написать письмо первая страница первая страница switch to english
Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка предприятий
Информационный сайт по недвижимости "Диалит-Недвижимость"
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 2 (43), Июль 2010.

Вопросы жилищной политики

Итоги деятельности за 2009 год

Целью приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» (далее - Национальный проект) в 2009 г. была определенареализация антикризисных мер, в том числе сохранение достигнутого в 2008 г. уровня доступности жилья для населения и создание условий для его дальнейшего повышения путем массового строительства жилья эконом-класса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности.

Для достижения цели Национального проекта и выполнения целевых показателей определены следующие приоритетные направления:

  • стимулирование развития жилищного строительства;
  • поддержка платежеспособного спроса на жилье, в том числе с применением механизма ипотечного жилищного кредитования;
  • выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан;
  • повышение качества жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры.

В рамках направления «Стимулирование развития жилищного строительства» основные усилия направлены на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой, обеспечение автомобильными дорогами новых микрорайонов массовой малоэтажной и многоквартирной застройки, развитие инженерной инфраструктуры в субъектах РФ, а также вовлечение в жилищное строительство земельных участков, находящихся в федеральной собственности.

Осуществлением вышеуказанных мероприятий предполагалось обеспечить в 2009 г. ввод 52 млн м2 жилья в целом по Российской Федерации.

Объем ввода жилья по итогам 2009 г. составил 59,8 млн м2, что на 15% выше планового значения и на 6,7% ниже уровня 2008 г.

Дополнительные мероприятия, направленные на увеличение объемов жилищного строительства, предусмотрены подпрограммой «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства» федеральной целевой программы «Жилище» (далее - ФЦП «Жилище») на 2002-2010 гг. (далее - подпрограмма). На финансирование подпрограммы в 2009 г. предусматривалось 800 млн руб. из средств федерального бюджета.

Распределение субсидий бюджетам субъектов РФ на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой, в рамках подпрограммы было утверждено распоряжением Правительства РФ от 27.06.2009 № 887-р.

Распоряжением Правительства РФ от 01.12.2009 № 1838-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.06.2009 № 887-р» внесены изменения в распределение субсидий бюджетам субъектов РФ на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой, в рамках подпрограммы, утвержденной вышеуказанным распоряжением.

К финансированию было отобрано 56 проектов из 19 субъектов РФ на сумму 800 млн руб. Объем привлеченных внебюджетных средств по заключенным соглашениям составляет 3 200 млн руб., ввод жилья - 2,1 млн м2. Из 56 инвестиционных проектов 11 проектов в 9 субъектах РФ реализуются в селах, поселках и деревнях, из них в Воронежской и Тамбовской областях - по 2 проекта, в Республике Мордовия, Калужской, Ленинградской, Омской, Рязанской, Тверской и Томской областях - по 1 проекту. Объем государственной поддержки составил 40,7 млн руб., объем привлеченных кредитных средств по заключенным в 2009 г. соглашениям составляет 508 млн руб., ввод жилья - 183,2 тыс. м2.

Кроме того, в соответствии с Правилами распределения и предоставления в 2008-2010 гг. из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ субсидий на обеспечение автомобильными дорогами новых микрорайонов массовой малоэтажной и многоквартирной застройки, утвержденными постановлением Правительства РФ от 19.04.2007 № 242, субъектам РФ и муниципальным образованиям предоставлялись субсидии на обеспечение автомобильными дорогами новых микрорайонов массовой малоэтажной и многоквартирной застройки. Субсидии в объеме 302,9 млн руб. представлены на реализацию 6 проектов в 5 субъектах РФ (Республика Мордовия, Воронежская, Тверская, Ленинградская и Омская области).

В соответствии с заявками, представленными субъектами РФ - участниками подпрограммы, на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам в 2009 г. Минрегионом России перечислено 800 млн руб., использовано субъектами РФ на 01.01.2010 627 млн руб., ввод жилья составил 1,6 млн м2.

