Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 4 (45), Декабрь 2010.

Формирование механизмов введения в хозяйственный оборот результатов НИОКР, созданных с использованием бюджетных средств

Хурматуллин В.В., Центральный научно-исследовательский радиотехнический институт им. академика А.И.Берга

***

Одним из важнейших условий введения их в хозяйственный оборот и создания рынка инноваций является правовая охрана результатов НИОКР. В статье обсуждаются вопросы закрепления в государственных контрактах прав на результаты научно-технической деятельности, полученные при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ за счет средств федерального бюджета.

Ключевые слова: интеллектуальная деятельность, НИОКР, бюджет, государственный контракт, права на интеллектуальную собственность.

***

Сложившиеся тенденции в экономике страны диктуют необходимость целенаправленного вовлечения в самых различных отраслях наработанных, но не внедренных в полной мере результатов научно-технической деятельности (РНТД).

Можно с уверенностью сказать, что до настоящего времени нет полностью отработанного механизма введения в хозяйственный оборот результатов НИОКР, созданных с использованием бюджетных средств.

Государство является основным заказчиком научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в военной и гражданской сфере. Размещение заказов осуществляется через уполномоченные органы исполнительной власти. Одним из важнейших условий введения их в хозяйственный оборот и создания рынка инноваций является правовая охрана результатов НИОКР. Важным является вопрос распоряжения правами на результаты НИОКР.

Права на результаты, полученные в ходе выполнения НИОКР, включают:

  • исключительные права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронно-вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем;
  • права на РНТД, в том числе в виде рабочей конструкторской документации, охраняемые в режиме коммерческой тайны, включая потенциально патентоспособные технические решения и секреты производства (ноу-хау).

Закрепление прав на РНТД, полученные при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ за счет средств федерального бюджета, в соответствии с действующими нормативными правовыми актами осуществляется путем включения в государственный контракт условия о закреплении прав на результаты этой деятельности. Наиболее предпочтительными, с точки зрения возможности коммерческого использования результатов НИОКР, являются государственные контракты, в которых сторонами по результатам переговоров будет достигнуто соглашение о закреплении данных прав за предприятием или предприятием совместно с генеральным заказчиком - уполномоченным представителем государства.

В случае если непосредственно в тексте государственных контрактов на выполнение НИОКР порядок использования прав на полученные результаты не определен, то этот вопрос должен быть урегулирован отдельным Соглашением сторон о порядке использования прав на результаты интеллектуальной деятельности (РИД), которое в общем случае оформляется как неотъемлемая часть соответствующего государственного контракта.

В Соглашении в обязательном порядке отражаются следующие положения:

  • права на результаты НИОКР принадлежат генеральному заказчику и головному исполнителю (предприятию) совместно или только головному исполнителю (предприятию). Указанное положение позволяет в дальнейшем головному исполнителю (предприятию) иметь возможность защитить свои коммерческие интересы при вовлечении полученных в ходе выполнения работы результатов НИОКР в хозяйственный оборот;
  • правообладателем созданных объектов интеллектуальной собственности, способных к правовой охране, являются головной исполнитель и генеральный заказчик, который заключил государственный контракт от имени Российской Федерации. Данная норма также в достаточной мере защищает интересы предприятия-разработчика конструкторской документации, особенно если заказчик проявляет интерес к расширению применения РИД;
  • право использования полученных результатов НИОКР в коммерческих целях предоставляется предприятию на условиях, подлежащих согласованию с генеральным заказчиком.

При заключении государственных контрактов (контрактов) на выполнение государственного оборонного заказа в них могут предусматриваться следующие условия о праве на РНТД:

  • за Российской Федерацией (государственным заказчиком) - если данные результаты в силу закона изъяты из оборота либо ограничены в обороте или финансирование работ по доведению этих результатов до стадии промышленного применения (включая изготовление опытной партии) берет на себя Российская Федерация (государственный заказчик);
  • за Российской Федерацией (государственным заказчиком) и предприятием совместно - если данные результаты необходимы для выполнения государственных функций, связанных с обеспечением обороны и безопасности государства, а также с защитой здоровья населения.
  • за предприятием на условиях, определяемых в государственных контрактах (контрактах).

