написать письмо первая страница первая страница switch to english
Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка предприятий
Информационный сайт по недвижимости "Диалит-Недвижимость"
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 1 (42), Апрель 2010.

Материалы совещания по проблемам инвестиционного климата в России

Из выступления Д.А.Медведева, Президента Российской Федерации

…Создание комфортных условий для инвесторов является, по сути, главной задачей, которую пока мы не решили, хотя все присутствующие здесь хорошо понимают: инвестиционная активность - один из решающих факторов инновационного развития и один из решающих факторов успешной модернизации нашей экономики. А мы с вами исходим из того, что это главная задача на ближайшее время, на ближайшие годы.

В этом направлении были предприняты определённые меры. Они позволили сохранить относительную стабильность на инвестиционном поле в период мирового финансового кризиса. Тем не менее по сравнению с прошлым годом общий объём капитальных вложений в российскую экономику уменьшился на 17%. Это в реальном исчислении с поправкой на инфляцию. На фоне общего падения в прошлом году объёма прямых иностранных инвестиций в мировую экономику приток инвестиционных средств в Россию снизился на 41%. Это, конечно, печальная цифра. В результате доля прямых иностранных инвестиций в нашей стране в прошлом году составила 3,6% (снижение приблизительно на 1% по отношению к 2008 г.). Если сопоставить эти результаты с результатами, которых достигли другие государства БРИК, то они где-то средние по отношению к снижению прямых инвестиций, - допустим, в Бразилии они выглядят лучше, а в Китае и в Индии - хуже: все упали по объёму прямых инвестиций, но наше падение смотрится как достаточно капитальное всё-таки. Но при этом, и это очевидный факт, нам удалось избежать панического бегства капитала из нашей страны.

Благодаря тем антикризисным действиям, а также ранее принятым решениям нам удалось создать базовые условия для формирования благоприятного инвестиционного климата, обеспечить политическую и макроэкономическую стабильность. В целом мы имеем открытую для инвестиций экономику, это непреложный факт.

В стране создана достаточно качественная налоговая система, которая отвечает и отдельным критериям инновационной экономики, и необходимости развивать инвестиционную активность. Я не буду напоминать об основных позициях, но очевидно, что невысокие ставки налогов имеют здесь значение. В частности, ставка корпоративного налога на прибыль была снижена до 20%, но налог на доходы физических лиц уже на протяжении 8 лет является одним из самых низких и стабильных в странах с развитой экономикой.

Кроме того, несколько лет назад мы провели либерализацию валютного регулирования, сняли ограничения по перемещению капитала, сократилось число лицензируемых видов деятельности. Процедуры проверки малого бизнеса (мы с вами многократно этим занимались, принимали решение), как минимум, стали более чётко регламентированы. Особых успехов нет, в смысле самих процедур, но регламентация стала лучше, это очевидно.

Установлены и прозрачные правила допуска иностранных инвесторов в стратегические отрасли. Это то, о чём неоднократно иностранные инвесторы просили Правительство России.

Тем не менее на фоне этих положительных факторов оценка инвесторами делового климата в нашей стране пока ещё весьма нелицеприятная, она просто низкая. Более того, в рейтинге стран с благоприятными условиями для ведения бизнеса Россия опустилась в результате того, что происходило в последнее время, ещё на две ступеньки вниз и занимает 120-е место из 183 стран, т.е. место в последней трети списка.

Необходимо преодолеть такие негативно влияющие на инвестиционный климат факторы, как низкое качество государственного и местного управления, неэффективное правоприменение и естественную нашу уже, по сути, беду под названием коррупция, экономическую преступность, чрезмерные административные, технические, информационные барьеры и очень высокий уровень монополизма.

Задача сегодняшнего дня - качественные изменения условий по каждому из перечисленных направлений. Все государственные и местные органы обязаны последовательно заниматься этим на своём уровне. И на эту тему я тоже в ближайшее время проведу отдельное совещание. Причём мы должны понимать: каждый убитый бюрократией инвестиционный проект - это потерянные доходы и не созданные заново рабочие места.

