написать письмо первая страница первая страница switch to english
Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка предприятий
Информационный сайт по недвижимости "Диалит-Недвижимость"
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 4 (45), Декабрь 2010.

Будущее Новосибирска - в развитии инновационной экономики и взаимодействии с агломерацией

Городецкий В.Ф., мэр города Новосибирска

***

В статье обозначены направления социально-экономического развития Новосибирска и Новосибирской агломерации, пути привлечения инвестиций, внедрения инноваций, превращения Новосибирской агломерации в мультимодальную транспортную зону. Для реализации этих проектов необходимо привлечение инвесторов на основе частно-государственного партнерства.

Ключевые слова: Новосибирская агломерация, инновации, инвестиции, наука, транспорт.

***

Новосибирск сегодня - это технополис, финансово-экономический центр Сибири, ключевой транспортно-логистический портал в направлениях «Запад - Восток» и «Север - Юг». И задачи развития города состоят в эффективном использовании его конкурентных преимуществ, наращивании на их основе экономического потенциала мегаполиса и новосибирской агломерации в целом. В состав «Большого Новосибирска» входят города Бердск, Искитим, Обь, научные центры в Краснообске и наукограде Кольцово, а также Колыванский, Коченевский, Искитимский, Мошковский и Новосибирский районы. Сегодня агломерация составляет единую систему, сформированную производственно-технологическими и инженерно-коммунальными связями, суточными миграционными потоками. У каждой из территорий здесь есть ресурсы, усиливающие потенциал Новосибирска, и дополнительные конкурентные преимущества, такие как расположение на федеральных межрегиональных трассах, рекреационные возможности, благоприятные условия для развития пригородного сельского хозяйства и пищевой промышленности.

Направления привлечения инвестиций

Конкурентно обоснованными направлениями социально-экономического развития Новосибирска и Новосибирской агломерации являются:

  • транспортное строительство;
  • инновационное развитие экономики;
  • логистические зоны на коммуникациях агломерации;
  • развитие зон инновационных коммуникаций, деловых центров с развернутой инфраструктурой на территории, прилегающей к строительству третьего моста и перспективного моста через реку Обь;
  • развитие индивидуального жилищного строительства на граничных территориях города Новосибирска и районов области.

Одним из перспективных механизмов реализации этих направлений является государственно-частное партнерство.

Город науки - за инновационное развитие

Новосибирск - единственный российский город науки и промышленности - участник Всемирной ассоциации технополисов, что свидетельствует о международном признании его достижений. Сейчас у нас насчитывается 90 крупных и средних организаций, осуществляющих научную деятельность, при этом общая численность исследователей и разработчиков составляет около 20,5 тысяч человек. Академическая наука в городе представлена 34 учреждениями и организациями Новосибирского научного центра СО РАН, 8 организаций находятся в ведомственной принадлежности СО РАМН, 10 институтов и 2 конструкторских бюро в СО РАСХН (р.п. Краснообск), 1 организация Российской академии образования.

В основу научной деятельности Новосибирского научного центра СО РАН заложены такие принципы организации науки, как мультидисциплинарность, привязка тематики к территориальным проблемам, сочетание фундаментальных и прикладных исследований, разнообразие форм их связи с производством, тесное взаимодействие науки и образования. Сформирована мощная научно-экспериментальная база национального масштаба.

Ученые-медики тесно сотрудничают с коллегами и смежными организациями СО РАН, научно-исследовательскими и лечебно-профилактическими учреждениями Минздрава России как Новосибирска, так и других сибирских городов.

В Новосибирске работает 30 государственных вузов, в том числе 20 университетов, академий и институтов; два военных института. Также высшая школа представлена 18 негосударственными вузами, из них 10 новосибирских и 8 филиалов иногородних, в основном экономического и юридического профиля. Обучается в вузах города в общей сложности около 155 тыс. студентов.

Среднее профессиональное образованиев Новосибирске представлено 39 государственными и 8 негосударственными средними специальными учреждениями.

Сегодня система образования города готовит специалистов практически всех специальностей, необходимых для устойчивого экономического развития, и готова формировать образовательные программы для подготовки специалистов будущих профессий, необходимых для развития агломерации.

