Журнал "Право и инвестиции"

Номер 2 (47), Ноябрь 2011.

Материалы российско-французского форума "Государственно-частное партнерство в развитии региональной и муниципальной инфраструктуры"

Из выступления А.Вишара, "CDC Infrastructure"

Я представляю инфраструктуру, которая является 100%-м филиалом кассы Сберегательного банка, и эта структура является первым инвестором во Франции с точки зрения финансовой сберегательной политики, и эта структура – это та группа, которая содержит инвестиционные активы в инфраструктуре. У нас работает около 12 человек. Мы вкладываем в дорожную инфраструктуру, в городскую, в другие. Сегодня мы являемся одним из основных инвесторов, в частности, мы принимаем большое участие в развитии автодорог. Также мы являемся партнером французских предприятий в плане их международной деятельности. Я хотел бы также поблагодарить посольство Франции, которое предложило мне выступить на этом форуме с нашей точки зрения. Те вопросы, которые решаются сегодня на форуме, - это практические вопросы ГЧП, и мы, конечно же, расскажем о нашем французском опыте применительно к условиям России и с точки зрения также финансовых вопросов, то есть то, как мы это видим из Франции.

Сегодняшний форум свидетельствует о том, что мы как бы находимся в России, где мы уже не ставим вопрос об актуальности ГЧП, а ставим вопрос уже об их развитии. Поэтому мне здесь хотелось бы рассказать о тех уроках, которые мы извлекли из нашего опыта. Три таких размышления. Во-первых, ГЧП – это партнерство в области контрактов, договоров, в том, что касается Франции, то у нас уже есть эти формы, которые существуют с XVII-XIX века, то есть это инструмент, который был возобновлен, скажем, у нас с 2003 года, и речь шла о сотрудничестве между законодателями, между частными предприятиями, между Парламентом, банками. И в начале это было партнерство в области разработки законодательных и договорных положений. Это постоянная работа и это работа, которая требует совместных усилий, потому что в 2008 году, когда наступил известный кризис, французские законодатели захотели, скажем так, пожелали увеличить притягательность различных инструментов – финансовых, инвестиционных и так далее. Поэтому ГЧП – это постоянное, скажем так, поле деятельности, и тут, конечно же, нужно большое терпение, чтобы добиться успеха. Имея практический опыт в области ГЧП, говоря о тех, кто принимает решения на уровне государства о развитии каких-то процессов, каких-то контрактов и договоров, здесь инициатива должна исходить также и от партнеров в этом ГЧП, частных партнеров. В частности, что касается таких вопросов, как вопросы ЖКХ и так дальше. Поэтому, конечно же, это не инструмент для решения вопросов финансового партнерства, финансовых договоров, но это инструмент, который является важным. Здесь очень важное значение имеют совместные усилия, совместная работа с учетом тех сложностей, которые приходится решать партнерам, представителям государства и представителям частных структур. Естественно, все нацелены на успешный результат этого сотрудничества, необходимо здесь, чтобы все принимали самое активное участие: как государственные структуры, так и частные структуры. После того, как государственные структуры, государство примет все необходимые меры для активного развития процессов, контрактов, договоров в области ГЧП, устанавливается диалог и диалог с частными структурами. Здесь финансовый инвестор в отличие от наших партнеров, промышленных компаний, конечно же, у него особая роль в этих проектах, в этих договорах. Здесь необходимо, конечно же, учитывать интересы всех участников. Поэтому я хотел бы сказать, что необходимо обратить на это особое внимание. И конечно же, здесь инвесторы, государственные структуры являются как бы лучшими партнерами в рамках таких договоров.