написать письмо первая страница первая страница switch to english
Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка предприятий
Информационный сайт по недвижимости "Диалит-Недвижимость"
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 3 (40), Октябрь 2009г.

Путь преодоления кризиса

Владимир, Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский

Братья и сестры!

Второй год весь мир погружается в пучину мирового финасово-экономического кризиса.

Каждый из нас ощущает на себе его все более усиливающееся давление и тяготу.

Финансисты знают, что пятерка крупнейших банков Соединенных Штатов Америки, по сути, перестала функционировать. А вслед за ними практически разорились многие крупнейшие банки Европы, Азии и Латинской Америки. Сотни финансовых учреждений по всему миру обанкротились, а находящиеся в них деньги в мгновение ока превратились просто-напросто в пыль.

Производственники знают, что крупнейший в мире производитель автомобилей - американская компания «Дженерал Моторс» - также претерпела банкротство. Еще раньше фактический дефолт перенесла вторая по величине американская автокомпания - «Крайслер». На волоске висит судьба третьего члена «большой автомобильной тройки» - компании «Форд мотор». Эксперты предупреждают, что вслед за банкротством американского автопрома может начаться массовое разорение промышленных предприятий Европы.

Статистики знают, что только за первый квартал 2009 г. валовой внутренний продукт России (т.е. реальная стоимость всех товаров и услуг, произведенных на территории страны) сократился почти на четверть. И это еще не самое значительное сокращение. Средний показатель индексов, описывающих экономическую активность развитых стран мира, еще в прошлом году упал более чем на 30%, а соответствующий показатель для развивающихся стран - более чем на 40%.

Но и не будучи финансистом, производственником или статистиком, легко можно распознать грозные проявления кризиса.

Кризис - это стремительный, зачастую - многократный спад производства.

Кризис - это полная или частичная потеря работы, грозящая оставить безработного без средств к существованию.

Кризис - это задержка зарплат и других причитающихся нам и нашим близким денежных выплат.

Если не нас самих, то наших родственников, друзей, знакомых, соседей уже затронули эти страшные проявления кризиса, за которыми видятся призраки, возможно, еще более страшных бедствий.

И потому неудивительно, что по всему миру люди задают друг другу и самим себе по поводу кризиса три вопроса: «Почему возник кризис? Что он принесет миру? Что делать для того, чтобы выйти из кризиса?».

У Православной Церкви есть ответ на все эти вопросы!

Мировой финансово-экономический кризис, который ныне переживаем и мы с вами, - далеко не первый в истории человеческой цивилизации. Во времена всем известной «Великой депрессии», бушевавшей в 1929-1933 гг., выдающийся мыслитель и проповедник Сербской Православной Церкви, известнейший церковный и политический деятель, ученый с мировым именем, святитель Николай Сербский (Велимирович) писал одному из своих духовных чад:

«Спрашиваешь меня … о причине и значении наступившего кризиса?

“Кризис” - слово греческое, в переводе оно означает “суд”. В Священном Писании слово “суд” употребляется многократно. Так мы читаем у псалмопевца: Сего ради не воскреснут нечестивые на суд (Пс. 1:5). Далее опять: Милость и суд воспою Тебе, Господи (Пс. 100:1). Мудрый царь Соломон пишет, что от Господа придет суд всякому (см. Притч. 29:26). Сам Спаситель сказал: Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну (Ин. 5:22). Апостол же Петр пишет, что время начаться суду с дома Божьего (1 Петр. 4:17).<...>

Прежде европейцы, если постигало их какое-то несчастье, употребляли слово “суд” вместо слова “кризис”. Сейчас слово “суд” заменили словом “кризис”, понятное слово - менее понятным. Начиналась война или эпидемия - “суд Божий!”; землетрясения, другие бедствия, всегда одно - “суд Божий!”… Ибо, пока произносилось понятное слово “суд”, была понятна и причина, которая привела к беде, был известен и Судия, попустивший беду, и цель, ради которой беда была попущена. После подмены слова “суд” словом “кризис”, малопонятным для большинства, никто не может объяснить, ни от чего он, ни от кого, ни для чего. Только этим и отличается теперешний кризис.<...>

Ты спрашиваешь о причине настоящего кризиса, или суда Божиего? Причина всегда одна. Причина всех засух, наводнений, эпидемий и других бед та же, что и нынешнего кризиса, - богоотступничество. Грех богоотступничества вызвал и этот кризис, и Господь попустил его, чтобы пробудить, отрезвить людей, чтобы они опомнились и вернулись к Нему. По грехам и кризис. В самом деле, Господь использовал современные средства, чтобы вразумить современных людей: Он нанес удар по банкам, биржам, по всей финансовой системе. Опрокинул столы менял всего мира, как когда-то Он сделал это в Иерусалимском храме. Произвел небывалую панику среди торговцев и менял. Возмутил, низверг, смешал, смутил, вселил страх. И все для того, чтобы надменные европейские и американские мудрецы пробудились, опомнились, вспомнили Бога. Для того чтобы они, утвердившиеся в гавани материального благополучия, вспомнили о душах, признали свои беззакония и поклонились Богу Вышнему, Богу Живому.

