Журнал "Право и инвестиции"

Номер 3-4 (48), Декабрь 2011.

Механизм обеспечения конкурентоспособности региональной промышленности: отраслевой и инвестиционный аспекты (на примере Ульяновской области)

Дейкун Т.А., Заместитель Председателя Правительства Ульяновской области, Асмус О.В., Министр экономики Ульяновской области, Жигалова О.В., Министерство экономики Ульяновской области

***

На примере Ульяновской области авторы определяют цели региональной политики. Суть эффективной структурной перестройки в экономике регионов заключается в таком преобразовании структуры, при котором обеспечивается повышение эффективности местного хозяйственного комплекса, улучшение на этой основе качества жизни населения. Использование региональных преимуществ позволит достичь основной стратегической цели развития региона, которая заключается в устойчивом развитии всей производственной системы и обеспечении конкурентоспособности региональной экономики в долгосрочной перспективе. Предложены методы регулирования органами государственной власти структурных сдвигов в экономике региона.

Ключевые слова: конкурентоспособность, промышленность региона, инвестиции, конкурентные преимущества, специализация.

***

Региональная политика в отношении конкретных субъектов в значительной степени основывается на характере специализации регионов, которая обусловлена возможностью производить на своей территории определенные виды продукции в значительных объёмах при низких затратах труда и трансакционных издержках, а также развивать отрасли, продукция которых является конкурентоспособной на межрегиональном рынке.

Каждый субъект должен иметь схему размещения производительных сил, которая, в свою очередь, должна отражать не только наличие факторов производства, не только абсолютные и относительные преимущества региона, но и раскрывать возможности обеспечения этих преимуществ.

При этом каждый регион должен специализироваться на производстве и реализации именно того товара, по производству которого он (регион) обладает абсолютным преимуществом. В то же время регион не должен отказываться от производства и тех товаров, в отношении которых он не обладает абсолютными (и относительными) преимуществами, поскольку в противном случае это приведет к увеличению объемов производства и потребления товаров в сотрудничающих регионах.

Эффективность региональной экономики основана на том, что регионы должны вывозить продукцию интенсивного использования избыточных факторов производства, а ввозить продукты интенсивного использования дефицитных для себя факторов. К примеру, Ульяновская область имеет большой дефицит капитала и избыток рабочей силы, следовательно, она должна специализироваться на производстве и вывозе трудоёмкой продукции. К тому же регион обладает большими площадями сельскохозяйственного назначения, следовательно, он должен быть заинтересован в увеличении объёмов внутреннего экспорта аграрной продукции.

Напротив, те регионы, которые характеризуются наличием большого объёма функционирующего капитала (в том числе научно-технического), должны ориентироваться на вывоз капиталоёмкой продукции.

В настоящее время многие регионы имеют ряд проблем, касающихся развития различных сфер народного хозяйства:

  • возрастная структура основных фондов промышленности (фактор, который в значительной мере сдерживает развитие экономики области);
  • недозагрузка производственных мощностей, вследствие чего основные средства затрачиваются не на модернизацию и расширение производства, а на поддержание производственных мощностей на существующем уровне (поддержание недозагруженных производственных площадей предприятий резко увеличивает себестоимость произведенной продукции);
  • дефицит квалифицированных кадров, умеющих работать в современных условиях (без притока новых кадров, способных управлять в условиях острой конкуренции, невозможно улучшение экономического положения предприятий).

В данном случае именно специализация ресурсов и регионов помогает в значительной степени решить эти проблемы.

Основной производящей отраслью в Ульяновской области является отрасль промышленности, которая представляет собой многоотраслевой комплекс с преобладанием обрабатывающих производств. Они обеспечивают около 77% промышленного производства области.

