написать письмо первая страница первая страница switch to english
Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка предприятий
Информационный сайт по недвижимости "Диалит-Недвижимость"
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 3 (40), Октябрь 2009г.

Развитие российских регионов в условиях преодоления последствий мирового экономического кризиса

Эффективная реализация поставленных Президентом РФ, Председателем Правительства РФ и Государственной Думой ФС РФ задач антикризисного и стратегического характера будет способствовать минимизации проявления кризисных явлений в российской экономике.

Предпринимаемые действия антикризисного характера согласуются со стратегическими приоритетами и целями, определенными Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. и Основными направлениями деятельности Правительства до 2012 г.

В таких условиях задача обеспечения сбалансированного социально-экономического развития регионов и политической стабильности в Российской Федерации с учетом особенностей ее национально-государственного устройства не только не теряет своей актуальности, но и приобретает большую значимость. Предсказать глубину и длительность нарастающего кризиса невозможно, но его пространственные аспекты уже очевидны.

В более сложном положении оказались экономически развитые регионы. Как правило, субъекты РФ, имеющие большой экономический потенциал, при росте национальной экономики характеризуются более высокими темпами развития, но в условиях ухудшения ее динамики сильнее ощущают эти последствия.

Кризисные явления в первую очередь отразились на состоянии экспортно-ресурсных регионов и крупных городов, которые наиболее тесным образом связаны с глобальной экономикой.

Для промышленно развитых регионов с более диверсифицированной экономикой и двух крупнейших агломераций страны (Москва и Санкт-Петербург) кризисные риски также существенны, но они разные, и могут отражаться в различной степени как на региональной бюджетной политике, так и в промышленности, сельском хозяйстве, занятости, сфере услуг, малом и среднем предпринимательстве соответствующей территории.

Социально-экономическое развитие высокодотационных субъектов РФ напрямую будет зависеть от уровня наполняемости доходами федерального бюджета и, как следствие, выделяемой им финансовой помощи.

Таким образом, кризисные явления в российской экономике носят системный характер и требуют принятия адекватных решений антикризисного и стратегического характера.

В таких условиях необходимость создания в стране современной системы государственного стратегического планирования социально-экономического развития резко возрастает. Она обусловлена потребностью принятия долгосрочных и согласованных решений в экономической, социальной, оборонной, технологической и других сферах. Представляется важным установление основ стратегического планирования, создание целостной системы государственного стратегического управления и контроля, включая усиление координации действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики.

Для этого на законодательном уровне необходимо закрепить систему и участников правоотношений в рамках процесса государственного стратегического планирования, определить их полномочия, порядок взаимодействия, регламенты разработки и прохождения необходимых документов, их взаимоувязку, а также степень ответственности органов государственной власти и местного самоуправления за реализацию единой государственной политики в сфере стратегического планирования и социально-экономического развития территорий.

В настоящее время большинство субъектов РФ сформировали планы по повышению национальной конкурентоспособности в текущих экономических условиях. В рамках региональных экономических и координационных советов сформированы рабочие антикризисные группы, которые в режиме реального времени отслеживают динамику социально-экономического развития регионов и муниципальных образований, принимают оперативные меры стабилизационного характера, осуществляют необходимые мероприятия по недопущению срыва выполнения социальных обязательств, реализации стратегий и комплексных программ социально-экономического развития на среднесрочный и долгосрочный периоды.

На сегодня традиционные механизмы финансовой поддержки субъектов РФ не в полной мере отвечают сложившимся потребностям в регионах. Поэтому наиболее приемлемым представляется оказание финансовой помощи регионам в режиме по фактической ситуациис учетом их индивидуальных особенностей на формализованной и прозрачной основе. Одновременно, в целях обеспечения сбалансированности бюджетов территорий, необходимо ограничить принятие ими новых расходных обязательств, а также необеспеченное финансовыми ресурсами увеличение финансирования действующих обязательств. Дополнительные доходы территориальных бюджетов в таких условиях представляется целесообразным направить на формирование в составе региональных бюджетов резервов на случай сокращения доходных источников.

Поддерживая программу антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 г., участники «круглого стола» рекомендуют:

Федеральному Собранию Российской Федерации совместно с Правительством Российской Федерации:

В области законодательного регулирования:

1. Ускорить разработку и внесение в Государственную Думу проекта федерального закона, регламентирующего вопросы стратегического планирования в Российской Федерации.

2. Ускорить разработку и внесение в Государственную Думу проекта Федерального закона об изменениях в Градостроительный кодекс РФ и другие законодательные акты в части совершенствования системы территориального планирования в Российской Федерации.