Как долго продлится кризис? До тех пор, пока надменные виновники не признают победу Всесильного. До тех пор, пока люди не догадаются непонятное слово “кризис” перевести на свой родной язык и с покаянным вздохом не воскликнут: “суд Божий!”.

Назови... “кризис” “судом Божиим”, и все будет тебе понятно».

В таком же ключе о кризисе высказывались преподобный Иустин (Попович), священноисповедник Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский и Крымский, и многие другие православные святые.

Нынешний финасово-экономический кризис по своей сущности мало чем отличается от «Великой депрессии». Тот же самый характер, те же самые причины, точно такие же последствия. И вновь Святая Православная Церковь объясняет своим чадам, почему возник кризис, что он несет людям, и что необходимо делать для его прекращения. Еще Святитель Василий Великий говорил: «Не Бог причина зол, а мы сами, потому что началом и корнем греха служит то, что от нас зависит, - наша свобода».

Господь дал людям свободу выбора. Всякий человек, по словам святителя Тихона Задонского, прежде чем грешить, «стоит между двумя противоположными силами - Богом и сатаной - и имеет свободное произволение обратиться к тому или другому».

Кризис начался на Западе, в США и государствах Европейского Союза, поэтому руководство Православной Церкви этих стран первым отреагировало на кризисные явления. Так, глава Элладской (Греческой) Православной Церкви, Блаженнейший Архиепископ Афинский Иероним еще в 2008 г. заявил:

«Кризисом каждый раз заканчивается наше желание быть самим себе единственным законом. И кризис все ставит на свои места. Это не просто неудача, не просто обнаружившийся провал... Кризис наступает, когда мы преступаем черту. Он побуждает оставить наш нарциссизм, он камня на камне не оставляет от нашего незыблемого, казалось бы, “хорошего имиджа”.

Важно решить, как нам истолковать этот кризис. Тут есть два пути: светский и церковный. Светский сосредоточен на самом событии, он исследует случившееся и указывает, кто несет за него ответственность. Это необходимо, но этого мало.

Церковный подход требует проникнуть дальше - к пониманию того, что именно вскрылось в результате кризиса. Он обращает внимание не на симптомы, а на причины явлений. Сосредоточившись на симптомах, не решишь вопроса в целом, не доберешься до его корней. Можно предлагать меры, можно принимать решения - до моральных причин так не доберешься. Кризис касается всех, и все несут за него ответственность».

Недаром святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Страшны ликования сынов мира и их непрерывающаяся рассеянность и погруженность в заботы о тленном, их упоение обольщением суетного мира. В этом состоянии - условие гибели».

Разумеется, Русская Православная Церковь также не осталась в стороне от осмысления вопросов, связанных с кризисом. Так, незадолго до своей кончины Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, высказываясь по актуальным вопросам общественной жизни, отмечал, что нынешний кризис - это «время… задуматься и переоценить те идеалы, которыми сейчас живет человечество. Схема, предложенная небезызвестным заокеанским государством, неприемлема для дальнейшей жизни человечества. И не только во всем мире, но в каждой отдельно взятой стране, в том числе и в нашей, нужно остановить … наш бег за какими-то мнимыми идеалами, осмотреться и подумать: “А туда ли мы бежим?”.

Очень важно, использовать это время… на пользу, на переориентацию идеалов. Важно, чтобы мы переоценили те идеалы, ради которых живем, обратились внутрь себя и поняли, что единственное, что бессмертно и может войти в вечность, - это наша душа, а не мерседесы, коттеджи, вертолеты или еще что-то такое. <...> Выход из любого кризиса лежит на путях духовного возрождения. Господь Сам незримо помогает всякому, кто идет за Ним. Из опыта своего двухтысячелетнего бытия Церковь Христова знает, что благодатная помощь Божия способна кардинально изменить жизнь человека, просветить его сердце и разум, даровать ему силу. Господь даст силу народу Своему, Господь благословит народ Свой миром (Пс. 28:11)».

