написать письмо первая страница первая страница switch to english
Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка предприятий
Информационный сайт по недвижимости "Диалит-Недвижимость"
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 1 (46), Май 2011.

Выступление на расширенном заседании коллегии Федерального казначейства

Кудрин А.Л., Министр финансов Российской Федерации

У Федерального казначейства есть серьёзные результаты. Казначейство первым среди всех министерств и ведомств создало систему электронного оборота документов. Сегодня не надо приходить в казначейство, можно работать с ним на отдалении: идёт полный обмен всеми необходимыми документами. Все другие министерства могут брать пример. И всё-таки мы должны понимать, что время ставит новые задачи, необходимо совершенствовать и эту систему.

Одной из составляющих успеха работы в кризисные годы федеральных властей, особенно в ходе реализации антикризисной программы, была чёткая работа казначейства. Помню 1997-1998 гг., когда я пришёл в Министерство финансов, нам приходилось работать по доведению платежей через коммерческие банки, нужно было обеспечивать работу учреждений в условиях нехватки текущих средств, поступающих на счета Правительства, они распылялись на разных счетах. Сегодня работают единый счёт, стройная система платежей, решения доводятся одномоментно, в режиме онлайн, в любую точку Российской Федерации.

На первый взгляд малозаметная, роль Федерального казначейства была одной из ключевых в проведении антикризисной программы. В этом мы все потом убедились. Ключевым моментом была срочность выполнения всех решений. Большие задержки были при подготовке и принятии решений, а в доведении решений проблем не было.

Мы можем подводить итоги 2010 г. — первого года роста после кризиса, года отскока, как мы говорим. В первый год роста всегда легче добиться. Он идёт от меньшей базы. По доходам мы исполнили федеральный бюджет на сумму 8,303 трлн руб., по расходам — на 10,115 трлн руб. Цифры уточняются по мере сведения отчётов. Уточню цифру дефицита бюджета прошлого года. Ранее я говорил, что это около 3,9%. Теперь мы уточнили: 4,1%. Это связано с тем, что несколько меньше, чем мы брали в расчёт, оказался в номинальном выражении ВВП. Подоспели отчёты о расходах наших учреждений, за рубежом в том числе. И мы видим, что дефицит сейчас уже 4,1% — столько, сколько мы, в общем, примерно и предполагали с учётом более благоприятной конъюнктуры, связанной с ценами на нефть и более высокими доходами.

Мы ставим себе жёсткую задачу уйти в 2015 г. от дефицита бюджета. Пока, по предварительным оценкам, предполагаем, что берём за основу цену нефти в 2015 г. около 90 долл. за баррель. Это благоприятная цена — выше, чем она была в кризисные годы. В 2009 г. среднегодовая цена нефти была 61,1 долл., в прошлом году — 78,2 долл. Напомню, что в июле 2008 г. цена нефти была 139 долл. за баррель, а уже в декабре 2008 г. — 32 долл. за баррель. Это означает, что риски наших доходов от экспортной деятельности очень высокие для бюджета. Мы должны всегда иметь запас прочности для выполнения всех социальных обязательств государства и других программ, которые обеспечивают жизнедеятельность страны, поэтому нам нужно будет снижать дефицит. Большую часть расходов составляют в настоящий момент социальные расходы. Они индексируются своевременно с учётом инфляции, чтобы обеспечить сохранение в реальном выражении заработной платы, пенсий, пособий. Такая же индексация, как правило, касается таких, например, статей, как продовольствие, обеспечение которым осуществляется в больницах.

Сейчас работа идет в штатном режиме, запас прочности у бюджета даже с учётом указанного дефицита — хороший. Но мы должны учитывать, что в благоприятный период в ближайшие 3 года нам нужно постепенно сократить дефицит, чтобы оставаться настолько же уверенными в выполнении всех обязательств и позднее. В ближайшие годы предстоит сложная работа по сохранению такой сбалансированности.