Промышленное производство вносит наибольший вклад в ВРП региона — около 30%. По итогам 2010 г. объём промышленного производства составил 144,3 млрд руб. и удвоил своё значение относительно 2005 г. (73 млрд руб.). К 2013 г. планируется, что объём промышленного производства Ульяновской области возрастет в 3 раза (к 2005 г.) и составит более 247 млрд руб. Индекс производства в ближайшие годы будет расти на 5-7% ежегодно.

В структуре промышленного производства на долю производства транспортных средств и оборудования приходится 27%, а на долю производства пищевых продуктов — 14%. Третье место в структуре промышленного производства занимает производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования (9%). Доля добывающего сектора в промышленном производстве Ульяновской области незначительна (3,7% промышленного производства). Таким образом, можно сделать вывод, что регион характеризуется умеренной специализацией.

В 2011 г. Ульяновская область, несмотря на достижение докризисного уровня производства в 2010 г., составляет конкуренцию регионам Приволжского федерального округа (ПФО). В 2011 г. индекс промпроизводства занимает 4-6-е места в рейтинговой таблице ПФО. Опережение среднероссийского уровня достигает 9%. Такие высокие показатели были достигнуты благодаря правильно выбранной специализации производства.

Таким образом, на примере региона можно сделать вывод, что развиваются те отрасли, продукция которых является конкурентоспособной как на внутреннем, так и на внешнем (региональном) рынке.

Необходимым условием функционирования отраслей специализации является участие в территориальном обмене (вывозе) произведен­ной продукции, а также большие масштабы и эффективность производства. Отраслям специализации принадлежит решающая роль не только в производстве и вывозе продукции за пределы региона, но и во влиянии на размещение производительных сил (районообразующая функция отрасли), т.к. именно эти отрасли выполняют на территории (страны, района и т.д.) роль ядра, притягивающего к себе вспомогательные обслуживающие и другие дополняющие производства. Таким «ядром» в Ульяновской области является авиастроительный кластер. В Ульяновске находится один из крупнейших в Европе авиационных заводов — «Авиастар-СП». Развитие данного кластера определяет и наличие в области высококвалифицированных специалистов в данной области, и развитие и расширение сопутствующих производств, для которых в данном регионе имеются наиболее благоприятные условия.

Размещаясь в определенном экономическом районе, предприятия данной отрасли путем комбинирования и кооперирования связываются с предприятиями других отраслей этого же экономического района, таким образом осуществляя взаимосвязи между всеми отраслями народного хозяйства региона. В итоге обеспечивается рост основных экономических показателей и повышается уровень социальной стабильности (создание новых рабочих мест; достойная занятость, в том числе населения сельской местности; повышение уровня доходов населения и пр.). В этой связи особая роль принадлежит кластерному подходу, который в настоящее время получает всё большее признание ещё и в связи с тем, что он основан на принципах территориального размещения производительных сил.

Одним из главных условий кластеризации, а также ключевым ресурсом развития региона является доступность рабочей силы. Относительно высокий уровень развития человеческого капитала обеспечивает предприятия квалифицированной рабочей силой. В особенности это важно для тех регионов, которые ориентированы на производство трудоёмкой и наукоёмкой продукции.

Одна из важнейших предпосылок экономического возрождения России — стабилизация и рост производства во всех отраслях, на каждом отдельно взятом предприятии. Однако, в отличие от планово-административной, в условиях рыночной экономики нужен рост не любого производства и любой ценой, а только конкурентоспособного. Сегодня в России проблема конкурентоспособности и участие в её решении государства стоит очень остро.

Заинтересованность предприятий в результатах своей деятельности усиливает необходимость повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, что требует совершенствования работы всех служб и подразделений хозяйствующего субъекта. Конкурентоспособность выступает важнейшим фактором обеспечения безопасности объекта, т.е. его выживания в «суровых условиях действительности» и его последующего эффективного развития.

Инструментарием для решения стратегических задач повышения конкурентоспособности может служить комплексный подход по разработке и построению модели конкурентоспособности региона. Целью такой разработки является правильное определение конкурентной стратегии, согласованной с условиями каждой конкретной отрасли, навыками и капиталом, которыми обладает регион.

