написать письмо первая страница первая страница switch to english
Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка предприятий
Информационный сайт по недвижимости "Диалит-Недвижимость"
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 3 (44), Октябрь 2010.

Республика Карелия - территория развития: "Пудожский мегапроект"

Бархатов А.В., Министерство экономического развития Республики Карелии

В Республике Карелия создается новый промышленный район и кластер производств, связанных с глубокой переработкой полезных ископаемых, - Пудожский мегапроект.

Ключевые слова: Республика Карелия, добыча полезных ископаемых, Пудожский мегапроект, инвестиции, государственно-частное партнерство.

***

В границах Восточного берега Онежского озера - второго по величине озера в Европе после Ладоги - расположен Пудожский район Карелии. Соседи - Архангельская и Вологодская области. Развитие этой территории власти республики определили как одну из важнейших стратегических задач, и в будущем освоение недр Пудожского края может дать импульс к созданию особой экономической модели для всего северного российского региона. В настоящее время интерес к этой богатой полезными ископаемыми территории российские компании уже проявляют. Но необходимо принятие и общегосударственного решения для продвижения «Пудожского мегапроекта» - так его назвали ученые, проводившие здесь геологическую разведку.

Данные многолетних геологических исследований позволяют говорить о перспективах создания здесь нового промышленного района и кластера производств, связанных с глубокой переработкой полезных ископаемых - железа, титана, ванадия, хрома, никеля, металлов платиновой группы, строительного щебня и цемента. Реализация «Пудожского мегапроекта» имеет в конечном итоге и общегосударственное значение, в том числе в решении задач экономической безопасности страны.

Разработка проекта

Первые исследования недр этой территории были проведены советскими учеными еще в начале 30-х гг. Результаты оказались действительно впечатляющими - были определены значительные запасы титано-магниевых руд с перспективой разработки на десятилетия, кроме этого - неограниченные сырьевые ресурсы для производства высокопрочного щебня. Изучены месторождения гранита и габбро-диабаза. В 50-х гг. специальная научная экспедиция провела фантастический по тем временам эксперимент: около 3 т руды из Пудожского края было переправлено на Урал, где на одном из предприятий порода была обогащена и затем, уже в Нижнем Тагиле, выплавлен первый высококачественный металл. Тогда встал вопрос о необходимости разработки нового метода плавления в связи с особенностью пудожской железной руды. И только в 2000 г. ученые Института металлургии и металловедения им. А.А.Байкова РАН после проведения фундаментальных исследований создали инновационный метод так называемого двухстадийного плавления, что дало возможность получать сталь высоких марок.

В 90-х гг. изучение Пудожских недр проводило ЗАО «НОРИТ», имеющее лицензию на разведку и разработку месторождений. Была вновь проведена разведка 4 рудных районов: Пудожгорского месторождения титано-ванадиевых руд и металлов платиновой группы, Аганозерского месторождения платино-метальных, медно-никелевых и хромовых руд, второго Аганозерского месторождения силикатного никеля и Шалозерского месторождения медно-никелевых руд. В результате комплексного анализа и расчетов в 2000 г. «НОРИТ» опубликовало такие данные: общие разведанные запасы и ресурсы превышают 2 млрд т руды ценностью порядка 480 млрд долл. США.

Одной из причин такого повышенного внимания к пудожгорским месторождениям является то, что они расположены в относительно небольшом удалении от индустриальных центров: водный путь до Санкт-Петербурга составляет примерно 400 км, до Москвы - около 700 км.

Проблемы освоения

Развитие современного промышленного комплекса в Пудожском районе сдерживается из-за отсутствия железнодорожной и энергетической инфраструктур. В силу того, что Пудожский район Карелии до сих пор не охвачен общероссийской сетью железных дорог, этот вопрос является одним из первостепенных. Строительство железной дороги - это наиболее перспективный вариант развития и значительного усиления транспортной инфраструктуры района - потенциальные объемы поставок металлических концентратов и металлургической продукции, по расчетам ученых, могут достигнуть 3-4 млн т, оптимальные объемы вывозимого щебня - 8-12 млн т, а в перспективе до 30 млн т. Такие объемы соответствуют грузопотокам по железнодорожной магистрали Мурманск - Санкт-Петербург. В настоящее время в Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 г. предусмотрено строительство участка железной дороги, проходящего через Пудожский район.

Стоимость строительства 1 км железных дорог в текущий период составляет порядка 100-170 млн руб. в зависимости от условий рельефа местности, количества сопутствующих сооружений. Немалую роль при выборе варианта железной дороги будет играть размер потенциального суммарного эффекта от изменения схемы железнодорожных грузопотоков Северо-Западного федерального округа.

Благодаря тому что Пудожский район расположен на восточном побережье Онежского озера, существует возможность обеспечить водное сообщение крупнотоннажных кораблей и барж с удаленными территориями России и зарубежья. Волго-Балтийский водный путь, частью которого является Онежское озеро, - один из крупнейших в России. Он представляет собой последовательность судоходных каналов и озер, обеспечивающих водное сообщение реки Волги и Балтийского моря. Проблемами являются ограничение навигационного периода работы судоходных каналов - 6 месяцев в году и их пропускная способность. Проектом ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010-2015 гг.» предусматривается увеличение пропускной способности Волго-Балтийского водного пути с 16 до 33 млн т перевозимых грузов.

