Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 2 (43), Июль 2010.

Совершенствование законодательной базы с целью обеспечения функционирования и развития электроэнергетики

Липатов Ю.А., Председатель Комитета Государственной Думы Российской Федерации по энергетике

Электроэнергетика является базовой отраслью экономики Российской Федерации. Надежное и эффективное функционирование электроэнергетики, бесперебойное снабжение потребителей - основа поступательного развития экономики страны и неотъемлемый фактор обеспечения цивилизованных условий ее граждан. Качественный рост энергоэффективности экономики и изменение инвестиционного климата в электроэнергетике были невозможны без кардинального изменения сложившейся системы экономических отношений в отрасли и безотлагательного проведения структурной реформы электроэнергетики. И такая реформа была проведена.

В марте 2003 г. Президентом РФ был подписан пакет законов об электроэнергетике, который обеспечивал законодательное сопровождение развития отрасли.

Учитывая важность установления четких законодательных основ на весь период реформирования отрасли, мы очень взвешенно подходили к рассмотрению всех законодательных инициатив по внесению изменений в законодательство в области электроэнергетики. Поэтому существенные изменения были внесены только в декабре 2007 г., когда потребовалось обеспечить ряд организационных моментов в связи с ликвидацией РАО ЕЭС.

Но все мы прекрасно понимаем, что любой закон может быть действенным механизмом только тогда, когда он полностью отвечает современным реалиям и решает выявленные на основе мониторинга и анализа проблемы, влияющие на функционирование и развитие отрасли.

В течение всего 2009 г. и текущего года Комитетом Государственной Думы велась большая совместная работа с Министерством энергетики РФ, субъектами электроэнергетики по рассмотрению существующих проблем работы и развития отрасли. Так, в частности, на расширенных заседаниях Комитета рассматривались вопросы функционирования оптового и розничного рынков электроэнергии, выполнения программ по снижению потерь в сетях, выполнения инвестиционных программ. Хотел бы отметить конструктивный характер этой работы, что позволило подготовить ряд законопроектов, предусматривающих внесение изменений в законодательство об электроэнергетике и ряд других федеральных законов, в том числе в соответствии с рекомендациями Парламентской Комиссии по расследованию аварии на Саяно-Шушенской ГЭС.

В настоящее время в Государственной Думе находится ряд законопроектов, направленных на совершенствование функционирования отрасли и обеспечения бесперебойного снабжения потребителей электроэнергией:

1. "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях обеспечения устойчивого и надежного снабжения электрической и тепловой энергией потребителей" (Законопроект принят ГД в первом чтении 19.03.2010).

Законопроектом предусматривается наделение Правительства или уполномоченного органа по установлению порядка создания и установления нормативов технологических запасов топлива на тепловых станциях; утверждение положения об оценке готовности субъектов электроэнергетики к работе в осенне-зимний период, контролю за их соблюдением и проведению оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в осенне-зимний период.

Законопроектом также устанавливается ответственность за несоблюдение субъектами электроэнергетики правил вывода объектов в ремонт.

В Кодекс РФ об административных нарушениях вносятся изменения в целях установления специальных составов административных правонарушений - за нарушение нормативов технологических запасов топлива на тепловых станциях и за нарушение правил вывода в ремонт объектов электроэнергетики. Предусматривается наделение Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) правом возбуждения дел об административных правонарушениях.

2. "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовный кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон "Об электроэнергетике" (внесен в Государственную Думу 12.04.2010).

В целях совершенствования функционирования розничных рынков электроэнергии законопроектом предусматривается ряд мер по усилению платежной дисциплины участников рынка.

Изменения в КОАП - предусматривается привлечение к административной ответственности лиц, нарушающих установленный порядок ценообразования на рынке электрической энергии и мощности.

Изменения в УК РФ - привлечение к уголовной ответственности за кражу электрической энергии путем самовольного присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям, а также за повреждение линий электропередачи, в том числе путем самовольного присоединения.

3. "О внесении изменений в ст. 8 Федерального закона "Об электроэнергетике" (внесен в Государственную Думу 30.03.2010 и направлен субъектам законодательной инициативы для рассмотрения и подготовки замечаний и предложений к законопроекту).

