Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 1 (46), Май 2011.

Из выступления на церемонии открытия Всемирного экономического форума

Медведев Д.А., Президент Российской Федерации

…Нынешний форум проходит в тот момент, когда многие склонны говорить об окончании мирового финансового кризиса. В то же время очевидно и то, что не всё так просто. Период сверхбыстрого развития привёл к тому, что очень многие подвержены эйфории. Кризис всех отрезвил. Мы справились со значительной частью его симптомов, но только с частью. И пока не найдена новая модель роста, экономическое развитие будет медленнее, чем всем нам того хотелось бы.

При этом важные уроки в последние годы нам преподносила не только экономика. Современная цивилизация технологически весьма совершенна, во всяком случае, если сравнить её с тем, что было ещё 100-200 лет назад. Но достаточно одной природной аномалии или технологической ошибки, чтобы целые регионы оказались на грани экологической катастрофы, а континенты были отрезаны друг от друга, как в прошлые века. Извержение вулкана в Исландии, крупная авария на нефтяной платформе в Мексиканском заливе, аномальная жара, которая была в прошлом году в России, катастрофические наводнения, снегопады, которые происходили в различных уголках мира, все это заставляет задуматься о хрупкости человеческого могущества на Земле.

Я считаю, что медлить в этом плане дальше опасно. И речь не только о том, чтобы завершить давно идущие, долгоиграющие климатические переговоры (хотя это сделать нужно обязательно) — речь и о том, чтобы создать общую систему мониторинга окружающей среды и опасных объектов, а также общую систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Россия выступала с такой инициативой. И я рассчитываю на то, что наши партнёры также согласятся с тем, что этот вопрос уже давным-давно перезрел.

Сегодня очень нужны новые идеи, способные изменить мир к лучшему, идеи, которые затем обретут силу требований к практической политике и станут стандартами современности для государств, для работы бизнеса, для общественного развития и отношений между странами.

Если говорить о безопасности, Россия некоторое время назад высказала свои конкретные предложения о заключении нового договора о европейской безопасности. Я думаю, что такие темы могут обсуждаться везде, и это было бы полезно и здесь, на экономическом форуме в Давосе.

Сегодня действия политиков, международные отношения и принципы регулирования всё меньше успевают за прогрессом. В то же время часть людей, часть политиков продолжает жить фантомами «холодной войны», увлекается примитивными силовыми амбициями. Но именно в этот период значительная часть людей, уже почти миллиард человек — давайте вдумаемся в эту цифру — пользуется социальными сетями, впервые в истории человечества, тысячелетней истории, общается друг с другом непосредственно, находясь на самых разных континентах. Это поражает.

Современный мир становится, как принято говорить, всё более плоским, стирает формальные границы и барьеры. Благодаря интернету создаются сообщества людей, находящихся в разных странах, но объединённых одним делом или одной идеей, и ни одно национальное правительство не может претендовать на полноту влияния на такие сообщества. Может быть, это и к лучшему. С похожими факторами столкнулся и бизнес.

Но есть и опасная сторона этих процессов, порой они служат очень важным инструментом для экстремистов, которые разжигают этническую и религиозную ненависть, для торговцев наркотиками и оружием, для террористов. Эти проблемы тоже усиливаются, и не видеть этого нельзя.

Одновременно всеобщая связанность должна стать мощнейшим драйвером экономического роста, а любые попытки разорвать эти связи, например, ограничение свободы интернета или распространения инноваций, я думаю, это сегодня понимают все, приведут мир к стагнации. Россия не будет поддерживать инициативы, которые ставят под сомнение свободу в интернете, разумеется, свободу, которая основана на требованиях морали и законодательства.

Наша задача — использовать все возможности, чтобы сделать наш новый мир, который подавляющее большинство граждан будет считать и миром более справедливым, мир, в котором успех определяется в большей степени талантом и трудом, чем тем, в какой семье кто-либо родился, мир, где миллиарды людей смогут общаться друг с другом напрямую, мир, где люди не боятся власти, а международные отношения свободны от двойных стандартов и лицемерия, где проще, эффективнее и лучше работать друг с другом, работать вместе. Тем более что во многих странах пришло к власти новое поколение лидеров — политиков, которые сформировались уже после окончания «холодной войны». И мы, в данном случае я имею в виду Россию, можем обсуждать и реализовывать наши мечты вместе, мы к этому готовы. Всё это должно заставить нас двигаться к более высокому уровню прозрачности и координации наших действий. <…>

Чтобы построить такой мир, мы должны опираться на целый ряд известных принципов, о которых мы порой забываем. Я назову их. Этих принципов, на мой взгляд, несколько.

