написать письмо первая страница первая страница switch to english
Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка предприятий
Информационный сайт по недвижимости "Диалит-Недвижимость"
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 3 (40), Октябрь 2009г.

Приоритеты развития Ивановской области в условиях кризиса

Мень М.А., Губернатор Ивановской области

Ситуация, сложившаяся в России в условиях мирового финансового кризиса, сложная. Кризис заставляет экономить и более эффективно использовать бюджетные средства.

В настоящее время в кризисной ситуации власти всех стран предпринимают действия, направленные на поддержку реального сектора экономики и социальной сферы.

Для смягчения последствий мирового финансового кризиса в России принимаются антикризисные меры на федеральном и региональном уровнях, как на долгосрочную, так и на краткосрочную перспективу.

В 2008 г. в Ивановской области разработан проект Стратегии социально-экономического развития Ивановской области до 2020 г., одобренный распоряжением Правительства Ивановской области от 24.03.2009 № 71-рп. При разработке Стратегии Ивановской области учтены основные приоритеты развития Концепции долгосрочного развития РФ на период до 2020 г. Стратегия включает в себя в качестве составной части среднесрочную Программу социально-экономического развития Ивановской области на 2009-2013 гг., предусматривающую обеспечение конкурентоспособности и развитие региональной экономики.

Основная цель Программы - формирование устойчивой тенденции социально-экономического развития Ивановской области на период 2009-2013 гг., обеспечивающей конкурентоспособность региональной экономики и позволяющей в долгосрочной перспективе повысить качество жизни населения до уровня не ниже среднего по Центральному федеральному округу.

Ключевыми направлениями развития региональной экономики выступают:

  • создание и развитие текстильного кластера;
  • развитие машиностроительного комплекса;
  • развитие научно-исследовательского и инновационного секторов экономики;
  • развитие агропромышленного комплекса на базе местных ресурсов;
  • совершенствование инфраструктуры;
  • активное развитие туризма;
  • социальная сфера.

При разработке Программы были учтены угрозы экономического кризиса для экономики региона и ситуации в социальной сфере. В частности, в составе Программы содержится глава о влиянии мирового финансового кризиса на экономику, приведены меры и пути выходы из кризиса.

Со стороны Правительства Ивановской области разработаны и реализуются антикризисные меры, направленные на стабилизацию на рынке труда, обеспечение конкурентоспособности и развитие региональной экономики, сокращение издержек в бюджетном секторе, в том числе муниципальном, поддержку мер по энергосбережению и ускоренную реализацию проектов модернизации коммунальных сетей

Развитие текстильного производства, малого и среднего бизнеса, строительства, сельского хозяйства, а также решение проблем занятости населения являются основными приоритетами в ближайшие годы в Ивановской области.

В целях смягчения возможных последствий финансового кризиса для экономики региона, стабилизации ситуации в социальной сфере распоряжением Губернатора Ивановской области от 01.12.2008 № 575-р созданы региональная комиссия по социально-экономическому мониторингу, оперативным бюджетным корректировкам и обеспечению исполнения областного бюджета («антикризисный штаб») и рабочая группа по оценке состояния экономики региона и бюджета Ивановской области, на заседаниях которой на основе анализа сложившейся социально-экономической ситуации в Ивановской области в условиях глобального финансового кризиса и экспертных оценок членов рабочей группы проводится корректировка прогнозных показателей доходной части консолидированного бюджета Ивановской области на 2009 г.

26.03.2009 Ивановской областной Думой принят закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Ивановской области «Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», в соответствии с которым объем налоговых и неналоговых доходов областного бюджета на 2009 г. был сокращен на 777,5 млн руб., осуществлена оптимизация расходов на сумму 1091,5 млн руб. и предусмотрено 379,8 млн руб. на повышение фондов оплаты труда работников областных государственных учреждений на 30%. При этом социально значимые расходы не уменьшены и будут профинансированы в полном объеме.

