Журнал "Право и инвестиции"

Номер 2 (47), Ноябрь 2011.

Из выступления на Съезде Союза машиностроителей России

Путин В.В., Председатель Правительства Российской Федерации

…В российском машиностроении, включая предприятия оборонно-промышленного комплекса, занято более 3 млн человек. От результатов вашей работы в конечном счёте зависят, без всякого преувеличения, судьба всей экономики и благополучие миллионов и миллионов наших граждан.

В ближайшее десятилетие по объёму валового внутреннего продукта Россия должна войти в число 5 ведущих экономик мира. Конечно, речь идёт не о гонке за процентами, а о качественном развитии, построенном на инновациях, росте эффективности и в традиционной индустрии, и в так называемых новых отраслях производства, в новых секторах.

Нам нужно диверсифицировать экономику и снижать сырьевую зависимость (мы об этом много говорим: это одна из самых важных, ключевых задач развития в ближайшие десятилетия), модернизировать рынок труда, систему образования, создавать эффективные, высокопроизводительные и хорошо оплачиваемые рабочие места, реализовывать масштабные проекты и в энергетике, и в транспорте, и в коммунальной инфраструктуре, и в строительстве.

Важно учитывать и другой фактор. Сейчас в мире всерьёз заговорили о рисках и опасностях политики деиндустриализации. Уже понятно, что успешное существование образовательных, инжиниринговых, научных центров в отрыве от производственной базы — это иллюзорная такая будущность, иллюзия на самом деле.

Некоторые страны, которые увлекаются переносом производств в другие регионы мира, туда, где вроде бы подешевле на сегодняшний день производить единицу продукции, всё-таки сталкиваются с реальной угрозой ослабления своих позиций на мировых рынках. И наоборот, государства, которые ещё совсем недавно не могли похвастаться богатыми традициями в том же машиностроении, сегодня осваивают производство самых сложных образцов и видов оборудования, включая системы вооружения, соответственно, подтягивают и своё национальное образование, производственную культуру.

Для нас совершенно очевидно, что на территории России должна действовать вся технологическая и промышленная цепочка — от проведения исследовательских и конструкторских работ до изготовления комплектующих и крупносерийного выпуска конечной продукции.

Мы должны быть хозяевами на собственном внутреннем рынке. И не в последнюю, а, может быть, в первую очередь необходимо это в машиностроительной отрасли. А здесь у нас рынок оценивается в десятки триллионов рублей. И, конечно, необходимо играть заметную, а желательно, конечно, и ведущую роль на глобальных высокотехнологичных рынках товаров и услуг.

Для решения этой задачи недостаточно только укрепить производственную и научную базу, необходимо усиливать кадровый потенциал, настраивать систему профессионального образования. Надо увлечь молодёжь идеей технического прорыва, возродить престиж инженерного и квалифицированного рабочего труда.

Думаю, что не будет преувеличением сказать, что речь сегодня идёт о новой волне индустриализации. Конечно же, имею в виду высокотехнологичную индустрию XXI в., действующую на принципах свободного, конкурентного рынка, основанную на таких базовых экономических понятиях, как эффективность, рентабельность, рыночный спрос, окупаемость вложенных инвестиций.<…>

За прошедший год объём выпуска автомобилей на предприятии увеличился почти в 2 раза. 2010 год АвтоВАЗ завершил с чистой прибылью более чем в 2 млрд руб. Конвейер работает на полную мощность. Среднемесячная заработная плата в 2009 г. упала достаточно низко — где-то 18 тыс. руб. всего было. Сейчас уже 21,5 тыс.

И, должен сказать, АвтоВАЗ — не исключение. Производство автомобилей в России увеличилось вдвое. В структуре продаж доля легковых автомобилей отечественной сборки возросла с 40% до 70%.

Конечно, большую роль сыграла и государственная поддержка. В 2009-2010 гг., чтобы стимулировать спрос на этот вид техники, мы направили 65 млрд руб. на приобретение автомобильной и коммунальной техники для нужд федеральных, региональных и муниципальных органов власти, более 13 млрд руб. — на программу утилизации автомобилей и льготного кредитования.<…>

АвтоВАЗ показал, насколько важно было довести эту программу до конца текущего года, профинансировать все её компоненты, для того чтобы дать возможность предприятию реализовать все свои инвестиционные планы.