Основными моментами организации работы на предприятии по защите коммерческих интересов, связанных с РНТД, кроме того, в качестве обязательных элементов должна включать:

  • организацию и проведение патентно-лицензионной работы (патентование и регистрация результатов НИОКР, предоставление прав на использование результатов НИОКР третьим лицам);
  • применение режима коммерческой тайны к результатам, полученным в ходе выполнения НИОКР (определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну; ограничение доступа к ней путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за его соблюдением; учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну; регулирование отношений по ее использованию; нанесение на материальные носители (документы), содержащие коммерческую тайну, грифа «Коммерческая тайна»).

Защита интересов предприятия в государственных контрактах на выполнение НИОКР по государственному оборонному заказу

С учетом нормативных актов [3, 6] обязательным для применения на предприятии является требование о том, что все государственные контракты на выполнение НИОКР по государственному оборонному заказу должны содержать условие о закреплении прав на результаты выполняемых работ.

Наиболее предпочтительным, с точки зрения возможности коммерческого использования результатов НИОКР, являются государственные контракты, в которых сторонами по результатам договоренностей достигнуто соглашение о закреплении прав на полученные результаты за предприятием или предприятием совместно с генеральным заказчиком.

Обеспечение защиты коммерческих интересов предприятия при использовании результатов НИОКР, осуществляется также:

  • проведением предприятием патентных исследований в соответствии с ГОСТ Р 15.011-96 по обеспечению правовой охраны полученных результатов;
  • предоставлением прав на использование результатов НИОКР третьим лицам по результатам анализа и оценки экономических последствий;
  • применением режима коммерческой тайны к результатам, полученным в ходе выполнения НИОКР, с целью предотвращения их использования другими лицами без разрешения предприятия.

В случае если непосредственно в тексте государственных контрактов на выполнение НИОКР порядок использования прав на полученные результаты не установлен, то этот вопрос должен быть урегулирован отдельным Соглашением сторон о порядке использования прав на РИД, которое является неотъемлемой частью соответствующего государственного контракта.

В Соглашении в обязательном порядке отражаются следующие моменты:

  • права на результаты НИОКР принадлежат генеральному заказчику и головному исполнителю (предприятию) совместно или только головному исполнителю (предприятию). Указанное положение позволяет в дальнейшем головному исполнителю (предприятию) иметь возможность защитить свои коммерческие интересы при вовлечении полученных в ходе выполнения работы результатов НИОКР в хозяйственный оборот;
  • правообладателем созданных объектов интеллектуальной собственности, способных к правовой охране, являются головной исполнитель и генеральный заказчик, который заключил государственный контракт от имени Российской Федерации. Данная норма также в достаточной мере защищает интересы предприятия-разработчика конструкторской документации, особенно если заказчик проявляет интерес к расширенному применению РНТД;
  • право использования полученных результатов НИОКР в коммерческих целях предоставляется предприятию на условиях, подлежащих согласованию с генеральным заказчиком. Норма носит некорректный правовой характер, однако при соответствующей инициативе предприятия его интересы в последующем могут быть защищены одним из двух приведенных выше способов.

Защита интересов предприятия в контрактах (договорах) на участие в выполнении составной части НИОКР по государственному оборонному заказу в качестве организации-соисполнителя

Защита интересов предприятия в контрактах (договорах) на участие в выполнении составной НИОКР по государственному оборонному заказу в качестве организации-соисполнителя должна быть нацелена на те же цели, что и при выполнении НИОКР непосредственно по государственному контракту, и предусматривать решение вопросов разграничения прав на использование результатов составной части НИОКР с указанием конкретных обязательств как со стороны предприятия, так и со стороны заказчика (головного исполнителя) и генерального заказчика, определения порядка использования таких результатов этими сторонами, определения вознаграждения предприятия в случае возникновения коммерческого интереса к полученным результатам со стороны третьих лиц.

Целью переговоров по заключению контракта является в этом случае то, что права на результаты, полученные в ходе выполнения составной части НИОКР, будут принадлежать сторонам контракта (договора) совместно.

В контракте (договоре) с заказчиком для учета интересов предприятия должно быть предусмотрено:

  • разграничение прав на результаты составной части НИОКР;
  • патентно-правовая охрана результатов составной части НИОКР и включение в состав правообладателя предприятия и заказчика совместно;
  • определение порядка использования полученных результатов;
  • определение вознаграждения предприятия при вовлечении в хозяйственный оборот результатов составной части НИОКР по инициативе предприятия;
  • возможность использования результатов составной части НИОКР в качестве научно-технического задела для будущих разработок предприятия.

