидендов. Но мы надеемся подойти по этим показателям к 350 млн.руб. Около 100 млн.руб. получили в виде доходов от государственных унитарных предприятий. Если два года назад эти доходы измерялись миллионами рублей, то сейчас они составляют 0,5 млрд.руб. В этом году мы планируем получить порядка 1 млрд.руб. Если все сложится удачно, то в этом гоу мы должны получить 12, 4 млрд.руб. от работы с имуществом. А вообще в ближайшие 2-3 года нам надо выходить на объемы 18-20 млрд. руб. Эти цифры вполне реальны. И это платежи с возвратных источников, т.е. это доходы не от продаж, а от эксплуатации собственности.

Вопрос. Сейчас наблюдается тенденция к сокращению количества унитарных предприятий. С Вашей точки, зрения какие предприятия можно было приватизировать?

Ответ. У нас работает комиссия по рассмотрению вопроса об унитарных предприятиях. Возглавляет ее мэр Москвы Ю.М.Лужков, я в этой комиссии являюсь его заместителем. Пока в течение прошлого года сократили количество предприятий с 1750 до 1200. Сейчас мы хотим довести число таких предприятий до 900-950. На наш взгляд, оптимальное число — это 650-700. Мы в этом вопросе не гонимся за какими-то цифрами и по каждому предприятию разбираемся отдельно. Но пока видим, что количество этих унитарных предприятий сейчас все же еще велико. Некоторые из них дублируют друг друга, выполняют те функции, которые должна выполнять власть. Сейчас у нас создан реестр унитарных предприятий по каждому округу, по всем департаментам. Ведется четко спланированная работа, касающаяся качественных требований к этим унитарным предприятиям. Например, те предприятия, которые не сдают отчеты, не приносят прибыль, будут ликвидированы. При такой динамике работы к концу текущего года мы должны выйти на 700-800 унитарных предприятий. И на этой цифре, скорее всего, процесс стабилизируется. Что касается доходности, то она еще пока невелика, но и не нулевая, как это было в предыдущие годы.

Вопрос. Расскажите подробнее о результатах эксперимента по продаже земли в г.Москве.

Ответ. Я считаю, что эксперимент выявил ту ситуацию, которая заранее прогнозировалась. Про эксперимент довольно сложно сказать, удался он или нет. Здесь мы не ставили себе задачу получить как можно больше денег или распродать как можно больше земли. Задача была — четко и ясно оценить перспективы такой работы на территории Москвы, приобрести опыт. Эксперимент показал, что сейчас горячиться с распродажей земли в Москве не стоит. Продолжать этот эксперимент мы будем, в частности, при строительстве «Сити», на это у нас имеется разрешение московской городской Думы. Проведенный эксперимент можно назвать успешным в том плане, что он показал отсутствие необходимости сегодня распродавать землю, это мы ясно увидели. Если говорить о том, сколько денег мы заработали на этом эксперименте, то все проданные участки были реализованы по цене выше стартовой. В этом смысле эксперимент прошел успешно. С другой стороны, конечно, хотелось бы получить побольше денег от этой продажи.

Встреча с О.М.Толкачевым состоялась 09.02.2001 г.