Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 4 (41), Декабрь 2009.

Возможности реализации принципов частно-государственного партнерства в стройиндустрии для развития рынка массового жилищного строительства

Догадайло В.А., генеральный директор ЗАО "Патриот"; Поляткова Е.А., главный экономист ЗАО "ИНТЕКО"

Развитие институтов взаимодействия государства и бизнеса выступает одним из важнейших условий формирования эффективной экономической политики, повышения инновационной активности, развития экономической инфраструктуры. Такое взаимодействие позволяет повысить эффективность инвестиционного сектора экономики, науки и образования, снизить издержки бюджетов всех уровней при реализации инновационных проектов.

На сегодняшний день, хотя частно-государственное партнерство (ГЧП) и является одним из самых распространенных терминов, его официального понимания и толкования в России не существует. Каждый чиновник и бизнесмен вкладывает собственный смысл в это понятие, стараясь соответствовать конъюнктуре. Нет единого и системного понимания этого явления как на государственном уровне, так и в российской научной среде.

Термин «государственно-частное партнерство» можно рассматривать в широком и узком смыслах этого слова. В широком смысле ГЧП - это любое взаимодействие государства и бизнеса в достижении общих целей социально-экономического развития. Речь может идти о совместной разработке стратегических документов, нормативных правовых актов, продвижении государством частных проектов российских компаний за рубежом и т.д. В узком смысле ГЧП - это совместное финансирование крупномасштабных проектов либо иное финансовое участие государства в инвестиционных проектах частного бизнеса.

Для ГЧП в узком смысле этого слова целью государства является привлечение частных инвестиций в реализацию социальных программ и инвестиционных проектов, имеющих стратегическое значение. Заинтересованность бизнес-сообщества в ГЧП также достаточно велика - это поддержка государства при реализации крупномасштабных проектов с недостаточно высокой рентабельностью и большими сроками окупаемости; ликвидация «узких мест» экономического развития, связанных с низким уровнем инфраструктуры, в том числе транспортной; повышение роли бизнеса в ключевых для него направлениях.

В современном понимании ГЧП - это институциональный и организационный альянс государства и бизнеса в целях реализации национальных и международных, масштабных и локальных, но всегда общественно-значимых проектов в широком спектре сфер деятельности: от развития стратегически важных отраслей промышленности и НИОКР до обеспечения общественных услуг. Каждый такой альянс является временным, поскольку создается, как правило, на определенный срок в целях осуществления конкретного проекта и прекращает свое существование после его реализации.

Реализация механизмов ГЧП обеспечивает, во-первых, развитие производственной, социальной и инновационной инфраструктуры с учетом интересов и при активном участии бизнеса, во-вторых, повышение эффективности использования государственной собственности и бюджетных расходов, в том числе направляемых на поддержку инноваций и социальной сферы, в третьих, стимулирование частного сектора к развитию предпринимательской активности в областях, обладающих наибольшим потенциалом качественного экономического роста, к которым, несомненно, относится и стройиндустрия, хотя традиционно к числу ключевых направлений ГЧП относят инфраструктурное, жилищно-коммунальное хозяйство, инновации, профессиональное образование и систему переподготовки кадров, здравоохранение и социальные услуги.

Действительно, ГЧП создает стимулы для расширения использования на региональном и муниципальном уровнях лизинговых и концессионных механизмов инвестирования инновационных проектов, практики смешанного инвестирования долгосрочных программ развития транспортной инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства, научно-технической и инновационной сфер, а также развитие промышленности строительных материалов, жилищного строительства.

В том, что у жилищного вопроса есть лишь одно решение - массовая застройка, в несколько раз большая по сравнению с сегодняшними показателями ввода жилья, - уже ни у кого сегодня не вызывает сомнения. С тем, что все ресурсы для точечной застройки в большинстве российских мегаполисов давно исчерпаны, тоже уже никто не спорит. Единственным выходом остается масштабное и комплексное освоение новых территорий.

В настоящее время у различных участников градостроительного процесса имеются свои интересы. Государству одному не реализовать крупные строительные проекты. Ему необходимо использовать интеллектуальный, управленческий потенциал частного сектора, а также частный капитал для повышения качества, расширения номенклатуры и ликвидации инфраструктурных разрывов в предоставлении услуг, которые традиционно являются обязанностью государства, а также достижения целей государственной жилищной политики. Частному бизнесу без государства не решить вопрос с финансированием долгосрочных инвестиционно-емких строительных проектов.

На заседании Президиума Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 14.08.2009 был совершенно справедливо поднят вопрос о состоянии и перспективах развития индустриального домостроения в России, т.к. использование именно таких технологий позволит решить насущные жилищные проблемы для миллионов российских семей и обеспечить застройку новых районов и городов.

