Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 2 (43), Июль 2010.

Системы жизнеобеспечения должны быть подконтрольны государству

Мирелли А.М., заместитель Губернатора Архангельской области, руководитель представительства Архангельской области при Правительстве Российской Федерации

***

В статье проанализирована ситуация, сложившаяся в жилищно-коммунальном комплексе Архангельской области, специфика формирования тарифов на электричество и тепловую энергию. Предложены меры по снижению платежей населения, в том числе путем реализации территориального проекта "Энергия Белого моря", основанного на принципах государственно-частного партнерства.

Ключевые слова: Архангельская область, жилищно-коммунальное хозяйство, тарифы, энергия, государственно-частное партнерство.

***

Проблемы жилищно-коммунального комплекса Архангельской области мало чем отличаются от состояния отрасли по всей стране. Изношенность сетей, большие потери, низкое качество услуг, высокие тарифы, беззащитность потребителей перед произволом коммунальщиков - все эти проблемы требуют комплексного решения.

В советские времена весь комплекс ЖКХ, вся энергетика были строго «отвертикалены». После раздробления отрасли возникло огромное количество мелких компаний, уследить за которыми стало чрезвычайно сложно. Их разобщенность увеличивает потери энергии в сетях, усложняет межсубъектный учет энергоносителей, снижает качество предоставляемых услуг, ведет к их удорожанию.

При этом реальная конкуренция на оптовом рынке среди генерирующих компаний практически отсутствует. И это сводит экономический эффект от энергосберегающих мероприятий потребителя на нет, т.к. снижение электропотребления с лихвой может перекрываться практически монопольной ценой на энергоресурсы.

Становится очевидным, что необходимо кардинально изменить подход к регулированию в сфере ЖКХ и создать такую структуру хозяйства, при которой было бы возможно на региональном уровне сдерживать рост тарифов, снижать себестоимость производства энергии и потери энергии в сетях.

Тарифная политика

Электричество

После реформы энергетической отрасли все энергокомпании были разделены по видам деятельности. Соответственно, и в тарифе теперь строго определено - сколько процентов от собранного рубля идет генерирующей компании, сколько сетевым, а сколько придется на сбытовую надбавку. Тариф на производство электроэнергии на Архангельской и Северодвинских ТЭЦ, тариф на передачу электроэнергии по сетям Федеральной сетевой компании устанавливает ФСТ России. Тариф на передачу по сетям «Архэнерго» и небольшим коммунальным сетям - департамент по тарифам и ценам, но строго в рамках установленных ФСТ России предельных минимальных и максимальных уровней. На «федеральные составляющие» в тарифе приходится около 70%. В будущем году она еще более возрастет, т.к. затраты Вельской ГТ-ТЭЦ на производство электроэнергии будут определяться в Москве. Иными словами, именно федеральные факторы на сегодняшний день и являются главной причиной роста тарифов.

Тариф на передачу электроэнергии по сетям Федеральной сетевой компании с 01.01.2010 ФСТ России увеличила в 1,5 раза, увеличилась стоимость покупной электроэнергии с оптового рынка. При этом затраты региональных компаний на запасные части, ремонтные работы, топливо снижены на 10% к уровню 2009 г.

Однако даже это снижение не помогло. В итоге тариф для населения на электрическую энергию в 2010 г. вырос на 18,3% и для горожан, имеющих газовые плиты, составит 2,84 руб./кВт-ч. Ежемесячные платежи за электроэнергию при этом увеличились в среднем на 27 руб. с человека. Владельцы электроплит и сельские жители так же, как и в прошлые годы, будут платить за электроэнергию с 30% скидкой по 1,99 руб./кВт-ч.

Можно ли было повысить тарифы на меньшую величину? О последствиях таких решений прямо говорится в Федеральном законе № 41. Если регион выйдет за рамки предельных индексов, установленных ФСТ России, то такое решение будет отменено. А население станет платить по максимальному уровню, установленному для региона. То есть не на 18, а на 25% больше.

