написать письмо первая страница первая страница switch to english
Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка предприятий
Информационный сайт по недвижимости "Диалит-Недвижимость"
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 2 (43), Июль 2010.

Стратегическое планирование и региональное развитие

Минрегион России в соответствии с п. 1.1 разд. I выписки из Протокола оперативного совещания Совета Безопасности РФ от 15.09.2008, утвержденной Президентом РФ Д.А.Медведевым 27.09.2008, разработал проект Концепции совершенствования региональной политики в Российской Федерации (далее - проект Концепции), определяющий цели, задачи и механизмы проведения государственной политики по обеспечению сбалансированного социально-экономического развития регионов, предусматривающие комплекс мер по реализации ее положения.

Концепция согласована с Концепцией межбюджетных отношений и организацией бюджетного процесса в субъектах РФ и муниципальных образованиях до 2013 г.

В настоящее время в соответствии с п. 2 Протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства РФ Д.Н.Козака от 30.09.2009 № ДК-П16-139пр проект Концепции дорабатывается Минрегионом России в части создания механизма взаимоувязки стратегического и территориального планирования, согласования ведомственных (отраслевых) программных документов стратегического планирования с документами стратегического планирования территориального и регионального развития применительно к различным уровням территориального деления.

В соответствии с п. 1 поручения Правительства РФ от 24.10.2008 № ИШ-П16-6459 в целях выполнения поручения Президента РФ от 16.10.2008 № Пр-2191 и п. 5 протокола совещания у Первого заместителя Председателя Правительства РФ И.И.Шувалова от 01.10.2008 № ИШ-П16-17пр разработана и утверждена распоряжением Правительства РФ от 28.12.2009 № 2094-р Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г.

В 2009 г. Минрегионом России осуществлялась разработка проекта Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 г.

В соответствии с поручением Правительства РФ от 04.09.2008 № ИШ-П16-5447 в рамках корректировки Стратегии экономического развития Сибири, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 07.06.2002 № 765-р, подготовлен проект Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 г.

Минрегион России во исполнение п. 1 поручения Председателя Правительства РФ от 11.06.2009 № ВП-П16-3211 в целях выполнения перечня поручений Президента РФ от 29.05.2009 № Пр-1371 по итогам рабочей поездки в Приволжский федеральный округ 14.05.2009 осуществлял подготовку проекта Концепции развития Приволжского федерального округа на период до 2020 г.

Государственная политика в сфере территориального развития

Минрегион России принимал участие в разработке проекта федерального закона № 181650-5 «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и проекта федерального закона «Об искусственно образованных территориях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В 2009 г. Минрегионом России проводилась работа по согласованию проектов документов территориального планирования.

За истекший период в Минрегион России поступило на рассмотрение 87 проектов документов территориального планирования, сводные заключения даны по 11 схемам территориального планирования субъектов РФ (Курская, Омская, Рязанская, Волгоградская, Вологодская, Новосибирская области, Краснодарский, Пермский, Алтайский и Приморский края, Республика Мордовия).

Также Минрегионом России осуществлялся мониторинг состояния территориального планирования в Российской Федерации, по данным которого самая сложная обстановка отмечается в части подготовки проектов генеральных планов в сельских поселениях по причине отсутствия средств в местных бюджетах на эти цели (утверждены для 2108 из 20 351 сельских поселений).

Так, по состоянию на 2009 г. утверждены схемы территориального планирования 34 субъектов РФ, схемы территориального планирования 292 муниципальных районов, генеральные планы 2108 сельских поселений, 416 городских поселений и 238 городского округа.

В сложившихся условиях недостаточность бюджетных средств не позволила, прежде всего, муниципальным образованиям, завершить разработку документов территориального планирования в срок до 01.01.2010.

В этой связи Минрегион России инициировал внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, согласно которым срок подготовки документов территориального планирования продлен до 01.01.2012.

Решение проблем моногородов

В соответствии с приказом Министра регионального развития РФ от 21.07.2009 № 301 создана Межведомственная рабочая группа по вопросам снижения негативного воздействия финансового кризиса на социально-экономическое развитие монопрофильных городов в субъектах РФ (далее - Межведомственная рабочая группа).

В состав Межведомственной рабочей группы вошли представители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти (Минфина России, Минэкономразвития России, Минздравсоцразвития России, Роструда, Минпромторга России, Минкомсвязи России, Минэнерго России, Минтранса России), а также Комитета по вопросам местного самоуправления Совета Федерации РФ.

На первом заседании Межведомственной рабочей группы, состоявшемся 28.07.2009, были одобрены критерии отнесения населенных пунктов к категории монопрофильных, а именно:

1.1. Наличие на территории населенного пункта предприятия или нескольких предприятий, осуществляющих деятельность в рамках единого производственно-технологического процесса, на котором занято на основной работе более 25% экономически активного населения.

1.2. Наличие в населенном пункте предприятия или нескольких предприятий, осуществляющих деятельность в рамках единого производственно-технологического процесса, на долю которых приходится более 50% объема промышленного производства.

