Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 3 (44), Октябрь 2010.

К вопросу о понятии и значении энергетического обследования

Матиящук С.В., Сибирский университет потребительской кооперации

В статье комментируются некоторые положения принятого недавно Федерального закона "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности". Автор статьи подробно рассматривает понятие и значение энергетического обследования, а также организацию его проведения.

Ключевые слова: энергетическое обследование, энергосбережение, саморегулируемая организация, правовое значение, организация.

***

Основными задачами российского законодательства об энергосбережении и повышения энергетической эффективности является создание необходимых правовых условий для проведения активной энергосберегающей политики в нашей стране, а также правовое регулирование отношений по энергосбережению и непосредственно связанными с ними отношениями.

Недавно в России произошло очередное обновление законодательства в области энергосбережения, направленное на усиление его эффективности и ужесточение административной ответственности за его нарушения. Законодатель закрепил основные принципы правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Как известно, принцип является центральным понятием, руководящей идеей, основанием системы; он обобщает и распространяет какое-либо положение на соответствующие общественные отношения.

Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ФЗ-261) является базовым законом, регулирующим отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Его нормы исходны для всех иных законов и других нормативных актов как федерального, так и регионального уровня. Поэтому принципы, закрепленные в ФЗ-261, выражают не просто его содержание, раскрывают его смысл, они образуют исходные начала целенаправленной энергосберегающей политики в Российской Федерации, учитываются законодателем при принятии новых, отмене или изменении действующих нормативных правовых актов об энергосбережении.

Все федеральные органы и органы государственной власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления обязаны проводить в жизнь эти принципы.

Статья 4 ФЗ-261 указывает, что правовое регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности основывается на следующих принципах:

  • эффективного и рационального использования энергетических ресурсов. Требуется эффективное использование первичных, вторичных и возобновляемых энергетических ресурсов при их добыче, производстве, переработке, транспортировке, хранении и потреблении;
  • использования энергетических ресурсов с учетом ресурсных, производственно-технологических, экологических и социальных условий. Приоритет должен отдаваться производству и использованию энергоэффективных технологий, топлива, энергопотребляющего и диагностического оборудования, конструкционных и изоляционных материалов, средств измерения и контроля за расходованием топлива и энергии, систем автоматизированного управления энергопотреблением;
  • поддержки и стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Осуществление энергосберегающей политики требует организации не только должного учета и контроля за расходованием энергетических ресурсов, но и создания стимулов для производителей, поставщиков и потребителей энергетических ресурсов в повышении эффективности их использования;
  • планирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Требуется программно-целевой подход к проведению политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Долгосрочный характер энергосберегающей политики обусловливает необходимость целенаправленного планирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Яркий примером тому - региональные и муниципальные программы в рассматриваемой сфере;
  • системности и комплексности мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Проведение активной целенаправленной политики не может ограничиваться стихийными планированием экономии энергетических ресурсов и ужесточением норм их расходования. Необходимо создание в нашей стране целостной системы управления энергосберегающими мероприятиями, включая действенный контроль за их внедрением.

Обращают на себя внимание содержащиеся в ФЗ-261 положения, относящиеся к энергетическому обследованию. Как показала практика, во многих организациях исполнительные органы не знают в полной мере своих резервов экономии энергетических ресурсов, и, как следствие, мероприятия по энергосбережению проводятся стихийно, и эффективность их невысока. Прогрессивным методом выявления и оценки энергосберегающих мероприятий является проведение энергетических обследований и составление на их основе энергетических паспортов. Наличие таких паспортов позволит своевременно выявить участки с низкой эффективностью использования энергоресурсов и определить меры по устранению потерь энергии, а также заблаговременно разработать и осуществить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Статья 15 ФЗ-261 определяет порядок проведения энергетического обследования. Данный институт является, по существу, не новым положением для законодательства. Так, проведение энергетических обследований так называемого энергоаудита было предусмотрено ст. 10 Федерального закона от 03.04.1996 № 28-ФЗ "Об энергосбережении", Постановлением Правительства РФ от 15.06.1998 № 588 "О дополнительных мерах по стимулированию энергосбережения в России", Приказами Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 04.10.2005 № 265, 267, 268, 269, от 13.01.2006 № 3.

