Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 4 (45), Декабрь 2010.

Цели и приоритетные направления социально-экономического развития городского округа Тольятти до 2020 года

Пушков А.Н., мэр города Тольятти

***

В статье сформулированы задачи социально-экономического развития городского округа Тольятти, повышения его конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности, активизации усилий в сфере инновационного развития и диверсификации экономики, развитии перспективных производств и направлений.

Ключевые слова: городской округ Тольятти, Самарская область, инвестиции, модернизация, долгосрочное развитие.

***

Структурная перестройка экономики городского округа Тольятти - необходимое условие ее диверсификации и модернизации, без которых, в свою очередь, невозможны повышение конкурентоспособности и развитие города в целом.

Необходимость ухода от моноотраслевой структуры экономики города Тольятти назревала давно; при этом со всей очевидностью она проявилась в период кризиса и связанных с ним проблем автомобилестроения и производства автокомпонентов как градообразующей отрасли и, прежде всего, трудностей ОАО «АВТОВАЗ» как основного предприятия отрасли.

Задачи развития должны формироваться с учетом главной цели (или системы целей), которые ставит перед собой городское сообщество. Также очевидно, что задачи должны быть адекватны проблемам, выявленным в результате анализа текущей социально-экономической ситуации.

В первой половине 2010 г. в Тольятти наблюдалось существенное ускорение темпов роста промышленного производства относительно соответствующего периода 2009 г. Так, индекс промышленного производства за 5 месяцев 2010 г. составил 120,3% к аналогичному периоду прошлого года (с учетом падения темпов производства в аналогичном периоде 2009 г. на 45,1%). Самый высокий рост по отношению к прошлому году произошел в обрабатывающих производствах (на 23,7%) в первую очередь, благодаря росту производства транспортных средств и оборудования на 57,8%.

Вместе с тем приведенные тенденции еще не приобрели устойчивого характера. Экономическая активность ряда секторов экономики достаточно низка. Строительный сектор, потребительский рынок продолжают тенденцию спада. Снижается реальная заработная плата.

Сохраняется и напряженность на рынке труда, хотя в последнее время наблюдается положительная динамика снижения уровня безработицы.

Для получения оперативной информации по ситуации на рынке труда мэрией Тольятти еженедельно проводится мониторинг влияния финансового кризиса на социально-экономическое положение округа. По состоянию на 16.07.2010 численность безработных относительно начала года уменьшилась на 12,8% и составила 14,6 тыс. человек. Уровень регистрируемой безработицы относительно трудоспособного населения в трудоспособном возрасте составляет на текущий момент 3,1%, что ниже уровня на начало года (на 01.01.2010 - 3,7%).

Трудоустроено за период с начала года - 8,6 тыс. человек (53,8% от численности активно ищущих работу граждан). Заявленная предприятиями и организациями потребность в работниках по состоянию на 16.07.2010 относительно начала года выросла в 3 раза и составила 4,3 тыс. ед. (на 01.01.2010 - 1,4 тыс. ед.). На одно рабочее место претендуют 3,6 человека (на 01.01.2010 - 11,8).

В целях предотвращения роста безработицы в Тольятти в текущем году осуществляется реализация нескольких специальных программ:

  • ведомственная целевая программа содействия занятости населения Самарской области на 2010 г.;
  • программа дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Самарской области на 2010 г.;
  • ведомственная целевая программа организации работы с детьми и молодежью в городском округе Тольятти на 2009 г. и плановый период 2010-2011 гг.;
  • долгосрочная программа «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства городского округа Тольятти на 2010-2015 годы».

Не вполне благополучна и ситуация в сфере бюджетной обеспеченности. Общий объем доходов бюджета Тольятти на 2010 г. составляет порядка 6 млрд руб. Расходы бюджета запланированы в объеме 6,3 млрд руб., т.е. имеет место 5% дефицит местного бюджета. Бюджет городского округа можно охарактеризовать как социально ориентированный - около 90% расходов приходится на социальную сферу. Вместе с тем это, в основном, расходы на обеспечение текущего функционирования. Доля капитальных расходов бюджета остается крайне низкой, что не позволяет в должной мере осуществлять социальное развитие.

Обеспеченность местами в лечебных учреждениях и медперсоналом в Тольятти значительно ниже, чем по Самарской области и Российской Федерации в целом; обеспеченность плоскостными спортивными сооружениями составляет 28% от норматива, спортивными залами - 17,4%, бассейнами - всего 5%. Изношенность парка троллейбусов составляет 85,2%, автобусов - 35,9%. Все эти факторы в совокупности не способствуют снятию социальной напряженности в городе.