Основу промышленного комплекса Новосибирска составляют более 230 крупных и средних промышленных, в основном высокотехнологичных предприятий. Агломерация представлена промышленными предприятиями черной и цветной металлургии, химической, нефтехимической, электронной, лесной и деревообрабатывающей, легкой, пищевой и медицинской промышленности, машиностроения и металлообработки, индустрией строительных материалов, транспортными предприятиями, в том числе международным аэропортом Толмачево, и другими, которые производят подавляющий объем всей промышленной продукции Новосибирской области.

Более 400 инновационных предприятий разрабатывают и внедряют в производство научные разработки новосибирской науки. И их продукция востребована в России и во всем мире.

Такой промышленный, научный и образовательный потенциал является основой стратегического развития города Новосибирска как технополиса мирового уровня и Новосибирской агломерации на базе инновационной экономики.

Одним из важнейших направлений стратегии Новосибирска мы еще в начале 2000-х годов обозначили инновации. Ключевым элементом целевой программы «Территория научно-технического развития - Технополис Новосибирск», разработанной в рамках Стратегического плана устойчивого развития города, стала концепция его инновационной оси.

Суть концепции заключается в развитии инфраструктуры инновационного и общего бизнеса в узлах и вдоль транспортных коммуникаций от центров фундаментальных исследований (Академгородок СО РАН, СО РАМН, наукоград Кольцово, СО РАСХН) до административного и промышленных центров города и транспортно-логистических хабов. Речь идет о подготовке в рамках генплана проектов планировки ряда зон на территории города для обеспечения оптимального взаимодействия науки и наукоемкого бизнеса. Предусматриваются технопарковые зоны, устанавливающие научно-технические связи Новосибирского научного центра, большая часть институтов которого находится в Новосибирском Академгородке, а также ряда вузов города Новосибирска с промышленными предприятиями.

При этом планируется создание непосредственно на территории предприятий инновационных офисов, промышленных мини-технопарков, дизайн-центров по продвижению высокотехнологичных, наукоемких разработок на предприятия, которые переходят к их масштабной реализации.

Особое место в концепции инновационной оси Новосибирска занимает дорожное строительство, в частности обеспечение коммуникаций со строящимся «Технопарком Новосибирского Академгородка», открытие доступа к новым перспективным территориям строительства вдоль «Инновационной оси», сокращение времени проезда от центров фундаментальных научных исследований до промышленных (производственных) зон.

Строительство третьего моста через Обь в черте города и развитие в связи с этим улично-дорожной сети открывает прямые транспортные связи исследовательских центров Новосибирска с деловым центром города и промышленными зонами по скоростным магистралям города и улицам непрерывного движения. Время автомобильной доступности сокращается до 10-15 мин. Таким образом, строительство третьего моста, развитие улично-дорожной сети Новосибирска и дорожного (транспортного) каркаса Новосибирской агломерации позволит преодолеть одно из основных препятствий развития инновационного бизнеса на отдаленных от Новосибирска площадках - коммуникационную разобщенность.

С учетом взаимодействия города и Новосибирской агломерации логическим продолжением создания инновационной оси станет расширение территории влияния технополиса в южном, восточном и западном направлениях через развитие промышленно-логистических комплексов для инновационных производств.

Еще одна комплексная целевая программа - «Развитие наукоемкого производства и инноваций в промышленности города Новосибирска до 2020 года» - предполагает крупномасштабное использование научных результатов в промышленном производстве. Документ, разработанный в рамках реализации стратегического плана устойчивого развития города, предусматривает увеличение присутствия на рынке действующих промышленных предприятий-инкубаторов. Однако логика продвижения инноваций часто приводит к необходимости создания самостоятельных производств, уже не связанных с инкубатором. В связи с этим крайне важно формирование промышленно-логистических зон для развития наукоемких производств.

Транспортно-логистический портал - в перспективе мультимодальный транспортный узел

Новосибирск расположен в восточной части Новосибирской области на пересечении трех железнодорожных магистралей, которые связывают город с регионами Сибири, Урала и европейской частью России, Казахстаном. Автомобильные трассы связывают Новосибирск с регионами в западном, восточном, северном, южном, юго-западном и юго-восточным направлениях.