Несколько лет назад было подписано соглашение между администрацией Архангельской области, Минэнерго и ФСТ России о постепенной ликвидации межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике. Из федерального бюджета в течение нескольких лет в регион поступают миллиарды рублей на сдерживание роста тарифов из-за скачков цен на мазут. В то же время в документе указаны темпы роста тарифов, которые область обязана выдерживать.

Особенностью этого соглашения является то, что наша территория до сих пор находится в так называемой «неценовой зоне». Предприятия и население покупают электроэнергию по регулируемым тарифам. В то же время большинство регионов страны уже половину всей электроэнергии покупают по свободным ценам. Свободные же цены с момента появления оптового рынка электроэнергии всегда были выше установленных государством. В результате в Вологодской области, республике Карелия в 2009 г. предприниматели получали счета с тарифами за электричество по 6 руб./кВт-ч и более. Это в разы больше, чем в Архангельской области.

Таким образом, если область нарушит соглашение в части размеров роста тарифов, то мы не получим и деньги из федерального бюджета (в 2010 г. это 1 млрд 100 млн руб.). Без них тариф на электроэнергию может значительно вырасти.

Несмотря на сложную экономическую ситуацию, в регионе сохранены скидки на электрическую энергию для жителей сельской местности, обладателей электроплит, двухтарифных счетчиков на электрическую энергию. Причем по этому тарифу будут платить даже те жители, которые проживают в зоне децентрализованного электроснабжения (т.с. там, где электроэнергия вырабатывается небольшими дизельными электростанциями). Экономически обоснованные тарифы на некоторых таких станциях составляют более 30 руб./кВт-ч. Жители же будут платить в 15 раз меньше, по 1,99 руб./кВт-ч. На эти цели в областном бюджете запланировано более 840 млн руб.

Тепловая энергия

Главная причина повышения тарифов на тепловую энергию для жителей области в этом году - предписание Федеральной службы по тарифам о сокращении перекрестного субсидирования при установлении тарифов между населением и прочими потребителями. Долгие годы промышленность и бюджетные организации платили за энергию выше экономически обоснованных тарифов, а население, наоборот, - меньше. По требованию ФСТ России эта практика прекращена. В результате тарифы за отопление для жителей Архангельска и Северодвинска выросли на 18,1%, для промышленности Северодвинска - снизились на 12%, для предприятий, расположенных в центре Архангельска, - выросли на 5%.

При этом средний тариф на тепловую энергию, отпускаемую ТГК-2, вырос на 6,2%. Это в 2 раза меньше уровня инфляции. Если бы не предписание ФСТ о ликвидации «перекрестки», то затраты населения на отопление выросли бы не более чем на 10%. После снижения тарифов на 12% прочие потребители Северодвинска, в том числе оборонные предприятия, в 2010 г. сократят расходы на отопление на 117 млн руб. Это придаст им экономическую устойчивость и позволит сохранить рабочие места. В Северо-Западном федеральном округе Архангельская область осталась последним регионом, где «перекрестка» в теплоснабжении еще сохранялась.

Тарифы на тепловую энергию, отпускаемую локальными котельными, в среднем по области вырастут на 3%. Фактически были увеличены затраты теплоснабжающих организаций лишь на топливо (стоимость которого государством не регулируется). Остальные затраты оставлены на уровне прошлого года, некоторые даже снизились на 10%. Население в зависимости от района в этом году за тепло будет платить на 2,5-10% больше. В двух районах тарифы на тепловую энергию для населения выросли на 16%. В основном это связано с необходимостью постепенно переходить на стопроцентную оплату жилищно-коммунальных услуг.

Управляющие компании должны быть под контролем

Во многом, причины нынешней довольно сложной ситуации в жилищно-коммунальном комплексе лежат в зоне ответственности именно управляющих компаний (УК).

