Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 4 (45), Декабрь 2010.

Выступление на Консультативном совете по иностранным инвестициям

Путин В.В., Председатель Правительства Российской Федерации

Уже почти год Консультативный совет действует в новом формате. По вашей инициативе совет взял на себя такую непростую роль, как сопровождение конкретных бизнес-проектов, а также серьёзно усилил свою экспертную работу, включая текущий анализ делового и инвестиционного климата, правоприменительной практики и административных процедур. Особую помощь эксперты совета оказали нам в вопросах, связанных с созданием условий для привлечения в российскую экономику квалифицированных иностранных специалистов, за что отдельное спасибо.

В июле текущего года вступили в силу поправки в миграционное законодательство (кстати говоря, это тоже было сделано, в том числе, и по вашей рекомендации): для высококвалифицированных специалистов отменены квоты при приеме на работу в Российскую Федерацию. При этом процедуры выдачи разрешений на работу максимально упрощены, все бумаги можно оформить в течение 14 дней. По новому порядку уже выдана первая тысяча разрешений.

Отрадно, что совет укрепляет свои контакты с российскими регионами. В частности, мы приветствуем создание специальной рабочей группы по развитию Сибири и Дальнего Востока.

Отмечу и ещё одно решение, родившееся в рамках совета. В августе 2010 г. в России был учреждён пост инвестиционного омбудсмена. Им назначен мой первый заместитель И.И.Шувалов. Иностранные инвесторы могут напрямую обращаться к омбудсмену со своими нуждами, предложениями и идеями.

И здесь хотел бы вновь повторить нашу принципиальную позицию: с точки зрения защиты прав и интересов инвесторов мы не делим бизнес на российский и иностранный. Для нас важно создать комфортные условия для всех, кто хочет дело делать в России, развивать это дело, осваивать российский рынок, продвигать свои товары и услуги.

В конечном счёте, вместе мы добиваемся успеха и вместе преодолеваем трудности. Пример могу взять из совсем недавнего прошлого. Это касается того, как мы проходили кризис. Мы оказали существенную, масштабную помощь финансовому сектору: и из федерального бюджета Правительство оказывало, и Центральный банк оказал прямую финансовую поддержку финансовым учреждениям по целому ряду направлений. При этом мы оказывали помощь как нашим банкам, отечественным, со 100% российским капиталом, так и иностранным «дочкам», в том числе со 100% иностранным капиталом. Мы знали, что эти финансовые учреждения сами, самостоятельно могут справиться с имеющимися трудностями, но мы, повторяю, исходили из принципа неделимости интересов тех, кто работает в России. Равную помощь оказали всем, вне зависимости от происхождения капитала.

То же самое касается и автопрома. В период кризиса поддержку государства получили как наши традиционные производители, так и предприятия, созданные зарубежными автомобильными концернами. И сейчас эта отрасль, так же как и финансовая сфера, быстро восстанавливается. Причём, добавлю, что в кризисный период практически ни один из ключевых проектов как в финансовом секторе, так и, скажем, в автопроме, не был свёрнут.

Что касается автопрома, то новые бизнес-идеи успешно прокладывали себе дорогу в этом секторе, но не только здесь. И в энергетике, и в фармацевтике, и в стройиндустрии, и в телекоммуникациях, в обрабатывающей промышленности в период кризиса осуществлялись новые проекты. Практически ни один из них не был свёрнут.

В разгар экономических неурядиц компания «Лафарж» приступила к строительству цементного завода в Калужской области. Как ожидается, инвестиции группы «Лафарж» в России могут составить от 1 до 2 млрд евро в течение нескольких лет.

В 2009 г. «Пепсико» объявила о планах в следующие 3 года инвестировать в Россию еще 1 млрд долл. Компания «Проктер энд Гэмбл» также не стала откладывать реализацию инвестиционных проектов в России в период кризиса. Я уже не говорю про автопром, про компоненты в автомобильном производстве: несколько заводов сейчас открылись - лично принимал участие в их открытии.

В 2010 г. компания «Кинросс Голд» приобрела российские компании, которые занимались геологоразведкой и добычей на месторождениях Чукотки. Это первое 100-процентное приобретение иностранным инвестором стратегического актива в отечественной горнодобывающей отрасли, в частности в золотодобыче. И эти «чувствительные» сектора экономики не закрыты для иностранного инвестирования. Всего же компании, представленные в совете, вложили в Россию почти 100 млрд долл.

Мы высоко ценим такой настрой наших партнёров, вашу уверенность в огромных перспективах российского рынка, то, что вы не отступили перед лицом кризиса и готовы к продолжению совместной работы. Это вселяет в нас уверенность в то, что работа у нас будет развиваться так же успешно, как это было до сих пор, а может быть, и лучше. Сейчас у России есть очень хорошие возможности для того, чтобы реализовать масштабную повестку развития, обеспечить длительный, качественный рост.