Ещё один вывод из кризисного периода. В целом у нас неплохо сработала бюджетная система, она минимизировала последствия кризиса. В кризисные годы не снизились реальные доходы населения, мы смогли из бюджета поддержать ключевые отрасли экономики — от сельского хозяйства до крупных промышленных предприятий. Выделили дополнительные деньги малому бизнесу. Была проведена очень большая работа, и проведена оперативно. Были поддержаны банки через кредитные рычаги, как правило. Банковская система сейчас заработала, стала увеличивать кредитование экономики. Вроде бы всё сработало, мы принимали своевременные меры, но есть одна позиция, по которой мы существенно отстаём в части эффективности в таких же ситуациях от других стран. Речь идёт об эффективности работы институтов — прежде всего институтов власти, институтов рынка, сложившейся практики применения законодательства. Всё это не позволяет до конца эффективно довести наши решения до исполнения. Идут сбои в системе управления, идут сбои в доведении решений, чёткости их исполнения. На этом этапе мешают бюрократия, коррупция.

Работа самих институтов является очень важной и ещё пока до конца не решённой проблемой. Вот казначейство является одним из тех органов, который формирует новые институты. К таким институтам относятся в том числе гласность и открытость. Казначейство, обеспечивая выполнение публичных обязательств, своевременно вывешивает на сайтах всю информацию, повышая тем самым открытость и гласность деятельности Правительства. Например, наш общероссийский сайт государственных закупок. Он администрируется Федеральным казначейством. Это один из важнейших институтов, который создан за последние годы. С того момента, когда каждое министерство вывешивает данные о том, что оно хочет купить, как и по каким ценам, как сложился тендер, — с этого момента начинается общественный контроль за государственными расходами. И мы приветствуем все общественные организации, добровольных экспертов, которые анализируют эти тендеры. Да, кто-то с издёвкой, кто-то с удивлением, кто-то с научными целями, но такая работа указанных организаций и экспертов заставляет оборачиваться и оглядываться наши министерства и ведомства, вывешивающие иногда удивительные вещи на сайтах по своим закупкам. Это один из ведущих институтов открытости и гласности, создаваемый в нашей стране. Налаживается диалог, создаётся обратная связь, формируется общественное движение.

1 января взят новый рубеж этой гласности. Теперь на этом сайте вывешиваются все закупки субъектов и муниципалитетов. Мы вместе с Минэкономразвития проводили эту работу. На последней стадии отказались от создания каких-то специальных органов или агентств, для того чтобы вести этот сайт. Значительную часть работы взяло на себя казначейство. Сегодня хочу сказать вам спасибо! Знаю, как много сделали присутствующие в зале сотрудники казначейства для внедрения этого общероссийского единого сайта к 1 января. Если бы не было своевременно и чётко это сделано, то начались бы «заторы» при закупках. Прежде всего обеспечивается работа госорганов и муниципалитетов по работе с этим сайтом, работа коммерческих структур с ним. Вот вам пример формирования одного из ведущих институтов развития страны, создающего новую атмосферу при анализе государственных расходов. Ведь если не будет такой обратной связи, то будет ещё меньше доверия к расходам государства и, особенно, к повышению налогов. Все должны понимать, куда эти налоги идут, используются ли они рационально и эффективно.

Нам сейчас надо будет реализовывать и другие части государственной программы эффективности бюджетных расходов. Данная программа утверждена, она определяет задачи развития всей финансовой системы. Определены среднесрочные задачи, в выполнении которых должно будет принять участие и Федеральное казначейство. Будет продолжаться реформа системы бюджетных платежей. Надо будет добиться проведения всех государственных платёжных операций через единый счет Федерального казначейства в Банке России, переведя многочисленные банковские счета бюджетов в учётную систему казначейства. Вся эта работа будет проходить в плановом порядке до 2017 г., когда счетов вне казначейства уже не останется и будет один единый счёт казначейства в ЦБ. 2017 год — год 100-летия Октябрьской революции. Когда мы все счета переведём, это будет вторая, на этот раз позитивная революция. Она будет означать качественно новый уровень эффективности управления государственными финансами.

Произойдёт минимизация количества участников национальной платёжной системы, увеличится скорость обращения денежных потоков, снизится стоимость государственных платёжных операций. В результате Центральный банк должен будет закрыть свои центры, которые обслуживают бюджеты субъектов. Предполагаю, что где-то 20 тыс. сотрудников Центробанка можно будет сократить. Казначейство даже с учётом запланированного 20% сокращения возьмёт эту работу на себя. Можно к вашему сокращению прибавить сокращение численности ЦБ и почувствовать, какая будет глобальная экономия. Сейчас численность казначейства — 56 тыс. человек. Вам нужно сократиться на 20%, и ещё добавьте 20 тыс. сокращение в ЦБ. Такую эффективность не показывает ни одно министерство или служба.