1.3. Дополнительным критерием отнесения населенных пунктов к категории монопрофильных может быть доля налогов и сборов, поступающих в бюджет муниципального образования от предприятия или нескольких предприятий, осуществляющих деятельность в рамках единого производственно-технологического процесса, расположенных в населенном пункте, составляет не менее 20% от общего объема налогов и сборов, поступающих в бюджет муниципального образования от всех организаций и предприятий.

Также проведена работа по составлению предварительного перечня моногородов с выделением отдельного перечня городов с проблемной ситуацией в связи с неудовлетворительным финансовым положением градообразующих предприятий.

Выработаны показатели для проведения мониторинга ситуации в моногородах и направлены запросы в субъекты РФ о предоставлении информации по данным показателям, а также информации о перечне моногородов, отобранными в соответствии с критериями, одобренными Межведомственной рабочей группой.

Сформирован перечень моногородов, по которым субъектами РФ будет проводиться мониторинг социально-экономической ситуации. Из данного перечня, исходя из отраслевой принадлежности и финансово-экономического состояния градообразующих предприятий, выделен список монопрофильных населенных пунктов, находящихся в зоне повышенной степени риска, и перечень монопрофильных населенных пунктов с высокой степенью проявления кризисной ситуации, по которым Минрегионом России совместно с субъектами РФ будет осуществляться ежеквартальный и ежемесячный мониторинг социально-экономической ситуации в моногороде.

Реализация программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта

Постановлением Правительства РФ от 27.07.2009 № 613 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 991» утверждены изменения в Программу строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта (далее - Программа).

Программой строительства предусмотрено строительство и реконструкция 207 объектов и осуществление 28 мероприятий. Программа строительства включает 13 спортивных олимпийских объектов и 17 обеспечивающих их функционирование, а также 173 объектов, направленных на развитие города Сочи как горноклиматического курорта.

В рамках Программы будет построено (реконструировано):

  • 13 спортивных объектов вместимостью 191 тыс. мест;
  • 4 горнолыжных курорта, рассчитанных на 42 тыс. туристов, с общей протяженностью горнолыжных трасс более 150 км;
  • более 260 км автомобильных дорог (из них 62 км горных дорог);
  • более 105 км железнодорожного полотна;
  • 22 тоннеля;
  • 210 км газопроводов среднего и низкого давления;
  • газопровод высокого давления Джубга - Сочи протяженностью 174 км, в том числе 151 км по дну моря;
  • более 550 км высоковольтных линий электропередач;
  • 4 ТЭС, 16 подстанций общей мощностью более 1000 МВт;
  • более 500 км инженерных сетей;
  • более 100 гостиниц и иных объектов для размещения гостей Олимпиады на 27,1 тыс. номеров.

О ходе работ по подготовке объектов к саммиту АТЭС 2012 года в г. Владивостоке

Присутствие Российской Федерации в Азиатско-Тихоокеанском регионе в настоящее время не соответствует той роли, на которую претендует Россия в мировой экономической и политической системе. Российская Федерация не имеет ни одного экономически значимого центра на Дальнем Востоке, сопоставимого с крупнейшими городами сопредельных государств. Фактически экономическое присутствие России в регионе ограничивается поставками сырья, а также обслуживанием определенной части транзитных транспортных потоков между Европой и Азией. Значительного участия российского промышленного и банковского капитала в экономике этой части мира не наблюдается. Авторитет Российской Федерации во многом обеспечивается лишь за счет военного присутствия в регионе.

В связи с этим одной из важнейших задач государственной внешней и внутренней политики Российской Федерации становится создание российского центра политического и экономического влияния в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Среди претендентов на эту роль приоритет имеет г. Владивосток как один из наиболее крупных и экономически развитых городов Дальнего Востока. Город является крупнейшим транспортным узлом, через который проходят морские, железнодорожные, автомобильные и авиационные транспортные потоки. При этом город и экономически ориентированная на него южная часть Приморского края имеют значительный потенциал как в сфере развития транспортной инфраструктуры и транзитных потоков, так и в сфере деревообрабатывающей промышленности, рыбного хозяйства и др.

Таким образом, необходимо преобразовать г. Владивосток и экономически связанную с ним территорию в крупный индустриальный, научный, деловой и туристический центр региона.

Для активизации процесса формирования такого центра требуется обеспечить развитие базовой инфраструктуры (транспортной, энергетической, коммунальной) города и создать ядро будущего делового и общественного центра.

В целях решения поставленной задачи Президентом РФ в 2007 г. принято решение о развитии г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и проведении на его территории в 2012 г. саммита АТЭС (далее - Саммит).

Это послужило основанием для выделения в составе федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года», утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.04.1996 № 480, соответствующей подпрограммы «Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе» (далее - Подпрограмма). Государственным заказчиком - координатором Подпрограммы является Минрегион России.

*Из доклада «Итоги деятельности Министерства регионального развития Российской Федерации в 2009 году, цели и задачи на 2010 год».

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях).

Материал из журнала "Право и инвестиции". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию Вы можете узнать на сайте журнала. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83171. Подписной индекс в каталоге «Газеты.Журналы» Роспечати – 82831. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319. (C) 1999 - 2014 "Право и инвестиции".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100