Почти 1,5 млрд руб. мы направили на субсидирование железнодорожных перевозок автомобилей на Дальний Восток. И более того, сейчас договариваемся с теми, кто производит автомобили, например, на Дальнем Востоке, чтобы обеспечить им рынок в европейской части России.

В этом году дополнительно выделяем, как я уже сказал, 5 млрд руб. на утилизацию легковых автомобилей. Всего на эти цели будет направлено из бюджета почти 19 млрд руб.

Как вы знаете, запускается программа по обновлению парка сельхозтехники. Первоначально выделим на неё 3,5 млрд руб. Сейчас идёт поиск наиболее оптимальной схемы её реализации, чтобы господдержкой смог воспользоваться и крупный, и средний сельхозпроизводитель.

Совсем недавно, в апреле, мы приняли решение применить схему утилизации при обновлении грузового автопарка Вооруженных Сил России. За счёт этого наши производители получат дополнительные заказы на 6 тыс. грузовиков: 4 тыс. — «КамАЗ» и 2 тыс. — «Урал».

В общей сложности за последние 2 года только из федерального бюджета в отечественное машиностроение, включая предприятия оборонно-промышленного комплекса, было направлено порядка 400 млрд руб. Эти ресурсы пошли на прямую помощь предприятиям, а также на субсидирование процентной ставки по кредитам, техническое перевооружение и предоставление госгарантий по кредитам, другие меры поддержки, которые позволили сохранить потенциал отрасли, заложить основы для развития.

Сегодня хорошие показатели роста демонстрирует не только автомобилестроение. За минувший год производство продукции увеличилось почти во всех секторах машиностроения и особенно — в тяжёлом и энергетическом машиностроении. В целом рост производства в отрасли составил почти 25% — неплохой показатель.<…>

Ещё до кризиса была проведена серьёзная инвентаризация отрасли, расставлены приоритеты, созданы крупные интегрированные структуры в судо- и авиастроении, в оборонном комплексе. Компания «Ростехнологии» ведёт консолидацию ключевых активов отрасли, находящихся в руках государства. Ещё раз хочу подчеркнуть: эта консолидация не является окончательной целью. Мы хотим провести ревизию, собрать всё живое, что есть, структурировать и потом постепенно выводить на рынок, но уже, конечно, по совершенно другой стоимости и с другими перспективами развития.

Сейчас совместно с бизнесом у нас есть чёткие планы действий практически во всех секторах машиностроения. Мы хорошо понимаем, какие инструменты будем использовать и для модернизации производства, и для расширения экспорта, и для развития наукоёмких технологий.

Продолжим политику стимулирования рыночного спроса на продукцию отечественного машиностроения, в том числе в полной мере будем использовать потенциал российской промышленности при реализации крупных инфраструктурных и энергетических проектов.

Например, именно так мы и поступаем при распределении подрядов в рамках соглашений о разделе продукции.

Для справки могу сказать, что доля российского участия за весь период реализации, скажем, сахалинского проекта или Харьягинского СРП (соглашение по разделу продукции) с 1996 по 2010 г. составила 60%. Это более 25 млрд долл. Степень участия российских поставщиков оборудования будет и дальше оставаться одним из основных критериев оценки эффективности реализации СРП.

За ближайшие 3 года наши энергетические компании планируют вложить в закупку нового оборудования 3 трлн 100 млрд руб.

В целом обновление основных фондов предприятий, в том числе и предприятий ТЭКа, должно происходить прежде всего за счёт отечественного оборудования, произведённого с максимальной локализацией комплектующих.

Считаю, что механизм проведения тендеров по закупке отечественного и зарубежного оборудования также может и должен быть усовершенствован. Если в нашей стране производятся соответствующие мировым стандартам образцы, то, безусловно, нельзя допускать преференции иностранным компаниям и поставщикам. Это совсем не значит, что их нужно выдавливать с рынка, но часто, к сожалению, преференциями они у нас пользуются большими, чем наши собственные производители.

Считаю, что в интересах наших предприятий надо расширить практику долгосрочных контрактов, страховать их исполнение со стороны государственных институтов развития, а при заключении контрактов предусматривать сервисное обслуживание и ремонт в течение жизненного цикла оборудования со стороны предприятий-поставщиков. И, безусловно, сами машиностроители обязаны обеспечить безусловное выполнение своих обязательств по этим контрактам и договорам.

