Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 2 (43), Июль 2010.

Материалы Шестого Всероссийского Форума ­ выставки "ГОСЗАКАЗ 2010"

Из выступления С.И.Зайцева, первого заместителя руководителя тендерного комитета г. Москвы

94-й закон работает 4 года. В Москве сделано все необходимое для реализации его положений. Создана двухуровневая городская система торгов, образованы уполномоченные органы по размещению заказов, контролю, ведению реестра контрактов, и необходимая инфраструктура, образующая единую торговую площадку Москвы.

В единую систему интегрирована электронная площадка для проведения аукционов в электронной форме. Особо хочу отметить создание единой информационной системы города, которая является не только инструментом размещения заказа, но и включает этапы формирования планов закупок и планирования торгов, подготовки документации, согласования, проведения самих торгов, регистрации контрактов, их оплаты и контроль за их исполнением. Фактически, в Москве создана система или прообраз контрактной системы. На каждом этапе сейчас в системе работают более 6 тыс. государственных заказчиков. Ни один контракт, не прошедший установленные регламентные процедуры и не зарегистрированный в системе, не может быть оплачен. По заказчикам, не направившим сведения о результатах исполнения контракта и допускающим другие нарушения регламента, вводятся жесткие ограничения по размещению новых заказов и регистрации новых контрактов. Отмечу, что вся информация в системе юридически значима и подписана ЭЦП.

В системе имеется серьезный аналитический блок, позволяющий в режиме он-лайн проводить различные анализы и мониторинги, и по их результатам принимать управленческие решения. Например, в городе в режиме он-лайн ведется рейтинг государственных заказчиков по основным 30 показателям - от планирования заказа до исполнения контрактов. И сразу видны показатели по каждому заказчику, например, по количеству участников на торгах, по объему размещения заказов среди субъектов малого предпринимательства, по нарушению сроков регистрации протоколов и др.

В настоящее время в городе созданы возможности сквозного анализа заказа по всему циклу. И если 4 года назад мы говорили, что нужно наработать практику 94-го закона, то сегодня эта практика состоялась, и можно говорить о достижении основных целей закона и о дальнейшем развитии системы.

По достижению целей. Одна из целей - это обеспечение гласности и прозрачности размещения заказа. Да, здесь многое сделано. Например, в Москве в прошлом году размещен заказ на публичных процедурах порядка 400 млрд руб. - это 60 тыс. процедур. Вся эта информация действительно публична, имеется на сайте, есть информация о заключенных контрактах, об их исполнении. То есть публичность размещения заказа действительно, в соответствии с требованием закона, обеспечена. Тут же отмечу, что доля контрактов, которые заключаются без проведения торгов, в городе сократилась - в прошлом году до 10% и это строго основания, предусмотренные ст. 55 ФЗ-94.

По другим целям закона. Эффективное использование бюджетных средств и внебюджетных источников. ФЗ-94 не раскрывается это понятие, но наше мнение такое, что это и не задача закона, и сейчас явно выражена проблема обеспечения единства норм 94-го закона, Бюджетного кодекса, Закона о конкуренции, единства классификатора и других норм законодательства. При создании федеральной контрактной системы вопросу эффективности размещения заказов в целом нужно уделить первостепенное внимание.

Возвращаясь к Москве, тем не менее отмечу, что в прошлом году по результатам проведения публичных процедур, торгов, снижение стартовых цен составило порядка 30 млрд руб. или около 9%. Учитывая возможности аналитической системы, есть цифры, что в 80% случаев госзаказчики воспользовались нормой заключения контракта по согласованной цене с единственным участником аукциона. То есть, 94-й закон действительно дает снижение цен закупок при нужном качестве. И можно строить на эти деньги дополнительные школы, детские сады, решать другие социально важные задачи.

А следующая цель - развитие конкуренции. В Москве в прошлом году количество участников на торгах возросло почти в 1,5 раза. В среднем у нас сейчас 4 участника. Мы считаем это результатом. При этом доля наименее публичных процедур размещения заказов, запросов котировок по сумме составляет менее 5%, доля аукционов, в том числе электронных, - порядка 80%, соответственно, 15% по сумме - это конкурсы.

Хочу отметить, что доля торгов с одним участником в прошлом году составила около 20% - высокие цифры. Но мы за этим жестко следим. У любого, кто может выполнить заказ, должна быть возможность принять участие в торгах на равных условиях. И сейчас мы говорим не просто о реализации процедур 94-го закона с точки зрения публичности, снижения стартовых цен, мы говорим о формировании требований и технических условий торгов без ограничения реальной конкуренции потенциальных участников, жестко пресекая факты нарушения, оперативно реагируя на все поступающие жалобы и анализируя итоги торгов по однотипным закупкам по разным заказчикам.

Собственно, здесь одна из целей - борьба с коррупцией, об этом уже говорили. Могу сказать, что сейчас эти вопросы - борьбы с коррупцией или вопросы коррупции и сфера проведения торгов переместились, в первую очередь, в стадию планирования и подготовки торгов и в стадию исполнения контрактов. Еще раз повторюсь: процедура проведения торгов - один из этапов государственного заказа, которым нужно заниматься в целом в увязке с другими нормами права, в совокупности всех норм и правил комплексной контрактной системы.

Буквально это коротко по основным целям закона, мы считаем, что они, действительно достигаются, и 94-й закон реально работает. Но несколько отдельных проблем.

Особый вопрос волнует всех - о недобросовестных поставщиках. 94-м законом, все знают, предусмотрена мера защиты от недобросовестного поставщика, включение в реестр недобросовестных, обеспечение заявок на участие в торгах, внесение исполнения контрактов, предусматривать этапность выполнения работ и т.д. При всем при этом могу отметить, что в 2009 г. московскими заказчиками в реестр недобросовестных поставщиков внесено порядка 100 организаций. Сейчас заказчикам проще расторгнуть контракт по соглашению сторон либо, еще хуже, всякими другими способами обеспечить исполнение контракта, даже с тем нерадивым поставщиком. И здесь важная проблема - упростить и, в первую очередь, ускорить процедуру расторжения контракта в судебном порядке. Если мы эту проблему не решим, вот от таких фактов - закрытия контрактов по соглашению сторон, либо по тем, о которых я сказал, мы просто не уйдем.

Это важно. Факты сговора участников, действительно, есть, мы порядка 70 материалов, по 70 лотам направили в соответствующие службы на проверку. Действительно, когда приходят на аукционы порядка 10 участников, участвует только один - факт есть. И мы согласны с тем, что здесь реальное или системное решение этой проблемы - это переход на электронные аукционы с полной анонимностью участников и возможностью квалификации и допуска участников уже после ранжирования по цене.

Другая проблема - чтобы при создании единого федерального совета РФ в работе национальных операторов электронных площадок, при регистрации контрактов была предусмотрена интеграция с действующими системами размещения заказа. Сейчас такие комплексные системы созданы не только в Москве, есть и в других регионах, есть и у федеральных заказчиков, и мы считаем, что отказаться от этих наработок неправильно. Нужно решить вопрос, чтобы информация, которая есть в действующих системах, просто передавалась в федеральные системы по установленным регламентам, с определением четкой ответственности за передаваемые сведения, за их достоверность.