С учетом вышеприведенных параметров социально-экономической ситуации и должны ставиться цели и формулироваться задачи развития. При этом необходимо иметь в виду, что в соответствии с п. 1 ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Исходя из этого положения, деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления должна быть направлена, в первую очередь, на социальное развитие, основным показателем которого является повышение качества жизни граждан страны.

Качество жизни включает в себя две составляющие - это, во-первых, уровень жизни как интегрированный показатель обеспеченности материальными благами, а во-вторых, нематериальный аспект, выраженный в степени доступности удовлетворения человеком его интеллектуальных и духовных запросов, а также, что немаловажно, субъективной оценке каждым отдельно взятым гражданином своего места в социуме и перспектив - как своих собственных, так и общества в целом.

Таким образом, достижение высокого качества жизни населения города представляется возможным путем решения ряда задач социального характера в сферах здравоохранения и демографии, образования и науки, занятости, условий труда и доходов горожан, культуры и досуга, жилья и коммунального обслуживания и др. На этой основе и должна формироваться экономическая политика как государства в целом, так и каждого региона, муниципалитета. Достойное качество жизни требует соответствующего ресурсного обеспечения - финансового, интеллектуального, трудового и т.д.

Следовательно, приоритетными для города должны являться те направления экономического развития, которые обладают максимальным эффектом отдачи, выраженным в стабильном поступлении доходов в бюджет города, а также имеющие потенциал саморазвития. С этой позиции, в первую очередь, необходимо рассматривать уже существующие отрасли и виды экономической деятельности, поскольку их развитие, как правило, не требует такого объема инвестиций, как создание новых предприятий и отраслей «с нуля».

В то же время практика показывает, что традиционные для города отрасли экономики не всегда конкурентоспособны, следовательно, не обладают достаточной привлекательностью для инвесторов, что затрудняет решение задач их модернизации, диверсификации их деятельности по направлениям и видам выпускаемой продукции. Это означает, что существующий в городе промышленный комплекс и другие экономические субъекты в их текущем состоянии неадекватны задачам повышения ресурсного потенциала города до уровня, достаточного для решения задач повышения качества жизни в городе.

Отсюда со всей очевидностью следует другая задача - диверсификация экономики города в целом, т.е. создание новых, альтернативных существующим, полюсов и точек экономического роста. В экономической науке в настоящее время сложилось определенное понимание этих терминов, согласно которому полюс роста - это предприятие или отрасль, которое, развиваясь, влияет на развитие других предприятий и отраслей, т.е. обладает эффектом мультипликации. В свою очередь, точка роста - это предприятие или отрасль экономики, в деятельности которой различные мультипликаторы (инвестиций, рабочих мест, экономической активности в целом) не проявляются так очевидно, как в случае полюса роста, но имеет место самоценность развития такого предприятия или отрасли в силу их значимости по характеру производимой продукции, количеству вновь создаваемых рабочих мест, объемам поступлений в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды и другим социально-экономическим показателям.

Особенностью современного состояния мировой экономики, в том числе экономики России, является тенденция переноса основного акцента конкурентной борьбы. Сейчас основная конкуренция складывается не между предприятиями, финансово-промышленными группами и даже кластерами, а между публичными территориальными образованиями - регионами и, еще больше, - между городами.

Следовательно, каждому городу важно определить свои конкурентные преимущества, сильные и слабые стороны. Это позволяет, с одной стороны, эффективно выстраивать текущую инвестиционную политику, ориентируясь на те отрасли и сферы экономической деятельности, в которых можно достичь максимального эффекта в краткосрочном и среднесрочном периодах, а, с другой стороны - определять хозяйственные приоритеты на долгосрочную перспективу, планировать структурные изменения, необходимость которых вытекает из долгосрочного прогноза экономической конъюнктуры.

При этом достичь оптимальной координации между отдельными экономическими субъектами, отраслями экономики, сферами жизнедеятельности города позволяет, во-первых, формирование реалистичных сценариев, учитывающих многочисленные внутренние и внешние факторы влияния на развитие города, и, во-вторых - эффективно функционирующая система городского стратегического планирования, участниками которой выступают все активные горожане и их объединения, в том числе бизнес-сообщества, органы власти всех уровней, некоммерческие организации, среди которых особое место занимают научные и образовательные структуры. Так, образование - это та сфера, цель деятельности которой совпадает с целью общества - воспроизводство человека как части социума. Развитие науки с ее направленностью на инновации есть второе необходимое условие устойчивого поступательного развития общества в долгосрочной перспективе.

Считаю, что город, выстраивающий свою деятельность описанным способом, может рассчитывать на сохранение и улучшение своих конкурентных позиций в будущем.

