Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 2 (43), Июль 2010.

Совершенствование системы технического регулирования и строительной сферы

Совершенствование системы технического регулирования, сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности и промышленности строительных материалов

Итоги деятельности за 2009 год

В рамках разработки государственных сметных нормативов в сфере градостроительной деятельности:

  • утверждено 108 сборников государственных сметных нормативов на монтаж оборудования, капитальный ремонт оборудования, пуско-наладочные работы, на материалы, изделия и конструкции, на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств, справочники базовых цен на проектные работы в строительстве;
  • утверждено 6 индивидуальных сметных нормативов;
  • Минрегионом России согласовано 8 территориальных сметных нормативов;
  • утверждены ежеквартальные расчеты стоимости 1 м2 жилья;
  • выполнены ежеквартальные расчеты индексов изменения стоимости изыскательских, проектных и строительно-монтажных работ.

Во исполнение п. 3 постановления Правительства РФ от 18.05.2009 № 427 «О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета» Минрегионом России изданы и зарегистрированы Министерством юстиции РФ следующие приказы:

1. Приказ Министерства регионального развития РФ от 15.07.2009 № 296 «Об утверждении Порядка формирования и ведения федерального реестра сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, а также предоставления сведений, включаемых в указанный реестр»;

2. Приказ Министерства регионального развития РФ от 20.08.2009 № 352 «Об утверждении Порядка ведения реестра заключений о достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, и предоставления сведений, содержащихся в указанном реестре»;

3. Приказ Министерства регионального развития РФ от 20.08.2009 № 353 «Об утверждении классификации сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета»;

4. Приказ Министерства регионального развития РФ от 20.08.2009 № 354 «Об утверждении формы заключения о проверке достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, и порядка оформления такого заключения».

5. Приказ Министерства регионального развития РФ от 27.02.2010 № 16 «Об утверждении укрупненных нормативов цены строительства различных видов объектов капитального строительства непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры».

Подготовлен и передан в установленном порядке в Правительство РФ проект постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения о порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства».

Проводилась работа по рассмотрению, организации экспертизы территориальных и отраслевых сметных нормативов.

Основные задачи на 2010 год

Основные направления деятельности Минрегиона РФ по теме: «Ценообразование в сфере градостроительной деятельности» на период до 2012 года:

  • актуализация государственных элементных сметных нормативов в части учета новых технологий в строительстве;
  • расширение номенклатуры нормативов цены строительства, обеспечение их ежегодной актуализации;
  • разработка нормативов цены конструктивных решений, обеспечение их ежегодной актуализации;
  • принятие ведомственных нормативных актов, регламентирующих процедуру определения стоимости строительства на всех стадиях инвестиционного процесса;
  • организация системы мониторинга стоимости строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, применяемых в строительстве;
  • организация системы мониторинга стоимости строительства различных объектов капитального строительства;
  • формирование единой базы данных результатов проектирования и инженерных изысканий.

Строительный комплекс

Итоги деятельности за 2009 год

В настоящее время уровень изношенности основных средств производства многих предприятиях промышленности, в том числе предприятий промышленности строительных материалов, достигает 40-80% и продолжает увеличиваться, используются устаревшие, энергозатратные технологии.

Осуществление перевооружений предприятий в России происходит очень медленно, и без скорейшего принятия соответствующих мер по внедрению новейших технологий положение будет только усугубляться. В период кризиса и сокращения инвестиций в обновление основных фондов эта тенденция усилилась.

Внедрение новых современных технологий во все отрасли экономики, в том числе в строительство, позволит решить целый ряд серьезных проблем.

Во-первых, любая разработка создается с целью улучшения качества выпускаемой продукции, что позволит повысить конкурентоспособность отечественных товаров как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Во-вторых, новейшие технологии позволяют повысить эффективность труда и квалификацию персонала предприятий, скорость изготовления конечного продукта.