Распоряжением Губернатора Ивановской области от 26.01.09 № 17-р создана межведомственная региональная комиссия по стабилизации социально-экономической ситуации в целях преодоления негативных последствий глобального финансового кризиса, в состав которой вошли представители профильных департаментов и комитетов области, а также руководители объединений предпринимателей и организаций финансово-кредитной системы Ивановской области.

На заседаниях комиссии еженедельно рассматривается финансово-экономическое состояние предприятий реального сектора экономики и принимаются решения об оказании государственной поддержки на региональном уровне.

В целях государственной поддержки жизнеобеспечивающих и системообразующих предприятий области сформирован региональный список из 79 предприятий, в том числе 10 предприятий агропромышленного комплекса, на постоянной основе осуществляется мониторинг их деятельности и своевременно принимаются меры по решению выявленных проблем.

Распоряжением Правительства Ивановской области от 13.02.2009 № 29-РП утвержден «План действий Правительства Ивановской области по преодолению негативных последствий глобального финансового кризиса на 2009 год», которым предусмотрены конкретные меры по:

  • оптимизации системы государственного и муниципального управления;
  • устранению ограничений кредитования крупных и средних предприятий реального сектора экономики;
  • программе опережающего профессионального обучения, трудоустройства и организации общественных работ;
  • сокращению издержек в бюджетном секторе;
  • поддержке строительного комплекса;
  • поддержке малого и среднего бизнеса;
  • поддержке агропромышленного комплекса.

В соответствии с Планом действий Правительства Ивановской области организована система мониторинга социально-экономической ситуации в регионе:

  • ситуация в банковском секторе в части ограничений по возврату банками вкладов населения или выплат по ним, массового изъятия вкладов населением, задержек в расчетах банков с клиентами, получения банками финансовой поддержки в рамках одобренных Правительством РФ антикризисных мер, состояния ликвидности банковских учреждений;
  • состояние реального сектора экономики в части динамики основных финансово-экономических и производственных показателей крупных и средних предприятий промышленного, коммунального и энергетического комплексов области;
  • энергопотребление крупными и средними предприятиями региона, в том числе задолженности указанных субъектов по оплате за энергоносители;
  • высвобождение работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности работников, а также неполной занятости работников организаций;
  • задолженность предприятий и организаций области по заработной плате;
  • законность действий работодателей при увольнении работников в связи с ликвидацией организаций, либо сокращения численности работников.
  • общественно-политическая ситуация в области;
  • динамика социально-экономических показателей области и параметров исполнения областного и консолидированного бюджетов;
  • показатели производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности организаций агропромышленного комплекса, в том числе задолженность по заработной плате (ежемесячный мониторинг).

В настоящее время обеспечение занятости населения является одной из наиболее острых социальных проблем в нашей стране. Для ее решения в Ивановской области разработана система антикризисных мер, позволяющая активно влиять на рынок труда, сдерживать рост безработицы и смягчать ее отрицательные последствия.

Задачи в сфере занятости населения решаются совместными усилиями исполнительной государственной власти, службы занятости, работодателей и профсоюзов. В Ивановской области разработана и утверждена постановлением Правительства Ивановской области от 13.03.2009 № 60-П «Программа дополнительных мероприятий на 2009 год по снижению напряженности на рынке труда для предоставления субсидий из федерального бюджета». 23.03.2009 между Правительством Ивановской области и Федеральной службой по труду и занятости было подписано Соглашение о реализации дополнительных мероприятий Программы.

На реализацию мероприятий Программы предусмотрено финансирование в объеме 300 млн руб., в том числе: средства федерального бюджета - 285 млн руб., средства областного бюджета - 15 млн руб.

В числе мероприятий Программы - мероприятия по опережающему профессиональному обучению, временному трудоустройству, общественным работам для безработных и ищущих работу граждан, а также работников в случае угрозы массового увольнения. Предусмотрена организация стажировки для выпускников образовательных учреждений и содействие развитию малого предпринимательства, самозанятости безработных граждан.