Во-первых, это стратегический долгосрочный подход к решению проблем. Простые, а зачастую популистские решения в 90 случаях из 100 оказываются неверными, а, может быть, и худшими из тех, которые могут только предлагаться. Один из таких ярких примеров — это склонность решать все экономические проблемы при помощи национализации, в том числе национализации финансовых институтов.

Действительно, в период финансового кризиса многие государства об этом задумались и многие государства на это пошли, в том числе государства с весьма развитой либеральной экономикой. У нас ещё недостаточно развитая экономика (я имею в виду российскую экономику), но мы от этого воздержались. Я считаю, что это было сделано абсолютно правильно. Уверен, что в большинстве случаев возможно найти варианты разрешения кризиса в рамках частного сектора, а в долгосрочной перспективе это является и более эффективным.

Второе. Это реализм и готовность жить по средствам. Во время кризиса лопнули многие пузыри, не только финансовые, но и пузыри иллюзий, самонадеянности. Я думаю, мы все понимаем, никто из нас не застрахован от надувания новых таких пузырей. Право на риск необходимо, это часть свободной экономики. Но это право должно быть уравновешено соответствующей частью ответственности. Право на чрезмерный риск должно быть у предпринимателей, у граждан, вне всякого сомнения, у учёных, но в пределах разумного, конечно. Но его не может быть у государств и у мира в целом — права на чрезмерный риск.

Реальность сегодняшнего дня во многих развитых странах составляет кризис суверенного долга, бюджетные дефициты и, несмотря на это, неготовность сокращать бюджетные расходы. Такая ситуация чревата для мира новыми экономическими и политическими кризисами. Кстати, весьма показательным в этом плане является вчерашнее ежегодное послание Президента США о положении в стране, где было сказано о замораживании бюджетных расходов в Америке на 5 лет. Это серьёзная мера.

В-третьих — это глобальное партнёрство и его правильная организация. Как бы ни было сложно отказываться от практики единоличных и узкогрупповых интересов, это необходимо делать. Создание «двадцатки», говорю об этом абсолютно искренне и откровенно, я считаю огромным шагом вперёд. С одной стороны, чем больше стран сидит за круглым столом, тем сложнее согласовывать точки зрения, тем больше на это уходит времени, но с другой — тем качественнее получаются эти решения. И я надеюсь хотя бы до какой-то степени «двадцатка» это продемонстрировала.

Мы готовы использовать все существующие методы работы, но эффективность работы той же самой «большой двадцатки» должна стать на порядок выше. От дискуссий, пусть и очень интересных, необходимо переходить к решению конкретных задач. Их много. И мы кое-чего добились, в конце концов, определили развитие международных финансовых институтов, таких, как МВФ и Всемирный банк. Это хорошо. Но очень многого мы не сделали. <…>

Очевидно, что прежние принципы регулирования в сфере интеллектуальной собственности уже не работают, особенно в сети интернет. Это грозит коллапсом всей системе авторских прав. Поэтому, на мой взгляд, уже на ближайшей «двадцатке» нужно поставить этот вопрос в повестку дня и предложить мировому сообществу новые решения, которые затем должны быть сформулированы в виде международных конвенций. Россия свои предложения сделает.

Одновременно нужно развивать новые лидерские альянсы. Важно, чтобы смоделированная экономистами когда-то группа БРИК приобрела свой авторитет, статус реально действующей организации в будущем. Мы, во всяком случае, намерены расширять работу в этом формате, с этого года к нему присоединяется Южная Африка. Теперь уже не БРИК, но БРИКС. Это страны, которые имеют все шансы быть лидерами глобального развития, брать ответственность на себя. Я полагаю, что одну из идей можно было бы реализовать уже в ближайшее время, а именно включить валюты БРИКС в корзину специальных прав заимствования МВФ (SDR).

И, наконец, четвёртое — это разнообразие. То, что в сегодняшнем мире сосуществуют различные модели рыночной экономики и национальной модели демократии, — это достоинство, а не недостаток. Кризис показал, что даже те модели, которые казались совершенными, испытали настоящее потрясение и понесли большие потери, поэтому одноформатный мир, на чём бы он ни был основан, полон рисков. Многоформатный мир эти риски компенсирует, даёт возможности адаптироваться к новым вызовам.

Несколько слов о России. Россию часто критикуют, иногда критикуют заслуженно, иногда абсолютно незаслуженно, упрекают в недостатке демократии, авторитарных тенденциях, слабости правовой и судебной системы. Мы сегодня такие, какие мы есть. Хотел бы сказать, что у России, действительно, хватает трудностей и в построении правового государства, и в создании современной эффективной экономики. Россия в наибольшей степени столкнулась с вызовом в виде терроризма и экстремизма. У России хватает социальных проблем, хотя за последние годы их стало меньше. Наконец, Россия, а стало быть, все, кто принимает решения в России, не застрахованы от обычных ошибок. Но следует понять одну очевидную вещь: у нас, действительно, происходят важные изменения, важные общественные изменения, и мы, действительно, развиваемся, мы, действительно, идём вперёд. В частности, борьба с коррупцией, модернизация судебной и правоохранительной сфер, несмотря на то, что, может быть, мы здесь еще не достигли впечатляющих успехов, — это наши реальные попытки улучшения инвестиционного климата в нашей стране и качества жизни в России. Действительно, ещё раз скажу, мы не достигли пока выдающихся успехов, но мы полны решимости действовать дальше. Мы учимся сами, и мы готовы принимать дружеские советы. Но вот поучать, конечно, нас не надо — надо работать вместе.

