Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 1 (42), Апрель 2010.

Материалы парламентских слушаний в Совете Федерации ФС РФ на тему "Экономика и этика в период кризиса"

Из выступления П.А.Шашкина, ответственного секретаря Экспертного совета "Экономика и этика" при Святейшем Патриархе Московском и Всея Руси

Я хотел бы тезисно остановиться на теме модернизации, на теме стратегии преодоления тех негативных кризисных последствий в экономике, которые мы сейчас наблюдаем с позиции именно православных ценностей, ценностей православной этики хозяйствования, которые, как представляется, не являются неким архаичным пережитком, а все-таки являются общенациональным достоянием, являются тем движителем, который помог бы преодолеть те негативные последствия в экономике, с которыми мы сейчас столкнулись.

Вы знаете, что в течение последних лет Русская Православная Церковь была одной из первых, кто начал, инициировал публичную дискуссию о путях модернизации России. Святейший Патриарх Кирилл неоднократно высказывался по данной теме, поэтому мне бы хотелось в своем выступлении обозначить только некоторые ключевые моменты этой дискуссии.

Лейтмотив выступления Его Святейшества заключается в том, что успех модернизации, в том числе экономической модернизации, возможен только при условии сохранения и преумножения духовного и культурного наследия народа, укрепления нравственных основ общественной жизни, уделения особого внимания значению человеческого капитала, который сегодня уже многократно упоминался.

Модернизация с православной точки зрения рассматривается именно как нравственный императив. Дальнейшее стабильное развитие общества, российского общества, без этого императива невозможно. Однако рациональный менеджмент, рациональная организация жизни, исключительно технократический подход к решению проблем совсем не означают успешность реформ, достижение высокого качества человеческой жизни и укрепление социальных связей.

Поэтому мы считаем, что модернизация должна осуществляться на основе фундаментальных нравственных ценностей с учетом традиций и менталитета народа. В противном случае ее идеи, ее цели не будут адекватно восприняты обществом. Во многом, на наш взгляд, в этом заключается трагизм российских реформ, которые уже на протяжении 20 лет дают зачастую половинчатые, а иногда и отрицательные результаты.

Все-таки, пока мы не остановимся на конкретных ценностях, пока мы не сформулируем общую ценностную площадку, пока мы не выработаем общую, единую для страны идеологию, если хотите, и уже исходя из этих ценностей будем вырабатывать те или иные практические рецепции экономической модернизации страны, реформы, безусловно, будут буксовать.

Что касается Русской Православной Церкви, то в ходе дискуссий последних лет выяснилось, что прочную основу экономического роста и справедливого хозяйствования могут заложить только эффективность реального сектора экономики и связь финансовых инструментов с результатами человеческого труда. С этим согласно подавляющее большинство православных экспертов. И в этом контексте социально-экономическая модернизация, техническое перевооружение отечественной промышленности, переход от сырьевой к инновационной модели развития, т.е. то, о чем сейчас говорят Президент и Правительство РФ, должны рассматриваться именно как нравственные императивы развития общества. Однако существуют как минимум три фактора, способных существенно осложнить этот процесс: во-первых - нехватка квалифицированных кадров и, что не менее важно, работников, нравственно и ответственно относящихся к своему делу; во-вторых - отсутствие полноценной конкурентной среды в экономике; в-третьих - доминирование индивидуалистической модели поведения в обществе, ставящей во главу угла достижение частной выгоды без учета последствий для будущего страны и для общества в целом.

На совещании предстоятелей православных церквей, поместных православных церквей, которое проходило в октябре 2008 г. в Стамбуле (Константинополе), прозвучал общий православный призыв, призыв всего православного мира - строить экономику на сочетании таких ценностей, как эффективность, справедливость и общественная солидарность. На этот призыв Экспертный совет по святейшим патриархиям сформулировал некие базовые, нравственные ценности в своих заявлениях, о ценности экономической модернизации.

Мы, в частности, отметили, что успешное движение вперед невозможно без опоры на духовные основы российской цивилизации, такие как идеалы служения ближним и своему Отечеству, верность высшей правде и вечным нравственным нормам, забота о духовном состоянии личности, уважение к производительному труду, творческая самореализация человека, преемственность поколений.

В практическом плане эти ценности справедливости, эффективности и солидарности, как мы считаем, должны выразиться в реализации трех ключевых условий перехода к инновационному сценарию развития экономики: во-первых - возрождение трудовой этики и уважения к человеческому труду; во-вторых - развитие справедливой конкуренции и преодоление коррупции; в-третьих - солидарность поколений и различных социальных групп, основанная на восстановлении принципа справедливости в экономических отношениях.