Новосибирск является крупным транспортно-транзитным узлом международного евроазиатского транспортного коридора «Транссиб». Контейнерные перевозки из стран азиатско-тихоокеанского региона в Европу по Транссибирской магистрали уже сегодня успешно конкурируют с морскими перевозками.

Через судоходную магистраль реки Обь Новосибирск связан с северными нефтегазоносными территориями и портами Ханты-Мансийск, Салехард, Лабытнанги.

Завершение строительства второй взлетно-посадочной полосы аэропорта Толмачево придает новое качество организации авиаперевозок через город Новосибирск во всех направлениях.

Этот транспортно-коммуникационный узел является серьезной предпосылкой превращения Новосибирской агломерации в мультимодальную транспортную зону, обеспечивающую логистику товарных грузов по всем направлениям всеми видами транспорта: железнодорожным, речным, автомобильным и авиационным.

Опорная база освоения ресурсов Сибири

Мощный технологический потенциал и экономико-географическое положение Новосибирска и агломерации дают возможность развивать технологический плацдарм освоения топливно-энергетических и рудных ресурсов Сибири.

Под патронажем муниципалитета в начале 2000-х было создано новое наукоемкое производственное направление - нефтегазопромысловое машино- и приборостроение. Проанализировав рынок, новосибирцы увидели, что нефтегазодобывающие предприятия испытывают нужду в новых технологиях, отечественном оборудовании и приборах, поскольку импортные технические средства в северных климатических условиях работают ненадежно, простаивает много скважин. Было решено освоить этот рынок и закрепиться на нем, причем в очень сжатые сроки. До этого машиностроительная и приборостроительная продукция для нефтегазодобычи в Новосибирске не производилась. В сфере ТЭК город специализировался в основном на производстве оборудования для добычи углей. Так что работу на выбранном рынке практически нужно было начинать от нуля.

В 2002-2003 гг. был разработана комплексная целевая программа «Развитие машиностроения и приборостроения для ТЭК», в которой были учтены возможности города. К решению задачи привлекли институты СО РАН, действующие новосибирские заводы, небольшие фирмы и организации. Созданы также новые предприятия, занявшие нишу геофизического приборостроения для ТЭК. Таким образом, буквально за 3,5 года в Новосибирске появилась новая наукоемкая отрасль, в которой около 80 предприятий выпускают оборудование и приборы для повышения эффективности процессов добычи углеводородов в Сибирском регионе, а также импортозамещения. И хотя новосибирские предприятия пришли на рынок ТЭК далеко не первыми, такой мобилизационный механизм и качество разработанных изделий обеспечили новосибирской промышленности рост объемов продукции в десятки миллиардов рублей.

Комплексные зоны делового развития

Еще одно конкурентное преимущество Новосибирска состоит в возможности развития комплексных зон делового развития, аналогичных «Москва-Сити», «Екатеринбург-Сити», «Ла Дефанс». В условиях экономической глобализации объективно происходит формирование опорных точек финансово-экономического и интеллектуального взаимодействия. Характерные особенности таких деловых зон: расположение в узлах транспортных коммуникаций, комплексное освоение территории, поэтапная застройка с введением пусковых комплексов, территория обладает хорошей визуальной экологией.

И в Новосибирске есть несколько перспективных зон размещения комплексных общественно-деловых центров. Один проект - Технопарк Новосибирского Академгородка - уже реализуется.

Пространственная и институциональная организация развития Новосибирска и Новосибирской агломерации

В Новосибирске в соответствии с комплексным характером застройки территорий приоритетными являются объекты, соответствующие природным особенностям территории и стратегическим направлениям развития города. Конкретное определение площадки осуществляется с учетом зонирования территории, архитектурного решения и проектов планировки территорий, результатов конкурсов проектов использования территорий.

Перспективным и инвестиционно привлекательным с позиции стратегического развития Новосибирска и агломерации является развитие во всех направлениях.

Южное направление(Новосибирский, Искитимский районы, город Бердск) - развитие социальной инфраструктуры и производства должно быть связано в значительной степени с инновационным развитием. По Барышевскому, Советскому и Бердскому шоссе, по дороге на Ключи предпочтительно строительство технико-внедренческих зон и промышленно-логистических комплексов для развития наукоемкого бизнеса, зон индивидуального жилищного строительства. Эти направления частично затрагивают развитие Бердска и Искитимского района. Развитие пригородного овощеводства, мясомолочного сельского хозяйства.

