написать письмо первая страница первая страница switch to english
Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка предприятий
Информационный сайт по недвижимости "Диалит-Недвижимость"
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 3 (44), Октябрь 2010.

Производственная интеграция в Российской Федерации и Республике Беларусь: особенности экономико-правового регулирования

Кравец Л.М., Белорусский государственный экономический университет

В статье показаны подтвержденные мировой практикой экономические преимущества интеграции, выполнен сравнительный анализ развития нормативно-правового регулирования производственной интеграции в Российской Федерации и Республике Беларусь, а также сделаны предложения по совершенствованию экономико-правового поля производственной интеграции в Республике Беларусь с учетом российского опыта.

Ключевые слова: производственная интеграция, экономико-правовое регулирование, тенденции развития интегрированных структур в Российской Федерации, хозяйственные объединения в Республике Беларусь.

***

В экономически развитых странах подавляющую долю производства ВВП обеспечивают крупные интегрированные структуры. По данным мировой статистики, 20% предприятий составляют крупные корпорации, они осуществляют 88% мирового делового оборота, причем 500 крупнейших промышленных корпораций производят и реализуют около 40% мирового ВВП [1].

К основным преимуществам интегрированных структур относятся [2]:

  • оптимизация производственно-технологических цепочек и кооперационных связей, позволяющих замкнуть в рамках одной структуры весь технологический цикл производства и реализации продукции;
  • сокращение объема оборотных средств за счет ускорения их оборачиваемости и использования внутренних цен;
  • повышение инвестиционной привлекательности, облегчение доступа на рынок заемных финансовых ресурсов;
  • повышение инновационной активности всех предприятий, т.к. в рамках интегрированной структуры возникает так называемая «диффузия инноваций»: новаторская деятельность одного из предприятий приводит к ориентации на инновации и всех других.

Учитывая значительные тактические и стратегические преимущества производственной интеграции, законодательство большинства государств имеет хорошо развитую институционально-правовую базу таких преобразований в экономике [3, 4].

Осознавалось преимущество корпорированного труда и руководством бывшего СССР. В экономической литературе тех лет концентрация производства рассматривалась как планомерный процесс, следствием которого является значительный рост эффективности хозяйствования, улучшение качества выпускаемой продукции, более рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов [5]. В 1959 г. в СССР на 10% промышленных предприятий, входящих в состав различных объединений, приходилось до 60% промышленной продукции страны [6]. А к концу 1970-х гг. уже почти 80% ресурсного потенциала страны (финансового, материального, трудового, научного, информационного) было сосредоточено на крупных производственных и научно-производственных объединениях [7].

Монополизм пронизывал все сферы и отрасли советской экономики, все уровни управления. Этот процесс продолжался до начала 1980-х гг. Однако со временем все заметнее стали негативные стороны укрупнения предприятий в СССР: недостаточная конкурентоспособность продукции на внешних рынках, слабая восприимчивость к управленческим нововведениям, сложность системы внутрипроизводственных связей. Государство осознало необходимость коренной перестройки промышленности.

Масштабные преобразования экономики в середине 80-х гг. начались с принятия ряда законодательных актов:

  • Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» (1986 г.) предоставил совершеннолетним гражданам право на занятие индивидуальной трудовой деятельностью в сфере кустарно-ремесленных промыслов, бытового обслуживания населения, в социально-культурной сфере;
  • Закон СССР «О государственном предприятии (объединении)» (1987 г.) расширил возможности участия трудовых коллективов в управлении, дал возможность входящим в объединение структурным единицам по решению трудовых коллективов выйти из состава объединения, позволил использовать такие новые прогрессивные методы хозяйствования, как коллективный подряд, арендные отношения, кооперативные формы;
  • Закон СССР «О кооперации в СССР» (1988 г.) определил экономические, организационные и правовые условия деятельности кооперативов как новой прогрессивной формы хозяйствования, установил основные принципы развития кооперативной формы собственности, определил отношения государства и кооперации, открыл широкий простор для инициативы и самоуправления;
  • Постановление Совета Министров СССР «О мерах по созданию и развитию малых предприятий» (1990 г.) было направлено на создание необходимых условий для широкого развития малых предприятий, способных активизировать структурную перестройку экономики, предоставить дополнительные рабочие места, оперативно реагировать на изменение потребительского спроса;
  • Постановление Совета Министров СССР «О мерах по демонополизации народного хозяйства» (1990 г.) поставило задачу демонополизации существующих структур государственного управления и недопущения возникновения новых структур монополистического типа, поручило органам государственной власти приступить в 1990 г. к выборочному разукрупнению действующих высокомонополизированных предприятий, активному преобразованию их в акционерные общества.