Формируется ещё одна система, повышающая эффективность госрасходов — АСУГФ, автоматизированная система управления государственными финансами. Она позволит анализировать финансовые потоки, вычислять эффективность расходов, исходя из полученных результатов. Сегодня мы работаем в системе доведения платежей, а теперь ставим следующую задачу — увидеть результат и сопоставить с расходами на его достижение. Это будет ещё одна маленькая революция, ведь сейчас часто выясняется, что министерства и ведомства неправильно спланировали, объект оказался дороже, цены оказались выше. А теперь мы будем это видеть, создав систему анализа эффективности государственных расходов, применив новые методики анализа расходов, будем более оперативно разрабатывать рекомендации по повышению эффективности.

У нас эффективность бюджетных расходов ещё низка. Эффективность начинается с планирования, с вопроса о том, должно ли вообще государство эти расходы осуществлять. Сегодня неэффективность госрасходов начинается с того, что мы пытаемся иногда подменять частный сектор, говорим о том, что у нас ещё инвестиционный фон недостаточно хороший, инфляция ещё высокая, ставки процентные. Поэтому отечественным предприятиям надо создать сопоставимые конкурентные условия с зарубежными партнёрами — значит, им нужно помочь, просубсидировать бизнес. Например, у нас есть программа развития сельского хозяйства. Половина её — это субсидии на уменьшение процентной ставки по кредиту. Половина средств уходит на субсидирование, просто на борьбу с инфляцией. То же самое при поддержке промышленности: там как минимум треть расходов связана не с НИОКР, а с субсидированием процентных ставок, т.е. мы сначала не удерживаем инфляцию, а потом часть бюджета наполняем расходами по борьбе с ней же. Этот замкнутый круг должен быть разорван.

Сначала нужно убедиться в адекватности планируемых госрасходов, чётко разграничить полномочия. Каждый должен отвечать за своё. Например, мы не очень хорошо выполняем работу по созданию инфраструктуры или поддержке науки, зато более чем на триллион рублей поддерживаем субсидии субъектам РФ по выполнению их функций. Это ещё один рубеж неправильного распределения расходов. Из-за этого нарушается ответственность за результат между государством и бизнесом, между федеральным уровнем и субъектами РФ. Дальше мы начинаем планировать результат внутри министерств и ведомств. Как правило, министерства и ведомства сначала для обоснования больших трат показывают «планов громадьё», потом по мере формирования самой концепции эти результаты немного сдуваются, а по ходу выполнения они сдуваются уже очень сильно. И в этом смысле планирование — один из ключевых моментов повышения эффективности.

Когда средства спустили, вступает в силу 94-ФЗ. Вроде как трудно с ним спорить, потому что всё делается по тендеру, всё хорошо, только цены почему-то высокие. Например, цены на поддержку дорожной сети в России составляют от 27 до 55 долл. на 1 км, а в Финляндии, северной стране с очень похожим на наш климатом, — 9,5 долл. Направляем Росфиннадзор — выясняется, что тендеры проведены правильно, цена определена по закону, не могут ни к чему придраться. Но ведь проблема очевидна — значит, мы медленно меняем системы администрирования такого рода тендеров, такого рода расходов. Очевидные, бросающиеся в глаза вещи не исправляются своевременно.

Следующий этап, когда всё вроде бы хорошо было сделано, — обнаруживается нецелевое использование или просто хищение. Вступает в работу Счётная палата — это уже последняя стадия анализа всех процессов, когда уже нужно за руку хватать. Но если изначально всё было неверно спланировано, то вообще-то и хватать некого, ведь всё по плану сделано, тендеры хорошо проведены. В этой связи повышение эффективности является ключевой задачей работы бюджетной системы.

Возвращаюсь к задачам казначейства. Уже говорил об оптимизации его численности. Она будет происходить на фоне улучшения технического обеспечения, запуска новых информационных систем. Это компенсирует нагрузку на вас. Часть экономии от сокращения численности пойдёт на премирование и вознаграждение сотрудников. В целом ещё раз хотел бы отметить высокую эффективность работы казначейства.

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях).

Материал из журнала "Право и инвестиции". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию Вы можете узнать на сайте журнала. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83171. Подписной индекс в каталоге «Газеты.Журналы» Роспечати – 82831. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319. (C) 1999 - 2014 "Право и инвестиции".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100