Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 3 (44), Октябрь 2010.

Организация производственной интеллектуальной деятельности и оформление прав на интеллектуальную собственность

Фокин Г.В., председатель Фонда "ФИНАС"

Модернизация, управление качеством наукоемкого высокотехнологичного производства и повышение эффективности использования интеллектуальной собственности - существенные условия совершенствования инновационной экономики России. В стране началась стандартизация правил производственной интеллектуальной деятельности. Стандартом СТО.9002-09 серии "Интеллектуальная собственность и инновации" рекомендован порядок оформления служебной интеллектуальной собственности, учета и производственного использования нематериальных активов; унифицирован пакет надлежаще оформленных документов, подтверждающих наличие интеллектуальной собственности и прав на ее использование. В статье проведен анализ рисков и даны рекомендации предприятиям и предпринимателям по совершенствованию организации производственной интеллектуальной деятельности.

Ключевые слова: интеллектуальная собственность, патент, инновации.

***

Исключительное право на интеллектуальную собственность (ИС) является частью имущественного комплекса предприятий, и совершенствование производственной интеллектуальной деятельности (ПИД), управление рисками правообладателя - одна из основных задач Системы менеджмента качества результатов научно-технической деятельности (РНТД), организованной и функционирующей по стандарту СТО.9001-08.

Для отечественного бизнеса характерна ситуация, когда предприятия декларируют и даже фактически имеют, но не могут документально подтвердить наличие ИС и своего исключительного права на ее использование в виде программного обеспечения, баз данных, научных произведений, ноу-хау.

Исключительное право на ИС - суть нематериальных активов, однако для предприятий они продолжают оставаться проблемными. Например, основой софтверного бизнеса является коммерциализация интеллектуальных прав, но продавцы, бухгалтеры и юристы во главе с директорами предприятий не могут объяснить, чем торгуют - нематериальных активов нет или они, как и лицензионные договоры, оформлены неправильно. Как следствие - когда «въедливый» покупатель или налоговый инспектор задает вопросы о надлежаще оформленных документах, подтверждающих наличие ИС и прав на ее использование, то предприятию грозят иски контрагентов и штрафные санкции по налоговым нарушениям.

Что это за документы, сколько их, где их брать, как их оформлять и использовать?! Неужели мало патентов, свидетельств о регистрации программ для ЭВМ (программных комплексов), баз данных и агентских договоров? Увы, к программам для ЭВМ и базам данных неприменимы патенты, свидетельства об их регистрации не являются правоустанавливающими документами и подтверждениями соответствия, а лицензионные соглашения, как правило, не подкреплены подтверждениями соответствия.

Надлежаще оформленная документация должна сопровождать весь жизненный цикл ИС. Например, стандартом СТО.9002-09 «Интеллектуальная собственность и инновации. Организация производственной интеллектуальной деятельности, оформление ИС, учет и производственное использование нематериальных активов. Рекомендации» унифицировано более 30 видов документации для хозяйствующих субъектов, создающих и использующих ИС. И все начинается с локального нормативного акта по организации ПИД.

Локальный нормативный акт распространяется на трудовые отношения, а согласно ст. 1228 ГК РФ исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у автора-работника. Это право может быть передано другому лицу по договору и перейти к работодателю по основаниям ст. 1295 ГК РФ, но не следует путать принадлежность и процедуру перехода исключительного права на ИС - это основная задача организации ПИД, под которой понимается плановая созидательная умственная деятельность работников с целью или имеющая своим результатом создание ИС и наукоемких, высокотехнологичных продуктов (определение по стандарту СТО.9001-08 серии «Интеллектуальная собственность и инновации»).

Регламентацию правил организации ПИД можно сравнить с процессом стандартизации. Чтобы по этим правилам было возможно и удобно работать, необходимо учитывать мнения бухгалтеров, технологов, экономистов и специалистов по трудовому праву, техническому регулированию, управлению ИС и рисками правообладателя. К сожалению, не всякого юриста можно назвать таким специалистом, а подавляющее число специалистов являются узкоспециализированными, поэтому без «поводыря» иногда просто не обойтись.

На организацию ПИД также оказывает влияние лицензионная политика правообладателя. Но если локальный нормативный акт по организации ПИД является достаточно стабильным «техническим регламентом» предприятия, то лицензионная политика корректируется в зависимости от хозяйственного использования ИС и рисков правообладателя по коммерциализации интеллектуальных прав.