Принятие таких радикальных мер дало начало процессу трансформации экономических отношений, созданию рыночных структур, формированию конкурентной среды. Приведем статистические данные по реальному сектору экономики только за два наиболее показательных года: в 1988 г. индивидуальной предпринимательской деятельностью занималось 429 тыс. человек, а в 1989 г. - уже 723 тыс. (темп роста составил 168%). Число кооперативов в строительстве, производстве товаров, общественном питании, бытовом обслуживании возросло за этот период более чем в 10 раз, а объем реализованных товаров (работ, услуг) - почти в 20 раз. Доля выручки от реализации продукции кооперативов увеличилась в ВВП с 1,5 до 4,4% [7].

После распада СССР Российская Федерация последовательно продолжала уже начатые экономические реформы. Были приняты такие важнейшие законы, как:

  • Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (1990 г.), в котором были определены правовые, экономические и социальные основы создания предприятий в условиях многообразия форм собственности, установлены организационно-правовые формы предприятий, меры государственной защиты, поддержки и регулирования предпринимательства;
  • Закон РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» (1991 г.), который определил организационно-правовые основы приватизации государственных и муниципальных предприятий в целях создания эффективной, социально ориентированной рыночной экономики, а также способы приватизации государственных и муниципальных предприятий.

После закономерного процесса разукрупнения и приватизации в стране начались процессы интеграции, т.е. объединения предприятий, но уже на совершенно иной основе - частной собственности. Первые интегрированные структуры были образованы по инициативе и с участием государства - «Газпром», РАО ЕЭС, «Транснефть» и др.

Для законодательного закрепления процесса интеграции с 1991 г. был последовательно принят целый ряд нормативно-правовых актов, которые определяли, дополняли, уточняли отдельные стороны этого процесса. Основными действующими законодательными документами в этой сфере являются:

  • Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях»;
  • Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
  • Федеральный закон от 20.03.1995 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;
  • Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»;
  • Федеральныйзакон от 23.06.1999 № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынках финансовых услуг»;
  • Федеральный закон от 25.02.1999 № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;
  • Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»;
  • Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»;
  • Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
  • Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Такая нормативная правовая база позволила за достаточно короткий период времени провести масштабные экономические преобразования. Российская экономика сегодня - экономика крупных хозяйствующих субъектов. Средние предприятия представляют собой неустойчивые в организационном плане структуры, выступающие главными объектами поглощения со стороны крупных многопрофильных компаний. По оценкам экспертов Всемирного банка, 22 крупнейшие российские бизнес-группы, каждая с объемом продаж свыше 700 млн долл. в год и численностью работников свыше 20 тыс. человек, сосредоточили в своих руках 39% реализации промышленной продукции и около 20% занятых в промышленности [8]. Специалистами доказывается эффективность крупного бизнеса в Российской Федерации [9].

На современном этапе интегрированным структурам присущи следующие тенденции развития, свидетельствующие о приближении процесса производственной интеграции в России к общемировым принципам организации [10, 11]:

  • продажа непрофильных бизнесов, которые переходят в собственность тех структур, где они встраиваются в основную деятельность, т.е. начинает работать основополагающий принцип слияний и поглощений: во главе угла должно стоять усиление «ядра» компании;
  • совершенствование корпоративного устройства: принятие кодексов корпоративного поведения; включение в состав Совета директоров так называемых независимых директоров; внесение в уставы особых пунктов, защищающих права миноритариев;
  • изменения в корпоративном управлении: переход на международные стандарты отчетности; интернационализация исполнительного менеджмента, т. е. назначение на высшие управленческие должности иностранцев, имеющих опыт такой работы;
  • покупка в крупных масштабах иностранных производственных активов - интернационализация бизнеса, что обеспечивает выход на новые рынки сбыта, формирование имиджа глобального игрока, максимально естественную модернизацию за счет трансфера производственных, управленческих и финансовых технологий.

Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что крупные интегрированные структуры в России, как во всех экономически развитых государствах, играют роль несущего каркаса национальной экономики. Вклад крупнейших бизнес-групп в экономику России оценивается до 19% ВВП, а с учетом госмонополий («Газпрома», «Транснефти», РАО ЕС) - до 28% ВВП [12].

В отличие от Российской Федерации, в Республике Беларусь процесса массовой приватизации и разукрупнения сложившихся еще во времена СССР крупных промышленных комплексов не было. После приобретения суверенитета стратегической линией развития экономики стала поддержка крупных хозяйствующих субъектов.