Основным способом создания новых предприятий крупнопанельного домостроения должно быть перенесение инновационных технологий стройиндустрии, материалов, автоматизированных и роботизированных технологических линий, отличающихся высочайшей производительностью труда. По предварительным оценкам, по 5 «пилотным» регионам суммарный объем инвестиций в строительство новых заводов в течение 2-3 лет составит 15 млрд руб., что позволит увеличить ежегодный объем строительства жилья эконом-класса до 1 млн м2.

Высокая стоимость строительства одного домостроительного комбината обуславливает необходимость возрождения отрасли на условиях ГЧП.

На сегодняшний день существует множество форм партнерства государства с бизнесом:

  • контракты на управление (в том числе арендные договоры);
  • инвестиционные контракты;
  • предприятия, созданные путем акционирования или на условиях долевого участия государства и бизнеса;
  • концессии и др.

Все они предполагают использование как частных, так и государственных источников финансирования (напрямую или опосредованно).

При всем многообразии форм ГЧП оптимальным представляется совместное участие в создании такой структуры, где доля государства может быть представлена непосредственно финансовыми ресурсами и государственными гарантиями по привлекаемым западным кредитам на строительство новых заводов, а доля частного бизнеса (отдельной компании или альянса нескольких структур) - имеющимися активами в стройиндустрии и промышленности строительных материалов.

Предпринимаемые государством шаги по стимулированию возрождения отрасли не должны нарушать рыночные принципы функционирования жилищной сферы, не повышать рисков деятельности частных инвесторов, кредитных организаций, девелоперов, предприятий строительной индустрии и других профессиональных участников рынка и быть направленными как на поддержку жилищного строительства, так и на стимулирование покупательского спроса.

Наличие в каждом регионе опорного предприятия стройиндустрии позволит решать социальные задачи обеспечения граждан доступным и отвечающим современным требованиям по качеству и комфорту жильем, создавать районы, города-спутники, включающие в себя как современные жилые здания разной этажности, так и соответствующее количество социальных и инфраструктурных объектов, формировать новый архитектурный облик наших городов. Кроме того будет обеспечен возврат привлеченных кредитных ресурсов, рост капитализации государственного имущества (доли), а также возможен выход на IPO с целью дальнейшего расширения деятельности и реализации следующих этапов модернизации отрасли.

Применительно к стройиндустрии важными мерами государственной поддержки также могли бы стать:

  • государственное со-инвестирование социально и экономически значимых для регионов инвестиционных проектов в стройиндустрии в виде гарантий по кредитам, субсидирования процентной ставки по кредитам и освобождение предприятий от налогов на землю и имущество на период реконструкции;
  • выкуп для государственных нужд земельных участков, подготовка и создание на них необходимой инженерной инфраструктуры для строительства и эксплуатации (на концессионной основе или с ограниченным сервитутом) предприятий промышленности строительной индустрии;
  • развитие концессионных принципов партнерства с коммерческими организациями по эксплуатации построенных домостроительных предприятий с сервитутом долгосрочного государственного заказа (с ограниченной рентабельностью) на производимую продукцию в размере не менее 50% от производственных мощностей направляемого на строительство социального жилья;
  • создание федеральных и региональных программ по государственной поддержке геологического изучения, разведки и разработки месторождений полезных ископаемых для производства стройматериалов;
  • координацию программ развития производства строительных материалов с инвестиционными программами развития мощностей естественных монополий по обеспечению предприятий топливно-энергетическими ресурсами и подвижным составом;
  • разработку и принятие мер по формированию федеральных, региональных и муниципальных программ в сфере производства и применения вторичного минерального сырья, включающих подготовку нормативных правовых актов, направленных на создание условий, стимулирующих переработку вторичного минерального сырья.

Таким образом, реализация комплекса мер государственной поддержки строительной отрасли целесообразна именно на принципах ГЧП. Причем хотелось бы еще раз акцентировать внимание на необходимости формирования равных партнерских отношений между государством и бизнесом в реализации различных проектов и программ, а также на необходимости более широкого понимания сфер взаимодействия бизнеса и государства в рамках такого партнерства как основы эффективной реализации комплексных программ социально-экономического развития и привлечения долгосрочных инвестиций в стройиндустрию.

ДОГАДАЙЛО Вадим Анатольевич. Кандидат экономических наук. Опыт работы в области строительства - более 20 лет (ОАО "Новое кольцо Москвы", другие коммерческие структуры строительного комплекса Москвы, Главспецстрой СССР). Заместитель руководителя ЗАО "ИНТЕКО" по национальному проекту "Доступное жилье". Генеральный директор ЗАО "Патриот".

ПОЛЯТКОВА Екатерина Алексеевна. Опыт работы в области инвестиционного анализа, экономического прогнозирования, оценки бизнеса более 10 лет (ЗАО "ИНТЕКО", ФГУП "Рособоронэкспорт", УХК "Металлоинвест"). Главный экономист ЗАО "ИНТЕКО".