Локальные нормативные акты утверждаются директорами предприятий, организаций и их объединений, поэтому целесообразно их оформлять соответствующими распоряжениями. В настоящее время такие распоряжения, как правило, оформляются в «пожарном порядке», «задним числом» и с помощью приглашенных специалистов, поэтому, помогая правообладателям, приходится «чистить авгиевы конюшни» - это довольно сложная и ресурсоемкая практика.

Возникают закономерные вопросы:

  • Зачем приглашать подрядчиков для подготовки локального нормативного акта по организации ПИД, если работники уже не первый год получают заработную плату именно за эту работу?
  • Почему нельзя использовать «типовой шаблон» локального нормативного акта по организации ПИД, взятый у соседа?

Ответы банальные. Как невозможно повторно войти в ту же реку, так и невозможно использовать «типовые шаблоны» - каждый раз приходится решать задачи со многими неизвестными и на различную перспективу. Задачи и порядок работы работников регулируются системами менеджмента качества - сертификаты соответствия стандартам ИСО серии 9000 имеются у многих предприятий, организаций и их объединений, но, как и прежде, «скупой платит дважды».

Вместе с тем есть обязательные вопросы, на которые следует обращать внимание при подготовке локальных нормативных актов по организации ПИД - начиная подготовку такого документа, необходимо руководствоваться организационно-правовой формой предприятия, предметом и задачами предпринимательской деятельности, целесообразностью введения тех или иных правил.

Локальный нормативный акт по организации ПИД должен отражать ее цель, задачи и процедуры. Каждый правообладатель имеет свою цель и задачи ПИД - их надо увязать с уставной деятельностью предприятий и конкретизировать. Например, для софтверных компаний основной целью ПИД можно считать создание и эффективное использование нематериальных активов в составе имущественного комплекса предприятий (надо же как-то аргументировать применение льгот по НДС), а задачи организации ПИД следует определять, исходя из ее основной цели.

В общем случае в качестве цели и задач организации ПИД можно рассматривать повышение эффективности создания, использования ИС и порядок управления рисками правообладателя.

Локальным нормативным актом по организации ПИД назначаются должностные лица, ответственные за организацию и контроль качества необходимых работ, за правильное оформление и производственное использование служебной ИС, за хранение документации на объекты нематериальных активов. С отдельными должностными лицами заключается договор о полной материальной ответственности за сохранность нематериальных активов.

Назначенные работодателем должностные лица должны:

1) обеспечивать ознакомление под роспись:

  • должностных лиц - с локальными нормативными актами по созданию, оформлению, использованию ИС;
  • работников - со служебными заданиями на осуществление ПИД;

2) обеспечивать взаимодействие специалистов в целях совершенствования организации ПИД, управления ИС и рисками правообладателя;

3) организовывать с привлечением специалистов выявление и подтверждение соответствия (наличия) ИС в служебных результатах интеллектуальной деятельности, патентование технических, художественно-конструкторских решений и оформление ноу-хау (секретов производства), государственную регистрацию договоров об отчуждении исключительного права на ИС, при необходимости - оценку стоимости имущественных интеллектуальных прав и страхование рисков правообладателя.

Главный бухгалтер предприятия должен организовать учет затрат, связанных с созданием и подтверждением соответствия (наличия) ИС, а также учет имущественных прав на ИС согласно ПБУ 14/2007 и Налогового кодекса РФ на основе:

  • первичных учетных документов;
  • патентов на изобретения, полезные модели и промышленные образцы;
  • свидетельств о государственной регистрации средств индивидуализации;
  • подтверждений соответствия на ИС в форме ноу-хау (секретов производства) и произведений, включая программы для ЭВМ, программные комплексы и базы данных.

С учетом требований ПБУ 14/2007 надлежаще оформленными документами для подтверждения наличия ИС и прав на нее следует считать:

  • патент - для изобретений, полезных моделей, промышленных образцов;
  • свидетельство о регистрации - для средств индивидуализации;
  • сертификат соответствия объектов и подтверждений ИС с приложением отчета об оценке соответствия результатов интеллектуальной деятельности - для ноу-хау, программ для ЭВМ, программных комплексов, баз данных и других произведений;
  • паспорт объекта ИС - для модификаций программ для ЭВМ, программных комплексов, баз данных и производных произведений;
  • договор отчуждения исключительного права на ИС;
  • лицензионный договор о способах использовании ИС для контроля легальности ее использования и учета на забалансовых счетах.

Локальным нормативным актом по организации ПИД определяется состав стандартов предприятия и последующих локальных нормативных актов, необходимых для:

  • создания и подтверждения соответствия (наличия) служебной ИС;
  • учета затрат на создание, подтверждение и отчуждение ИС;
  • учета и инвентаризации имущественных интеллектуальных прав в составе нематериальных активов;
  • производственного использования ИС и коммерциализации интеллектуальных прав.

