Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 1 (42), Апрель 2010.

Материалы парламентских слушаний в Совете Федерации ФС РФ на тему "Экономика и этика в период кризиса"

Из выступления М.И.Гельвановского, директора Национального института развития Отделения экономики РАН

…Мне бы хотелось более системно подойти к той задаче, к той проблеме, которая стоит сегодня перед нашим обществом. Проблема заключается в том, что сегодня мы говорим об экономической этике и мало обращаем внимания на общую этику, гражданскую этику, а ведь из нее, собственно говоря, и вырастает экономическая этика. Верующий, глубоко верующий человек, никогда не совершит неэтического поступка. Если он его совершил, он бежит к священнику и, естественно, кается, потому что это верующий человек. Будь то мусульманин, будь то христианин, все равно чувство раскаяния существует.

Это чувство раскаяния перед Богом и является тем самым тормозом, который создает препятствия для совершения греха. Вот в чем смысл. Но хотел бы перейти уже к конкретным… Собственно говоря, какова роль этической базы в социуме? Я хочу показать, какова эта роль. Вот этот красненький кружок - ядро, причем ядро духовное. Его окружает (это схема сформированного традиционного общества) политическое ядро, потом идет военное ядро, а уже потом - экономическое ядро. Вот такая концентрическая окружность у нас получается.

Причем в условиях, когда в центре находится духовное ядро, то все остальные оболочки как бы притягиваются этим ядром. Социум получает очень твердое, мощное основание. Это традиционное общество. С чем мы имеем дело сегодня? Сегодня вместо духовного ядра есть экономика. По сути дела, это слово, которое у нас мало употребляется, называется оно "хриматистика", это то, что Аристотель делил хозяйственную деятельность на экономию, домостроительство и хриматистику как деятельность, посвященную умножению богатства.

Это совершенно формально разные вещи, внешне они одинаковы, на самом деле это совершенно разные вещи. Вот когда у нас в центре - экономика, возникает совершенно другой процесс, не центростремительный, а центробежный. Видите, фрагментируется практически все общество, и эти же самые ядра, но они уже разбиты в совершенно другом плане, они разбиты по политическим партиям, которые принимают на себя форму вот этой самой социальной организации. Каждая партия имеет свое собственное нравственно-этическое ядро. Помните, что говорила коммунистическая партия? Что все, что революционно, то позитивно и этично, а все, что не революционно, то давайте мы будем рушить. На этом слайде показано, насколько неустойчиво современное общество, оно является практически глобальным, это общество, и кризис, который мы сегодня переживаем, - это как раз та самая трансформация от традиционного общества к обществу глобальному, которое носит такой, я бы сказал, неустойчивый характер. Причем это относится не только к христианству, это относится к любой религии.

Теперь посмотрим, что у нас происходит в мире, в мировой экономике. Наша страна сегодня, кстати, является открытой частью мировой экономики. Наш ВВП наполовину состоит из внешнеэкономической деятельности. Что такое экономика? Надо прежде всего понять разницу между экономией и хриматистикой. Экономия - это домостроение, это понятно, это формирование хозяйственного целого. А хриматистика - это не важно, чем вы занимаетесь, занимаетесь ли образованием, спонсируете ли проституцию, главное, чтобы у вас был доход. В экономике эти вещи смешаны, и понять, где экономия, а где хриматистика, очень сложно. Но доминирует сегодня, идеологически доминирует, конечно, хриматистика. Если говорить о соотношении мировой экономики и содержательности отношений мировой экономики и национальной экономики, то мы увидим, что соответствие экономии - это как раз национальная экономика, там, где существует социальная ответственность, а мировая экономика - это экономика, это большая торговая площадка, в которой каждая страна решает свою проблему за счет внешнеэкономического сектора ее экономики. Конечно, они взаимодействуют. Взаимодействие осуществляется по-разному - и напрямую, и через так называемые транснациональные корпорации, как мы знаем, у которых сегодня самый большой доход и которые являются самыми мощными субъектами мировой экономики. Вот мы к ним сегодня стремимся, мы хотим свои корпорации сделать транснациональными и т.д. Но какова опасность этих транснациональных корпораций? У них, к сожалению, нет социальной ответственности, их нравственно-этическая база размыта. Вот в этом вся проблема.