Также в 2009 г. для нужд жилищного строительства было запланировано вовлечь в оборот 1,5 тыс. га земель, находящихся в федеральной собственности, что создаст условия для строительства около 5,8 млн м2 жилья.

Финансирование работ по вовлечению в жилищное строительство земельных участков, находящихся в федеральной собственности, осуществляется за счет средств института развития - Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства (далее - Фонд РЖС) в объеме 800 млн руб.

В 2009 г. Фондом РЖС вовлечены в гражданский оборот для целей жилищного и иного строительства земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, общей площадью 2,2 тыс. га. Из них органам государственной власти субъектов РФ были переданы полномочия Российской Федерации по управлению и распоряжению земельными участками общей площадью 609 га.

Фондом РЖС в отношении земельных участков общей площадью 312,2 га заключены договоры аренды для их комплексного освоения в целях жилищного строительства.

Кроме того, в 2009 г. Фонду РЖС предоставлены субсидии в виде имущественного взноса Российской Федерации для уплаты земельного налога на сумму 450 млн руб.

Основные задачи на 2010 год

Основные усилия в рамках указанного направления будут направлены на формирование нового сегмента жилья эконом-класса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, в том числе за счет поддержки обеспечения земельных участков коммунальной и инженерной инфраструктурой и обеспечения автомобильными дорогами новых микрорайонов массовой малоэтажной и многоквартирной застройки, а также на государственную поддержку внедрения новых современных технологий и проектной документации жилищного строительства, отвечающего стандартам жилья эконом-класса, в том числе малоэтажного.

Кроме того, будут реализованы мероприятия по вовлечению в жилищное строительство земельных участков, находящихся в федеральной собственности.

Для строительства и приобретения жилья будут направлены также средства, предусмотренные на мероприятия по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья.

Стимулирование развития жилищного строительства предлагается осуществлять с помощью реализации мероприятий в области:

  • координации государственного спроса на приобретение квартир в готовых домах и домах высокой степени готовности (более 70%) с участием единого государственного оператора;
  • организации строительства жилья эконом-класса кооперативами (многоэтажное и малоэтажное строительство) и товариществами индивидуальных застройщиков (малоэтажное строительство).

На реализацию указанных мероприятий в 2010 г. запланировано направить средства федерального бюджета в объеме 800 млн руб., а также средства Фонда содействия реформированию ЖКХ в объеме 24 900 млн руб.

В результате реализации указанных мероприятий в период 2010-2012 гг. будет построено 176 млн м2 жилья, вовлечено в оборот для нужд жилищного строительства 15,3 тыс. га земель, находящихся в федеральной собственности, создано 1600 некоммерческих объединений граждан для строительства жилья.

Кроме того, в 2010 г. будет пролонгировано действие ФЦП «Жилище» на период 2011-2015 годов.

Капитальный ремонт жилья и расселение аварийного жилого фонда

Минрегион России осуществляет координацию деятельности Государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд РЖКХ) по реализации указанной задачи. В рамках этой работы подготовлены изменения в Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», направленные на смягчение условий предоставления финансовой поддержки и достижение поставленных задач по реформированию.

По информации о предварительных результатах деятельности Фонда РЖКХ в 2009 г. по состоянию на 01.01.2010 в субъекты РФ перечислено 166 188 млн руб., в том числе на реализацию региональных адресных программ:

  • по проведению капитального ремонта многоквартирных домов - 112 124 млн руб.;
  • по переселению граждан из аварийного жилищного фонда - 24 001 млн руб.

Фондом заключены соглашения с 78 регионами, которым предоставлена финансовая поддержка в форме субсидий из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ в общем объеме 54 500 млн руб.