Определяется должностное лицо, ответственное за подготовку проектов и порядок согласования таких стандартов предприятия и локальных нормативных актов.

Создание служебной ИС должно осуществляться с письменным оформлением: задач и правил интеллектуальной деятельности в трудовых договорах; служебных заданий работникам на интеллектуальную деятельность и оформление ее результатов; отчетов о результатах и спецификаций результатов интеллектуальной деятельности; передачи работодателю оригиналов объектов ИС в объективной форме существования.

Ответственными лицами за правильное оформление служебных результатов интеллектуальной деятельности, как правило, являются руководители проектов. Они должны быть подконтрольны должностному лицу, ответственному за организацию и контроль качества ПИД, обязаны исполнять его указания по оформлению служебных результатов интеллектуальной деятельности.

Локальным нормативным актом по организации ПИД определяется необходимость ее оценки соответствия, целесообразность сертификации и порядок привлечения специалистов в предметной области. Организация ПИД является главным направлением функционирования систем менеджмента качества высокотехнологичного наукоемкого производства, поэтому локальный нормативный акт по организации ПИД должен предусматривать управление качеством и контроль исполнителей по направлениям:

1.  Разработка и актуализация локальных нормативных актов по организации ПИД, оформлению ИС, учету, включая учет имущественных прав в составе нематериальных активов, и использованию ИС.

2.  Анализ и актуализация трудовых договоров по вопросам организации ПИД, оформления ее результатов и спецификаций результатов интеллектуальной деятельности, передачи работодателю ИС в объективной форме существования, прав патентования изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, отчуждения (передачи) работодателю исключительных прав на ИС, вознаграждений, использования ИС и отчетности о ее использовании.

3.  Контроль соответствия договоров предприятия требованиям Гражданского кодекса РФ, Налогового кодекса РФ по вопросам гражданского оборота ИС и интеллектуальных прав, учета нематериальных активов, начисления и уплаты налогов (НДС, прибыль, НДФЛ и прочие налоги и сборы). Своевременное внесение в договоры необходимых изменений и дополнений.

4.  Разработка на основе лицензионной политики правообладателя и актуализация типовых договоров:

  • выполнения НИОКР и технологических работ;
  • подряда;
  • возмездного оказаний услуг;
  • аутсорсинга;
  • купли-продажи экземпляров произведений;
  • авторского заказа;
  • передачи прав на патентование изобретений, полезных моделей и промышленных образцов;
  • отчуждения исключительных прав на ИС;
  • лицензионных договоров о способах использования ИС.

5.  Формирование рабочих групп специалистов и оформление им служебных заданий в соответствии с задачами ПИД и использования ИС. Определение и постановка задач, осуществление ПИД и контроль исполнения поставленных задач.

6.  Оформление, оценка соответствия и сертификация результатов интеллектуальной и научно-технической деятельности. Патентование технических и художественно-конструкторских решений в результатах интеллектуальной деятельности. Паспортизация объектов ИС с описанием их модификации, адаптации в период жизненного цикла и оформление ноу-хау (секретов производства). Учет нематериальных активов. Начисление и выплата авторского вознаграждения и вознаграждения за передачу прав патентования технических, художественно-конструкторских решений.

7.  Производственное использование ИС и коммерциализация имущественных интеллектуальных прав. Создание и использование производной ИС, включая ее модификацию, адаптацию и государственные заказы. Отчетность должностных лиц и специалистов, налоговая, бухгалтерская отчетность и статистическая отчетность об использовании ИС по приказам Федеральной службы государственной статистики.

8.  Стандартизация правил организации ПИД и требований к продуктам на основе использования служебной использования ИС. Декларирование соответствия по ФЗ «О техническом регулировании» и сертификация соответствия требованиям национальных стандартов РФ, стандартов предприятий и условиям договоров.

При подготовке локального нормативного акта по организации ПИД особое внимание следует обращать на:

  • обеспечение доказательств для оценки, страхования, налогообложения, суда и отчетности;
  • обеспечение социального партнерства работников и работодателя;
  • оформление и актуализацию паспортов ИС (нематериальных активов);
  • оформление спецификаций результатов интеллектуальной деятельности, служебной ИС и повышение эффективности ее использования;
  • подтверждение наличия и соответствия ИС в результатах научно-технической деятельности по государственным контрактам;
  • совершенствование, унификацию и оптимизацию используемой документации;
  • сохранность и актуализацию документации по нематериальным активам;
  • сохранность результатов интеллектуальной деятельности в объективной форме;
  • стандартизацию правил ПИД;
  • формирование и оформление ноу-хау (секретов производства);
  • целевое использование и эффективность ИС и т.д.

