написать письмо первая страница первая страница switch to english
Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка предприятий
Информационный сайт по недвижимости "Диалит-Недвижимость"
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 2 (43), Июль 2010.

Материалы Шестого Всероссийского Форума ­ выставки "ГОСЗАКАЗ 2010"

Из выступления А.В.Поповой, заместителя Министра экономического развития Российской Федерации

Об общих результатах реформы госзаказа. Хочу в очередной раз отметить, что за 4,5 года с момента принятия новой нормативной базы о размещении заказов и ключевого закона - 94 ФЗ - произошли настолько грандиозные изменения, что ни в одной сфере у нас нет такой динамики. Мы прошли путь от полного отсутствия каких-либо правил закупок, от наличия декларативных по своей сути актов, действующих до 2006 г., до прозрачной детальной регламентации процедур с конкретными санкциями за их несоблюдение. И с очень ощутимыми, реальными возможностями для предпринимателей защитить свои права при размещении госзаказа. И результаты видны: за 4 года экономия бюджетных средств составила 777 млрд руб. Ни один закон не приносит такого эффекта. Понятно, что такая экономия была получена, в первую очередь, за счет того, что при допуске к госзаказу существовавшая ранее возможность предъявлять произвольные, субъективные требования к участникам торгов были заменена на качественное финансовое обеспечение контракта, т.е., как мы говорим, административная предварительная квалификация заменена на экономическую. И, таким образом, законом предусмотрена предквалификация, но она не зависит от субъективного мнения чиновника, а зависит от экономической возможности компании исполнить контракт.

Каким образом это работает - вы прекрасно знаете. Во-первых, заказчик записывает в условиях торгов, что он хочет купить, прописывает очень тщательно, и не прописывает - у кого он хочет купить. Во-вторых, компания-участник торгов предлагает только то, что описано заказчиком, в противном случае компания не допускается к торгам, и, в-третьих, все компании конкурируют за выполнение заказа на основе понятных требований, установленных в государственном контракте. И, при этом, до подписания контракта участник должен принести финансовое обязательство - третьей стороны, банка, которые поручатся за исполнение контракта. Это может быть банк, может быть крупный поручитель. Таким образом, обеспечивается реальная защита заказчика от неисполнения контракта, и при этом исключены возможности выставлять произвольные барьеры и требования к участникам, которые раньше зачастую приводили к тому, что заказчик «затачивал» требования под свою компанию и тем самым отсекал других предпринимателей.

Сегодня мы получаем предложения от ряда федеральных органов исполнительной власти о целесообразности расширения сфер, где можно использовать предварительную квалификацию, и мы готовы, и обсуждаем, только у нас один очень жесткий принцип: такие требования должны быть объективными и должны быть прозрачными. В частности, очень ощутимая сфера для возможностей предквалификации - это НИОКРы, и там нам удалось договориться с федеральными органами власти, с участниками этой сферы и установить объективные - я подчеркиваю - критерии предварительной квалификации. Мы готовы рассматривать предложения по другим сферам, но этот принцип будет неизменен.

В прошлом году, в том числе на предыдущем форуме, мы с вами очень подробно говорили о необходимости такого вида обеспечения, как страховки. И одним из наиболее важных пакетов поправок, который был принят в августе 2009 г., были поправки в 94-й Закон, которые полностью исключили страхование при электронных аукционах и закрепили право заказчика использовать страхование при проведении обычных торгов. В будущем страхование ответственности как меру обеспечения мы предлагаем полностью исключить из ФЗ-94, оставив только гарантии и поручительства крупных компаний. И сейчас совместно со страховыми компаниями мы рассматриваем введение в наше гражданское законодательство такой формы, как страховое поручительство, которое, возможно, будет включено - после того, как мы введем его в законодательство, в данный федеральный закон.

Мы считаем, что проблема участия в торгах фирм с фиктивным обеспечением, фирм-однодневок разрешится введением норм закона, исключающих фиктивное финансовое обеспечение, т.е. страхование как вид обеспечения. И, нужно сказать, что начатый на федеральном уровне эксперимент по переходу на электронные аукционы без страховок, форма торгов, которые представляют наиболее открытый доступ предпринимателя на госзаказ, подтверждает данный тезис: за время эксперимента контрактов заключено на большую сумму, не было ни одного случая неисполнения контракта. На электронный аукцион выходят фирмы с реальным финансовым обеспечением, этим самим мы добиваемся исполнения контракта.

