написать письмо первая страница первая страница switch to english
Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка предприятий
Информационный сайт по недвижимости "Диалит-Недвижимость"
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 2 (43), Июль 2010.

Государственно­частное партнерство - основа посткризисного развития регионов

В.Д.Дудка, Губернатор Тульской области

***

Статья посвящена опыту Тульской области в разработке и практическом воплощении инвестиционных проектов на принципах государственно-частного партнерства с участием Инвестиционного фонда РФ.

Ключевые слова: Тульская область, государственно-частное партнерство, инновации, инвестиции.

***

Сегодня в условиях серьёзных экономических вызовов федеральные и региональные власти совместно с бизнесом реализуют курс Президента и Правительства РФ на модернизацию экономики и создание прочной базы для инновационного развития страны. При этом мировой экономический кризис даёт нам исторический шанс добиться усиления позиций России в глобальном экономическом пространстве. Наша стратегическая задача - создать условия для удовлетворения посткризисного спроса на отечественные товары и услуги высокого качества, произведённые с использованием самых передовых инновационных технологий.

Основным механизмом достижения этой стратегической цели является эффективная инвестиционная политика. Инвестиции нужны, в первую очередь, там, где они дают наибольшую экономическую, финансовую и социальную отдачу, а государственные инвестиции необходимы в тех отраслях, где участие частного сектора сильно ограничено.

Опыт Тульской области показывает, что реальных успехов в инвестиционном развитии можно добиться, не располагая богатыми месторождениями сырья и мощнейшими финансовыми потоками от добычи углеводородов.

Основу экономики нашего региона составляет обрабатывающая промышленность, ядро которой - современные высокотехнологичные предприятия оборонно-промышленного комплекса, химической отрасли, металлургии, машиностроения, индустрии стройматериалов, пищевой промышленности.

За 2005-2008 гг. темп роста валового регионального продукта Тульской области составил 139,5%. За 2005-2009 гг. индекс промышленного производства в сопоставимых ценах составил 116,6%, индекс физического объёма продукции сельского хозяйства увеличился в 1,3 раза.

В регионе удалось не только сохранить и приумножить потенциал, созданный еще в советский период, но и завоевать доверие инвесторов, в том числе иностранных. Тульскую область можно назвать пионером в сфере сотрудничества с крупнейшими международными компаниями. Ещё в начале 90-х гг. сюда пришли одними из первых в России инвесторы с мировыми брендами: «Проктер энд Гэмбл», «Каргилл», «Кнауф».

В настоящий момент целый ряд международных корпораций: «Юнилевер», «ЭсСиЭй», «Хайдельберг Цемент», «Хольцим», «Авиаген» и другие уже приняли решение о том, что Тульская область станет ключевым регионом для развития их производства. Наша основная задача сегодня - заинтересовать их в переносе сюда не просто технического производства, а также исследовательских и инженерных подразделений.

Активная инвестиционная политика региона обеспечила значительный приток капиталовложений, несмотря на объективные сложности финансового и экономического характера.

Общий объём инвестиций в основной капитал за 2009 г. составил 61 млрд 813,9 млн руб., или 104,96 % (в сопоставимых ценах) к уровню 2008 г. Объём иностранных инвестиций, поступивших в экономику Тульской области, составил 488,6 млн долл. США и возрос по сравнению с 2008 г. на 13,8%.

По итогам 2009 г. среди регионов Центрального федерального округа Тульская область занимает 7-е место по объёму инвестиций в основной капитал и 2-е место по темпу их роста.

Приоритетным направлением работы органов государственной власти Тульской области остаётся поддержание и развитие в регионе привлекательных, стабильных условий инвестирования.

Сегодня у нас эффективно действует механизм, позволяющий в короткие сроки предложить инвестору на выбор несколько вариантов инвестиционных площадок для размещения производства, строительства жилья. Введено в практику сопровождение крупных, значимых для региона инвестиционных проектов. Инвестору оказывается информационная и организационная поддержка, предоставляются налоговые льготы.