Так, 14.12.1990 был принят Закон Республики Беларусь № 462-XII «О предприятиях», согласно которому предприятия получили право «на добровольных началах объединяться в союзы, хозяйственные ассоциации, концерны и другие объединения по отраслевому, территориальному или иным принципам в целях координации деятельности, обеспечения защиты их прав, представления общих интересов в соответствующих государственных и иных органах, а также в международных организациях» [13]. По согласованному решению предприятий на объединение могло быть возложено централизованное выполнение отдельных производственно-хозяйственных и других функций. Объединение предприятий могло также создаваться по решению собственника предприятий или уполномоченного им органа, возможна была передача такому объединению прав по управлению предприятиями, входящими в его состав.

Спустя 3 года утверждено «Положение о холдингах, создаваемых в процессе приватизации» (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20.04.1993 № 250). Под холдингом понималось юридическое лицо любой организационно-правовой формы, в состав имущества которого входят и (или) в управлении которого находятся доли (акции) в имуществе иных юридических лиц, обеспечивающие ему право принятия или отклонения решений, принимаемых высшими органами управления.

В зависимости от вида деятельности и выполняемых функций были выделены следующие типы холдингов [14]:

  • производственный холдинг, менее 50% имущества которого составляют доли (акции) в имуществе иных юридических лиц и осуществляющий, кроме функций держателя акций, хозяйственную деятельность;
  • финансовый холдинг, более 50% имущества которого составляют доли в имуществе иных субъектов хозяйствования;
  • смешанный (производственно-финансовый) холдинг, более 50% имущества которого составляют доли (акции) в имуществе иных юридических лиц и осуществляющий, кроме функций держателя акций, хозяйственную деятельность.

В развитие указанных правовых норм было принято «Положение о порядке создания предприятий, организаций, учреждений, имущество которых находится в республиканской собственности, объединений, в том числе концернов, в состав которых входят эти предприятия, и о порядке прекращения их деятельности» (Постановление Совета Министров РБ от 07.12.1993 № 824), в котором устанавливался порядок создания хозяйственных объединений на базе республиканской собственности. В частности, указывалось, что объединения, в том числе концерны, могут создаваться министерствами, государственными комитетами, ведомствами по согласованию с Госэкономпланом, Государственным комитетом по управлению государственным имуществом и приватизации, Министерством финансов и Государственным комитетом по антимонопольной политике [15].

Однако в 2004 г. перечисленные нормативные правовые акты, регулирующие деятельность хозяйственных объединений в Республике Беларусь, были отменены [16, 17]. Взамен упраздненных законодательных актов новых принято не было. По-видимому, эта ситуация и предопределила принятие Указа Президента Республики Беларусь от 28.12.2009 № 660 «О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь», в котором определены правовой статус холдинга, порядок его создания и условия функционирования (далее - Указ № 660) [18].

Среди наиболее принципиальных правовых последствий Указа № 660 необходимо отметить следующие:

  • в законодательстве Республики Беларусь появилось легальное определение понятия «холдинг»;
  • введена регистрация холдингов Министерством экономики Республики Беларусь, на которое возложены функции по ведению Государственного реестра холдингов;
  • обязательным стало получение согласие антимонопольного органа на регистрацию холдинга.

Около 20 производственных объединений Беларуси уже выразили желание стать холдингами, в том числе ПО «БелавтоМАЗ», БелОМО (Белорусское оптико-механическое объединение), ОАО «Минский моторный завод». Планируется создать холдинги: по производству минеральных удобрений на базе ПО «Беларуськалий», по переработке нефти на базе ОАО «Нафтан», по переработке и реализации драгоценных металлов на базе РУП «Гомельское ПО «Кристалл», РТУП «Белювелирторг» и ЗАО «Белгран» (Гомель). Создание холдинга, в рамках которого составляется консолидированная бухгалтерская отчетность, может повысить привлекательность бизнеса для иностранных инвесторов и привлечь международное финансирование. Как предполагается, такая реорганизация позволит владельцам бизнеса более эффективно управлять активами и консолидировать прибыль, направляя ее на инвестиционные цели, находить новые рынки сбыта, снижать налоговую нагрузку.

Для совершенствования процессов производственной интеграции в Республике Беларусь, как показывает российский опыт, необходимо решение следующих задач:

  • создание проверенной мировой практикой системы организационно-правовых форм юридических лиц;
  • обеспечение правового регулирования, направленного на достижение баланса интересов всех участников корпоративных отношений;
  • формирование моделей регулирования, соответствующих различным стратегиям развития бизнеса, и обеспечение возможности выбора такой модели;
  • внедрение в законодательство и правоприменительную практику принципов корпоративного управления, соответствующих международному уровню;
  • развитие механизмов защиты прав собственности.

