Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 3 (44), Октябрь 2010.

Выступление на XIV Ежегодной конференции инвесторов "Россия и СНГ - на пути к глобализации"

Кудрин А.Л., заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - Министр финансов Российской Федерации

Передо мной выступал экс-президент Клинтон. Он достиг в экономической политике заметных результатов. При нем за многие годы впервые Соединенные Штаты имели профицит бюджета. Когда мы с ним познакомились в начале 2000-х, он меня спросил: «А где твоя красная ручка, которой ты вычеркиваешь расходы?». Это обычное восприятие того, что должны делать министры финансов. Они должны соблюдать строгую финансовую дисциплину и сегодня, когда еще не завершился мировой финансовый кризис, видно, как в период успешного развития экономики нужно соблюдать осторожность в части увеличения плеча заимствования, увеличения государственных расходов, увеличения своей зависимости от финансовых рынков. Это ограничения, которые известны как теоретические, которые определены нормативами, определяющими деятельность банков, финансовых институтов. Они становятся явными, когда начинается кризис.

Вот сейчас у нас самое хорошее время протестировать все наши ключевые нормативы, ключевые правила. Скорее всего, эти правила нужно скорректировать, потому что примерно 15 лет успешной жизни с краткими периодами небольших рецессий, время использования преимуществ глобализации создали впечатление, что мы живем в каком-то посткризисном мире и можно наращивать смело свои активы, свои расходы. Некоторые полагали, что, несмотря на затраты, рынок будет расти и можно будет реализовать свою продукцию. Сегодня мы переоцениваем возможности, в очередной раз убеждаемся, что цифр никто не отменял, что нужно бояться пузырей. Как на национальном уровне, так и на международном мы должны оценивать эти риски.

Вчера я вернулся со встречи «Большой двадцатки» в Торонто, там эти вопросы обсуждались. Напомню, что в минувшем году мировой ВВП упал больше чем на 4%, а в этом году будет рост. Но рост еще недостаточный, чтобы говорить о том, что мировая экономика окончательно вышла из кризиса. Среди ключевых вопросов «Большой двадцатки» обсуждалось, когда правильнее сворачивать фискальные программы и снижать дефициты. Насколько это может в 2010-2011 гг. снизить темпы еще не самого устойчивого мирового роста и вызвать дополнительные трудности.

Обсуждались две позиции. Понятно, что мировой рост еще пока в значительной степени поддерживается фискальными пакетами ведущих стран. Но ситуация в Европе показала, что долговой кризис уже не за горами, и сегодня самые небольшие, казалось бы, факторы могут поставить под угрозу целые нации и рынки, зону евро. Нужно опасаться случаев долговых кризисов странам с большим ВВП и большой экономикой.

Есть список государств, даже в Европе, которые стоят на пороге возможных кризисов. Мы знаем позицию Международного валютного фонда, который считает, что накопленный долг Японии, высокий дефицит Великобритании, накопленный большой долг в Италии, ряде других стран являются скрытыми потенциальными рисками для мировой экономики. Поэтому наша задача - сохранять бдительность. И на «Большой двадцатке» принято очень важное решение о том, что в 2011 г. надо начать бюджетную консолидацию во многих странах, а это означает начать поэтапное, постепенное снижение своих дефицитов. И к 2013 г. сократить дефицит вдвое, а к 2016 г. выйти на стабильный уровень дефицитов в соотношении к ВВП. Таким образом, только к 2015-2016 гг. мы определимся с окончательной моделью долговой политики ведущих стран. Это будет определять ситуацию на долговых рынках в ближайшие годы.

Россия, напомню, еще в октябре прошлого года определилась со сценарием этих стимулирующих мер. Дефицит российского бюджета в прошлом году составил 5,9%, в этом году мы ожидаем 5,4%, если цены на нефть останутся примерно на том же уровне, что и сейчас. И в следующем году нам нужно снизить дефицит до 4% , в 2012 г. - до 3%, в 2013 г. - до 2%. Так же как и другие страны, Россия собирается снизить свою постоянную модель долга и модель заимствований к 2015 г. Это при ценах на нефть, которые сейчас в районе 75 долл. за баррель. Мы предлагаем выйти на нулевой дефицит бюджета к 2015 г. У нас пока высокая зависимость от этого ресурса. Это означает, что наша зависимость, наша долговая модель серьезно базируются на прогнозе цен на нефть. А поскольку цена эта весьма волатильна, то, думаю, мы будем в ближайшие 3 года иметь еще дальнейшее снижение цены на нефть. Как минимум, до 60 долл. Словом, нам предстоит оставаться на цене 60 долл., к примеру, больше чем полгода. Это мой прогноз на основе имеющейся аналитики. Думаю, риски, которые существуют в нашей экономике с учетом ее особенностей, нужно учитывать.

Названные мной значения снижения цен на нефть возможны в течение 3 лет. В какой именно момент это случится, трудно сейчас сказать. Ключевым событием, которое будет способствовать этому, станет поднятие ставок рефинансирования ведущими центральными банками мира. Когда подпитка ликвидности на рынке будет сокращаться и начнут сокращаться финансовые пакеты стран. Тем самым поддерживающий их государственный спрос тоже медленно сократится.