В соответствии с Федеральным законом от 24.11.2008  № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» в рамках подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 гг. (далее - Подпрограмма) в 2009 г. было предусмотрено финансирование из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ в размере 6 093 млн руб., в том числе 4570 млн руб. на реализацию модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, 1523 млн руб. на реализацию мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и/или жилищного фонда с высоким уровнем износа.

Мероприятия по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 15.05.2008 № 689-р «О распределении средств федерального бюджета, предоставляемых в 2008-2010 годах в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на завершение строительства, реконструкции или модернизации объектов коммунальной инфраструктуры» (в редакции от 13.11.2009 № 1714-р) утверждено распределение средств федерального бюджета, предоставляемых в 2008-2010 гг. в виде субсидий бюджетам субъектов РФ на проведение модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.

Предусмотрено на 2009 г. всего 21 963 млн руб., в том числе средства федерального бюджета - 4570 млн руб.

В 2009 г. Фондом РЖКХ заключены соглашения с 38 субъектами РФ на общую сумму 4562 млн руб., что составляет 99,8% предусмотренного объема лимитов бюджетных обязательств 2009 г. (4570 млн руб.). Субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ перечислены в полном объеме в соответствии с заключенными соглашениями.

Однако ввиду отсутствия достаточных для обеспечения предусмотренных подпрограммой условий софинансирования (26% - федеральный бюджет, 74% - расходные обязательства субъекта РФ) Рязанская и Вологодская области отказались от получения субсидий в общей сумме 7,1 млн руб. Данные средства возвращены в доход федерального бюджета.

В соответствии с представленной информацией органами исполнительной власти субъектов РФ на 01.01.2010:

  • всего профинансировано 18 470 млн руб. (84,1% предусмотренного финансирования), в том числе средства федерального бюджета 4562 млн руб. (99,8% предусмотренного финансирования);
  • всего использовано 18 262 млн руб. (83,1% предусмотренного финансирования), в том числе 4370 млн руб. (95,6% предусмотренного финансирования).

Также сообщаем, что из предусмотренных подпрограммой в 2009 г. средств бюджетов субъектов РФ в размере 4626 млн руб. на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры фактически перечислено 3043 млн руб. Кроме того, фактическая сумма привлеченных средств на модернизацию указанных выше объектов коммунальной инфраструктуры в 2009 г. составила 1017 млн руб. из запланированных подпрограммой 12 722 млн руб.

С учетом софинансирования объектов коммунальной инфраструктуры из бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников в рамках региональных и муниципальных программ субъектов РФ, финансирование которых из средств федерального бюджета не предусмотрено, в рамках реализации подпрограммы в 2009 г. на объекты выделены средства из бюджетов субъектов РФ в размере 9 402 млн руб. и привлеченные средства в размере 7352 млн руб.

По состоянию на 01.01.2010 из запланированных к вводу в эксплуатацию в 2009 г. 16 объектов, на которые в рамках подпрограммы выделены средства федерального бюджета, введено 3 объекта. Оставшиеся объекты планируется ввести в 2010 г. Основными причинами не ввода объектов в эксплуатацию в запланированный срок являются позднее проведение конкурсов по выбору подрядных организаций, расторжение контрактов с недобросовестными подрядными организациями, финансирование мероприятий из средств консолидированных бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников не в полном объеме в связи с кризисной ситуацией, сложившейся в экономике субъектов РФ в настоящее время и, как следствие, уменьшение доходной части консолидированных бюджетов субъектов РФ.

Также в рамках реализации подпрограммы в 2009 г. за счет средств бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников в рамках реализации региональных и муниципальных программ субъектов РФ введены в эксплуатацию 93 объекта коммунальной инфраструктуры.

В настоящее время в сфере жилищно-коммунального хозяйства отмечен высокий износ объектов коммунальной инфраструктуры, что приводит к возникновению аварийных ситуаций на объектах и к нарушению работы систем жизнеобеспечения населения.

