написать письмо первая страница первая страница switch to english
Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка предприятий
Информационный сайт по недвижимости "Диалит-Недвижимость"
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 2 (43), Июль 2010.

Материалы Шестого Всероссийского Форума ­ выставки "ГОСЗАКАЗ 2010"

Из выступления М.Л.Шаккума, председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по строительству и земельным отношениям

С одной стороны, закупки самых разнообразных товаров, работ и услуг уложены законом в универсальную процедуру без учета их специфики. На наш взгляд, нормы закона должны носить более конкретный характер. Мы уже сделали первые шаги в этом направлении: введен особый порядок ведения творческого конкурса, расширены случаи размещения заказа у единственного поставщика, определена особенность закупок работ и услуг, объем которых заранее определить невозможно. Все, что касается крупных строительных подрядов, есть уже первые попытки описать специфику проведения размещения заказов на выполнение крупных подрядных работ. И эту работу необходимо продолжить.

За рамками остались еще два важных вопроса: планирование закупок и формирование начальной цены контракта. Планирование закупочной деятельности ведется заказчиком несистемно, т.е. мы не обязали законом сделать эту информацию о плане закупок тех или иных госзаказчиков открытой, публичной.

В связи с отсутствием порядка формирования стартовой цены при размещении заказов на закупки одних и тех же товаров заказчики, зачастую, устанавливают совершенно разные цены, и экономия достигается не за счет конкуренции участников, а просто по причине изначального завышения цены контракта.

Очень важной проблемой является размещение заказов на крупные строительные подряды. Здесь, я считаю, не нужно изобретать велосипед. Нужно посмотреть повнимательнее на опыт различных зарубежных стран, которые уже даже не 10-летия, а 100-летия сталкиваются с этой проблемой и уже наработали хорошие способы размещения заказов. В частности, для выполнения подобных работ в развитых западных странах существует предварительная квалификация отбора участников. И эта предквалификация позволяет определить те компании, которые по своим характеристикам в состоянии качественно и в срок выполнить необходимый объем работ. А уже далее, на аукционе, эти компании соревнуются между собой по цене контракта. В принципе, эта схема сегодня заложена в 94-м законе в отношении крупных строек с начальной ценой более 50 млн руб., у нас введен один объективный критерий - это наличие за последние 5 лет опыта выполнения аналогичных работ, стоимость которых по одному объекту составляет не менее 20% от начальной цены контракта. Но могут быть введены и другие критерии. Однако я согласен с позицией МЭР: просто записывать и ФАС в качестве такого критерия, например «деловая репутация», не устанавливая каких-то количественных или жестко формализованных характеристик, я считаю неправильно. Или, например, наличие необходимых механизмов. Это тоже критерий, которого либо не должно быть, либо он должен быть четко, жестко, количественно формализован. Я думаю, что это можно сделать.

Совершенствовать закон необходимо на основе правоприменительной практики, и мы проанализировали значительное количество заказов, в первую очередь, размещенных в 2009 г. Какие выводы? Посмотрели, что даже в рамках одного ведомства, которое размещало заказы на строительные работы, не просматривается системы общих подходов в определении критериев заявок. То есть, каждая конкурсная комиссия пишет свои критерии. Причем, такие критерии, как сроки выполнения работ, являются, фактически, доминирующими, и сталкиваются с такими случаями, когда гарантии подрядчиков на выполнение, к примеру, дорожных работ, даются на 200 лет. Чтобы получить дополнительное количество баллов. И все это не унифицировано даже в рамках одного ведомства. Я считаю, что это неправильно, недопустимо, и правительству нужно этот вопрос урегулировать - как на уровне постановлений правительства, так и, может быть, работой отдельных ведомств по установлению конкретных количественных критериев, потому что сегодня крупные подряды на миллиарды, а порой и на десятки миллиардов рублей размещаются на основе конкурса. Это то, что касается технически сложных, уникальных объектов, это размещается на конкурсе, и критерии должны быть формализованы и устанавливаться не только конкурсной комиссией. Это одно из направлений нашей работы.