Думаю, нам предстоит пережить время, когда пузыри, например, в сфере недвижимости в Китае, начнут сдуваться. Это означает, что в финансовых балансах, в том числе китайских банков, или в банках других стран произойдут изменения, списание плохих долгов. В результате сворачивания фискальных пакетов сократятся временные рабочие места, созданные в США, в Европе, других странах. Поэтому возможна некоторая стабилизация и увеличение безработицы. Она будет статистической, но возможна. Рынки также будут реагировать на эти новости. Мы будем иметь достаточно сложный период восстановления, когда цена на нефть будет волатильной. А это для нашей страны является важным моментом.

Среди ключевых решений «Большой двадцатки» - подготовка правил финансового регулирования. До кризиса и еще яснее в период кризиса стало понятно, что большие объемы заимствований являются рискованными. Сегодня идет очень жаркий спор о том, где и как сформулировать нормативы, которые бы не способствовали цикличности экономик. Чтобы не было так, что когда все хорошо, то внимание надзорных органов ослабевает. Исполнение нормативов, их жесткость минимальны, потому что все хорошо. А как только появляются признаки кризиса, надзорные органы ужесточают свою политику в отношении целых отраслей и отдельных институтов. Это работает проциклически, дополнительно сжимает кредит, сжимает экономический рост. И мы должны уйти от этой модели регулирования финансовых рынков. Как это сделать? Какие нормативы должны работать в нормальный период развития? И как нужно задействовать резерв, задействовать страховку, необходимые в трудные моменты? Разработке таких нормативов сейчас посвящена работа Совета по финансовой стабильности. Россия принимает участие в этой работе. Здесь присутствуют игроки мирового штаба по регулированию финансовых рынков. Здесь А.Улюкаев, зампред Центрального банка России, руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам В.Миловидов. Они вместе сегодня от России работают на заседаниях Совета по финансовой стабильности.

«Большая двадцатка» определилась, что уже к ее следующей встрече будут разработаны некоторые правила. На данном заседании мы рассматривали промежуточные итоги, ход подготовки этих нормативов. Среди важнейших реформ, которые обсуждались на «Двадцатке», - система финансовой безопасности, так, наверное, можно ее назвать. Это система фондов и кредитных линий, которые могут получать государства в условиях кризиса. Чтобы в случае с Грецией или с другой страной не беспокоить так мировые рынки. Система, быть может, будет предполагать жесткие нормативы и для нашей фискальной политики. Но в нужный момент страны должны иметь быстрый доступ к серьезной кредитной линии, которая страхует от долгового кризиса. Во главе этой работы должен стоять Международный валютный фонд, у которого должно быть достаточно резервов и ресурсов. Как известно, при создании европейского стабфонда Международный валютный фонд выделяет достаточные средства, тем самым участвуя в стабилизации ситуации с евро.

Россия имеет сегодня свои фонды. Правительство накопило резервы, к этому кризису мы учли опыт 1998 г. У нас и сейчас сохраняется достаточный запас прочности по резервам. Кроме того, мы обладаем к этому кризису еще одним важнейшим преимуществом, которое вы оцените. Величина государственного долга к ВВП у нас - 10%. Это самый низкий показатель в «Большой двадцатке». Кроме имеющихся резервов величина госдолга является преимуществом России на рынках, в том числе на рынках инвестиций. И мы по факту стоим вне тех долговых кризисов, которые разворачиваются в мире. Более того, мы создали Антикризисный фонд стран ЕврАзЭС, который уже в июне начал свою деятельность. Мы выделили 70 млн долл. на поддержку фискального баланса и платежного баланса Таджикистана. Мы будем помогать странам, которые находятся вокруг нас, это посильная сумма. И наша задача, чтобы в зоне СНГ существовала стабильность.

Есть разные инструменты, которые мы используем для поддержки соседей. За 2 года больше 3 млрд долл. получила кредитов Белоруссия. В настоящий момент на взаимовыгодных условиях мы снизили цены на газ для Украины. Масштаб выпадающих доходов в результате этой сделки с Украиной - около 4 млрд долл. в год на протяжении почти 10 лет. Взамен мы обсуждаем другие возможности, которые будут реализованы российским бизнесом совместно с Украиной: развитие энергетики, аренда наших баз на ее территории. Уверен, это будет взаимовыгодное сотрудничество. Россия сейчас действует как страна, которая оказалась более подготовленной к этому кризису. Мы готовы еще помогать нашим соседям. Сейчас не перечисляю другие кредиты, выданные в течение последних 2 лет Армении, другим государствам.

«Большая двадцатка» определялась по строительству мировой финансовой архитектуры, к которой, в первую очередь, мы относим правила регулирования и создания новых межгосударственных советов, Международного валютного фонда, Мирового банка. К этим вопросам относится и создание новой системы перекрестного обследования стран. Тогда не только Международный валютный фонд, но и рабочие группы, созданные из специалистов нескольких государств, будут давать независимую оценку макроэкономической ситуации, анализировать бюджетную политику отдельных государств. В том числе США и Китая. То, что эти страны согласились на такую международную оценку, - это первый шаг.