***

По состоянию на 01.06.2009 заключено 883 договора для трудоустройства 6731 человек, на общую сумму 92,6 млн руб.

***

Одним из направлений региональной Программы дополнительных мероприятий Ивановской области на 2009 г. по снижению напряженности на рынке труда является содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан. Численность участников мероприятий по содействию развитию малого предпринимательства и самозанятости составит 250 человек. В период с 01.01.2009 по 01.06.2009 консультационные услуги по содействию самозанятости получили свыше 1000 безработных граждан и 112 граждан, работающих неполную рабочую неделю и неполный рабочий день.

Начинающие предприниматели уже запланировали открытие собственного дела по таким видам деятельности, как транспортные услуги, розничная торговля, бытовые услуги (парикмахерские, подготовка и проведение торжественных мероприятий), производство сельскохозяйственной продукции, и многим другим. Центрами занятости населения заключено 23 договора по оказанию содействия самозанятости по таким видам деятельности, как производство сельскохозяйственной продукции, организация перевозок грузов, торгово-закупочная деятельность, бытовое обслуживание населения и др.

Органами службы занятости населения Ивановской области организован и проводится сбор сведений о заявленной работодателями прогнозируемой численности работников, подлежащих увольнению, предполагаемых сроках высвобождения работников из организаций и показателей неполной занятости.

В настоящее время наблюдается снижение темпов роста безработицы в Ивановской области. Снижается еженедельный прирост числа граждан, официально признанных безработными. Так, по состоянию на 09.06.2009 численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, составила 23,2 тыс. человек, уровень регистрируемой безработицы - 4% от численности экономически активного населения.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ивановской области, по состоянию на 01.06.2009 просроченную задолженность по заработной плате имеют 53 организации области перед 13 372 работниками на общую сумму 201,4 млн руб. Среди муниципальных образований наибольшую задолженность по заработной плате имеют: городские округа Иваново (70,9 млн руб.), Кинешма (17 млн руб.), Гаврилово-Посадский (34,5 млн руб.) и Вичугский (25,2 млн руб.) муниципальные районы. На организации обрабатывающих производств приходится 94% общей задолженности, строительства - 1,7%, транспорта - 2,5%, производства и распределения электроэнергии, газа и воды - 0,7%, сельского хозяйства - 1,2%.

Правительством Ивановской области осуществляется взаимодействие с профессиональными союзами на областном, отраслевых и муниципальных уровнях и созданными ими антикризисными рабочими органами. По инициативе профобъединения состоялись консультации с руководством Комитета Ивановской области по труду, содействию занятости населения и трудовой миграции, в том числе по развитию социального партнерства на всех уровнях.

Распоряжением Правительства Ивановской области от 15.04.2009 № 96-рп утвержден план мероприятий исполнительных органов государственной власти Ивановской области по выполнению Соглашения по регулированию социально-трудовых отношений между областным объединением организаций профессиональных союзов, областными объединениями работодателей и Правительством Ивановской области на 2009-2011 гг.

Правительство Ивановской области взаимодействует с системообразующими банками (региональными филиалами ОАО «Россельхозбанк» и ОАО «Сбербанк») по вопросам кредитования крупных и средних предприятий реального сектора экономики. Для кредитования текстильной промышленности региональному отделению ОАО «Россельхозбанк» выделены дополнительные лимиты в сумме 3 млрд руб.

Промышленность Ивановской области характеризуется моноструктурностью, исторически сложилось, что ее основой является текстильная промышленность. Она играет значительную роль в обеспечении экономической и стратегической безопасности страны, занятости трудоспособного населения и повышения его жизненного уровня.