Таким образом, в результате проведенных работ по модернизации фондов ЖКХ в 2009 г. восстановлены 2,8% ветхих тепловых сетей, 21,7% ветхих водопроводных сетей, 26,1% ветхих электрических сетей. Осуществлен капитальный ремонт 897 тепловых пунктов (6,7% от общего количества центральных тепловых пунктов), 6217 котельных (7,9% от общего количества), 29 008 трансформаторных подстанций (5,7% от общего количества). Однако даже в результате этой работы рост износа основных фондов лишь замедлился, но не прекратился. За последний год увеличилось количество тепловых сетей с высоким физическим износом с 24,5% до 32,7%, водопроводных сетей - с 37,1% до 43,9%. Износ котельных увеличился с 53,2% до 54,3%, центральных тепловых пунктов - с 53,4% до 55,7%, трансформаторных подстанций - с 47,5% до 48,6%.

Мероприятия по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) с высоким уровнем износа

Итоги деятельности за 2009 год

Финансирование указанных мероприятий в рамках Подпрограммы осуществлено в соответствии с Правилам предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов РФ на проведение мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и/или жилищного фонда с высоким уровнем износа, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.06.2007 № 344.

Распоряжением Правительства РФ от 14.12.2009 № 1913-р «О распределении средств федерального бюджета, предоставляемых в 2009 году в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа», финансируемым в рамках подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» вышеуказанной программы предусмотрено финансирование мероприятий в 23 субъектах РФ в объеме 1523 млн руб.

В 2009 г. заключены соглашения с 21 субъектом РФ на сумму 1446 млн руб., что составляет 95% от предусмотренного объема лимитов бюджетных обязательств.

Пензенская и Тверская области отказались от финансирования из федерального бюджета по причине отсутствия достаточного объема средств в бюджетах указанных субъектов, необходимых для обеспечения предусмотренных подпрограммой условий софинансирования (26% - федеральный бюджет, 74% - расходные обязательства субъектов РФ).

Средства федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ перечислены в последних числах декабря 2009 г. в размере 1446 млн руб., что составляет 95% от утвержденного объема лимитов бюджетных обязательств на 2009 г.

Министерство финансов РФ и Федеральное казначейство совместными письмами от 11.12.2009 № 02-03-05/5624 и от 11.12.2009 № 42-7.1-15/5.4-715 известили главных администраторов средств федерального бюджета, финансовые органы субъектов РФ, а также территориальные управления Федерального казначейства о том, что остатки средств федерального бюджета, предоставленных в 2009 г. из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в рамках реализации подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 гг., в том числе на мероприятия по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа, в соответствии с п. 7 ст. 24 Федерального закона от 02.12.2009 № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» не подлежат возврату в федеральный бюджет и могут быть использованы на те же цели в 2010 г.

Основные задачи на 2010 год

Планируемым результатом реализации соглашений, заключенных Фондом РЖКХ, станут:

  • увеличение доли многоквартирных домов, находящихся в управлении коммерческих управляющих компаний, до 27,9%;
  • увеличение доли многоквартирных домов, в которых собственники помещений выбрали и реализуют способ управления посредством товариществ собственников жилья, до 7,1%;
  • увеличение доли коммерческих организаций коммунального комплекса с долей участия в уставном капитале субъектов РФ и (или) муниципальных образований не более чем 25%, осуществляющих производство товаров, оказание услуг по электро-, газо-, тепло-, водоснабжению, водоотведению, очистке сточных вод и эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов и использующих объекты коммунальной инфраструктуры на праве частной собственности, по договору аренды или концессионному соглашению, до 58,6%.

*Из доклада «Итоги деятельности Министерства регионального развития Российской Федерации в 2009 году, цели и задачи на 2010 год».

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях).

Материал из журнала "Право и инвестиции". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию Вы можете узнать на сайте журнала. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83171. Подписной индекс в каталоге «Газеты.Журналы» Роспечати – 82831. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319. (C) 1999 - 2014 "Право и инвестиции".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100