3. Разработать и внести в Государственную Думу проект федерального закона, регулирующего вопросы государственной поддержки депрессивных территорий в Российской Федерации.

4. Рассмотреть целесообразность установления нулевых ставок ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование (в том числе комплектующие и запасные части к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, по перечню, утверждаемому Правительством РФ.

5. Ускорить принятие федерального закона, регламентирующего вопросы реализации промышленной политики в Российской Федерации.

6. Рассмотреть возможность разработки и принятия федерального закона, регулирующего вопросы государственной миграционной политики в Российской Федерации, в части определения целей, задач, принципов и основных направлений государственной миграционной политики, полномочий и ответственности федеральных исполнительных органов государственной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в этой сфере. Кроме того, рассмотреть целесообразность разработки и принятия федеральной целевой программы по регулированию миграционных процессов.

7. Ускорить разработку и принятие Федерального закона «О розничной торговле», предусматривающего полномочия по государственному и муниципальному регулированию розничной торговли, в том числе антимонопольному регулированию и регулированию цен на отдельные виды товаров.

8. Рассмотреть целесообразность использования в расчете индекса налогового потенциала при расчете дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ на 2010-2011 гг. в соответствии с методикой распределения дотаций, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 22.11.2004 № 670, показателей, характеризующих налоговый потенциал субъекта РФ за 2007, 2008 гг. и прогнозных показателей на 2009 г.

9. Рассмотреть возможность внесения поправок в ст. 92.1, 107 и 139.1 Бюджетного кодекса РФ, предусматривающие расширение оснований по превышению дефицита региональных и местных бюджетов в части непогашенных бюджетных кредитов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и возможность превышения предельного объема государственного долга субъекта РФ и муниципального долга на объем основного долга по бюджетным кредитам, привлеченным в региональные и местные бюджеты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

10. В ст. 32 и 102 Налогового кодекса РФ предусмотреть возможность доступа финансовых органов субъектов РФ и финансовых органов местных администраций к информации о начислениях, уплаченных суммах налогов, сборов и иных обязательных платежей, поступающих в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, а также о суммах задолженности, недоимки, отсроченных (рассроченных), реструктурированных и приостановленных к взысканию налогов, сборов, пеней и штрафов по отдельным налогоплательщикам.

11. Рассмотреть возможность установления следующего порядка распределения акцизов на табачные изделия и легковые автомобили: 40% акцизов - в доход федерального бюджета; 10% акцизов - в бюджет субъекта РФ по месту нахождения производителя подакцизной продукции; 50% акцизов - на счет уполномоченного органа Управления Федерального казначейства для последующего распределения между бюджетами субъектов РФ по нормативам, утверждаемым законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

12. Рассмотреть вопрос совершенствования налогообложения вертикально интегрированных компаний с целью минимизации зависимости территориальных бюджетов от финансовой политики данных компаний и препятствования использованию схем «трансфертного ценообразования» для минимизации их фискальных обязательств.

13. Рассмотреть целесообразность разработки и принятия федерального закона о продовольственной безопасности Российской Федерации, включающего положения о размещении государственного заказа на основные виды продовольствия и распределении квот по регионам на поставку продукции для государственных нужд по долгосрочным соглашениям.

14. Рассмотреть целесообразность внесения изменений в бюджетное и налоговое законодательство, предусматривающих сокращение либо отмену налоговых льгот по региональным и местным налогам, установленных федеральным законодательством, предусмотрев их замену компенсационными выплатами из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ.

15. В целях стимулирования инновационного развития экономики, производства предприятиями инновационной продукции внести в федеральное законодательство изменения, позволяющие государственным учреждениям в сфере науки и образования с целью коммерциализации результатов научно-технической деятельности создавать малые и средние фирмы, освободив их от налогообложения и снизив ставку НДС на продукты инновационной деятельности, а также ввести налоговые каникулы для развивающихся наукоёмких производств.

16. Продолжить работу по совершенствованию нормативно-правового обеспечения реализации в рамках государственно-частного партнерства крупных инвестиционных проектов, определяющим образом влияющих на социально-экономическое развитие территорий.

17. Рассмотреть вопрос внесения изменений в правовые акты Российской Федерации, определяющие объем финансовой помощи для субъектов РФ на реализацию переданных федеральных полномочий, предусмотрев в них увеличение объема субвенций на администрирование этих полномочий в полном объеме (включая заработную плату с начислениями и материально-техническое обеспечение).

