Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 3 (44), Октябрь 2010.

Вопросы энергосбережения и энергоэффективности в строительстве

Каплан Л.М., вице-президент, директор Санкт-Петербургского Союза строительных компаний "Союзпетрострой"

К проектным, строительным компаниям и предприятиям стройиндустрии Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» (ФЗ-261) имеет самое прямое отношение. В строительном комплексе ситуация с энергосбережением явно неблагополучная. В частности, в составе проектной документации издавна предусмотрен специальный раздел «Энергоэффективность проектируемых объектов». Этот раздел практически не разрабатывается, т.к. проектные организации так и не разобрались в том, какую энергоэффективность они должны показывать: будущего предприятия и его продукции или самого построенного здания и сооружения. Строительные компании также практически не заинтересованы в применении технологий и строительных материалов, направленных на энергосбережение. В результате через стены зданий теряется до 40% тепла, через крышу - еще 18%, 14% уходит через вентиляцию, 10% - через подвал и т.д.

Именно на стадии проектирования и строительства должны решаться проблемы энергосбережения, в то время как на стадии эксплуатации объектов недвижимости (на что до последнего времени обращалось особое внимание) большого эффекта добиться невозможно.

Статьей 11 «Обеспечение энергетической эффективности зданий, строений и сооружений» ФЗ-261 вводится обязательное энергетическое обследование не только самих компаний, но и объектов, подлежащих вводу в эксплуатацию. В результате энергетического обследования определяется выполнение требований, влияющих на энергетическую эффективность не только объектов в целом, но и отдельных его элементов, а также требования к установке приборов, фиксирующих энергосбережение. Такие требования устанавливаются таким образом, чтобы они действовали как минимум в течение 5 ближайших лет, а затем подлежали пересмотру. Пункт 6 ст. 11 прямо говорит, что не допускается ввод в эксплуатацию зданий и сооружений, не отвечающих требованиям энергетической эффективности. Органам государственного строительного надзора предписано на стадии проектирования предусматривать архитектурно-строительные решения, отвечающие установленным требованиям к энергоэффективности, а на стадии приемки зданий в эксплуатацию требовать выполнения всех решений, предусмотренных проектом.

В ст. 12 ФЗ-261 прописаны классы энергетической эффективности многоквартирных домов, которые устанавливаются Правительством РФ. Застройщик обязан разместить на фасаде вводимого в эксплуатацию многоквартирного дома указатель класса его энергетической эффективности.

Статья 15 ФЗ-261 называется «Энергетическое обследование» и определяет, в отношении кого оно проводится. В связи с этим подчеркнем, что п. 4 определено, что деятельность по проведению энергетического обследования вправе осуществлять только лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций (СРО) в области энергетического обследования. Такие СРО должны создаваться в соответствии с требованиями ФЗ-261 и Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». Энергетическому обследованию подлежат как сами компании, так и построенные ими объекты. По результатам обследования проводившее его лицо (член соответствующей СРО) составляет энергетический паспорт, который действует в течение 5 лет.

Статья 18 ФЗ-261 определяет требования к СРО в области энергетического обследования. В связи с тем что «Союзпетрострой» практически приступил к созданию НПЭО «Союзпетрострой-Энергоаудит», отметим: в организационном собрании потенциальных учредителей участвовали лишь энергетические компании и входящие в Союз университеты. Между тем, п. 8 ст. 18 содержит весьма привлекательную для строителей информацию: «Члены саморегулируемой организации в области энергетического обследования наряду с осуществлением деятельности по проведению энергетического обследования вправе осуществлять иную предпринимательскую и профессиональную деятельность. Члены саморегулируемой организации в области энергетического обследования вправе проводить энергетическое обследование в отношении самих себя и принадлежащих им объектов». Это означает, что любая компания может войти в нашу СРО и тем самым не только сэкономить средства (а энергетическое обследование сторонней организацией требует порядка 300-500 тыс. руб.), но и самим зарабатывать на таких обследованиях, диверсифицируя таким образом свою деятельность.

Подведем некоторые итоги. Во-первых, энергетические обследования начинаются уже с 01.07.2010, и компаниям нужно к этому хорошо подготовиться. Во-вторых, энергетические обследования компаний и построенных объектов недвижимости могут проводиться только членами СРО, имеющими соответствующий допуск. В-третьих, в результате энергетических обследований выдаются энергетические паспорта сроком на 5 лет, которые будут являться обязательным требованием для проверяющих компаний.

В заключение отметим, что получение допуска требует для каждой компании наличия не менее 4 работников, заключивших с ней трудовой договор и получивших знания в указанной области. Кроме того, требуется наличие собственных или арендованных приборов для проведения энергетического обследования (тепловизоры, контрольно-измерительная техника и т.п.).

***

Приказ Минэнерго РФ от 19.04.2010 № 182

"Об утверждении требований к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, и энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации, и правил направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования" (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2010 № 17498)

При разработке и утверждении стандартов и правил оформления энергетического паспорта необходимо руководствоваться установленными требованиями.

Утвержденные требования к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, распространяются на саморегулируемые организации в области энергетического обследования, а также лиц, проводящих обязательные энергетические обследования. Установлено, что в энергетический паспорт должны быть включены, в частности, следующие разделы: общие сведения об объекте энергетического обследования, сведения об оснащенности приборами учета, сведения об объеме используемых энергетических ресурсов, сведения о показателях энергетической эффективности, потенциал энергосбережения и оценка возможностей экономии энергетических ресурсов. Установлено, что саморегулируемая организация 1 раз в 3 месяца направляет в Минэнерго РФ заверенные ею копии энергетических паспортов, составленных членами такой организации по результатам проведенных ими за указанный период обязательных энергетических обследований. Копии энергетических паспортов должны быть направлены в течение 1 месяца с момента окончания соответствующего 3-месячного периода. В приложении к требованиям приведена форма энергетического паспорта.

*По материалам выступления на семинаре "Энергосбережение на стадии проектирования и строительства объектов" (31.03.2010).