Еще одним ключевым моментом в госзаказе был переход к размещению информации на едином сайте, а сейчас идет подготовка к переходу с 2011 г. на единый портал госзакупок, единую доску объявлений о всех торгах, которые размещаются за счет бюджетных средств. Пока информацию о госзаказе приходится искать на множестве региональных сайтов, это создает серьезные сложности и ограничивает участие предпринимателей в торгах. Работу по запуску единого портала мы сегодня ведем совместно с Федеральным казначейством, которое уже в текущем году начало выдавать всем государственным заказчикам ЭЦП как для работы на федеральных электронных площадках, так и для работы на едином сайте. И следует отметить, что выдача ЭЦП как государственным, так и муниципальным заказчикам осуществляется сегодня Федеральным казначейством бесплатно, огромную хочу выразить благодарность данному ведомству. В середине года мы уже запустим полноценную регистрации на сайте, и я хочу обратиться ко всем заказчикам - уже можно будет регистрироваться на этом сайте и не нужно затягивать сроки регистрации и создавать форс-мажорные ситуации.

Кроме того, в середине года также планируется запустить новую версию обновленного функционала сайта, и над этим проектом министерство работало почти 2 года, были учтены все ошибки, недоработки предыдущей версии, в частности, мы существенно улучшили интерфейс, создали удобное рабочее место, личный кабинет каждому заказчику, серьезно доработана поисковая система и те сложности, которые имеют место быть сейчас, мы полностью доработали, убрав все злоупотребления.

И, начиная с середины года, в круглосуточном режиме будет работать call-центр МЭР, принимать запросы, отвечать на все ваши вопросы, которые связаны с работой нового сайта. Мы будем учитывать все ваши замечания и предложения для того, чтобы обеспечить к 011.01.2011 бесперебойное введение в эксплуатацию данного ресурса.

Теперь я хочу перейти к основной теме. В 2009 г. Правительством РФ был принят ряд важных решений по масштабному переводу государственного и муниципального заказа на электронные аукционы. И МЭР был проведен целый комплекс как законодательных мер, так и организационных мероприятий для исполнения принятых решений. В частности, в мае 2009 г., вы все знаете, были по инициативе МЭР приняты поправки в закон о госзакупках, которые установили детальное урегулирование процедуры электронного аукциона, так называемая глава 3.1, необходимость принятия главы связаны с поднятием планки, которая действовала до этого времени - 1 млн руб., и переходу к размещению крупных заказов в форме электронных аукционов, а также с необходимостью создания крупных федеральных электронных площадок. Следует отметить, что во втором полугодии 2009 г. проведение электронных аукционов было правом заказчика, а не обязанностью. Однако это не стало распространенным явлением, а скорее, таким эксклюзивным действием федеральных заказчиков. Поэтому, видя и учитывая эти обстоятельства, Правительством РФ было принято решение о принятии еще одного пакета нормативных актов, направленных на поэтапное внедрение обязанности проведения заказчиков на всех уровнях электронных аукционов. И, в частности, установлен перечень продукции, размещение которой федеральными заказчиками уже с 01.01.2010 осуществляется исключительно посредством электронных аукционов. Это пока усеченный перечень продукции, но в него вошли очень многие позиции, и продовольствие, и текстиль, и лекарственные средства, и с 01.07.2010 федеральные заказчики, а с 01.01.2011 заказчики субъектов РФ и муниципальные заказчики уже перейдут в полном объеме на проведение электронных аукционов. То есть, в соответствии с перечнем продукции 236-Р для аукционов, которые у нас существуют.

Что произошло? В результате такого поэтапного перехода на электронные аукционы, примерно 70% номенклатуры госзаказа будет закупаться посредством электронного аукциона. Эффект от принятия таких решений на федеральном уровне ощущается в полной мере: с нового года за 3 месяца на 3 пилотных федеральных площадках размещено заказов на сумму более 40 млрд руб. Тогда, если посмотреть в ретроспективу, за 3-4 кварталы прошлого года, когда действовало то же самое, только действовал добровольный порядок, таких аукционов было размещено всего на сумму 5 млрд руб.