И хотел заметить, что такие вопросы, как гарантии, сроки - это вопрос не условий конкурса, это, скорее, вопрос контракта, и необходимо требовать, чтобы нашими ведомствами, по крайней мере, на подрядные работы и на многое другое были разработаны типовые контракты. В частности, в ЕС существуют типовой контракт, а у нас каждый подрядчик каждый раз пытается заново творчески осмысливать Гражданский кодекс.

Отдельного внимания требует система информационного обеспечения госзакупок. От эффективности работы официального сайта зависит возможность получения информации о закупках широкого круга лиц. И напомню, что это - единственный источник информации для потенциальных поставщиков. С 2011 г. этот сайт должен также включать информацию обо всех региональных и муниципальных закупках.

Вместе с тем, уже сейчас при пользовании сайтом возникают серьезные проблемы. Первая. Длительное время на обработку одного запроса. Крайне ограниченное число параметров, по которым возможен поиск информации о размещении заказа, наименование заказа, по цене, по дате извещения. Отсутствуют требования к указанию предмета контракта в извещениях. Одни и те же товары, работы и услуги называются по-разному и нет никакой унификации, что не только усложняет поиск, но и дает заказчику возможность так прятать в этих недрах информацию о предстоящем конкурсе, что ее просто невозможно найти. Отсутствует предварительный контроль за извещениями о размещении заказов. Заказчики используют некорректный ввод предмета контракта и иных элементов извещений.

Для того чтобы совершенствовать закон, необходимо анализировать правоприменительную практику. В то же время МЭР закрыло сегодня на сайте доступ к сведениям о размещении заказа до 2009 г., в результате совершенно невозможно что-либо проанализировать. Я говорил уже с руководством МЭР, говорят, что какие-то технические проблемы, надеемся, информация станет доступной. Еще одна проблема - сайт реестра госконтрактов. Во-первых, он существует совершенно автономно от сайта размещения госзаказов. То есть две важнейшие стадии - размещение заказа и его исполнение в рамках госконтракта - разобщены. Для превалирующего числа контрактов, исполнение которых должно уже давно закончиться, нет никаких данных о ходе их исполнения. Обязанности ведения таких сайтов лежит на МЭР, на Федеральном казначействе, хотелось бы обратить внимание руководства.

И в заключение хотел бы отметить следующее. Основные усилия должны быть направлены на конкретизацию отдельных положений закона, в зависимости от специфики, т.е. уже большую работу проделали, процедуры прописали, но они универсальны. Все, что касается специфики, мне кажется, нужно еще очень серьезно проработать, потому что размещение сегодня на подряд стоимостью несколько миллионов или несколько миллиардов проходит по одной процедуре, и нет никакого различия, никаких особенностей. Это, наверное, неправильно. Нужно уточнить критерии отбора подрядчиков при размещении крупных строительных подрядов, установить порядок формирования начальной цены контракта и обязать заказчиков размещать планы, графики закупочной деятельности в открытом доступе. Я говорил уже о критериях оценки конкурсных заявок, типовых контрактах, и о ведении сайтов.

И общая задача наша, чтобы ФЗ-94 стал реальным инструментом поддержки открытой и честной конкуренции. Это мощнейший инструмент для борьбы с коррупцией, но у нас коррупция не только со стороны госзаказчиков и не только сговор. У нас есть сегодня и недобросовестные участники конкурса, которые, выигрывая конкурс, начинают, честно говоря, злоупотреблять данными им возможностями, и это тоже целая отдельная проблема. Достаточно сложно провести ту грань между возможными злоупотреблениями заказчика при размещении заказов. Также злоупотреблять своим положением могут сегодня и участники. Поэтому нужно нам найти золотую середину и работать. Закон не догма, нам необходимо совершенствовать его. Закон новый, и я считаю, что сегодня и бизнесом, и государственными органами наработана значительная практика, и мы вместе готовы совершенствовать закон.

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях).

Материал из журнала "Право и инвестиции". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию Вы можете узнать на сайте журнала. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83171. Подписной индекс в каталоге «Газеты.Журналы» Роспечати – 82831. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319. (C) 1999 - 2014 "Право и инвестиции".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100