Северное направление(Колыванский и Новосибирский районы) развития агломерации связано с переработкой ресурсов зоны (маслозавод, производство кормов для животноводства, комплексная лесопереработка), северным объездом и производствами, расположенными в этой зоне, в частности Кудряшовским свинокомплексом. Площадка предпочтительна для размещения производств по комплексной переработке зерна. Развитие в направлении Пашино - промышленно-логистические комплексы для выноса производств из центра города и развития новых производств.

Восточное и юго-восточное направления- развитие транспортно-логистических и торгово-логистических комплексов.

Западное направление(Омское и Ордынское направления, Коченевский и Новосибирский районы) - развитие населенных пунктов - спутников города Новосибирска и промышленно-логистических комплексов, ориентированных на вынос производств из города Новосибирска и развитие пищевой промышленности (комплексная переработка зерна, мясомолочная промышленность).

Инвестиционные предложения города

В соответствии с этими стратегическими задачами развития Новосибирска и Новосибирской агломерации инвестиционно привлекательны (и это отмечают как российские, так и иностранные инвесторы) следующие направления:

1. Реализация комплексных проектов застройки в зоне строительства третьего моста.

2. Развитие логистических комплексов.

Советский район:

а) технико-внедренческая зона в Нижней Ельцовке по Барышевскому шоссе;

б) промышленно-логистический комплекс развития наукоемкого производства по Советскому шоссе;

в) промышленно-логистический комплекс в зоне пересечения дороги на Ключи и объездной трассы Юг - Восток;

Октябрьский район:

а) торгово-логистический комплекс по Гусинобродской трассе;

Кировский район:

а) промышленно-логистический комплекс развития пищевой промышленности по Ордынскому шоссе;

Ленинский район:

а) промышленно-логистический комплекс развития производств по глубокой переработке зернового сырья и кормопроизводства в Колыванском направлении;

б) транспортно-логистический комплекс в зоне города Обь;

Калининский район:

а) развитие Пашинской промплощадки для выноса и развития городских промпредприятий;

б) торгово-логистический комплекс по Мошковскому направлению;

3. Развитие транспортного каркаса Новосибирской агломерации:

а) развитие дорожной сети по периметру города, связывающей населенные пункты агломерации и экономические зоны;

б) развитие улично-дорожной сети города Новосибирска;

в) строительство третьего моста с коммерческим привлечением инвестиций;

г) развитие коммерческих транспортных проектов (скоростной трамвай, платные автомагистрали);

4. Развитие жилищного строительства:

а) трансформация территорий садовых обществ, расположенных на границе города и сопряженной территории, в индивидуальное жилищное строительство с прирезкой дополнительных территорий для этих целей; модернизация зон индивидуальной жилищной застройки.

б) создание системы инвестирования в жилищное строительства и гарантий инвестиций.

Указанные проекты носят долгосрочный характер и не обещают сиюминутной выгоды, поэтому они налагают серьезные требования на деятельность как органов власти, так и инвесторов. Реализация этих проектов невозможна без активной поддержки со стороны органов власти города и региона, без прозрачных условий частно-государственного партнерства. У нас создана вся необходимая правовая база для эффективного и взаимовыгодного сотрудничества. При этом мы стараемся привлекать серьезных институциональных инвесторов и крупные компании, ориентированных на будущее, а не на краткосрочную прибыль, способных оценить выгоды от присутствия в нашем городе.

ГОРОДЕЦКИЙ Владимир Филиппович. С 2000 г. - мэр Новосибирска. Президент Ассоциации сибирских и дальневосточных городов, вице-президент международной ассоциации столиц и крупных городов, вице-президент Союза российских городов, член Президиума Конгресса муниципальных образований РФ. С 2003 г. работает в составе Совета по вопросам местного самоуправления при Правительстве РФ, с 2005 г. - в Совете при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике.

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях).

Материал из журнала "Право и инвестиции". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию Вы можете узнать на сайте журнала. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83171. Подписной индекс в каталоге «Газеты.Журналы» Роспечати – 82831. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319. (C) 1999 - 2014 "Право и инвестиции".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100