На сегодняшний день обеспечение условий для цивилизованного и динамично развивающегося рынка, создание конкурентоспособности — ключевой элемент в числе региональных приоритетов любой страны, важнейшая функция государственного регулирования экономики. Благополучие региона может быть оценено по пяти показателям в расчете на душу населения: размеру ВРП, величине производственных ресурсов, величине природных и человеческих ресурсов, уровню прямых инвестиций в экономику региона.

В настоящее время в регионе проводится активная политика повышения конкурентоспособности экономики. Уже сейчас можно сказать, что в целом Ульяновская область к 2005 г. в реальном исчислении по основным отраслям экономики имеет положительную динамику. В 2010 г. объём ВРП в номинальном выражении возрос в 2,3 раза по отношению к 2005 г. и составил порядка 185,3 млрд руб. По итогам 2010 г. регион вышел на докризисный уровень ВРП, даже с превышением почти на 1% (100,9%).

В целом все отрасли экономики Ульяновской области до 2009 г. развивались в пределах тех ориентиров, которые были запланированы изначально. Ежегодно прирастали темпы промышленного производства (101-111%), строительных работ (113-180%), торговли (104-120%), инвестиций (111-138%), сельского хозяйства (102-115%), ввода жилья (104-126%) и т.д. В Ульяновской области проводится активная работа по привлечению инвесторов, открытию новых производств и соответственно созданию новых рабочих мест. Если в 2008-2009 гг. в области было около 10 тыс. рабочих мест, то в 2010-2011 гг. — более 20 тыс. мест. Достигнуть такого показателя планируется за счёт реализации ряда крупных инвестиционных проектов в регионе, реализации ведомственной целевой программы содействия занятости населения на 2011-2013 гг.

В итоге, благодаря эффективно проведённой инвестиционной политике, рейтинг социально-экономического развития Ульяновской области среди регионов ПФО, начиная с 2005 г., сменил тенденцию последних мест на более высокие позиции. В 2005 г. регион занимал 12-е место, в 2007 г. — 9-е место. Даже в условиях минувшего кризиса регион вышел на высокую 6-ю позицию, а по итогам 2010 г. занял беспрецедентно высокое 5-е место, а по отдельным ключевым показателям, таким как индекс промышленного производства, — 1-е место в рейтинге ПФО.

На современном этапе развития конкурентоспособной экономики региона необходимо выстроить систему государственной поддержки отраслей и отдельных товаропроизводителей в соответствии с установленными показателями её оценки. Особое внимание следует обратить на финансовые преимущества региона, под которыми подразумеваются не только благоприятный инвестиционный климат, но и эффективная финансовая система.

На сегодня отсутствует выгода бюджета региона от обеспечения инвестиционной привлекательности, т.е. инвестиционная привлекательность регионов не поощряется федеральным центром. Считается, что предоставление различного рода привилегий и льгот способствует притоку финансовых ресурсов в региональный бюджет. На самом же деле, предоставление льгот и привилегий приводит к снижению совокупных доходов.

К тому же регионы с неэффективной экономикой получают различного рода дотации, субвенции на поддержку своих отраслей; а те регионы, которые пытаются «держаться на плаву», быть инвестиционно привлекательными, помощи из федерального бюджета не получают. Необходимо учитывать данный «негативный» инвестиционный аспект, поскольку это тормозит развитие большинства регионов, не являющихся дотационными.

Перед каждым муниципалитетом в регионе необходимо поставить в качестве одной из приоритетных задачу по организации работы над инвестиционной привлекательностью самих муниципалитетов и региона в целом.

Следует отметить, что для повышения инвестиционной привлекательности категорически недопустимо лоббирование интересов компаний-застройщиков своего региона, а также обременение инвесторов объектов социальной сферы различными инициативами и мероприятиями по поддержке региональных спортивных команд, мероприятий и т.д.