Литература

1. Пороховский А. Вектор экономического развития. М., 2002.

2. Кравец Л.М. Оценка инновационного потенциала интегрированных промышленных структур // Бухгалтерский учет и анализ. 2008. № 1. С. 43-47.

3. Антонов В.Г, Крылов В.В., Кузьмичев А.Ю. и др. Корпоративное управление. М., 2010.

4. Храброва И.А. Корпоративное управление: вопросы интеграции. Аффилированные лица, организационное проектирование, интеграционная динамика. М., 2000.

5. Смирницкий Е.К. Экономические показатели промышленности. М., 1980.

6. Прокопчук П.Н. Эволюция законодательства Республики Беларусь о холдингах и других хозяйственных объединениях // Право и демократия. Минск, 2005. С. 159-172.

7. Князева И.В. Антимонопольная политика в России. М., 2008.

8. Собственность и контроль предприятий. Глава С5 Меморандума об экономическом положении Российской Федерации «От экономики переходного периода к экономике развития». М., 2004.

9. Российская промышленность на перепутье: что мешает нашим фирмам стать конкурентоспособными (коллектив авторов) // Вопросы экономики. 2007. № 3. С. 4-34.

10. Настасяк А. Интегрированные бизнес-группы в трансформационной экономике России: Автореферат дис. … канд. эконом. наук. М., 2006.

11. Паппэ Я., Галухина Я. Внешнеэкономические факторы трансформации крупного бизнеса в России // Вопросы экономики. 2005. № 10. С. 72-89.

12. Клепач А., Яковлев А. О роли крупного бизнеса в современной российской экономике // Вопросы экономики. 2004. № 8. С. 36-45.

13. Закон Республики Беларусь от 14.12.1990 № 462-XII «О предприятиях» // Ведомости Верховного Совета Белорусской ССР. 1991. № 3(5). Ст. 13.

14. Положение о холдингах, создаваемых в процессе приватизации. Утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.04.1993 № 250. http://www.kaznachey.com.

15. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 07.12.1993 № 824 «О порядке создания предприятий, организаций, учреждений, имущество которых находится в республиканской собственности, объединений, в том числе концернов, в состав которых входят эти предприятия, и о порядке прекращения их деятельности»// СП Республики Беларусь. 1993. № 34. Ст. 662.

16. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23.07.2004 № 913 «О порядке создания унитарных предприятий, учреждений, имущество которых находится в республиканской собственности, их реорганизации и ликвидации и признании утратившими силу некоторых постановлений правительства Республики Беларусь // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2004. № 120. 5/14606.

17. Закон Республики Беларусь от 30.07.2004 № 307-З «О признании утратившими силу законодательных актов и внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь». http://www.kaznachey.com.

18. Указ Президента Республики Беларусь от 28.12.2009 № 660 «О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь». http://www.president.gov.by.

***

Основными действующими нормативными правовыми актами, определяющими правовой статус, порядок создания и функционирования хозяйственных объединений в Республике Беларусь, являются:

  • Указ Президента Республики Беларусь от 28.12.2009 № 660 «О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь».
  • Указ Президента Республики Беларусь от 27.11.1995 № 482 «О создании и деятельности в республике хозяйственных групп» (изменения и дополнения: Указы Президента Республики Беларусь от 26.02.1997 № 166, от 30.06.1999 № 349, от 16.09.1999 № 539, от 04.04.2002 № 188, от 30.12.2002 № 625, от 23.02.2004 № 115, от 28.12.2009 № 660).
  • Закон Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» от 09.12.1992 № 2020-XII (изменения и дополнения: Законы Республики Беларусь от 18.01.1994 № 2711-XII, от 11.04.1995 № 3704-XII, от 06.01.1998 № 123-З, от 30.07.2004 № 307-З).
  • Закон Республики Беларусь от 10.12.1992 № 2034-XII «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (изменения и дополнения: Законы Республики Беларусь от 10.01.2000 № 364-З; от 02.12.2002 № 154-З; от 05.01.2008 № 317-З).

КРАВЕЦ Людмила Михайловна. Кандидат экономических наук, доцент. В 2004-2007 гг. - заведующая кафедрой финансов и кредита Гомельского государственного университета им. Ф.Скорины. Параллельно - многолетняя предпринимательская деятельность в сфере налогообложения, бухгалтерского учета и аудита. С 2008 г. - докторант Белорусского государственного экономического университета (Минск).

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях).

Материал из журнала "Право и инвестиции". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию Вы можете узнать на сайте журнала. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83171. Подписной индекс в каталоге «Газеты.Журналы» Роспечати – 82831. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319. (C) 1999 - 2014 "Право и инвестиции".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100