Кратко по этим трем пунктам. В основе социальной концепции Русской Православной Церкви отмечается, что труд сам по себе не является безусловной ценностью. Он становится благословенным, когда являет собой сработничество Творцу и способствует исполнению его благого замысла о мире и человеке. Однако труд не богоугоден, если он направлен на служение эгоистическим интересам личности или человеческих сообществ. Вместе с тем церковь благословляет любой труд, служащий на благо обществу.

По выражению Святейшего Патриарха Кирилла, труд есть то, что связывает человеческое общество, то, без чего любой социум существовать не может. Вот почему труд является добродетелью. Если человек не работает, он выпадает из системы общей человеческой солидарности.

И, говоря о ценности труда, нельзя обойти проблему, известную как бедность работающего человека, когда честные и ответственные труженики, создающие реальные ценности, живут в нищете. Сейчас структура нашей экономики построена на привлечении тысяч людей наемного труда, работающих в промышленности и в сельском хозяйстве, людей, которые не ориентированы на создание частного бизнеса и поднятие благосостояния, возможно, только последовательно увеличивая заработную плату в ответ на модернизацию технологий, в ответ на рост производительности труда, который, в свою очередь, очень тесно связан с внутренним состоянием человека, с уровнем его нравственности, его этики, его самодисциплины, с уровнем образования.

В свою очередь, преодоление таких аморальных общественно-опасных явлений, как монополизм и коррупция, развитие условий для справедливой конкуренции и тем самым облегчение доступа людей к тому, чтобы заниматься собственным делом, собственным бизнесом, также категория не только экономическая, но и нравственная. Потому что поддержка малого и среднего предпринимательства - это всегда пропорциональное увеличение людей среднего класса, т.е. людей, живущих в достатке, людей, обладающих личной гражданской позицией и ответственностью за принимаемые решения, что напрямую влияет на эффективность экономики.

Наконец, такая нравственная категория, как солидарность, также имеет огромное значение. Святейший Патриарх Кирилл отмечает, что общество, теряющее солидарность, не способно существовать. Потому что с христианской точки зрения солидарность - это способность разделить с другими бремя его забот, его проблемы, его болезни, его скорби. Солидарность - это система взаимной поддержки. И чем выше уровень солидарности в обществе, тем сильнее общество. Именно общенациональная, надклассовая солидарность, как сила, связывающая народ, и обеспечивает единство нации, ее целостность, ее жизнеспособность.

В практическом плане это должно означать нивелирование тех огромных социальных диспропорций, преодоление социального расслоения в существующем нашем обществе через внедрение механизмов справедливого перераспределения доходов, в том числе, вероятно, и через установление более справедливой системы налогообложения.

В заключение я просто хочу сказать, что с точки зрения Русской Православной Церкви экономическое развитие должно быть подчинено все-таки интересам общества. А для этого необходимо формирование социально ориентированной рыночной экономики, именно экономики, а не так называемого рыночного общества, в котором все продается и все покупается. В центре любых модернизационных процессов всегда находится человеческая личность. Именно поэтому в основе православной этики хозяйствования, современной, адаптированной к современным реалиям, лежит понимание того, что цель модернизации - это улучшение не только материального, но и духовного качества человеческой жизни.

***

Из приветствия С.М.МИРОНОВА, Председателя Совета Федерации ФС РФ

Конец XX - начало XXI в. отмечено глобальными мировыми экономическими кризисами. В настоящий момент мы переживаем очередной, едва ли не самый глубокий из них. Разрушение существующей системы управления, продолжительная безработица, социальные гарантии и социальная поддержка государства - вот перечень вопросов, волнующих огромную массу людей не только в нашей стране, но и во всем мире. Тем самым сегодняшние слушания, посвященные вопросам взаимного влияния экономических и этических аспектов на культуру хозяйствования, вопросам профессиональной этики в различных областях деятельности человека, являются как никогда актуальными и своевременными.

Из приветствия Б.В.ГРЫЗЛОВА, Председателя Государственной Думы ФС РФ

Вопросы, которые нам предстоит обсудить, имеют особое значение для решения задач экономического и социального развития России, тем более сейчас, в ходе реализации антикризисных мер. Принципиально важно, что в условиях мирового экономического кризиса в качестве одного из приоритетов мы заявили о сохранении социальных обязательств российского государства перед гражданами. И этот приоритет неукоснительно выполняется, в том числе в работе над федеральным бюджетом.

Вместе с тем многое зависит от готовности представителей бизнеса ставить во главу угла вопросы социальной ответственности. Я убежден, что только такая позиция позволит предпринимателям эффективно преодолеть угрозы кризиса, сохранить потенциал, повысить конкурентоспособность предприятий. Надеюсь, что результаты парламентских слушаний внесут свой вклад в улучшение взаимодействия государства и бизнеса в целях успешного преодоления последствий кризиса, создания базы для последующего развития нашей страны на основе общенациональных интересов.

Желаю участникам парламентских слушаний плодотворного обсуждения, успехов в выработке практических решений.