Зачастую в дома подается гораздо больше тепловой энергии, чем необходимо. Жильцы платят за отопление в пересчете на квадратный метр свыше 80 руб. Но платеж не должен превышать в среднем 56 руб. Причины переплаты - в формальном отношении УК, которые некачественно подготовили системы отопления домов к отопительному сезону, больших внутридомовых потерях. В последние годы у нас были теплые зимы и, наверное, обслуживающие организации просто расслабились. Вместо работы по утеплению здания, опрессовки и чистки труб, повышения эффективности систем отопления УК пошли по пути наименьшего сопротивления, банально увеличив потребление тепловой энергии. Фактически они переложили собственные недоработки на плечи людей. Кроме того, во многих домах отсутствуют узлы управления теплом, что привело к существенному «перетопу» здания. В итоге платежи за отопление только из-за этого выросли на 25-40%.

Контроль за качеством работы УК осложняется их количеством - в Архангельске на сегодняшний день работает 57 компаний. Многие из них создали собственные расчетные центры, и отследить, как они выставляют счета, чрезвычайно сложно. К примеру, на территории Северодвинска эта проблема стоит не так остро, поскольку все УК в этом городе - муниципальные. Причем их количество небольшое, да и нареканий к их работе немного.

Энергетический дисбаланс

Производство энергоресурсов осуществляется на региональных котельных: тепла - 22,1%, электроэнергии - 0%; дизельных электростанциях соответственно: 0,2% - тепла, 6,4 - электроэнергии; промышленных предприятиях области: 49% и 39% соответственно, ТЭЦ «ТГК-2»: 25,4% - тепла и 46% - электроэнергии.

Единственная ЛЭП, соединяющая область с объединенной энергосистемой, позволяет получать из-за пределов области только 8,7% потребляемой электроэнергии. Топливо для ТЭЦ, котельных и дизельных электростанций на 90% поставляется из других регионов. Природный газ составляет в топливном балансе 27%, уголь - 18%, нефтепродукты - 45%, закупаемые по рыночным ценам с доставкой северным завозом на расстояние 1700-4500 тыс. км.

Сегодня энергоемкость экономики области в 2 раза выше средних показателей по стране. Потенциал энергосбережения Архангельской области составляет не менее 1 190 000 т условного топлива, в том числе - на источниках теплоснабжения 928 тыс. т, в тепловых сетях - 132 тыс. т, на жилых зданиях - 129 тыс. т.

Максимальный эффект (до 85%) энергосбережения и эффективности заложен в производстве и транспорте энергоресурсов. И чтобы получать максимальный эффект от использования ресурсов, необходим комплекс мероприятий. В частности, помимо модернизации котельных и сетей не следует упускать из виду и конечных потребителей. Здесь финансовый потенциал энергосбережения почти в 5 раз выше, чем в сфере производства и передачи электроэнергии вместе взятых. Так, снижение потребления электроэнергии на 1 кВт-ч конечным потребителем означает экономию почти 5 кВт-ч энергоресурсов.

Однако повышение энергоэффективности, к сожалению, не есть первоочередная задача энергетических компаний. Ведь чем больше расход энергии, тем больше у них прибыль. И влиять на их политику чрезвычайно сложно. В Архангельской области сейчас работают энергокомпании, мажоритарные акционеры которых находятся не в Архангельске: у МРСК "Северо-Запада" - в Москве, у ОАО "ТГК-2" - в Ярославле, у "Архэнергосбыта" - также за пределами региона.

При этом практически все компании закладывают в тариф так называемую «инвестиционную составляющую». Достаточно полистать любую отраслевую инвестиционную программу - там обязательно найдется та самая инвестиционную компонента, которая складывается из взносов населения.

Так, к примеру, МРСК Северо-Запада (межрегиональная сетевая компания, полугосударственное предприятие, собственники находятся в Москве) в тарифах на свои услуги для населения закладывает очень серьезную инвестиционную составляющую - более 3 млрд руб. Определенная логика, конечно, в этом есть - сети поддерживать надо. Но почему-то никто не говорит, что это имущество гражданам не принадлежит - оно принадлежит компании МРСК "Северо-Запада". Мы через тарифы вкладываем деньги в чужое имущество, которое приносит им прибыль. Почему, инвестируя в чужую собственность, гражданин сегодня не владеет никакими правами на неё? Если гражданин ежемесячно в течение многих лет платит за коммунальные услуги, в тариф которых входит инвестиционная составляющая, то почему он не является совладельцем, миноритарным акционером тех самых компаний и организаций, услуги которых оплачивает?