Так, основной целью энергетического обследования являются объективная оценка и предложения по эффективному потреблению энергоресурсов.

Энергетическое обследование с целью получения объективных данных об объеме используемых энергоресурсов, определения показателей и потенциала повышения энергоэффективности может проводиться в отношении продукции, технологического процесса, а также юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Энергетическое обследование проводится в добровольном порядке, за исключением случаев, если в соответствии с ФЗ-261 оно должно проводиться в обязательном порядке, в частности в отношении органов власти, наделенных правами юридических лиц, организаций с участием государства или муниципального образования, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, организаций, осуществляющих производство или транспортировку энергоресурсов или их добычу в качестве природных ископаемых, и т.д. По результатам энергетического обследования проводившее его лицо составляет энергетический паспорт и передает его лицу, заказавшему проведение энергетического обследования.

Деятельность по проведению энергетического обследования вправе осуществлять только лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций (СРО)  в области энергетического обследования.

СРО признается некоммерческая организация, объединяющая юридические лица и (или) индивидуальных предпринимателей, созданная с целью регулирования определенной профессиональной деятельности или определенной отрасли. В России деятельность СРО регулируется Федеральным законом от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». Для осуществления деятельности в сфере оказания услуг по энергетическому обследованию необходимо создать некоммерческую организацию в определенной законом организационно-правовой форме - некоммерческое партнерство (НП). В свою очередь, граждане и организации, вступая в СРО, вносят определённую сумму в ее компенсационный фонд.

Созданный компенсационный фонд обладает рядом особенностей:

  • строгое целевое расходование его средств - возмещение причиненного вреда вследствие недостатков оказанных услуг по энергетическому обследованию;
  • компенсационный фонд является гарантом обеспечения имущественной ответственности членов СРО, что обусловливает возложения на них обязанности сохранения средств этого фонда. С этой целью допускается как передача средств компенсационного фонда в доверительное управление, так и передача их на банковские депозиты;
  • средства, израсходованные из компенсационного фонда, подлежат восстановлению. Так, когда за счет средств компенсационного фонда производилось возмещение причиненного вреда, причинитель вреда - член СРО должен будет пополнить компенсационный фонд на эту сумму, а в случае его неплатежеспособности пополнение средств компенсационного фонда производится за счет средств остальных участников СРО.

НП для получения статуса СРО в сфере энергетического обследования должно соответствовать следующим требованиям:

1.НП должно объединять необходимое число профессиональных участников рынка услуг по энергетическому обследованию: юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, а также и (или) физических лиц.

2.НП должно разработать и принять стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами СРО. Конечно, эти стандарты и правила не должны противоречить федеральным и создавать препятствия к осуществлению организациями и гражданами их профессиональной деятельности. К числу таких документов относятся:

  • порядок приема в члены СРО в области энергетического обследования и прекращения членства в такой СРО;
  • стандарты и правила, регламентирующие порядок проведения энергетических обследований членами СРО в области энергетического обследования, в том числе стандарты и правила оформления энергетического паспорта, составленного по результатам энергетического обследования, стандарты и правила определения перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, стандарты и правила расчета потенциала энергосбережения (далее - стандарты и правила);
  • перечень мер дисциплинарного воздействия, которые могут быть применены в отношении членов СРО в области энергетического обследования за нарушение требований стандартов и правил;
  • стандарты раскрытия информации о деятельности СРО в области энергетического обследования и о деятельности ее членов.

3.НП должно сформировать компенсационный фонд.

4.НП должно пройти процедуру получения статуса СРО в уполномоченном государственном органе. Уполномоченный государственный орган в случае соответствия НП всем предъявляемым требованиям для получения статуса СРО вносит информацию о НП с присвоением статуса СРО в государственный реестр СРО.