Ощущения людей, их социальные оценки, самочувствие — это, может быть, главный показатель успешности развития страны. Устойчивая убеждённость граждан в том, что они живут в демократическом государстве, честный диалог между властью и гражданами — это ключевые признаки современной демократии, зачастую прямой демократии. Качество и эффективность этой демократии зависит не только от политических процедур и институтов, но и от того, насколько власть и гражданское общество способны слышать друг друга. Мало обладать собственной свободой, надо уважать свободу другого. Этот принцип справедлив и для отношений между демократическими государствами.

Я также убеждён, что демократия будет развиваться благодаря экономической модернизации. Примитивная сырьевая экономика не может гарантировать улучшения качества людей, особенно в будущем, а значит, не способна обеспечить и устойчивость нашей демократии. Чтобы не подвергнуться угрозам популизма, демократия должна иметь надёжную базу в виде развитой экономики, общество самостоятельных и независимых людей.

Та стратегия модернизации, те принципы, которые мною были обозначены, вполне соответствуют только что сказанному. Сегодня я остановлюсь на новых возможностях, которые даёт модернизация для успешного ведения бизнеса в России, даже несмотря на трудности. Для краткости я назову 10 пунктов.

1. Некоторое время назад я инициировал программу, беспрецедентную за последние годы программу приватизации крупных государственных активов. Перечень стратегических предприятий в России сокращён в соответствии с моим указом в 5 раз. За ближайшие 3 года будут приватизированы пакеты акций ведущих компаний банковского, инфраструктурного и энергетического секторов на общую сумму в десятки миллиардов долларов. При этом доходы бюджета для нас не самоцель, хотя они и важны, но главное — это повышение эффективности самих компаний, улучшение конкурентных условий ведения бизнеса в нашей стране. Именно поэтому к управлению приватизацией нами привлечены ведущие мировые банки.

2. В ближайшее время будет создан специальный суверенный фонд, который разделит риски с иностранными инвесторами путём совместных инвестиций в проекты модернизации нашей экономики.

3. Мы рассчитываем на получение существенных выгод от развития российского финансового сектора. Именно поэтому я хотел бы ещё раз объявить в этом зале, что мы не будем вводить в этом финансовом секторе специальные налоги, наоборот, с 01.01.2011 отменен налог на доходы от реализации ценных бумаг при осуществлении долгосрочных инвестиций. И в этом плане наша позиция несколько отличается от точки зрения наших партнёров, в том числе по «двадцатке».

Мы не намерены дополнительно ограничивать финансовую деятельность. Напротив, мы хотим максимально расширить возможности для финансовых институтов. Именно с этой целью реализуется проект превращения Москвы в международный финансовый центр. Он должен стать не только ядром российской финансовой системы, но и катализатором развития финансовых рынков всего постсоветского пространства, а также, надеюсь, Центральной и Восточной Европы. Для этого уже сделаны первые практические шаги.

Я надеюсь, в частности, что с этого года иностранные компании смогут заимствовать и привлекать капитал на российском рублёвом рынке. Этот проект имеет и глобальное значение, является важным инструментом интеграции России в мировую экономику. Добавлю, что мы работаем над повышением эффективности судебной системы для финансовых компаний, которые будут работать на площадках московского финансового центра.

4.Мы создаём новые крупные рынки с едиными правилами регулирования, чтобы сделать их привлекательными для инвесторов. Россия уже давно готова к вступлению в ВТО. Я рассчитываю, что этот процесс наконец-то завершится в этом году. Все мои партнёры мне это обещали. За ним последует присоединение к ОЭСР. Наконец, мы работаем над созданием общего экономического пространства с Евросоюзом. Оно будет основано на принципах неделимой безопасности, свободы движения людей, капиталов и товаров на единых технических стандартах.

Совсем недавно мы сформировали Таможенный союз с Беларусью и Казахстаном. Ускоренно формируем вместе с ними Единое экономическое пространство по модели, близкой к европейской. Все эти процессы значимы. Они не противоречат друг другу, а, надеюсь, будут помогать. В конечном счёте, мы двигаемся к тому, чтобы создать единый рынок от Атлантики до Тихого океана — огромный рынок, на котором всем должно быть выгодно работать.