На сегодняшний день становится очевидным, что для обеспечения стабильности работы всего комплекса необходимо консолидировать всю систему жизнеобеспечения региона - генерации энергии, транспортировки и продажи (сбыта). И при этом у жителей должны быть механизмы влияния на их деятельность.

Платить надо по факту, а не по нормативам

Еще один принципиальный вопрос - методика расчета нормативов и сама эта система оплаты услуг. Очевидно, что на сегодняшний день нормативная система исчерпала себя. Оплата должна все-таки производиться по факту. Между тем межрегиональные распределительные сетевые компании (МРСК) настойчиво требуют оплаты услуг именно по нормативам. А это прямо противоречит требованию руководства страны - президент и премьер-министр неоднократно и категорично заявляли, что потребители энергии должны оплачивать только фактический объем оказанных услуг.

С нормативами у нас вообще складывается парадоксальная ситуация. Расчеты потребления заказывают сами энергоснабжающие предприятия. Согласование нормативов в Министерстве энергетики осуществляет только 10% организаций. В результате потребители оплачивают навязанный им объем, а не то, что они реально использовали.

Переход на оплату по факту напрямую зависит от того, насколько оперативно будет проведено оснащение приборами учета. Напомним, Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» обязывает завершить установку приборов учета в жилых домах до 01.01.2012.

На сегодняшний день в Архангельской области здания оборудованы 5907 общедомовыми счетчиками на тепло, горячую и холодную воду. В домах также установлено 219 счётчиков горячей воды и 488 приборов учёта холодной воды. В текущем году работа по установке приборов учета будет продолжена. На эти цели из областного бюджета на условиях софинансирования планируется выделить 30 млн руб.

Для всех потребителей области, не установивших приборов учета и контроля до конца нынешнего года, с 2011 г. будет введен минимальный норматив в 2000 ч использования мощности. В отношении бытовых потребителей будут введены социальные нормы потребления на 1 человека - примерно 100 кВт/м. Малообеспеченным слоям населения обеспечат установку приборов учета за счет областного и муниципальных бюджетов.

Выход есть. И не один

03.03.2010 губернатор Архангельской области И.Ф.Михальчук подписал Распоряжение № 199-р «О дополнительных мерах по социальной защите населения при повышении стоимости жилищно-коммунальных услуг, по сдерживанию роста тарифов и по созданию условий для проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства».

В рамках распоряжения Правительством Архангельской области предпринят целый комплекс мер по снижению платежей населения.

В частности, проведены переговоры с руководством ТГК-2 о снижении тарифов на тепловую энергию для населения на 3%. Агентство по тарифам и ценам снизило «ночной тариф» на электроэнергию для владельцев двух тарифных счетчиков. После вступления постановления в силу «ночной тариф» на электроэнергию будет больше тарифа 2009 г. на 18%, а не на 90%, как было решено ранее.

Принято распоряжение Правительства Архангельской области о снижении максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи с 22% до 19%. Это увеличивает количество граждан, которые могут получить дополнительные меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

В области разработан единый бланк квитанции за жилищно-коммунальные услуги, что позволит контролировать счета, которые выставляют УК населению.

В этом году две крупнейшие ТЭЦ (Архангельская ТЭЦ и Северодвинская ТЭЦ-2) и ряд муниципальных котельных переходят с мазута на природный газ. Архангельская ТЭЦ будет газифицирована с 01.07.2010. Северодвинская ТЭЦ-2 - к новому отопительному периоду 2010-2011 гг. Использование природного газа в качестве основного топлива позволит сократить темпы роста тарифов на тепловую энергию. Кроме того, до 2016 г. составлена программа, направленная на отказ от привозного топлива в пользу местных видов топлива (отходы лесопиления и деревообработки). Это повысит эффективность работы энергоисточников в сельской местности и снизит темпы роста тарифов.