Мы вошли в век глобализации, мы пытаемся усреднить все религии…

Я не согласен, что религия - дело частное. Это дело общественное. Если в данном случае какая-то группа людей считает себя приверженцами какой-то религии, то она, естественно, должна отстаивать позицию этой религии, потому что это люди, которые верят в свои идеалы, они хотят эти идеалы продвигать вниз. Конечно, ничего подобного в мировой экономике, в мировом сообществе, в глобальном сообществе не может быть.

Какая же самая главная задача сегодняшней государственной экономической политики? Чем мы должны заниматься? Собственно говоря, экономическая этика - это часть (если мы говорим именно об экономической этике) общей программы развития нашей страны. Очевидно, главная задача экономической политики - повышение ее конкурентоспособности. А что такое конкурентоспособность национальной экономики? Существует такое теоретическое представление в виде такого треугольника, в основе которого лежит макроконкурентоспособность, это то, что формирует условия для конкурентных предприятий.

Следующий этап (на слайде обозначено желтым цветом) - место конкурентоспособности, там, где реально формируется конкурентная позиция отдельных предприятий. И, наконец, то, (красный треугольник), что представляет собой завершенная конкурентоспособность в виде товаров. Обычно по этим товарам мы судим о конкурентоспособности национальной экономики. Когда мы видим хорошую японскую продукцию, то говорим: "Да, Япония - конкурентоспособная страна". Но ведь без этой основы, (вот этой зеленой или синей, как тут написано, основы), без основания этого треугольника, мы не сможем сделать ни конкурентоспособные предприятия, ни конкурентоспособную продукцию. Но в основе этой самой макроконкурентоспособности лежит очень важный фактор, о котором почти все забывают. Забывают об этом и экономисты, которые постоянно публикуют рейтинги макроконкурентоспособности, - это социокультурная база, в которой основой и является этика, базирующаяся, в свою очередь, на религиозно-нравственных основах. Вот такая схема. Если она понятна, тогда понятно всё, откуда надо вести движение к освоению этики и к тому, чтобы у нас не было того безобразия, которое сегодня блестяще обрисовал господин Мединский.

Теперь посмотрим, какая должна быть… политика в помощь конкурентоспособности. Сама конкурентоспособность складывается из трех основных составляющих, конкурентных преимуществ - это ресурсные (чем мы обладаем), операционные (как мы умеем использовать ресурсы), стратегические (куда мы движемся с использованием этих ресурсов). У нас всё, в общем-то, есть, совершенно правильно было сказано. В нашей стране всё есть, абсолютно всё! Но почему-то мы не в состоянии жить так, как хотим. Прежде всего это происходит потому, что эти три уровня смешиваются. И редко кто говорит потом, что надо обращать внимание именно на макроуровень. Конечно, мало кто говорит о том, что главное - все-таки стратегия, а не повышение той же самой эффективности и не добыча тех же самых ресурсов.

Поэтому, во-первых, необходимо обратить внимание на макроуровень и, во-вторых, придать значение стратегическим конкурентным преимуществам. Если посмотреть на эту матрицу, то мы увидим, что она является ключом к решению всех наших проблем. Нам нужна конкурентная стратегия, основанная на глубоко продуманной и хорошо освоенной этической базе. Глобальный кризис сегодня резко обострил конкурентное напряжение в мире, эта проблема у нас сейчас резко обостряется. Конечно, если говорить о применении этой стратегии в государственной политике, то, надо сказать, все начинает детализироваться, но существуют внутренние проблемы обеспечения конкурентоспособности и внешние (они у меня здесь перечислены, я не буду их называть, потому что это уже специфическая экономическая проблема). Но самое главное - понять, что, не решив нравственно-этические проблемы, мы ничего не сможем решить, это совершенно очевидно.