Правительством Ивановской области регулярно проводится работа по созданию условий для поддержки текстильной отрасли. Одной из ключевых задач деятельности Правительства Ивановской области на сегодняшний день является обеспечение защиты внутреннего рынка текстиля и максимальное замещение импорта продукцией российских текстильщиков. В целях решения этой задачи мы активизировали деятельность предприятий по участию в конкурсных торгах на закупку продукции для государственных и муниципальных нужд, обеспечиваем продвижение продукции ивановских производителей.

В условиях кризиса и Правительство области, и представители деловых кругов текстильного бизнеса очень заинтересованы в обеспечении защиты внутреннего рынка путем установления заградительных таможенных пошлин. Правительством области совместно с руководством компаний-ведущих игроков текстильного рынка подготовлены и направлены в Комиссию Правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике предложения по изменению ставок ввозных (импортных) таможенных пошлин на продукцию текстильного и швейного производства по 18 позициям товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.

Аналогичная работа проводится с предприятиями машиностроения. Несмотря на кризисную ситуацию в большинстве отраслей экономики, мы достаточно оптимистично настроены и ожидаем, что к сентябрю-октябрю 2009 г. ситуация в текстильной отрасли в определенной степени стабилизируется. В этой связи очень актуальным становится вопрос дальнейших перспектив развития текстильной промышленности в контексте со стратегией развития легкой промышленности России на период до 2020 г., обсуждение которой состоялось в апреле текущего года в Иванове с участием представителей Министерства промышленности и торговли РФ, деловых и общественных кругов региона.

Очевидно, что в кризисных условиях единственно правильным сценарием развития страны, региона, отрасли и отдельно взятого предприятия является инновационный, основанный на привлечении инвестиций по внедрению новых технологий, производству новой конкурентоспособной продукции.

В этой связи нами в рамках реализации проекта создания текстильно-промышленного кластера ведется работа в направлении развития межотраслевой и межтерриториальной кооперации в сфере текстильной и швейной промышленности между предприятиями Ивановской области, предприятиями Ханты-Мансийского автономного округа и Республики Татарстан. Включение проекта создания текстильно-промышленного кластера в программы развития нефтегазохимических комплексов Республики Татарстан и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры позволит сформировать единую производственно-технологическую цепочку создания нового конкурентоспособного текстильного продукта на основе использования химических волокон и нитей в рамках реализации проекта текстильно-промышленного кластера в Ивановской области.

Текущий экономический кризис, безусловно, сказался на инвестиционной активности. По предварительной оценке, за I квартал 2009 г. предприятиями и организациями всех отраслей экономики и социальной сферы Ивановской области освоено 4,7 млрд руб. инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования, что составило 175,8% к соответствующему периоду 2008 г. Объем иностранных инвестиций, поступивших в экономику области, в январе-марте 2009 г. составил 22,3 млн долл. США или в 2,6 больше аналогичного периода 2008 г.

В Ивановской области целенаправленно ведется работа над созданием благоприятного климата для эффективной работы предприятий в региональной экономике. Ведущее место в ней занимают вопросы активизации инвестиционных процессов. Целям привлечения инвестиций, оказанию поддержки эффективным направлениям инвестиционных вложений в наиболее важные отрасли экономики Ивановской области для обеспечения ее инновационного развития служит работа Межведомственного совета по размещению производительных сил и инвестиций на территории Ивановской области, который возглавляет Губернатор Ивановской области. За I квартал 2009 г. было проведено одно заседание Межведомственного совета, на которых было рассмотрено 12 инвестиционных проектов, из них 9 проектов одобрены и рекомендованы к размещению на территории Ивановской области.

***

Для обеспечения устойчивого социально-экономического развития региона и муниципальных образований, оптимального использования инвестиционных ресурсов и активизации деятельности в области инвестиционной политики 03.03.2009 Правительством Ивановской области принято распоряжение № 39-рп «О деятельности муниципальных образований в области инвестиционной политики». Согласно данному распоряжению исполнительными органами государственной власти будет оказана информационно-методическая помощь органам местного самоуправления по формированию инвестиционной политики в муниципальных образованиях, а также сформирована информационная база о перечне возможных к разработке и реализации инвестиционных проектов с применением механизма государственно-частного партнерства.