Основной формой сотрудничества власти и бизнеса в реализации инвестиционной политики видится государственно-частное партнёрство (ГЧП). Многие принципы такого партнёрства и механизмы их реализации установлены законодательством и успешно применяются на практике. При этом особенно важно, что преобладающая часть государственных инвестиций направляется на строительство инфраструктуры общего пользования, финансирование которого за счёт средств частных инвесторов резко снижает привлекательность проекта, а зачастую и просто невозможно в силу законодательных ограничений. Участие бюджетных инвестиций становится локомотивом инвестиционной активности частного бизнеса.

Наибольшая эффективность государственных капиталовложений в строительство инфраструктуры обеспечивается при локализации нескольких проектов, реализуемых частным бизнесом в пределах одной территории. Таким примером является проект общегосударственного значения «Промышленный комплекс город Новомосковск Тульской области», разработанный по инициативе администрации Тульской области, поддержанный Правительством РФ и реализуемый с участием бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ.

Город Новомосковск с населением около 130 тыс. жителей - это один из наиболее развитых промышленных центров региона, который рассматривается Стратегией социально-экономического развития Тульской области в качестве зоны опережающего экономического роста.

Комплексный проект включает в себя инвестиционные проекты развития промышленных предприятий, энергетических мощностей, железнодорожной сети и строительство автодороги. Его сметная стоимость составляет 46 млрд 300 млн руб., в том числе 8 млрд 650 млн руб. финансируется за счёт бюджетных ассигнований Инвестфонда, 600 млн руб. - за счёт бюджета Тульской области. Таким образом, на 1 руб. бюджетных инвестиций привлекается более 4 руб. частных инвестиций.

В реализации проекта принимают участие крупные компании, в том числе с участием иностранного капитала: ОАО «Новомосковская акционерная компания «Азот», ООО «Проктер энд Гэмбл - Новомосковск», ООО «Кнауф Гипс Новомосковск», ЗАО «Управляющая компания Группы предприятий «ГОТЭК», ОАО «Территориальная генерирующая компания № 4».

Развитие транспортной инфраструктуры является ключевым моментом проекта и должно обеспечить растущий спрос на транспортные услуги со стороны предприятий г. Новомосковска. Следует особо подчеркнуть, что, в отличие от других проектов Инвестфонда, локализация нескольких промышленных инвестпроектов на одной территории позволяет относительно небольшим бюджетным вложениям в транспортную инфраструктуру придать импульс быстрому освоению частных инвестиций и последующей успешной работе созданных производств.

В настоящее время проект «Промышленный комплекс город Новомосковск Тульской области» находится в стадии активной реализации.

По состоянию на 01.03.2010 сумма фактического освоения по комплексному инвестиционному проекту составляет 20 млрд 990 млн руб. Таким образом, на сегодня освоено более 40% общей сметной стоимости проекта.

Следует отметить, что после реализации проектов Новомосковский завод компании «Проктер энд Гэмбл» станет самым крупным предприятием этой компании в мире, а завод «Кнауф» - самым крупным в Европе.

В результате реализации комплексного проекта почти в 2 раза увеличится объём отгруженной продукции, рост ВРП Тульской области составит 5-7%, будет создано более 1000 новых рабочих мест.

Сегодня, пройдя путь от идеи разработки комплексного инвестиционного проекта на принципах ГЧП до её практического воплощения, мы готовы использовать полученный опыт при организации и выполнении других проектов в Тульской области и поделиться этим опытом с коллегами из других регионов.

На наш взгляд, Инвестиционный фонд РФ в настоящее время является наиболее перспективным институтом развития в России. Это - институт активной финансовой политики, на который возлагаются большие надежды. От его работы во многом зависит будущее благополучие регионов.