В области стратегического, территориального планирования развития:

18. В целях координации действий федеральных и региональных органов государственной власти и местного самоуправления по созданию максимально благоприятных условий для сбалансированного социально-экономического развития субъектов РФ ускорить принятие Концепции совершенствования региональной политики в Российской Федерации.

19. Продолжить работу по разработке и утверждению стратегий развития федеральных округов как документов стратегического планирования развития входящих в них регионов и согласующих приоритетные направления социально-экономического развития, предусмотренные отраслевыми и региональными стратегиями.

20. Завершить разработку Концепции повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления финансами субъектов РФ и муниципальных образований на период 2009-2011 гг. с учетом возможных неблагоприятных изменений в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики Российской Федерации в 2009-2011 гг.

21. В рамках разработки и реализации региональных программ повышения конкурентоспособности национальной экономики реализовать комплекс мер, направленных на диверсификацию и инновационное развитие экономики, привлечение инвестиций, создание новых рабочих мест, поддержку высокотехнологичных несырьевых экспортеров.

22. Предусмотреть выделение средств из федерального и региональных бюджетов для создания инфраструктуры в создаваемых в субъектах РФ индустриальных парках, влияющих на структуру экономики региона.

Дополнительные меры по оздоровлению ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики:

23. В связи с сокращением налогооблагаемой базы и возникновением выпадающих доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ, а также с увеличением объема бюджетных расходов принять меры по укреплению доходной базы региональных и местных бюджетов посредством перераспределения источников налоговых и неналоговых доходов и меры по увеличению объема федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ в 2009-2011 гг.

24. Рассмотреть возможность направления средств федерального бюджета в рамках софинансирования реализуемых по линии Минэкономразвития России проектов по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства после предоставления отчета по использованию средств регионального бюджета.

25. Рассмотреть вопрос выделения средств из федерального бюджета на реализацию мероприятий по составлению генеральных планов поселений, документов территориального планирования, правил землепользования и застройки территорий, документации по планировке территорий. Совершенствование региональной политики в Российской Федерации должно осуществляться с учетом потребностей в федеральной производственной и социальной инфраструктуре и трудовых ресурсах, состава планируемых (в виду ресурсных ограничений в условиях кризиса) к созданию в долгосрочном периоде инфраструктурных объектов и мер государственной поддержки развития приоритетных экономических специализаций.

26. Рассмотреть вопрос увеличения объема финансирования из средств федерального бюджета на реализацию мероприятий по переселению граждан из ветхого и аварийного фонда в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

27. Рассмотреть вопрос внесения изменений в Правила формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ (утвержденные Постановлением Правительства РФ от 01.03.2008 № 134), предусмотреть возможность участия в конкурсном отборе проектов в области жилищного строительства.

Органам государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления:

28. Реализовать комплекс мер, направленных на повышение производительности, как приоритетного направления национальной промышленной политики, используя в качестве важнейшего критерия эффективности деятельности органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления количество созданных новых рабочих мест на предприятиях с высоким уровнем производительности.

29. Создавать в регионах необходимые институты развития, в том числе инфраструктуру профессиональных услуг для бизнеса, способных обеспечивать планомерное и целенаправленное развитие приоритетных секторов экономики.

30. Пересмотреть инвестиционные приоритеты на ближайшие 2-3 года, сфокусировавшись на интенсивной диверсификации экономики и повышении уровня производительности, актуальность которых возрастает в условиях финансового кризиса, временно отказавшись от масштабных проектов, которые не приведут к улучшению структуры экономики.

31. Обеспечить условия для развития доходной базы региональных и местных бюджетов путем повышения эффективности использования государственной и муниципальной собственности.

32. В целях повышения эффективности использования государственных и муниципальных ресурсов и реализации мер, направленных на снижение коррупции, осуществлять обязательную публичную независимую экспертизу правовых актов в области бюджетной, налоговой и имущественной политики.

33. Обеспечить информационную прозрачность административных действий по преодолению влияний кризиса, предпринимаемых на региональном и муниципальном уровнях, регулярно информировать население о результатах своей деятельности, проводить разъяснительную работу, оказывать необходимые консультационные услуги.

*Итоговый документ "круглого стола", проведенного Комитетом Государственной Думы ФС РФ по делам Федерации и региональной политике (Москва, 26.03.2009)

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях).

Материал из журнала "Право и инвестиции". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию Вы можете узнать на сайте журнала. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83171. Подписной индекс в каталоге «Газеты.Журналы» Роспечати – 82831. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319. (C) 1999 - 2014 "Право и инвестиции".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100