***

С целью активного привлечения инвестиций в Ивановскую область функционирует региональный инвестиционный портал, на котором представлена вся необходимая информация для потенциальных инвесторов. На нем размещена также региональная база об инвестиционных проектах, которая в настоящее время актуализирована, расширена и постоянно обновляется. Также на сайтах муниципальных образований области формируются инвестиционные паспорта районов, содержащие информацию о социально-экономическом положении районов, инвестиционных условиях, инвестиционных площадках и др.

Влияние кризиса отразилось на сельском хозяйстве, которое является убыточным сегментом экономики и нуждается в государственной поддержке. Поэтому Правительство Ивановской области прилагает все меры для стабилизации ситуации в данной сфере.

В Ивановской области реализуется федеральная Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. Для этого сформирована нормативно-правовая база, организован мониторинг реализации Госпрограммы. В рамках реализации программных мероприятий, выполнения целевых показателей и достижения финансовой устойчивости сельского хозяйства предусмотрены следующие меры финансовой поддержки:

  • субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам;
  • субсидирование части первоначального взноса по приобретению предметов лизинга;
  • субсидии на поддержку племенного животноводства;
  • субвенции на реализованное молоко;
  • субсидии на поддержку отрасли растениеводства;
  • мероприятия по развитию информационно-консультационного обслуживания сельского населения;
  • субсидии крестьянским (фермерским) хозяйствам на проведение сезонных работ;
  • финансирование мероприятий по развитию водоснабжения в сельской местности в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» и долгосрочной целевой программы Ивановской области «Социальное развитие села Ивановской области до 2012 года».

Между Департаментом сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области и Министерством сельского хозяйства РФ 30.04.2009 заключено соглашение на софинансирование мероприятий программы за счет средств федерального бюджета в сумме 49,9 млн руб.

Для стимулирования экономии потребляемых ресурсов и упорядочения системы оплаты обслуживающими жилищно-коммунальными предприятиями за предоставляемые услуги, постановлением Правительства Ивановской области от 18.03.2009 № 75-П сформирована и утверждена адресная программа Ивановской области, предусматривающая поэтапный переход на отпуск ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) потребителям в соответствии с показаниями коллективных (общедомовых) приборов учета потребления таких ресурсов на 2009-2012 гг. Выполнение мероприятий Программы позволит обеспечить к концу 2012 г. переход на 100% коммерческий учет тепловой и электрической энергий, газа, горячей и холодной воды на многоквартирных домах Ивановской области с количеством квартир от 8 и более. Внедрение общедомового контроля и учета позволит привести в соответствие уровень платежей населения за потребляемые энергоресурсы к фактическим объемам их использования.

В целях поддержки строительного комплекса Ивановской области Правительство Ивановской области в соответствии утвержденным региональным антикризисным планом действий в 2009 г. планирует решить следующие задачи:

  • покупку квартир для обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей;
  • приобретение в 2008-2009 гг. готового жилья эконом-класса с высокой степенью строительной готовности в рамках региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья на территории Ивановской области на 2008-2009 годы».

Правительство Ивановской области уделяет большое внимание поддержке малого и среднего бизнеса региона в условиях кризиса. Постановлением Правительства Ивановской области от 26.11.2008 № 318-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы Ивановской области «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ивановской области на 2009-2013 годы» предусмотрено финансирование в 2009 г. субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП) в сумме 58 млн руб. по следующим направлениям:

  • субсидирование части затрат на уплату процентов по привлекаемым кредитам и другим заемным средствам СМСП на инвестиционные цели;
  • субсидирование части затрат СМСП по аренде выставочных площадей для участия в региональных, межрегиональных и международных выставочно-ярмарочных мероприятиях;
  • осуществление гарантий перед коммерческими банками и лизинговыми компаниями по обязательствам СМСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки СМСП;
  • обеспечение доступа СМСП к финансовым ресурсам посредством предоставления займов (кредитов) СМСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки СМСП.