На сегодняшний день одной из серьёзных методологических ошибок при реализации инвестиционной политики в регионах является практически полная ориентация экономических показателей на получение максимума экономического эффекта в инвестиционных программах без учёта других факторов, реализуемых вследствие её проведения. Целями же должны являться: структурное изменение технологического уровня действующего производства, прирост производственных мощностей (в зависимости от потребностей по экстенсивному или интенсивному типу), решение социально-экономических и экологических проблем.

Целями региональной политики должны являться:

  • поддержка базовых отраслей и предприятий путём осуществления структурной перестройки аграрной экономики региона;
  • обеспечение наиболее полного и эффективного использования предприятиями отрасли имеющегося природно-климатического, производственного и социального потенциала;
  • формирование системы инвестиционной привлекательности путём разработки региональных программ стимулирования частных отечественных и иностранных инвестиций, предоставления в приоритетных для региона отраслях дополнительных налоговых и других льгот инвесторам;
  • системное использование бюджетных и инвестиционных ресурсов региона на важных направлениях.

Современная структура экономики, которая сложилась в прежних политико-экономических условиях, является носителем качеств, позволяющих выполнять определенную совокупность функций. Нередкой является ситуация, когда сложившаяся структура экономики выступает фактором его инерционного развития, не позволяет формировать необходимый бюджет, привлечь инвестиционные ресурсы. Регионы оказываются «заложниками» сложившейся структуры хозяйства, которая зачастую вступает в противоречие с перспективными целями и задачами развития, объективно является препятствием на пути комплексного социально-экономического развития, повышения качества жизни местного сообщества.

Сущность эффективной структурной перестройки в экономике регионов заключается в таком преобразовании структуры, при котором обеспечивается повышение эффективности местного хозяйственного комплекса, улучшение на этой основе качества жизни населения. Отсюда возникает проблема построения системы приоритетов среди направлений структурных преобразований экономики. Такая система могла бы повысить эффективность работ по выявлению проблем экономики, обусловленных структурными диспропорциями, по обоснованию целей и направлений преобразований.

Мы предлагаем следующие методы регулирования органами государственной власти структурных сдвигов в экономике региона:

Прямые методы:

  • совершенствование системы государственных закупок для региональных и муниципальных нужд, в том числе внедрение системы электронных торгов, создание условий по максимальному размещению государственного и муниципальных заказов на предприятиях региона;
  • предоставление преференций предприятиям, в том числе сельскохозяйственным, за счёт средств регионального бюджета;
  • предоставление государственных гарантий инвесторам, в том числе гарантий при закупке техники и оборудования, технологий, новшеств и прочие меры.

Косвенные меры:

  • проведение протекционистской политики в федеральных органах государственной власти с целью получения для предприятий региона контрактов на поставку продукции для федеральных государственных нужд; централизованного государственного финансирования и инвестиций, в том числе в рамках федеральных программ, инвестиционного налогового кредита, освобождения (полного или частичного) от уплаты налогов, отсрочки или рассрочки налоговых платежей в федеральный бюджет для крупнейших проектов, способных стать регионообразующими; гарантий Правительства страны для инвесторов; возмещение из областного бюджета части процентной ставки по кредитам;
  • содействие предприятиям региона в расширении рынка сбыта продукции через развитие внутриобластной кооперации, экономических связей с другими субъектами РФ, внешнеэкономических связей с иностранными государствами;
  • содействие предприятиям, участвующим в российских, международных тендерах;
  • информационная поддержка при осуществлении рекламной, выставочной деятельности с участием представительств региона в других субъектах;
  • содействие развитию инфраструктуры инновационной деятельности региона.

Часть мер в субъектах ПФО уже реализуется. В то же время следует признать, что чёткой, логичной системы мер по совершенствованию структуры экономики во многих регионах пока не выработано.

Дальнейшую работу по структурной перестройке системы региональной экономики представим в виде следующих последовательных этапов.