Также подчеркну: вся продукция, выпускаемая российскими машиностроителями, должна соответствовать самым строгим требованиям промышленной безопасности и экологии. Мы будем продолжать работать над совершенствованием стандартов в этой сфере, чтобы не создавать лишних препятствий для развития предприятий. <…>

Ключевой вопрос — это основные фонды предприятий машиностроительного комплекса, значительная часть которых физически и морально изношена. При этом коэффициент обновления технологического оборудования, станков составляет не более 1% в год — ну очень мало, темп очень маленький! Парк технологического оборудования в стране насчитывает около 1,5 млн единиц и состоит на 90% из отечественных образцов.

Считаю необходимым уделить особое внимание развитию отечественного станкостроения. У нас его доля в ВВП страны ну просто очень маленькая — вы знаете, даже говорить не хочется, но тем не менее — в 10 раз меньше, чем в Китае или, скажем, Италии, в 15 раз меньше, чем в Германии. А между тем производство станков — это фондообразующая отрасль, которая обеспечивает технологическим оборудованием все стратегические сферы машиностроительного и оборонно-промышленного комплексов.

Здесь уже принят ряд решений: утверждена Концепция федеральной целевой программы «Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности на 2011-2016 годы». Сама ФЦП будет принята в самое ближайшее время.

На финансирование НИОКР по разработке новых видов станочного оборудования в текущем году будет направлено более 1 млрд руб.

Добавлю, что при модернизации нашей оборонной промышленности будем ориентироваться на отечественное станкостроение и приборостроение. Мы уже ограничили ввоз импортного оборудования для предприятий ОПК в том случае, если в России производятся аналогичные образцы.

В этой связи хочу подчеркнуть, что государственная программа вооружений, в объёме более 20 трлн руб. до 2020 г. должна стать важнейшим инструментом развития и обновления всего машиностроительного комплекса страны. Ещё 3 трлн руб. (вы наверняка многие слышали эти цифры) напрямую пойдут на техническое перевооружение предприятий, занятых в выполнении оборонного заказа. Но здесь, конечно, самый строгий спрос должен быть и за сроки, и за качество, и за конечную цену продукции.

В качестве меры поддержки предприятий различных секторов машиностроения будем применять механизмы субсидирования процентных ставок. Прежде всего по кредитам на технологическое перевооружение и реализацию инвестиционных проектов. В текущем году направим на эти цели более 8,5 млрд руб. Также продолжим помогать машиностроительному комплексу через привлечение ресурсов Внешэкономбанка и других институтов развития.

В полной мере будем использовать преимущества промышленной кооперации, формирования технологических альянсов, будем создавать стимулы для прихода в Россию ведущих мировых производителей. В этой связи отмечу, что объём прямых иностранных инвестиций в машиностроение в 2010 г. увеличился более чем в 1,5 раза — с 4,4 млрд до почти 7 млрд долл.

Как вы знаете, формируется специальный фонд для привлечения зарубежного капитала в экономику России, для софинансирования крупных совместных проектов. На формирование этого фонда мы в этом году за счёт дополнительных доходов бюджета направим 62 млрд руб. При этом наш принципиальный подход в выстраивании сотрудничества с зарубежными партнёрами — это высокий уровень локализации, о котором я уже говорил, и создание инжиниринговых центров. Нас, безусловно, не может удовлетворить роль лишь сборочного цеха мировых брендов. К 2020 г. на совместных машиностроительных предприятиях, работающих в России, должно создаваться не менее половины добавленной стоимости.

Буквально на днях мы утвердили концепцию организации производства в России дизельных двигателей нового поколения и их компонентов. Минпромторгубыло поручено начать работу над соответствующей стратегией, в рамках которой мы определим объём бюджетных и внебюджетных средств, выделяемых на данный проект. Распоряжением Правительства в апреле этого года планируется, что из федерального бюджета на эти цели в 2011-2015 гг. будет направлено 8 млрд руб., и ещё почти 6 млрд руб. выделит Внешэкономбанк.

