Журнал "Право и инвестиции"

Номер 3-4 (48), Декабрь 2010.

От главного редактора

Бочков С.О., главный редактор

Нет нужды перечислять экономические проблемы — они известны. Но однозначного понимания, как их решить, нет. С одной стороны, ситуация усложняется глобализацией: разные правительства действуют каждое по-своему, частный капитал перетекает из одних стран в другие, движимый собственным интересом, обостряются вызовы безопасности, истощаются ресурсы. С другой стороны, задачу долгосрочного развития экономики невозможно решить только на основе тактических практических шагов. Необходима общая модель, «парадигма», в рамках которой планируется развитие, определяются приоритеты и цели.

Идет соревнование разных экономических идеологий, подходов к целям и средствам экономического развития. Какая даст лучший результат, какая учтет все детали и «турбулентности», обеспечит приемлемый результат для всех? На сегодня найти оптимальную идеологию не удается. Играют роль разные факторы. Многие субъекты начинают выступать по «оппортунистическим» сценариям, расшатывая систему в целом. Новые вызовы нарастают быстрее, чем удается ответить старым. Проблемы исчерпания ресурсов и экологического коллапса только отодвигаются на более позднее время, но не находят решения.

Когда не удается выработать удовлетворительную экономическую идеологию, естественно поднять вопрос в более широком контексте — а на какие стороны, особенности развития личности и общества должна ориентироваться экономика? Должна ли экономическая политика служить, подчиняться стремлению людей потреблять больше и разнообразнее, работать меньше, не соизмеряя свой доход с реальным доходом общества в целом и других людей?

Логика экономики требует переориентироваться на человеческое личностное измерение, не служить максимизации потребления (например, в терминах ВВП), а искать такой вектор экономического развития, при котором создается благоприятная среда для всестороннего (в том числе духовного) развития личности, сбережения населения, обеспечения соразмерности между частным трудовым вкладом, общим общественным доходом, экологической нагрузкой и доходом каждого человека.

Поскольку ничто не может заставить человека поступиться своими материальными интересами, кроме страха или личных убеждений, живя в свободном обществе, надо основывать экономику на нравственных принципах, соответствующих мировоззрению людей. Экономическая политика начинает определяться тем, какие мировоззренческие принципы заложены в ее основу.

Состязание идей, идеологических концепций — это больше, чем конкуренция личных амбиций политиков, материальных интересов групп населений или корпораций. Важно, насколько экономическая идея удовлетворяет всему спектру потребностей общества. Экономика должна учитывать и духовную безопасность общества и личности*.

Высказывались мнения о том, что православная традиция замедляет экономический рост страны, потому что не ставит достижение богатства главной целью. Рыночный западный мир достиг более высокого уровня развития, опираясь на иудейско-протестантскую этику. Сегодня мы видим, что китайский мир (включающий Китай, Гонконг, Тайвань, Сингапур), имеющий в основе конфуцианскую традицию подчинения интересов личности интересам государства, показывает удивительную динамику.

Не должна ли традиционная православная традиция уйти из общественной, экономической жизни, уступив место прагматизму? Не место ли православной этике лишь в частной жизни отдельного человека, в религиозных структурах, но не при выработке экономической политики?

Это вопрос мировоззренческого выбора, национальной идентичности, ориентации на долгосрочное развитие страны, в которой должны быть условия для свободного духовного развития человека.

Ориентация на экономическое развитие лишь на основе материальных стимулов ведет к нарастающим проблемам экологии, неравномерности развития, бедности, нехватки продовольствия, исчерпания ресурсов, столкновений экономических интересов государств, которые не всегда могут быть разрешены мирным путем. Погоня за материальным опустошает внутренний мир человека, делает его в определенном смысле биороботом, утрачивающим подлинные радость и смысл жизни в ее духовном измерении.

Историческая наука уже делает шаги по рассмотрению процессов в контексте не только материальных интересов, но и духовного состояния общества. Так, в предисловии редколлегии к многотомнику "История Востока"** Института востоковедения РАН читаем: «В свое время через марксизм отечественные историки усвоили мысль, что история должна интересоваться не только великими личностями, войнами и завоеваниями, но в первую очередь жизнью и деятельностью широких народных масс. Но понимался этот тезис все же несколько односторонне — как преимущественное внимание к социально-экономическим процессам и к проявлениям классовой борьбы. Сейчас нам стало яснее, что важную роль в детерминации исторических событий играют также идущие в глубине массового сознания социально-психологические и духовные процессы».

Экономическая наука пока не нашла соответствующие подходы***, но должна будет их выработать для того, чтобы адекватно отражать духовный фактор процессов экономического развития стран и вырабатывать верные решения для политиков.

Работа на перспективу в экономической политике означает выработку таких решений, создающих условия для гармоничного развития личности, труда как созидания ценностей и создания благ для людей, а не только заработка. Необходимо (правовыми средствами) обеспечивать такие «правила игры» в экономике, чтобы доходность инвестиционных инструментов была соизмерима с реальным ростом выпуска продукта, чтобы были экономически выгодны те сферы деятельности, которые обеспечивают базовые потребности общества, поддерживают саморазвитие человека через творческий труд. Во многом это перекликается с «инновационным путем развития».

В долгосрочном плане выиграет та страна, в которой будет выше уровень развития «человеческого капитала», где экономика будет ориентирована на народосбережение и обеспечение позитивной перспективы в жизни каждого человека, в том числе возможностей его духовного роста, обеспечения его духовной безопасности.

В основе экономической модели — человек. Но человек духовный и человек бездуховный — это, по сути, два разных вида людей. У них разные свойства, разное поведение, разные жизненные установки и мотивации. Со снижением уровня духовности людей государство становится слабым. Надо создать условия, чтобы духовных людей становилось больше, чтобы среда способствовала совершенствованию людей, а не их падению (как это было в отдельные периоды нашей истории).

В Своде нравственных принципов и правил в хозяйствовании (принят 05.02.2004 на VIII Всемирном русском народном соборе, одобрен 09.09.2004 Межрелигиозным советом России)**** указывается: «Не забывая о хлебе насущном, нужно помнить о духовном смысле жизни. Не забывая о личном благе, нужно заботиться о благе ближнего, благе общества и Отчизны», ставится задача «создавать такой экономический уклад, который поможет гармонично реализовывать как духовные устремления, так и материальные интересы личности и общества».

Хозяйственная деятельность в масштабах государства должна базироваться в том числе на духовных ценностях, установках, традициях. В рамках такого подхода найдут решение и многие частные проблемы — от достижения национального согласия по вопросам развития, уменьшения разрыва между бедными и богатыми до формирования инновационной системы, самоочищения управленческого аппарата от коррупции. Многое шаги в этом направлении делаются, и они должны быть продолжены. Это один из главных вопросов экономической политики.

*Согласно «Концепции национальной безопасности РФ» система национальных интересов России определяется совокупностью основных интересов личности, общества и государства; интересы личности состоят… в физическом, духовном и интеллектуальном развитии; интересы общества включают в себя… духовное возрождение России.

**История Востока. М., 1997. Т. 1. Восток в древности. С. 12.

***Впрочем, определенный задел есть. Отметим, в частности, книгу: Неэкономические грани экономики: непознанное взаимовлияние. Научные и публицистические заметки обществоведов / Рук. междисциплинарного проекта и науч. ред. академик РАН О.Т.Богомолов. М.: Институт экономических стратегий, 2010. 800 с.

****Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2004. № 4. С. 8-12.

Главный редактор,
Председатель движения «За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей»
С. О. Бочков