При анализе проекта контракта (договора) особое внимание, кроме общих технико-правовых аспектов, должно быть обращено на положение по недопущению «ущемления» прав предприятия на РНТД по сравнению с правами головного исполнителя, зафиксированными в государственном контракте, заключенном с генеральным заказчиком.

Защита интересов предприятия при передаче конструкторской и другой документации организациям-изготовителям изделий по государственному оборонному заказу

В случае, когда изготовление опытного образца изделия (опытного образца составной части изделия) поручается другой организации (предприятию-изготовителю), являющейся юридическим лицом, предприятие, как головной исполнитель опытно-конструкторской работы, в установленном порядке заключает контракт (договор) на изготовление опытного образца и передает этому предприятию по приемо-сдаточному акту копии рабочей конструкторской и другой документации на данный образец.

При этом одновременно с передачей документации изготовителю опытного образца с ним оформляется Соглашение о порядке использования прав на рабочую конструкторскую и другую документацию (или их копий), являющееся неотъемлемой частью контракта (договора) на изготовление опытного образца.

Указанное Соглашение, как и аналогичное соглашение между генеральным заказчиком и головным исполнителем опытно-конструкторской работы, должно содержать вопросы, позволяющие предприятию защитить свои интересы при передаче разработанной им в ходе выполнения работы документации изготовителю опытного образца изделия. В Соглашении закрепляется право на документацию за предприятием как правообладателем изначально.

Кроме того, Соглашение должно содержать:

  • запрещение любого использования документации, а также ее передачу другим лицам без разрешения предприятия;
  • определение правовых отношений по использованию полученных в ходе изготовления по документации предприятия опытного образца РИД, способных к правовой охране в качестве объектов интеллектуальной собственности;
  • определение порядка и условия выплаты вознаграждения изготовителю опытного образца изделия за создание им изобретений, на которые выданы патенты, а также выполненные усовершенствования.

В большинстве случаев разграничение прав между государством в лице государственного заказчика или соответствующего уполномоченного органа, финансирующим за счет федерального бюджета создание научно-технической продукции оборонного назначения, и исполнителем работ (головным исполнителем) осуществляется в рамках заключенного сторонами государственного контракта (контракта).

Постановлением Правительства РФ от 17.11.2005 № 685 [3] предусмотрены варианты для применения нормы, соблюдающие баланс интересов всех субъектов правоотношений, участвующих в создании РИД. Однако государство оставляет за собой право распоряжаться в особых случаях указанными результатами по своему усмотрению. Это в первую очередь относится к сфере обороны и национальной безопасности. В то же время при выполнении оборонного заказа значительная часть этих прав передается предприятиям-исполнителям работ и другим хозяйствующим субъектам, находящимся под контролем государства.

Полное и точное указание в государственных контрактах прав и обязанностей государственного заказчика и исполнителя работ в отношении созданных РИД призвано способствовать совершенствованию контрактной системы исполнения заказов в сфере обороны, повышению ответственности сторон за правовую охрану и использование РНТД, создаваемых за счет федерального бюджета, а также защите интересов государства при вовлечении РНТД в хозяйственный оборот, повышению эффективности и увеличению объема правомочного использования созданных РИД.

Примечания

1. Гражданский кодекс Российской Федерации, части первая и вторая (введены Федеральными законами от 30.11.1994 № 51-ФЗ и от 26.01.1996 № 14-ФЗ). Глава 38, ст. 772.

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.11.2001 № 1607 «Основные направления реализации государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности».

3. Постановление Правительства РФ от 17.11.2005 № 685 «О порядке распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности».

4. Постановление Правительства РФ от 23.01.2004 № 41 «Об утверждении примерных государственных контрактов на выполнение НИОКР по государственному оборонному заказу».

5. Постановление Правительства РФ «О порядке инвентаризации и стоимостной оценке прав на результаты научно-технической деятельности» от 14.01.2002 № 7.

6. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть четвертая (введена Федеральным законом от 18.12.2006 № 231-ФЗ).

ХУРМАТУЛЛИН Валерий Вакильевич. Кандидат экономических наук. В 1998-2006 гг. - главный эксперт-оценщик интеллектуальной собственности венчурной фирмы "РАКУРС-В". С 2006 г. - начальник Отдела охраны интеллектуальной собственности и обеспечения научно-технической информацией ФГУП "ЦНИРТИ им. академика А.И. Берга".