Почему я заговорил об этом, и почему мы решили особо поддержать именно это направление? Думаю, что всем понятно: дизельные двигатели используются практически на всех видах транспорта, прежде всего в военной технике, а также в качестве аварийных и резервных источников энергопитания, так что наличие собственного производства — ноу-хау и в этом сегменте, без всякого преувеличения. Я лишний раз стараюсь о таких вещах не говорить, но здесь это уместно — это вопрос национальной безопасности.

Уверен, российский машиностроительный комплекс должен решать серьёзные задачи по увеличению объёмов экспорта, поэтому нам необходимо решить вопрос системной поддержки наших компаний, которые выходят на глобальные рынки.

Мы создаём Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций. Новая структура будет брать на себя часть финансовых рисков, помогать нашим экспортёрам наращивать свою конкурентоспособность. В этом году агентство сможет застраховать экспортные кредиты в небольшом пока объёме — до 1 млрд долл. руб. Небольшой, имея в виду потенциальные возможности нашего машиностроения. А уже к 2013 г. планируется обеспечить страховой поддержкой свыше 15% всего российского экспорта машин, оборудования и транспортных средств на общую сумму более 14 млрд долл.

И ещё о поддержке нашего экспорта. На совещании по развитию энергомашиностроения было дано поручение проработать вопрос о предоставлении иностранным заказчикам льготных кредитов на покупку российской энергетической техники. Кроме того, если мы предоставляем кредиты другим странам под крупные проекты, такие займы должны быть связанными, т.е. предполагать обязательную закупку нашего оборудования. Это касается не только энергомашиностроения, но и, разумеется, других отраслей машиностроения.

Эффективным, действенным механизмом по защите интересов российских производителей должны стать и механизмы таможенно-тарифного и нетарифного регулирования. Минэкономразвития и Минпромторгу уже дано поручение выработать согласованные предложения о мерах по защите российского рынка энергетического и тяжёлого машиностроения. Подчеркну, снижать пошлины нужно только на уникальное оборудование, которое не будет производиться в России в ближайшие годы.

С этого года, как вы знаете, мы работаем в рамках Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Это устанавливает определённые требования для наших машиностроителей. Сформированная к 2012 г. единая система техрегулирования станет важнейшим элементом промышленной политики и должна подтолкнуть бизнес к модернизации производства. При её разработке будет использован лучший мировой опыт, в том числе стандарты, принятые в Евросоюзе.

Создание Таможенного союза и единого экономического пространства открывают нашим предприятиям беспрепятственный доступ на рынки наших ближайших соседей. Это право, которое нужно активно использовать. <…>

Мы живём в эпоху, когда главным капиталом становятся знания и инновации. Сегодня в стоимости продукта доля высоких технологий доходит до 80%, и побеждает, конечно, тот, у кого есть своё видение развития, своё ноу-хау. <…> За ближайшее десятилетие нам необходимо поднять долю высокотехнологичной продукции в общем объёме производства с сегодняшних 12% до хотя бы 25%, а ещё лучше до 35%. Консервировать производства 1960-1980 гг. мы не можем себе позволить, это оставит нас навсегда в аутсайдерах. <…>

Государство призвано создать комфортные условия для разработки и внедрения инноваций, поддержать наших производителей на высокорискованном этапе научных и опытно-конструкторских работ, особенно там, где может быть создан собственный прорывной продукт, заделы для разработки радикальных новшеств.

Отмечу, что в рамках госпрограммы вооружений порядка 200 млрд руб. в год будет направляться на проведение НИОКР. На их базе будем создавать технологии двойного назначения, которые могут быть использованы и в оборонке, и в гражданских секторах экономики. Также дано поручение подготовить программу софинансирования расходов на НИОКР, которые проводят ведущие российские предприятия энергетического машиностроения. <…>

Мы работаем и над созданием общих площадок, на которых научные центры, производители и потребители конечной продукции машиностроения отрабатывали бы новые технологии изготовления и внедрения современного оборудования. Речь идёт прежде всего о так называемых технологических платформах. Такие площадки будут работать на принципах государственно-частного партнёрства. <…>

В то же время бизнес должен уделять особое внимание корпоративной науке, заниматься развитием самостоятельных исследовательских, проектных, конструкторских подразделений, создавать собственный научно-исследовательский потенциал.