Сейчас мы обсуждаем, насколько должны быть эти рекомендации обязательными. Пока мы оставили рекомендательный характер для этих выводов. Вместе с этим, думаю, мы создаем систему, с которой в конечном счете будут считаться правительства. И это составит основу будущей системы регулирования, которая могла бы иметь и меры ответственности, поскольку мы понимаем, что сегодня рынок стал глобальным и влияние многих стран и крупнейших игроков, таких как Китай, или таких стран, которые выпускают резервные валюты, очень важно для самочувствия всего мира.

Стоит вопрос формирования системы управления Международного валютного фонда и Мирового банка. Эти решения обсуждаются в плане увеличения доли быстроразвивающихся стран плюс развивающихся рынков в зонах управления Международного валютного фонда. В данном случае речь, скорее всего, идет не о России, а о таких странах, как Китай, Индия и др., которые непропорционально меньше имеют долю в этих организациях. Россия является не только акционером МВФ и Мирового банка, мы также представляем Россию в них и 2 раза в год участвуем в совете управляющих, принимаем текущие решения в работе этих мировых финансовых институтов. Мы и дальше будем участвовать, создавая мировую систему финансовой безопасности.

Должен в двух словах рассказать о том, что нас ожидает в России.

Планируем рост ВВП около 4%. В первом квартале рост ВВП составил 2,9%. Это еще очень слабый рост по докризисным меркам. Мы считаем, что мировой спрос, который серьезно влияет на наши сырьевые товары, является ключевым. При сохранении темпов роста в мире у нас также будет вполне позитивная ситуация, позитивный рост. Потребительский спрос будет обеспечен ростом доходов населения, снижением скорости сбережений на короткое время. Хотя, полагаю, наш успех будет связан в более долгосрочном периоде, наоборот, со склонностью российских граждан сберегать в наших российских финансовых институтах. И способностью наших финансовых институтов предоставлять серьезный финансовый ресурс для модернизации российской экономики. Наша ключевая задача на 3 года, с одной стороны, создать абсолютно адекватную по международным меркам нормативную базу как в сфере координации рынков и инвестиций, так и создать такие условия для сбережения, когда заимствование на внутреннем рынке будет конкурентоспособным с аналогичными предложениями капиталов и заимствований на мировых рынках. На внутреннем рынке нам пока не удалось это сделать, и наши финансовые институты и предприятия зачастую больше заимствовали за рубежом. До кризиса высокая инфляция, быстрое укрепление рубля, сохранение спекулятивных тенденций не позволяло финансовому рынку России в полной мере отвечать требованиям и задачам модернизации экономики. И в ближайшие 3 года нужно реализовать эти новые возможности российского финансового рынка.

Инфляция в этом году будет в районе 6-7%. Мои коллеги, например, А.Улюкаев, здесь больше о прогнозах скажут. Он предполагает, что и несколько меньше 6% инфляция будет. Но это понятно, это связано с сокращением спроса в условиях кризиса. Наша задача в ближайшие 3 года - не превысить инфляцию, которую мы получим в этом году. Инфляция должна быть не выше, важно, чтобы она постепенно снижалась. Все это будет способствовать увеличению стимулов для сбережения, снижению ставки кредитования, появлению так называемых длинных денег. Понятно, что укрепление такой тенденции будет зависеть от кредитной истории, поэтому должно пройти несколько лет, чтобы рынок и инвесторы убедились, что сохранение этих макроэкономических параметров возможно и будет контролироваться Правительством.

Мы ожидаем, что инвестиции в основной капитал в этом году прирастут на 2,9%. В 2011 г., мы думаем, будет более высокий рост - около 8,8%. И где-то на уровне около 8-9% прирост инвестиций будет осуществляться в ближайшие 3 года. Это меньше, чем до кризиса, но мы работаем в условиях неопределенных факторов. Кредиты банковского сектора, думаю, вырастут от 5 до 10%.

У нас работают три серьезные аналитические группы - в Министерстве экономического развития, Министерстве финансов и Центральном банке. Мы имеем независимые взгляды, сравниваем их и базируемся на этих экспертных оценках. В этом отчасти наша сила. Мы не подтасовываем, а говорим прямо, как есть. Думаю, наши выводы не сильно отличается от тех, которые делают независимые аналитические центры. Их мнения нам очень важны.

Прирост экспорта в эти годы будет небольшим, наверное, рост импорта будет опережающим. Это стабилизирует платежный баланс и национальную валюту. Сегодня дам 50 на 50 как за укрепление рубля, так и за его ослабление. Сейчас, считаю, мы находимся в зоне равновесного рубля, и, скорее, движение его курса больше связано с изменениями рынка мировых валют. Мы не ожидаем, что этот курс может способствовать существенным спекулятивным операциям. Повторяю, и неопределенности рынка, и складывающаяся ситуация с платежным балансом говорят о том, что рынок достаточно стабилен и его движение вверх или вниз равновозможно.

*Конференция была организована ИК "Ренессанс Капитал" и прошла в Москве 29.06.2010.