5. Мы создали и продолжаем активно формировать новые возможности для инновационного предпринимательства и венчурного бизнеса, венчурных инвестиций. Я предложил закон, который даёт право университетам открывать предприятия с использованием интеллектуальной собственности. Он уже действует. Таких компаний создано уже около 1000. В этом году полностью заработает законодательство, которое делает более удобным венчурное финансирование.

Самым крупным нашим проектом в этой сфере должен стать инновационный центр «Сколково». Его участниками в этом году станут десятки крупных и малых предприятий, работающих в разных частях России. Все они получат специальные преференции. И я уверен, что мы можем ожидать появления новых глобальных брендов, которые родятся в России в ближайшие годы, а вовлеченность иностранного бизнеса, иностранного инновационного бизнеса в этот процесс повысит наши шансы на успех.

6. Дополнительные возможности для бизнеса создаёт наша масштабная программа энергоэффективности. Мною утверждены чёткие количественные ориентиры и реализуются пилотные проекты во многих регионах страны. Любые новые проекты должны отвечать самым современным требованиям к эффективности использования энергии. Такие стандарты либо уже установлены, либо вскоре будут введены в действие.

Не менее важно для России с учётом её особого энергетического места, чтобы энергетический сектор стал одним из главных двигателей инноваций. Именно с этой целью модернизация будет осуществляться с помощью глобальных партнёрств, основанных на обмене активами. Кроме того, такие партнёрства будут одним из ключевых факторов энергетической безопасности, о которой мы ещё 5 лет назад сказали на саммите «восьмерки» в Петербурге. Сегодня здесь, в Давосе, а ранее, некоторое время назад в других местах были подписаны крупнейшие сделки этого года в этой сфере. Я рассчитываю, что новые альянсы Роснефти — это переход от слов к делу в этом направлении.

7.Мы будем в полной мере использовать механизмы трансферта технологий для модернизации российской промышленности. Совместная работа, обмен технологиями очень важны во всех сферах, включая, кстати, и оборонную сферу. Убеждён, что в перспективе они создадут новый уровень доверия общей безопасности, существующей в мире. Вот почему мы особенно приветствуем создание российско-французского консорциума по строительству вертолетоносцев класса «Мистраль».

8.Мы реализуем масштабную программу распространения широкополосного интернета по всей России и готовы предоставить возможности для любого законного бизнеса с его использованием. Самым важным государственным проектом, которым и мне приходится заниматься, является интеграция банковских и публичных услуг на основе универсальных платёжных карт. Развитие электронных платежей, государственных закупок и услуг удобно людям, обычным людям, нашим гражданам, и удобно бизнесу. Ну и, наконец, это действенный инструмент в борьбе с коррупцией в нашей стране.

9.Мы понимаем, что успех модернизации — это комбинация десятков миллионов личных историй успеха, успеха наших граждан, сотен тысяч историй успеха бизнесменов, предпринимателей и специалистов со всего мира. В современном мире источник силы любой страны, её способности лидировать в глобальной экономике — это умные и образованные люди, которые наделены знанием, воображением, желанием творить.

В ближайшее десятилетие, я надеюсь, не менее десятка тысяч наших молодых учёных, инженеров, чиновников и профессионалов в других областях получат магистерские и докторские степени в ведущих университетах мира. Надеюсь, потом они займут ключевые позиции в российском бизнесе, в государственном управлении, в науке и образовании. Наша задача — сделать Россию более привлекательным местом для лучших умов мира. Я считаю, что это реалистичная задача — привлечь к нам на работу тысячи лучших учёных и инженеров со всего мира. Приток зарубежных специалистов нужен, прежде всего, для того, чтобы перенять опыт, создать питательную среду для творчества наших специалистов. Именно поэтому мы готовы пойти и на одностороннее признание, автоматическое признание дипломов и учёных степеней, полученных в ведущих университетах мира, сейчас такой проект прорабатывается. Хотел бы также отметить, что мною упрощён миграционный режим для приезжающих к нам высококвалифицированных специалистов. Представители бизнеса просили меня об этом, я это сделал.

10.Мы начали реализацию масштабных инфраструктурных проектов, в том числе получив право на проведение крупнейших международных спортивных соревнований. И это не просто прихоть отдельных любителей спорта — это реальный шанс обновить инфраструктуру, именно из этого мы исходили, сделать её удобной, прежде всего, для граждан, для бизнеса, для торговли. Все эти проекты будут основаны на частно-государственном партнёрстве. И, конечно, эти проекты — это просто способ развить отдельные регионы России, а соответственно, возможность для многих людей из разных уголков мира посмотреть на Россию, понять, наконец, что Россия, несмотря на свои текущие трудности, это открытая страна, которая уже стала частью мирового сообщества…