Значит, в чем проблема методологии? В чем проблема решения этой задачи? Она заключается в том, что, во-первых, игнорируется разница между экономией и хриматистикой, считается, что вся любая экономическая деятельность, в данном случае хозяйственная деятельность, является благостной, правильной. В 1995 г. меня нынешний Патриарх, тогда был митрополит, послал на конференцию в Швейцарию, и там рассматривалась проблема труда. Так вот, даже протестанты, которые достаточно мягко относятся ко всем этим делам, делят труд на полезный и вредный. Вот то, что связано с так называемым экономическим туризмом, обслуживанием крупных олигархов туристическими фирмами, предоставлением им всяких услуг, они считают вредным делом… Поэтому не каждая человеческая трудовая деятельность является полезной, в том числе и по производству табака и алкоголя, особенно такого, какой у нас производится.

Второе. Игнорирование различий между разными уровнями конкурентоспособности. Конечно, если мы будем производить только очень хорошие и дешевые товары, мы от этого много не выиграем. Это все-таки должно быть приспособлено к потребностям людей.

И третий момент - это, конечно, отсутствие национальной конкурентной стратегии. Понимаете, мы должны уйти от благостного отношения к проблемам конкуренции. Конкуренция - это жесткая, я бы сказал, вероломная даже борьба. Как правило, добросовестная конкуренция мало дает результатов. Самый большой результат дает недобросовестная конкуренция. Это вы все хорошо знаете. Гораздо проще навредить конкуренту и за счет этого выйти из ситуации, чем попытаться сделать лучше, чем он делает. Ломать - не строить. Всегда разрушать легче, чем созидать. Поэтому, если мы посмотрим на эту проблему с точки зрения конкурентоспособности, то мы должны понять, что конкурентоспособность - это прежде всего безопасность. А для того, чтобы сделать свою экономику и свою страну безопасной, необходима, конечно, очень хорошо продуманная конкурентная стратегия.

Надо сказать, что мы должны понять еще одну вещь, что если мы не создадим (а мы пока не создали) эту конкурентную стратегию, мы не можем считаться субъектами конкурентной борьбы в мире. А если мы не являемся субъектами конкурентной борьбы, у нас нет даже надежд на то, чтобы мы могли выжить в этой стране. Поэтому я согласен, что непонятно, что будет, кто будет жить на этой территории, и будет ли она называться Россией через 100 лет, если у нас не будет этой конкурентной стратегии.

И, наконец, последнее. Какой выход из этого положения? Что нам светит вообще в конечном итоге? У нас огромная страна с тысячелетней историей. И, конечно, нам в принципе… мы вполне способны сами сделать с собой то, что мы хотим сделать. Но пока мы не делаем ничего, мы пока спим, можно сказать, пока лежим, отдыхаем, спим. Делают другие. Но наш опыт совершенно четко говорит, что у нас есть великолепная нравственно-этическая база, проверенная тысячелетиями, и у нас есть опыт социального строительства, который был воплощен в Советском Союзе. Не надо от него отказываться. Советский Союз - это не только сталинские лагеря, это не только застенки КГБ и прочие вещи. Понимаете? Это и Победа в Великой Отечественной войне, это мы с вами, между прочим, это ваши отцы, ваши деды, это и я. Я тоже считаю себя советским человеком. Но не в том виде советским человеком, который был, без этой самой нравственной основы, а именно соединение этих достижений Советского Союза. Это был апогей вообще-то 500-летней истории мира, когда была воплощена в жизнь великая мечта человечества - сделать равноправным общество. Ее просто исказили, эту мечту, ее изуродовали, по сути дела. Ну и в конечном итоге было определенное предательство. Тут говорить нечего, об этом сейчас все говорят. Поэтому соединение того опыта, который есть у нас, с той нравственной базой, я думаю, даст нам великолепную возможность победить в нашей конкурентной борьбе.