Оживление мировой экономики после кризиса создаст благоприятные условия для возобновления роста иностранных инвестиций. Наша экономика сможет получить их в нужных объёмах только тогда, когда условия для размещения инвестиций в нашей стране будут относительно лучше, чем в странах, которые конкурируют с нами за привлечение иностранного капитала. Здесь, понятно, невозможно достичь какого-то абсолютного уровня, раз и навсегда создать конкурентные преимущества, которые позволят приходить инвестициям в Россию и инвесторам выбирать Россию в качестве наиболее привлекательного места. Но создать относительно лучшие условия мы обязаны.

Кстати, замечу, что наши ближайшие партнёры (Беларусь и Казахстан) занимают, соответственно, 58-е и 63-е места в рейтинге стран с благоприятными условиями для ведения бизнеса, и в отличие от нас они двигаются вверх - это тоже повод призадуматься.

В чём состоит текущая задача? Задача - разработать комплекс мер, которые повысят инвестиционную активность. Я назову несколько из них. <…>

К ним следует отнести, во-первых, снятие квот в отношении найма высококвалифицированных зарубежных специалистов; во-вторых, улучшение ситуации со своевременным возмещением налога на добавленную стоимость при капитальном строительстве и экспорте несырьевой продукции; в-третьих, оптимизацию механизмов администрирования расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (мы об этом, кстати, уже говорили в рамках Комиссии по модернизации); и, в-четвертых, введение облегчённого порядка таможенного оформления для предприятий, производящих машинно-техническую и высокотехнологичную продукцию. Это, естественно, только самый предварительный набор мер.

И хотел бы напомнить также, что те преференции, которые мы создаём по отдельным направлениям инвестиционной деятельности, касаются и крупных компаний.

Государство поддержало в прошлом году развитие крупных компаний, в основном в сырьевом секторе, но не только, конечно. При этом на их поддержку пришлось в значительном объёме потратить накопленные государством в докризисный период резервы. Эти компании не просто сохранили активы, но и кое-что добавили. Поэтому государство вправе рассчитывать на то, что компании, которые получили государственную поддержку, будут заниматься инвестиционными проектами и проявят инвестиционную активность в области модернизации российской экономики, а не просто будут продолжать политику по наращиванию экспорта сырьевых товаров. Пока они «спят». И я думаю, что надо обеспечить необходимый контроль за такого рода процессом со стороны Правительства.

Сегодня также было бы целесообразно обсудить предложения по привлечению в российскую экономику «длинных денег», прежде всего денег, которые накопило население. Это сложная тема, она отчасти психологическая или в значительной даже мере психологическая, потому что она связана с доверием к нашей экономике, нашим действиям. Но пока, во всяком случае на рынке инвестиций, эти деньги играют очень скромную роль. Причина - вопросы доверия, а также неразвитость инфраструктуры и неготовность самих финансовых институтов к этому.

Наконец, я хотел бы обратить внимание на избыточную активность проверяющих органов в отношении наиболее успешных предприятий-налогоплательщиков. Конечно, проверять нужно всех, и тех, кто много платит, тоже надо проверять. Но не очень хорошо выглядит ситуация, когда вал проверок увеличивается пропорционально экономическому росту: чем лучше компании работают, тем больше к ним требований, тем больше приходит проверок. Это нужно иметь в виду.

В сегодняшнем совещании поэтому принимают участие и представители правоохранительных и контрольных ведомств. Хотел бы, чтобы они проявили и профессионализм, и компетентность в расчёте на формирование благоприятного инвестиционного климата в нашей стране. Это наша общая задача, безотносительно к тому, кто чем занимается: и руководителей общеэкономических ведомств, и руководителей контрольных и правоохранительных ведомств, руководства Центрального банка, Администрации Президента. Всё это нужно именно нам всем. <…>

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях).

Материал из журнала "Право и инвестиции". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию Вы можете узнать на сайте журнала. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83171. Подписной индекс в каталоге «Газеты.Журналы» Роспечати – 82831. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319. (C) 1999 - 2014 "Право и инвестиции".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100