В некоторых отраслях, разумеется, сохраняются ещё проблемы - мы это с вами очень хорошо знаем, - вызванные кризисом. Как и во всем мире, в России ощущается влияние факторов неопределённости, недостаточен рыночный спрос. Это мы всё чувствуем, понимаем, знаем. Но общее оживление экономики налицо. Например, прибыль предприятий за январь-июль по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилась более чем на 77%. Последние данные Росстата говорят о том, что производство за 9 месяцев текущего года выросло на 8,9%.

Мы ожидаем, что рост валового внутреннего продукта России в этом году составит 4% - может быть, даже чуть больше. За ближайшие 2 года рассчитываем полностью компенсировать объёмы ВВП, потерянные в ходе кризиса.

Своим конкурентным преимуществом мы считаем и ту политику, которую мы проводим в последние годы, устойчивую, здоровую макроэкономическую ситуацию. Госдолг России, как вы знаете, находится на минимальном, безопасном уровне. Если в европейских странах он 60-70% и больше, я уж не говорю про некоторые другие, у нас - 11%. Надеемся, что реальный дефицит федерального бюджета по итогам 2010 г. окажется существенно ниже прогноза в 5,3%, а в следующем году мы планируем 3 с небольшим процента ВВП.

И наоборот, золотовалютные резервы России растут и вновь перевалили отметку 500 млрд долл. Текущее положительное сальдо торгового баланса превысило 110 млрд долл. Курс рубля стабилен и предсказуем, причём он носит объективный характер, т.к. вмешательство Центрального банка России в валютные торги практически сведено к минимуму.

Мы не допустили огосударствления экономики страны в период кризиса, хотя, должен откровенно сказать, многие наши компании, частные компании, обращались к нам с просьбой взять в государственную собственность контрольные пакеты акций. Но мы нашли с бизнесом правильный путь движения к выходу из кризиса, и думаю, что сегодня нам за это представители частного бизнеса в России благодарны, а государство не взяло на себя излишних обязательств, хотя необходимую поддержку мы оказали. Сейчас намерены делать ставку на частную инициативу, поддержку конкуренции, эффективные рыночные инструменты.

На одном из ближайших заседаний Правительства будет рассмотрена программа приватизации. Я не буду пока раскрывать деталей, но скажу, что на торги будут выставлены весьма интересные госпакеты.

Мы продолжаем последовательную работу по дебюрократизации экономики: упрощаются процедуры запуска инвестиционных проектов, убраны ненужные и формальные проверки. В России появится единая национальная система аккредитации, которая упростит допуск новых товаров на рынки.

Также Правительство завершает работу над пакетом законопроектов, направленных на создание налоговых стимулов для инвестиций в высокие технологии, в качество социальных услуг. Основная часть законопроектов уже находится в Государственной Думе РФ.

С будущего года мы освобождаем от налога на прибыль доходы от продажи некотируемых на рынке ценных бумаг со сроком владения свыше 5 лет. Кроме того, от налога на прибыль освобождаются как государственные, так и (это впервые происходит в нашей практике!) частные школы и больницы.

Для сектора информационных технологий, резидентов технико-внедренческих зон и компаний, создаваемых при высших учебных заведениях, введены пониженные ставки страховых взносов в социальные фонды. Вместо 34% они будут уплачивать только 14% в течение 10 лет - соответствующий закон уже принят Государственной Думой и Советом Федерации.

Недавно, несколько дней назад, я встречался с вашими коллегами - российскими бизнесменами, которые входят в организацию «Деловая Россия». Обсуждавшиеся проблемы напрямую затрагивают и иностранных инвесторов. Уверен, что вам будет интересно услышать о ключевых решениях, принятых по итогам этой встречи. Позволю себе коротко вас об этом проинформировать.

Первое. Мы знаем, что очень часто звучат жалобы, что многие бизнес-идеи тормозятся на уровне региональной бюрократии. Здесь, конечно, нужно помочь нашим коллегам в регионах и муниципалитетах.

Мы приняли решение проработать вопрос о целесообразности составления специального рейтинга инвестиционной привлекательности регионов. Сейчас эту тему изучает Министерство экономического развития. Хочу подчеркнуть: качество работы с инвесторами станет одним из базовых критериев оценки эффективности деятельности региональных администраций, критерием состоятельности и кадровых перспектив самих руководителей, губернаторов.

Второе. Регионы и муниципалитеты будут публиковать информацию о перечне перспективных территорий, выделяемых под промышленную и жилищную застройку, что позволит быстрее и с меньшими издержками выбирать площадку для реализации инвестиционных проектов. Кстати, мы будем поощрять создание частных индустриальных парков. Ваши российские коллеги этот вопрос подняли, и думаю, что подняли своевременно. Здесь вы можете также выступать и как девелоперы, и как резиденты таких промышленных площадок.