В-третьих, в последнее время в России и во всем мире все острее стоит вопрос о нехватке многих видов ресурсов, а значит, единственным выходом может стать только создание и использование ресурсосберегающих энергоэффективных технологий, которые, помимо всего прочего, будут положительно влиять на экологическую обстановку как в нашей стране, так во многих других государствах, создающих и использующих такие технологии.

Что касается строительной отрасли, то здесь новейшие технологии позволят провести модернизацию существующих мощностей, что станет хорошим заделом будущего роста, повысить скорость возведения зданий, увеличить срок их эксплуатации, а также повысить общую экономическую эффективность отрасли.

Основные задачи на 2010 год

Принятие Стратегии развития промышленности строительных материалов на период до 2020 г.

Минрегионом России совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатывается проект Стратегии развития промышленности строительных материалов на период до 2020 г., в которой в полной мере отражены предложения по инновационному развитию промышленности стройматериалов, а также предусмотрен комплекс мер по их реализации.

Эффект от реализации Стратегии окажется многоуровневым, а именно на макроуровне:

  • увеличение вклада предприятий по производству стройматериалов в ВВП;
  • модернизация предприятий промышленности строительных материалов, выпускающих конкурентоспособную продукцию;
  • ослабление зависимости экономики страны от импорта стройматериалов и оборудования для предприятий по производству строительных материалов, расширение экспорта высокотехнологичной продукции предприятий по производству стройматериалов;
  • увеличение налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации;
  • повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции;
  • улучшение экологии за счет вовлечения в оборот вторичного сырья и использования экологически чистого оборудования и технологий производства стройматериалов;
  • создание дополнительных рабочих мест в отрасли и в смежных секторах экономики.

На микроуровне:

  • обеспечение потребности региональных рынков в стройматериалах по объемам, ассортименту и качеству;
  • формирование эффективных рыночно-ориентированных, обладающих потенциалом саморазвития бизнес-структур нового поколения;
  • повышение инновационной активности и уровня обновления основных фондов предприятий стройматериалов и смежных отраслей;
  • доступ предприятий по производству стройматериалов на финансовые рынки, расширение использования рынка ценных бумаг для привлечения финансовых ресурсов в промышленность стройматериалов;
  • повышение производительности труда;
  • сохранение и создание рабочих мест, предотвращение оттока научно-технических кадров в другие отрасли;
  • повышение спроса на квалифицированные научно-технические кадры, улучшение их возрастной структуры.

Развитие системы технического регулирования в строительной сфере

Итоги деятельности в 2009 году

В 2009 г. Минрегионом России было обеспечено принятие Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Данный технический регламент является краеугольным камнем в основании системы технического регулирования строительной сферы. Начиная с 2005 г. велись широкие дискуссии о том, каким должен быть этот документ. Проект технического регламента имел множество редакций.

В 2009 г. Минрегион России активизировал работу по подготовке технического регламента и, выражая профессиональное видение строительного сообщества, выступил в Правительстве РФ, Палатах Федерального Собрания РФ, Администрации Президента РФ с настойчивым предложением о введении для строительной отрасли особенных условий технического регулирования.

Основная специфика строительства зданий и сооружений в части технического регулирования заключается в том, что они, во-первых, не пересекают государственных границ, а во-вторых, каждое здание должно быть запроектировано и построено с учетом климатических и геологических особенностей отдельно взятой территории. Поэтому, несмотря на возможность применения типовых проектов зданий и сооружений, их невозможно штамповать аналогично промышленной продукции. В этой связи, в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений, необходимо выполнить в обязательном порядке ряд существенных требований строительных норм и правил, основанных на фундаментальной науке и многолетней практике.

Принятый технический регламент позволяет реализовать необходимые задачи технического регулирования строительной сферы с учетом ее специфики, поскольку ряд строительных норм и правил можно сделать обязательными, а так как они являются документами Минрегиона России, в них можно оперативно вносить изменения.