Потребление электроэнергии будущим Пудожгорским горнометаллургическим комбинатом оценивается в 2,6 млрд кВт-ч. Полная потребность района с учетом становления всех упомянутых производств и объектов инфраструктуры составит порядка 4 млрд кВт-ч - это столько, сколько сегодня вырабатывается всеми генерирующими источниками энергии в Карелии. Ежегодное потребление электроэнергии в республике находится на уровне 9 млрд кВт-ч. Решение энергетической проблемы является не простой задачей. Строительство ЛЭП 220 или 330 кВт от города Медвежьегорска вполне реально при условии наличия свободных мощностей в магистральной сети с севера на юг Карелии. И еще один положительный шаг - Генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ в 2008 г., предусмотрено строительство Медвежьегорской ТЭС на 2016-2020 гг.

Перспективы освоения

Обязательным условием для разработки пудожских месторождений и запуска производств является наличие развитой социальной, энергетической и транспортной инфраструктуры. Эти вопросы должны решаться на основе государственно-частного партнерства.

Участие государства должно быть направлено на развитие инфраструктуры: 20-25% - через инвестиционный фонд РФ. За бизнесом остается строительство карьеров, добывающих и перерабатывающих производств - 75-80%. Полная реализация проекта позволит в конечном итоге поднять экономику Северо-Западного федерального округа, оживить экономическую деятельность отдаленных районов Архангельской и Вологодской областей, обеспечить развитие кратчайшего транзитного коридора: порты Баренцевого и Белого морей - Урал - Казахстан - Средняя Азия - Китай. Поставленные стратегические задачи, безусловно, амбициозны, и в этом отношении понятно, что приступить к реализации «Пудожского мегапроекта» возможно только на основе государственно-частного партнерства с привлечением многочисленных научных и производственных организаций.

Примеры в России есть. В настоящий момент в стадии реализации находится мегапроект «Урал промышленный - Урал полярный». Этот процесс связан с деятельностью Инвестиционного фонда РФ и активной работой бизнес-сообщества. При осуществлении «Пудожского мегапроекта» должен быть учтен опыт и проблемы реализуемого ныне уральского мегапроекта, состоящего из аналогичных взаимосвязанных компонентов: разработка минерально-сырьевой базы, формирование транспортной инфраструктуры, развитие энергетики. «Пудожский мегапроект» способен конкурировать с уральским мегапроектом и даже имеет преимущества по ряду позиций.

Экология

Перспективы развития минерально-сырьевой базы Карелии не могут рассматриваться вне связи с экологической обстановкой региона. Соответственно, возникают проблемы, требующие решения в перспективе. В этом направлении основной упор необходимо сделать на использование высоких технологий добычи и переработки минерального сырья, комплексности извлечения полезных компонентов. Необходим учет региональных особенностей негативного воздействия хозяйственной деятельности на состояние различных природных ресурсов и объектов. Нужно продумать вопрос создания более рациональной, экологически приемлемой системы управления отходами.

В перспективе при разработке месторождений ожидаются отходы 3-го класса опасности (умеренно опасные) - металлургические шламы, 4-го класса (малоопасные) - отходы механической и биологической очистки сточных вод и 5-го класса опасности (практически неопасные) - отходы добычи полезных ископаемых. Вопрос соседства с Водлозерским национальным парком также потребует тщательного анализа.

Экономические показатели проекта

Предварительные расчеты показателей экономической эффективности освоения Пудожгорского месторождения железо-титан-ванадиевых руд с работой горно-металлургического комбината при добыче руды 7 млн т в год дали следующие результаты: срок окупаемости - 5 лет, уровень рентабельности - 78%, необходимые инвестиции - 1,2 млрд долл., что сопоставимо с затратами на строительство Костомукшского ГОКа, работающего на северо-западе республики. Отработка Пудожгорского месторождения может продолжаться 120-140 лет. При условии геологической разведки и оценки запасов двух резервных титано-магнетитовых проявлений района период функционирования металлургической отрасли может быть удвоен.

Объемы необходимых инвестиций в инфраструктуру для реализации «Пудожского мегапроекта» могут составить 45-60 млрд руб. Подавляющую их часть составляют инвестиции в строительство железной дороги.Затраты на строительство жилого фонда и сопутствующей инфраструктуры оцениваются в 30 млрд руб.

В рамках осуществления «Пудожского мегапроекта» новые горнопромышленные производства создадут до 10 тыс. рабочих мест, и, следовательно, потребуется порядка 600 специалистов с высшим профессиональным образованием, 2500 специалистов со средним профессиональным образованием и 7 тыс. рабочих различных специальностей. В перспективе потребуются также кадры для функционирования инфраструктур города и поселков.

«Пудожский мегапроект» в полном объеме предусматривает строительство горно-обогатительных комбинатов, гидрометаллургического комбината, железнодорожной магистрали, соединяющей Межвежьегорск с Северной железной дорогой; развитие энергетической и жилищной инфраструктуры; развитие лесопромышленного комплекса.

В настоящее время необходимо акцентировать внимание на вопросах привлечения инвесторов для освоения природного потенциала Пудожского района Карелии, необходимо детально изучить пути решения проблемы освоения всех видов природных ресурсов на основе инновационных моделей развития новых производств. Безусловно, важный шаг для Республики Карелия в продвижении проекта - это рассмотрение вопроса на уровне Правительства РФ и принятие соответствующего постановления по дальнейшему его развитию.

БАРХАТОВ Алексей Васильевич. Работал в Институте геологии Карельского научного центра Российской академии наук старшим научным сотрудником. Участник многих экспедиций по изучению месторождений полезных ископаемых. Главный специалист отдела инновационной деятельности и государственной поддержки предпринимательства Министерства экономического развития Республики Карелии.

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях).

Материал из журнала "Право и инвестиции". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию Вы можете узнать на сайте журнала. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83171. Подписной индекс в каталоге «Газеты.Журналы» Роспечати – 82831. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319. (C) 1999 - 2014 "Право и инвестиции".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100