Третье. Будут упрощены процедуры доступа предпринимателей к инфраструктуре естественных монополий. Я знаю, что этот процесс очень чувствительный. На этот счёт по-прежнему звучит очень много жалоб. Будем и дальше убирать препятствия для подключения к электрическим сетям и коммунальной инфраструктуре.

Далее. Сейчас мы запускаем целый ряд проектов и программ, которые призваны, по сути, создать новые рынки и серьёзно переформатировать уже существующие, например программу по энергоэффективности. Она стимулирует огромный спрос на новое экономичное, ресурсосберегающее оборудование как со стороны бизнеса, так и в бюджетной сфере.

Со следующего года мы также начнём модернизацию всей сети медицинских учреждений страны, реформу системы медстрахования. И это, конечно, шанс для тех инвесторов, которые вкладывают деньги в российскую фармацевтику и производство медицинской техники.

В наших планах - к 2016 г. увеличить объёмы жилищного строительства с нынешних 55-60 млн м2 до 100 млн м2 жилья в год. Также за ближайшие 5 лет намерены построить в России 14 тыс. км новых дорог. Здесь нам нужны и инвестиции, и новые технологии строительства, например жилья экономкласса, современных автострад и т.д.

И вы, я надеюсь, не могли не почувствовать, что принципиально меняется и общая конфигурация евразийского рынка. Мы уже несколько месяцев живём в реалиях Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. А с 2012 г. будет сформировано единое экономическое пространство трёх государств.

Только что мы проводили встречу на уровне глав правительств трёх стран, и должен вам сказать, что меня порадовал настрой наших партнёров. Вы знаете это даже лучше нас, потому что Европа проходила такой же процесс, это сложный, очень чувствительный процесс. Но готовность и желание договориться меня настроили на очень позитивный лад. Есть все основания полагать, что к 2012 г. единое экономическое пространство трёх стран будет сформировано.

Создается единый 170-миллионный рынок, в рамках которого будет создано стабильное, прозрачное экономическое законодательство. Причём в нашей интеграции мы ориентируемся на лучшую мировую практику, в том числе намерены использовать опыт и стандарты, принятые в Евросоюзе.

В рамках Таможенного союза и единого экономического пространства будет решена задача по оптимизации таможенных процедур, прежде всего по импорту и экспорту высокотехнологичных товаров. Ряд таких норм уже содержится в принятом Таможенном кодексе Таможенного союза.

Другие важные процедурные вопросы содержатся в новом законе «О таможенном регулировании», который сейчас проходит парламентские процедуры…

Мы понимаем, что России нужны прямые частные иностранные инвестиции, причём не просто капитал, а так называемые умные инвестиции, т.е. вложения, сопровождающиеся передачей технологий, созданием новых, высокотехнологичных и хорошо оплачиваемых рабочих мест.

Однако и конкуренция за капиталы в мире растёт - мы это тоже видим и понимаем. Потому Правительство России стремится создать действительно открытую и привлекательную инвестиционную среду - с максимально либеральными нормами регулирования, с адекватными налогами, высоким качеством работы государственного аппарата.

История достижений ваших компаний на российском рынке свидетельствует о том, что движение идёт в этом направлении. Россия меняется - может быть, не так быстро, как нам бы всем хотелось, но всё-таки изменения есть. Мне бы очень хотелось, чтобы мы с вами это фиксировали, отмечали, чтобы это становилось достоянием гласности, чтобы эта информация доходила до других потенциальных инвесторов, ваших коллег в ваших странах, в других государствах мира. Чтобы мы вместе могли добиваться успеха здесь, у нас, в России, на одном из ключевых рынков мира, стать лидерами экономики России - страны, открытой, динамичной и устремлённой в будущее.

***

Центральным банком РФ подготовлены Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2011 г. и период 2012 и 2013 гг., в которых, в частности, анализируется развитие экономики России и денежно-кредитная политика в 2010 г., рассматриваются сценарии макроэкономического развития на 2011 г. и период 2012 и 2013 гг. и дается прогноз платежного баланса, определяются цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2011 г. и на период 2012 и 2013 гг. В приложениях к Основным направлениям приводятся запланированные мероприятия Банка России по совершенствованию банковской системы и банковского надзора, финансовых рынков, платежной системы России в 2011 г. и на период 2012 и 2013 гг., а также план важнейших мероприятий Банка России на 2011 г. по совершенствованию банковской системы Российской Федерации, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы России. Правительство РФ и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2011 г. до 6-7%, в 2012 г. - до 5-6%, в 2013 г. - до 4,5-5,5%.