Со своей стороны мы активно поддерживаем развитие кооперации российских высших учебных заведений и предприятий, напрямую предоставляем средства бизнесу, чтобы он реализовал совместные НИОКР с вузами. На эти цели в 2010-2012 гг. направляется 19 млрд руб. <…>

Мы сегодня создаём научно-образовательные комплексы мирового уровня — национальные исследовательские университеты. Этот статус присвоен, в том числе, и ведущим техническим вузам страны. На финансирование этого направления с 2010 по 2014 г. направим 45 млрд руб.

Но нам, конечно, не обойтись без помощи самих предприятий, предпринимателей. Бизнес должен понять, что нужно вкладывать средства не только в основные фонды и инновации, что, безусловно, крайне важно, но и в людей, прежде всего в подрастающее поколение, которое определит лицо отечественного машиностроения через десятилетия.

Образовательные программы и курсы вузов и учреждений начального и среднего профобразования должны быть разработаны под потребности компаний, а учащиеся и студенты должны иметь возможность проходить производственную практику на тех предприятиях, на которых они потом и будут работать.

По этому пути уже пошли некоторые образовательные структуры. Например, на базе филиала Казанского государственного технологического университета в Набережных Челнах создан образовательный кластер совместно с КамАЗом. Учреждения начального, среднего и высшего профобразования объединены в единую систему. Студенты филиала одновременно с обучением в вузе трудятся на разных рабочих местах и должностях на самом предприятии, которое выплачивает студентам дополнительную стипендию и заключает с ними договор о трудоустройстве по окончании обучения в высшем учебном заведении.

В Красногорском государственном колледже создаются методики углублённой индивидуальной подготовки студентов для завода им. С.А.Зверева. Начиная с первых курсов обучения, студенты участвуют в реальном производственном процессе. Практическая подготовка осуществляется под конкретные рабочие места на условиях оформления студентов в подразделения предприятия с гибким графиком и сокращённой трудовой неделей.

Такой опыт, безусловно, нужно внедрять повсеместно, в том числе в ходе подготовки специалистов в рамках так называемого прикладного бакалавриата. Будем также работать и над механизмом включения техникумов и колледжей в состав вузов. Это и есть так называемый прикладной бакалавриат — предложение наших экспертов, которое заключается в том, чтобы к вузам присоединять колледжи, техникумы, чтобы молодые люди могли там проходить подготовку по более высоким стандартам, а после двух лет, скажем, обучения получать уже специальность. Престиж можно было бы поднять — действительно, я считаю это вполне возможным, — престиж этого вида образования, вузы задействовать и совместить это с практикой. <…>

Работу по профподготовке необходимо начинать значительно раньше. Если вы помните, ещё в Советском Союзе была целая сеть технических кружков, где под руководством опытных наставников дети и подростки конструировали свои первые модели. Союз машиностроителей мог бы воссоздать такую сеть детских учреждений дополнительного образования. Думаю, что и регионы Российской Федерации, и муниципалитеты, конечно, вас поддержали бы. И конечно, технические вузы должны брать под своё крыло школы, стимулируя процесс профессиональной ориентации подростков.

Нужно воспитывать в подрастающем поколении интерес к изобретениям, созданию новых решений, страсть к научным открытиям. Это общая задача и системы образования, и средств массовой информации, и культуры. Ваш союз мог бы внести очень серьёзный вклад в эту совместную работу.

Необходимо повышать престиж труда учёных, инженеров, конструкторов, квалифицированных рабочих, а для этого необходимо создавать все условия для их работы и жизни.

Некоторые предприятия машиностроения, оборонно-промышленного комплекса активно реализуют программы поддержки молодых специалистов, вводят специальные денежные надбавки, выдают жилищные кредиты и сертификаты. <…>

Всей своей историей отечественное машиностроение доказало, что может обеспечивать технологическое превосходство нашей страны по ключевым направлениям развития. Поступательное движение вперёд не может быть обеспечено и достигнуто без машиностроения. У нас есть замечательные, яркие примеры научных и конструкторских триумфов и в ракетно-космической отрасли, и оборонной промышленности, атомном, энергетическом машиностроении. Я нисколько не сомневаюсь в том, что сегодняшний потенциал машиностроительного комплекса, возможности инженерных, конструкторских кадров, рабочих — этот потенциал дает нам право рассчитывать на такие же триумфы и прорывные проекты в будущем. Уверен, что так оно и будет.