Основные задачи на 2010 год

В целях дальнейшего развития системы технического регулирования строительной сферы Минрегион России ведет работу по подготовке перечня обязательных национальных стандартов и сводов правил в развитие технического регламента о безопасности зданий и сооружений. Это комплексная работа, включающая подробный анализ документов и выделения в них трех блоков: требований обязательного применения, требований добровольного применения и исключения требований устаревших или не относящихся к вопросам технического регулирования.

В результате подготовки перечня и проводимой вместе с этим аналитической работы станет возможным оценить объем работ по полной актуализации строительных норм и правил, реально необходимые сроки и потребности в финансировании.

Завершить работу по подготовке перечня и плана-графика актуализации строительных норм и правил Минрегион России планирует в мае 2010 г.

Необходимо понимать, что существенная переработка строительной нормы требует основательных фундаментальных научных исследований, испытаний и апробации. Наличие зарубежных наработок частично упрощает задачи национального нормирования, однако не исключает необходимости их подробного анализа на предмет возможности применения на территории Российской Федерации, а в некоторых случаях апробации ряда положений. Поэтому это задача на несколько лет.

Вместе с тем до конца 2010 г. Минрегион России планирует провести работу по переработке текстовой части наиболее ранних документов на предмет устранения в них несоответствия с действующим законодательством и строительной практикой.

Учитывая, что актуализация строительных норм и правил в ближайшие годы коснется более сотни документов, каждый из которых требует детального анализа и отдельного публичного обсуждения, Минрегионом России разрабатывается внутренний порядок подготовки таких документов для утверждения. В результате будет создан прозрачный механизм, который позволит сделать участие заинтересованного профессионального сообщества в данном нормотворческом процессе более простым и открытым. Данный порядок Минрегион России планирует утвердить в мае 2010 г.

Саморегулирование в области проектирования, инженерных изысканий и строительства

Итоги деятельности за 2009 год

В связи с прекращением с 01.01.2010 лицензирования деятельности в области строительства, проектирования и инженерных изысканий и переходом на саморегулирование Минрегионом России проводится активная работа по совершенствованию законодательства в данной сфере в тесном контакте с национальными объединениями саморегулируемых организаций в инженерных изысканиях, проектировании и строительстве.

В настоящее время зарегистрировано в Ростехнадзоре:

  • СРО в проектировании - 27;
  • СРО в проектировании - 144;
  • СРО в строительстве - 205.

В октябре 2009 г. внесены изменения в приказ Минрегиона РФ от 09.12.2008 № 274 «О перечне видов работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства…», добавлены функции генерального подрядчика и строительного контроля.

В декабре 2009 г. по итогам совместной работы с национальными объединениями принят полностью переработанный Перечень видов работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства, утвержденный приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624 (находится на государственной регистрации в Минюсте России).

03.02.2010 принято разработанное Минрегионом России во взаимодействии с саморегулируемыми организациями постановление Правительства РФ № 48 «О минимально необходимых требованиях к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах капитального строительства, оказывающим влияние на безопасность указанных объектов».

Совместно с Всероссийским союзом страховщиков и Национальным объединением строителей разработаны, одобрены на совещании Минрегиона РФ от 27.02.2010 и рекомендованы к применению Методические рекомендации по страхованию гражданской ответственности членов саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство.

Основные задачи на 2010 год

В ближайшее время перед СРО стоит основная задача по разработке стандартов саморегулирования и выработке предложений по актуализации нормативно-технических документов в строительстве.

Минрегион России планирует на системной основе взаимодействовать с саморегулируемыми организациями в области регулирования инженерных изысканий, проектирования и строительства и залог успеха в данном направлении видит в тесном партнерском сотрудничестве с национальными объединениями саморегулируемых организаций.

*Из доклада «Итоги деятельности Министерства регионального развития Российской Федерации в 2009 году, цели и задачи на 2010 год».