Энергия Белого моря

В Архангельской области принята Стратегия развития энергосбережения. Согласно этому документу, к 2015 г. планируется сокращение энергоемкости ВВП не менее чем на 21%, увеличение доли возобновляемых энергоресурсов до 17%, снижение потребления нефтепродуктов на 30%. Благодаря техническому перевооружению коммунального энергетического комплекса Архангельская область к 2015 г. сможет полностью отказаться от субсидий и дотаций из федерального бюджета.

Один из основных пунктов стратегии - реализация территориального проекта «Энергия Белого моря», основанного на принципах государственно-частного партнерства (рис. 1). Согласно проекту, все ресурсы энергокомплекса региона предлагается консолидировать в руках единой УК. Производство энергии и распределяющие сети должны быть единым комплексом - это экономически оправданно. Организационно-правовая форма проекта - открытое акционерное общество. Контрольный пакет акций (51%) принадлежит Правительству Архангельской области. Таким образом, создается реальный механизм влияния на состояние жилищно-коммунального комплекса и тарифную политику в регионе.

С целью формирования рационального и бережного отношения жителей области к создаваемой инфраструктуре и имущественному комплексу предусмотрен выпуск именных облигаций.

Проект "Энергия Белого моря" полностью синхронизируется с деталями федеральной целевой программы, которая принимается на уровне федерации. Общая сумма финансирования федеральной программы составит 422 млрд руб. Архангельская область заявляет свое участие в программе в объеме 124,8 млрд руб.

Уже разработан комплекс мероприятий, направленных на снижение потерь энергоресурсов в тепловых и электрических сетях, улучшение режимов поставки электрической и тепловой энергии, снижение издержек. Одним из важных направлений реализации проекта является установка индивидуальных тепловых пунктов (рис. 2), которые позволили бы фиксировать качество подаваемой энергии в дом и давали возможность в любое время года поставлять тепловую энергию жителям этого дома в том количестве, которое необходимо. Сейчас такой возможности у горожан нет. Отопительный сезон в городе Архангельске начинается в соответствии с приказом мэра города. Кроме того, проектом предусмотрено создание автоматизированной системы учета, которая позволит получать информацию о каждом потребителе чуть ли не в ежедневном режиме, оптимизировать режимы потребления, проводить анализ объективной статистической информации об уровне и эффективности использования ресурсов, формировать мероприятия по ресурсосбережению. Нормальная для Европы практика, когда каждый потребитель может выбирать, в какое время ему потреблять электроэнергию и по каким тарифам, у нас пока только развивается.

В проекте предусмотрено создание объединенной диспетчерской службы, чтобы любой житель мог обратиться в эту службу и получить услугу практически моментально, а не тогда, когда УК сможет прислать специалиста. Кроме того, в проекте учтена необходимость формирования страховых запасов материалов и оборудования для производства ремонтных работ. Все аварии типичны, чтобы их оперативно устранять, нужно иметь компанию, у которой есть квалифицированный персонал, соответствующие запасы материалов, оборудование, и которая по звонку диспетчерской службы могла бы устранить аварийную ситуацию в кратчайшие сроки.

Для обеспечения прозрачности расчетов и удобства потребителей подготовлен проект «Микрофинансовая социальная карта Архангельской области» (рис. 3).

Реализация проекта «Энергия Белого моря» в конечном итоге позволит произвести ускоренными темпами техническое перевооружение энергетической отрасли региона, замедлить темпы роста тарифов, снизить энергоемкость ВВП и повысить качество жизни населения.

Рис. 1. Проект государственно-частного партнерства «Энергия Белого моря».

Рис. 2. Схема оборудования жилых домов индивидуальными тепловыми пунктами.

Рис. 3. Проект «Микрофинансовая социальная карта Архангельской области».

МИРЕЛЛИ Александр Михайлович. В 1987-2004 гг. - работа на инженерных и руководящих должностях в государственных и коммерческих предприятиях, в 2004-2007 гг. - директор ЗАО "Энергомашиностроительная корпорация" (г. Москва). В 2007-2009 гг. - первый заместитель директора ФГУП "Дирекция по малоэтажному строительству" (г.Москва). С 2009 г. - заместитель губернатора Архангельской области - руководитель представительства администрации Архангельской области при Правительстве РФ, г. Москва. Действительный государственный советник.