Законопроектом предусматривается продлить срок действия права организации по управлению Единой национальной (общероссийской) электрической сетью передавать в аренду объекты электросетевого хозяйства территориальным сетевым организациям до 01.01.2014.

4. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с прекращением действия Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (внесен в Государственную Думу 11.05.2010).

В настоящее время государственное регулирование тарифов в электроэнергетике осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации». Положения Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» применяются к отношениям в области регулирования цен (тарифов) в части, не урегулированной вышеназванным федеральным законом.

Закон о государственном регулировании тарифов содержит важнейшие принципы и определяет общую методологию ценового регулирования в сфере электроэнергетики, а также закрепляет полномочия Правительства РФ, федерального органа исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов. Действующей редакцией Закона «Об электроэнергетике» ряд указанных положений урегулирован не в полном объеме. Кроме того, ряд положений действующей редакции Закона «Об электроэнергетике» не отвечают сложившейся в действительности экономической ситуации.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период…" и положениям Федерального закона от 04.11.2007 № 250-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по реформированию Единой энергетической системы России» Закон о государственном регулировании тарифов прекращает свое действие с 01.01.2011. В этой связи для целей обеспечения дальнейшего функционирования системы тарифного регулирования в сфере электроэнергетики необходимо внесение ряда изменений в действующее законодательство.

Предлагаемые изменения в Закон об электроэнергетике направлены на формирование в рамках указанного закона блока статей, определяющих принципы и методы государственного регулирования цен (тарифов), а также полномочия органов государственной власти в сфере тарифного регулирования, по аналогии с нормами Закона о государственном регулировании тарифов.

Базовым принципом данного законопроекта является сохранение государственного регулирования цен (тарифов) на электрическую энергию, поставляемую населению и на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, после 01.01.2011.

Продолжается работа по подготовке ко второму чтению технических регламентов: "О безопасности высоковольтного оборудования", "О безопасности электроустановок". Комитетом ГД по энергетике подготовлен ко второму чтению и направлен в Правительство РФ технический регламент "О безопасности электрических станций и сетей".

Особо хотел бы отметить проект федерального закона "О теплоснабжении".

Сфера теплоснабжения относится к числу важнейших государственных приоритетов России. При этом основной задачей государства является, по нашему мнению, не контроль за теплоснабжением каждого города и поселения, а создание единой законодательной базы, обеспечивающей скоординированную работу организаций различных форм собственности в интересах потребителей в сфере теплоснабжения. При создании указанной законодательной базы за государством должны остаться функции разработки стратегических направлений развития и организации энергосбережения в сфере теплоснабжения, анализа причин возникающих проблем и разработки методологии для их решения, а также действенный государственный надзор за безопасностью тепловых станций, сетей и иных объектов теплоэнергетики, качеством и безопасности надежностью теплоснабжения населения.

Созданная в Государственной Думе рабочая группа с участием представителей всех заинтересованных министерств и ведомств, представителей субъектов электроэнергетики, экспертов, всесторонне рассмотрела все поступившие поправки к законопроекту и детально проанализировала поступившие в адрес Комитета ГД по энергетике замечания и предложения.

Комитет Государственной Думы по энергетике планирует,с учетом состоявшегося в ходе парламентских слушаний11.05.2010 обсуждения и высказанных замечаний доработать и вынести на рассмотрение Государственной Думой во втором чтении проекты федеральных законов "О теплоснабжении" и "О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с введением в действие Федерального закона "О теплоснабжении".

В случае принятия законопроектов Государственной Думой он полностью вступит в действие со следующего года. После этого Правительству РФнеобходимо будет в кратчайшие сроки разработать нормативно-правовую базу, необходимую для вступления в силу положений проекта федерального закона "О теплоснабжении".

*Выступление на конференции "Российская электроэнергетика: новые условия развития" (Москва, 20.05.2010).

ЛИПАТОВ Юрий Александрович. Кандидат экономических наук. Прошел трудовой путь от слесаря-сборщика до главного инженера Раменского филиала Московского электрозавода им В.В.Куйбышева, генерального директора ОАО "Раменский электротехнический завод "Энергия"". В 1997-1998 гг. - депутат Московской областной Думы. Член Президиума РСПП Московской области. Депутат Государственной Думы ФС РФ третьего, четвертого и пятого созывов, Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по энергетике.