В текущем году нам предстоит очень большая работа по реализации всех принятых норм и всех поставленных задач, в частности, будет необходимо принять и подписать в самое ближайшее время регламенты всех электронных площадок, чтобы они уже действовали не в пилотном режиме, а все 5 площадок действовали на основе четко прописанных регламентов. Это важная задача, т.к. от качества и степени детализации этих регламентов будет зависеть уровень информационной и управленческой безопасности.

С реализацией всех изложенных задач, можно сказать, будет перезагружена вся система госзаказа. Ведь переход на электронные аукционы - это не просто электронная торговля, это весь закупочный процесс, начиная от подачи заявок в электронном виде, и заканчивая электронным подписание госконтракта. Это очень важная новация в сфере госзаказа. Кроме того, в данной системе присутствует и электронное обжалование действий недобросовестных лиц. Поэтому меняется весь порядок работы - заказчиков, поставщиков, контролирующих органов, финансовых органов, судебных инстанций. Мы сейчас совместно с ВАС разрабатываем возможность электронного обмена документами при судебном расторжении контракта. Это существенно укоротит процедуру в данной сфере.

Хочу обратить внимание на то, что как получить ЭЦП, как начать работу на электронных площадках можно посмотреть на официальном федеральном сайте госзакупок (zakupki.gov.ru), и я хочу призвать всех предпринимателей активно идти на электронные площадки. <…>

Помимо перехода на электронные аукционы в 2009 г. был принят целый пакет мер, направленных на поддержку малого предпринимательства в системе госзаказа. В частности, расширена очень серьезно номенклатура продукции, которая размещается посредством специальных торгов, внесены поправки в КоАП РФ, в соответствии с которыми установлена административная ответственность должностных лиц за непроведение спецторгов для малого бизнеса. В 2010 г. мы планируем продолжить работу. В частности, прорабатывается вопрос о введении санкции в КоАП РФ за несвоевременную оплату по контракту, а также в части снижения задатков для малого бизнеса при участии в спецторгах.

И все эти меры направлены, в первую очередь, на создание прозрачной и по-настоящему конкурентной системы государственных закупок, на создание дополнительных инструментов, которые обеспечивают равный доступ к госзаказу всех предпринимателей. И одним из ключевых направлений деятельности министерства, в том числе, по поддержке малого предпринимательства, является введение обязанностей госкорпораций и субъектов естественных монополий осуществлять процедуру закупок на основе принципов прозрачности и конкурентности. И на данном этапе реформы МЭР подготовлен проект федерального закона, который описывает принципы закупок государственных корпораций и естественных монополий и обязует их публично размещать информацию на едином сайте в системе интернет.

В числе других направлений развития отрасли я отмечу подготовку предложений по переориентации закупок в инновационную, энергосберегающую продукцию, для чего, в том числе, МЭР подготовлен законопроект, который предусматривает разработку критериев отнесения продукции к инновационной и возможность установления особенности при проведении торгов для такой продукции. Это тоже очень важное направление.

Кроме этого я хочу остановиться на вопросах создания федеральной контрактной системы, концепцию которой предложило и разработало МЭР. Нормы и правила федеральной контрактной системы позволят в единый цикл связать и прогнозирование государственного заказа, и закупочную процедуру, и систему исполнения госзаказа. Сегодня очень подробно рассматривали на стенде Москвы контрактную систему Москвы, я приглашаю всех посмотреть, и мы как МЭР внимательно смотрели эту систему, потому что то, что некоторые черты этой системы, которую мы хотим создать на федеральном уровне, в некоторых регионах уже созданы.

В ближайшем будущем, когда будет реализовываться концепция федеральной контрактной системы, госзаказчики получат возможность использовать библиотеку типовых контрактов, предлагается разработать все модельные регламенты и процедуры всего закупочного цикла, начиная от определения - что нужно покупать, и заканчивая исполнением контракта.

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях).

Материал из журнала "Право и инвестиции". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию Вы можете узнать на сайте журнала. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83171. Подписной индекс в каталоге «Газеты.Журналы» Роспечати – 82831. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319. (C) 1999 - 2014 "Право и инвестиции".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100