С 2007 г. Ивановская область ежегодно принимает участие в конкурсе, проводимом Минэкономразвития РФ по финансированию мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малому предпринимательству субъектов РФ. Заключены Договоры между Минэкономразвития РФ и Правительством Ивановской области «О финансировании мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого предпринимательства» на финансирование мероприятий региональной программы. По Договору 2008 г. предполагается использовать более 30 млн руб. на субсидирование части затрат на уплату процентов по привлекаемым кредитам СМСП на инвестиционные цели.

В 2009 г. Ивановская область предполагает получить 200 млн руб. средств федерального бюджета на поддержку СМСП Ивановской области. В настоящее время подготовлено соглашение о взаимодействии по финансированию между Минэкономразвития России и Правительством Ивановской области на сумму 116,8 млн руб. Это позволит СМСП увеличить доступность кредитных ресурсов в условиях финансового кризиса в соответствии с «антикризисным пакетом мер».

На долгосрочную перспективу в соответствии с Программой социально-экономического развития Ивановской области на 2009-2013 гг. выделены следующие направления антикризисных мероприятий.

В 2009-2010 гг. целесообразно разработать программу развития промышленности области на средне- и долгосрочный периоды, в которой особое внимание необходимо акцентировать на развитии и государственной поддержке текстильного производства и машиностроения.

Планируется продолжать заключать соглашения с ведущими банками с целью обеспечения доступности кредитных ресурсов для реального сектора экономики.

Необходимо обеспечить содействие в привлечении кредитных ресурсов и инвестиций «опорным» предприятиям области путем рассмотрения заявок предприятий в приоритетном порядке, разработки индивидуальных программ кредитования и других механизмов. Также необходимо оказывать содействие в расширении рынков сбыта предприятий через их обеспечение государственным заказом при условии конкурентоспособности продукции и активной работы со стороны предприятия с целью участия в конкурсах, содействие в организации презентаций для предприятий с обеспечением присутствия необходимой целевой аудитории, оказывать информационную поддержку.

В сфере малого и среднего бизнеса в 2010-2011 гг.:

  • снизить ставку налога для малых предприятий, применяющих упрощенную систему налогообложения, до 5-10%;
  • расширять грантовую поддержку начинающим малым предпринимателям, в том числе молодежи;
  • организовывать образовательные программы для СМСП;
  • рассмотреть возможность предоставления субсидий малым предпринимателям, осуществляющих ремесленную деятельность, особенно в основных туристических зонах региона;
  • целесообразно провести конкурс между муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства и выделять победителям субсидии из областного бюджета.

В сфере строительства можно рассмотреть возможность реструктуризации задолженности строительных организаций перед кредитными организациями по инвестиционным кредитам. Сроки погашения кредитов предлагается перенести на 2011-2013 гг. без изменения процентных ставок.

МЕНЬ Михаил Александрович. Кандидат философских наук, доцент. С 1983 г. работал в учреждениях культуры г. Москвы и Московской области. Заслуженный работник культуры Московской области. В 1993 г. избран депутатом Московской областной Думы, работал в Комитете по законодательству, вопросам власти и местного самоуправления. В 1995 г. избран депутатом Государственной Думы ФС РФ. В 2000 г. избран вице-губернатором Московской области. В 2002 г. назначен заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы. С 2005 г. - Губернатор Ивановской области, председатель Правительства Ивановской области.

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях).

Материал из журнала "Право и инвестиции". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию Вы можете узнать на сайте журнала. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83171. Подписной индекс в каталоге «Газеты.Журналы» Роспечати – 82831. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319. (C) 1999 - 2014 "Право и инвестиции".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100