В июле 2010 г. принят Стратегический план развития городского округа Тольятти до 2020 г. В его разработке принимало участие значительное количество горожан, представляющих различные социальные и профессиональные группы. Согласование их мнений и интересов происходило в рамках механизмов системы стратегического планирования развития города, реализацию которых обеспечивает деятельность таких органов стратегического планирования, как Городской стратегический совет (первые руководители органов власти, предприятий и организаций, депутаты законодательных собраний всех уровней), Общественный совет по стратегическому планированию (представители некоммерческого сектора), Экспертный совет по стратегическому планированию (ведущие ученые города), рабочие группы (специалисты мэрии, городской Думы, предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности).

В результате их деятельности Стратегическим планом определены следующие приоритеты в экономической сфере:

  • создание импортозамещающих производств (в легкой и пищевой промышленности);
  • жилищно-коммунальное хозяйство и энергетика;
  • инновационная и научно-образовательная деятельность;
  • транспортная логистика;
  • туризм.

За счет развития этих направлений мы планируем преодолеть монозависимость экономики города от стабильности работы ОАО «АВТОВАЗ» и предприятий-смежников, совокупная роль которых в структуре занятости, инвестиций, бюджетных поступлений остается пока решающей. Тем самым будет снижена зависимость Тольятти и от конъюнктуры автомобильного рынка в целом.

Из предложенных сценариев долгосрочного развития Тольятти за базовый принят инновационно-ориентированный (смешанный) сценарий, который соответствует умеренно оптимистичному сценарию развития Самарской области.

Выбранный сценарий основан на повышении конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности городского округа, активизации усилий в сфере инновационного развития и диверсификации экономики, развитии перспективных производств и направлений.

Для реализации инновационно-ориентированного сценария в Тольятти существуют определенные предпосылки (конкурентные преимущества), важнейшими из которых являются:

  • значительный по численности трудоспособный контингент (с высоким уровнем квалификации);
  • значительный интеллектуальный (в частности, инженерно-технический) потенциал;
  • сложившиеся у предприятий города производственные и научно-технические связи с многочисленными партнерами, расположенными в разных регионах страны и за рубежом;
  • необходимость в развитии новых технологий (энергосберегающих, природоохранных и т.д.);
  • возможность привлечения иностранных технологий и инвестиций, а также федерального финансирования при реструктуризации автомобильного кластера.

Основным механизмом привлечения инвесторов, в том числе иностранных, является создание 2 особых экономических зон (промышленно-производственного и туристско-рекреационного типов), а также развитие инновационной инфраструктуры (строительство промышленно-технологического парка, технопарка в сфере высоких технологий «Жигулевская долина», инновационно-технологического бизнес-инкубатора и т.д.).

Дополнительные возможности для привлечения в реализацию вышеперечисленных проектов инвестиций как из бюджетов вышестоящих уровней, так и их внебюджетных источников создает Комплексный инвестиционный план модернизации городского округа Тольятти на 2010-2020 гг. (КИП), разработанный на основании поручения Президента РФ от 09.11.2009 и утвержденный Правительством Самарской области в апреле 2010 г. Общий объем инвестиций согласно КИП составит более 140 млрд руб. в течение 10 лет, из которых более 130 млрд руб. предусматривается вложить до 2013 г. включительно.

Из общего объема финансирования проектов, включенных в КИП, порядка 100 млрд руб. составят внебюджетные источники, более 38 млрд руб. - средства федерального бюджета и лишь немногим более 5 млрд руб. - средства регионального и областного бюджетов. Таким образом, структура источников инвестиций на реализацию проектов КИП, с одной стороны, предусматривает значительную активизацию инвестиционной активности частного сектора, а с другой - учитывает текущий и прогнозируемый уровень бюджетных возможностей городского округа Тольятти.

Еще одним важным механизмом реализации Стратегического плана развития городского округа Тольятти являются 19 целевых программ, которые в настоящее время действуют на территории городского округа. Суммарное финансирование по программам в 2010 г. из бюджетов всех уровней и внебюджетных источников запланировано в объеме более 3,5 млрд руб.

Наконец, на основе КИП и целевых программ была разработана и в мае 2010 г. утверждена городской Думой Программа комплексного социально-экономического развития городского округа Тольятти на 2010-2020 гг., в которой заложен механизм координации мероприятий и проектов КИП и целевых программ по срокам, ресурсам и исполнителям в течение всего периода их реализации.

Хочется выразить надежду и уверенность, что правильная постановка долгосрочных целей развития вкупе с активностью всех здоровых сил городского сообщества по их достижению, позволят выйти из кризиса и обеспечить стабильное повышение качества жизни граждан не только в городском округе Тольятти, но и в Самарской области в целом.