После принятия Правительством РоФ решения о направлении средств Инвестфонда и на поддержку инвестиционных проектов регионального значения администрацией Тульской области совместно с заинтересованными организациями был разработан и заявлен для получения господдержки из Инвестфонда региональный инвестиционный проект «Строительство завода по производству стеклотары и развитие инфраструктуры муниципального образования город Алексин Алексинского района Тульской области» общей стоимостью 6 млрд 785,06 млн руб. После утверждения паспорта проекта из средств Инвестиционного фонда РФ на строительство мостового перехода через реку Оку выделено 992,8 млн руб. Средства бюджета области на реализацию этого инфраструктурного проекта составят 386,2 млн руб., местного бюджета - 50,7 млн руб.

В настоящее время введены в эксплуатацию две очереди стеклотарного завода, начато возведение моста через Оку. Общая сумма освоенных средств с начала реализации проекта по состоянию на 01.03.2010 составляет около 6 млрд руб.

Реализация проекта позволит решить не только транспортную проблему города, создать более 1000 новых высокооплачиваемых рабочих мест, увеличить доходы бюджета, но и будет способствовать сохранению и развитию промышленного комплекса города Алексина и региона в целом.

В 2011 г. функции Инвестфонда по поддержке региональных проектов будут переданы на региональный уровень. В этой связи в настоящее время администрацией области совместно с инвесторами активизирована работа по подбору потенциальных проектов. Свое желание работать на условиях ГЧП выразили такие крупные компании, как: ООО «ЭсСиЭй Хайджин Продактс Раша», ЗАО «Стальинвест», ОАО «Щекиноазот», ООО «Тулацемент» («Хайдельберг Цемент»), ООО «Русский сад» («Amanat Invest Group»), ЗАО «КИП Тульский Индустриальный Парк».

Помимо успешной работы с Инвестфондом РФ в нашем регионе созданы условия для развития такой формы ГЧП, как концессии. Так, в 2003 г. группа компаний «Конти» взяла в аренду муниципальную котельную сроком на 10 лет. Компанией были отремонтированы теплосети, и сейчас котельная отапливает половину самого большого района областного центра. В настоящее время на базе данного договора подготовлено концессионное соглашение, которое станет примером для тиражирования в отрасли.

В перспективе, в сфере ЖКХ мы видим повсеместное применение механизма концессий, который поможет привлечь инвестиции и модернизировать предприятия коммунальной и жилищной сферы.

В качестве эффективного механизма финансирования инвестиционных проектов в инфраструктурной сфере на условиях ГЧП регионом рассматривается Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк, далее ВЭБ). В таких проектах ВЭБ может выступать кредитором или предоставлять гарантии для получения креди­тов в коммерческих банках. Благодаря использованию инструментов ВЭБа может быть гарантировано не только исполнение обязательств государства по ГЧП-проектам, но и защита государственных интересов при распределении бюджетных ассигно­ваний.

Тульская область включилась в работу по взаимодействию с Центром ГЧП Внешэкономбанка (далее Центр). Наш регион вошел в пилотный проект Центра по созданию регионального центра ГЧП.

В результате формирования оперативной системы господдержки проектов мы рассчитываем получить эффективный инструмент, способный смягчить кризисные проявления в экономике регионов и обеспечить дальнейшее развитие территорий.

Мы уверены, что сегодня, несмотря на определенные трудности, и власть, и бизнес могут и должны выступать надёжными партнерами, способными к конструктивному диалогу и взаимовыгодному сотрудничеству. Существенная поддержка государства и активное привлечение бизнеса к развитию регионов позволят не только достойно ответить на вызовы времени, но и создать основу будущей инновационной российской экономики.

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях).

Материал из журнала "Право и инвестиции". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию Вы можете узнать на сайте журнала. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83171. Подписной индекс в каталоге «Газеты.Журналы» Роспечати – 82831. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319. (C) 1999 - 2014 "Право и инвестиции".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100