Мероприятиями вступительного этапа должны стать:

  • мониторинг структурных сдвигов в производственной сфере экономики региона, состояния и уровня применяемых технологий, определение отраслей и предприятий, не утративших в современных условиях конкурентных преимуществ;
  • выявление ограничений роста конкурентоспособности, устранение которых позволит получить максимальный эффект с точки зрения выхода на рынок и активного импортозамещения (что позволит обеспечить региону продовольственную безопасность);
  • мониторинг внутреннего и внешнего рынка, позволяющий оценить масштабы существующего и перспективного спроса на различные виды продукции.

Реализация вышеуказанных мероприятий позволит провести инвентаризацию процессов производства, обеспечит качественную основу определения потенциальных возможностей как выпуска дополнительных видов продукции, пользующейся спросом, так и развития производственной кооперации на территории региона, округа, Российской Федерации и международных рынках.

Реализация структурной перестройки экономики региона предполагает также три основных этапа.

Первый этап — оптимизация региональных материальных балансов ввоза и вывоза продукции и услуг. Экономической базой этого этапа являются имеющиеся региональные социальный, производственно-экономический, природно-климатический, экологический и ресурсный потенциалы.

На втором этапе должны решаться задачи стимулирования спроса на инвестиционные ресурсы со стороны предприятий региона, содействие максимальному участию региональных производителей в реализации инвестиционных проектов, содействие справедливому распределению капитала между перерабатывающим, сельскохозяйственным и торговыми секторами. Результатом должно стать оживление производства в отраслях, смежных с традиционными (это обеспечит регион сравнительными преимуществами), улучшение финансово-экономического положения предприятий, что позволит им активизировать инвестиционную деятельность и начать программы модернизации производства, расширяя спрос на продукцию отраслей.

Важнейшей задачей второго этапа является создание экономических условий, обеспечивающих переход от второго этапа, связанного с привлечением и эффективным использованием инвестиций, к третьему — непрерывному инвестиционно-инновационному процессу.

Основными задачами третьего процесса являются:

  • содействие развитию научного и производственно-технологического потенциала предприятий региона, включая фундаментальную науку и систему подготовки кадров для поддержания конкурентоспособного уровня хозяйствования и перехода на более совершенные методы организации производства и управления экономикой;
  • стимулирование низкозатратных и высокотехнологичных производств.

Использование выявленных региональных преимуществ позволит достичь основной стратегической цели развития региона, которая заключается в устойчивом развитии всей производственной системы и обеспечении конкурентоспособности региональной экономики в долгосрочной перспективе.

Литература

1. Алтухов А.И. Научные основы межрегиональных и межгосударственных продовольственных связей. М., 2001.

2. Кистанов В.В. Региональная экономика России: Учебник. М., 2002.

3. Концепции стратегии социально-экономического развития регионов РФ // Материалы Минрегионразвития РФ, представленные на заседании Правительства РФ 30.06.2005.

4. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. М., 2000. 5. Портер М. Конкуренция: Учебное пособие. М., 2000.

ДЕЙКУН Татьяна Александровна. 14 лет проработала в системе сельского строительства. В 1993 г. поступила на государственную службу в налоговые органы. В 2005-2008 гг. - заместитель руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области. С 2009 г. - заместитель Председателя Правительства Ульяновской области, координирует работу Министерства экономики, Министерства финансов и Департамента государственного имущества и земельных отношений области.

АСМУС Олег Владимирович. Доктор экономических наук. В 1997-2004 гг. - старший преподаватель в Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии. С 2004 г. работает в Администрации и Правительстве Ульяновской области. С 2009 г. - Министр экономики Ульяновской области.

ЖИГАЛОВА Оксана Валерьевна. Кандидат экономических наук. В 2000-2010 гг. работала в Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии, с 2009 г. - в Ульяновском государственном университете. С 2010 г. - консультант в Министерстве экономики Ульяновской области.