Таким образом, компаниям, желающим создать СРО, необходимо организовать некоммерческую организацию в форме некоммерческого партнерства, дождаться вступления туда необходимого количества граждан и организаций, создать компенсационный фонд, и лишь затем подавать документы в Министерство энергетики РФ на получение статуса СРО и ждать подтверждения статуса.

Рассмотрим порядок обработки информации, полученной по результатам энергетического обследования. Сбор, обработка, систематизация, анализ и использование данных энергетических паспортов, составляемых по итогам энергетических обследований, осуществляется в целях получения объективных данных об уровне использования органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями энергетических ресурсов, о потенциале их энергосбережения и повышения энергетической эффективности, о лучших практиках проведения энергетических обследований, об органах государственной власти и органах местного самоуправления и организациях с наилучшими показателями энергосбережения и повышения энергетической эффективности, об иных, получаемых в результате энергетического обследования показателях.

Для реализации этих целей ст. 15 ФЗ-261 возлагает на СРО обязанность направлять 1 раз в 3 месяца заверенные ей копии энергетических паспортов, составленных членами СРО по итогам проведенных ими за указанный период обязательных энергетических обследований, в Министерство энергетики РФ. В свою очередь, Министерство энергетики РФ вправе запрашивать у СРО данные о проведенных в добровольном порядке энергетических обследованиях, а также данные из составленных по итогам таких обследований энергетических паспортов по перечню позиций, установленных законодательством Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Так, правила предоставления СРО копий энергетических паспортов утверждаются Министерством энергетики РФ. В этих правилах содержатся, в том числе:

  • требования к форме предоставления указанной информации (форме сопроводительного письма, форме обобщенных данных из энергетических паспортов, форме предоставления копий энергетических паспортов и пр.);
  • требования к виду предоставления указанной информации (в электронном виде с использованием электронной цифровой подписи, на бумажных носителях);
  • указание лица, структурного подразделения в Министерстве энергетики РФ, ответственного за сбор указанной информации;
  • указание, адреса, в том числе электронного, на который предоставляется указанная информация;
  • указание ответственного лица СРО в области энергетического обследования, уполномоченного на подписание предоставляемой информации.

В правилах предоставления СРО в области энергетического обследования по запросу Министерства энергетики РФ данных о проведенных в добровольном порядке энергетических обследованиях, а также данных из составленных по итогам таких обследований энергетических паспортов по перечню позиций, установленных законодательством Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, наряду с вышеуказанными требованиями должны указываться в том числе сроки предоставления в Министерство энергетики РФ указанной информации.

Обработка, систематизация и анализ информации, полученной из энергетических паспортов, составленным по итогам проведения энергетических обследований, осуществляется Министерством энергетики РФ по следующим направлениям:

  • оснащенность приборами учета используемых энергетических ресурсов;
  • объемы используемых энергетических ресурсов и их динамика;
  • показатели энергетической эффективности;
  • величина потерь передаваемых энергетических ресурсов (для организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов);
  • потенциал энергосбережения, в том числе оценка потенциальной экономии энергетических ресурсов в натуральном выражении;
  • перечень типовых (общедоступных) мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Обобщенная информация, полученная в ходе обработки, систематизации и анализа данных энергетических паспортов, может быть предоставлена Министерством энергетики РФ по запросу заинтересованным федеральным органам исполнительной власти с соблюдением требований законодательства Российской Федерации по защите государственной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны и другой конфиденциальной информации.

Хотелось бы обратить внимание на то, что в рамках реализации своих полномочий Министерство энергетики РФ должно обеспечить:

  • прием копий энергетических паспортов, составленных по итогам обязательных энергетических обследований, а также данных из энергетических паспортов, составленных по итогам добровольных энергетических обследований, полученных по запросу в форме электронного документа;
  • хранение и защиту информации, полученной в ходе обработки, систематизации и анализа данных энергетических паспортов.