Согласование авторского вознаграждения и вознаграждения за передачу прав патентования изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, вознаграждения за отчуждение (переход) исключительного права на ИС и лицензионных платежей за ее использование необходимо осуществлять на основе требований подзаконных правовых нормативных актов.

Использование локального нормативного акта по организации ПИД целесообразно организовать в режиме ноу-хау - предприятие получает существенный «довесок» к своему имущественному комплексу и не позволяет растаскивать секреты своего производства (головная боль бизнеса).

Организация ПИД по стандартизованным алгоритмам позволяет:

  • экономить ресурсы и фонд оплаты труда;
  • объективно подтвердить ИС;
  • оптимизировать нематериальные активы и обосновать применение льгот по НДС;
  • объективно оценивать рыночную стоимость интеллектуальных прав и страховать риски правообладателей;
  • повысить заинтересованность работников в РНТД и привлекательность инвестиций в инновации.

Если подготовку локального нормативного акта по организации ПИД осуществляют привлеченные специалисты, то работы целесообразно организовать по следующему алгоритму:

· диагностика: согласование приоритетов, исполнителей и необходимой документации для эффективной организации ПИД, подтверждения и повышения эффективности использования ИС, управления рисками правообладателя;

· подготовка документации: локальный нормативный акт по организации ПИД с целесообразными приложениями в виде методик учета затрат на создание, подтверждение, отчуждение ИС и отчуждение прав патентования.

· рекомендации: организация и оптимизация управления рисками правообладателя; применение льгот по НДС; стандарты предприятия и локальные нормативные акты для создания, подтверждения, повышения эффективности использования ИС; патентование технических, художественно-конструкторских решений и капитализация предприятия; оформление и подтверждение ноу-хау; оценка стоимости имущественных интеллектуальных прав и возможности страхования рисков правообладателя.

Как уже упоминалось выше, иногда может помочь «поводырь», которым может стать ассоциированная Система менеджмента качества РНТД. Однако предприятию все равно придется назначать своего работника, поэтому предварительно целесообразно его обучить основам организации ПИД и управления ИС в системе менеджмента качества предприятия. Такие учебные программы реализуются с участием преподавателей московских вузов. Они рассчитаны на коммерческих и финансовых директоров, менеджеров по качеству и инновациям, экономистов, бухгалтеров, технологов… и их можно получить, например, через издательство или исполком фонда «ФИНАС».

***

Фондом ассоциированного финансирования прикладных проблем метрологии, стандартизации, аудита и сертификации «ФИНАС» (некоммерческая организация)организованы технические комитеты по стандартизации:

  • ТК325 «Аналитический контроль»;
  • ТК366 «Метрологическое обеспечение банковских операций»;
  • ТК399 «Финансы, производство, услуги - планирование и технологии управления»;
  • ТК «Интеллектуальная собственность и инновации» Системы менеджмента качества РНТД, организованной по СТО.9001-08.

Фондом разработаны стандарты:

  • ГОСТ Р 50702-95 (регистрационный номер для идентификации ценных бумаг);
  • ГОСТ Р 50809-95 (метрологическое обеспечение идентификационных карточек для финансовых расчетов);
  • ГОСТ Р 8.561-95 (метрологическое обеспечение банковских технологий);
  • МИ 2328-95 (объекты метрологического контроля надзора в сфере банковских операций);
  • СТО.9001-08 (система менеджмента качества РНТД);
  • СТО.9002-09 (организация производственной интеллектуальной деятельности, оформление ее результатов, учет нематериальных активов и производственное использование интеллектуальной собственности).

Фондом созданы и обеспечивается функционирование:

  • системы сертификации ССБТ МЕКАС (банковские технологии, государственный регистрационный № РОСС RU.0001.04БТ00);
  • системы сертификации СДС ОИС (интеллектуальная собственность, государственный регистрационный № РОСС RU.Ж157.04АД00);
  • Третейского суда СДС ОИС, организованного по требованиям Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации» под юрисдикцией Арбитражного суда Москвы.

ФОКИН Геннадий Васильевич. Президент Фонда ассоциированного финансирования прикладных проблем метрологии, стандартизации, аудита и сертификации ("ФИНАС"), ответственный секретарь Технического комитета по стандартизации "Интеллектуальная собственность и инновации".