Здесь уместно вспомнить и слова святителя Димитрия Ростовского:

«Господи Боже! Ты Сам знаешь нашу немощь, бесчувствие и окаменение наше, нашу душевную болезнь. Ты Сам и исцели этот недуг наш. Кто может исцелить душу и сердце, кроме Тебя, создавшего наши сердца? Отними же от нас сердце каменное и вложи в нас сердце телесное, чтобы слова Твои были написаны не на каменных скрижалях, но на скрижалях сердца».

Еще более глубокий анализ причин, содержания и последствий кризиса дают нам слова нынешнего Первоиерарха Русской Православной Церкви - Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который, обращаясь к верным чадам Святой Православной Церкви, в частности, сказал:

«Всякий кризис в жизни есть суд Божий, а суд Божий отделяет правду ото лжи, обнажает неправду. И если сегодня мир переживает экономический кризис, значит, этот суд обнаруживает некую глобальную человеческую неправду. Кризис … это суд Божий над человеческой неправдой, над алчностью, непомерным желанием иметь как можно больше, потерей контроля над своим потреблением, суд над стремлением богатеть любыми средствами, забывая подлинные ценности и идеи.

Большое заблуждение считать, что где-то какие-то … [чисто финансовые] проблемы явились причиной обрушения мировой экономики. Это примитивный взгляд на нынешний кризис.

Есть… подспудные… причины мирового экономического кризиса,… есть первопричина - это кризис человеческой личности, это кризис нравственного чувства, это кризис потери ценностей.

А если утеряны нравственные ценности, если затмевается нравственное чувство, то почему не криминализировать экономику и не только в масштабах этакого местечкового криминала? Почему ее глобально не криминализировать? Если нравственность оторвана от экономики, почему бы это не делать? За последние десятилетия большинство капиталов формировалось на спекулятивной основе... Люди богатели в одночасье… Они практически из воздуха получали миллиарды, но ведь так не бывает!

Экономика может быть эффективной тогда, когда она основана на человеческом труде… Фантики, виртуальная реальность… - сколько это могло продолжаться? И какой колоссальный нравственный урон наносила эта экономика людям… Кризис показал, что дальше такая… экономика существовать не может. Это экономика безнравственная. Она основана на некоем обмане, и не только потому, что люди воруют друг у друга, хотя воруют, конечно, и не только друг у друга - они воруют у всего народа…

Чисто утилитарный подход к… проблемам [кризиса], каким бы профессиональным ни был этот подход, упускает из вида нечто очень существенное, упускает из вида… коренную причину развития кризисных явлений в современной человеческой цивилизации и в российском обществе. В поведении людей сегодня присутствуют черствость, безответственность, хищническое отношение к природе, погоня за удовольствиями, которая часто оборачивается мучительной ломкой - все эти бедствия коренятся в человеческой душе, и, не исцелив душу, нельзя оздоровить ни экономику…, ни какую-либо вообще из сторон нашей общественной жизни.

Нас долгие годы уверяли, что главное в экономике - это капитал, средства производства, теории и технологии. Однако разразившийся кризис опроверг эти постулаты. Главное в экономике - человек. От его ума, от его души, от его нравственного состояния зависит настоящее и будущее мирового хозяйства... Экономическая система, построенная только на стремлении к наживе, на равнодушии к судьбе человека, на пренебрежении к нравственным нормам, - лишена устойчивости и может рухнуть в любой момент, погребая под своими обломками судьбы людей.

Многие возлагали свое упование на способность рыночной экономики к саморегулированию, думая, что с решением экономических проблем автоматически решатся и все остальные проблемы. Ведь можно было услышать, особенно в 1990-е годы, размышления о том, что нужно поднять экономику, а все остальное поднимется само собой. Сейчас нам все более очевидно, что этот подход не работает. Экономическое развитие не может исправить нравы - напротив, нравственная порча может подорвать любую экономику…

Слишком много в последнее время стали возлагать надежд на маммону - деньги как синоним счастья, деньги как синоним благополучия... Имеешь деньги - имеешь все: свободу, власть, удовольствие, возможность наслаждаться всем, чем ты хочешь наслаждаться. Вот эта иллюзия полной автономии от Бога, от других людей возникает на волне повышенного потребления… Сегодняшний кризис помогает понять, что это иллюзия…

Есть только одно исцеление для человеческих душ - и многие из нас знают, как оно совершалось даже в жизни людей, тяжко заблудившихся. Воры становились честными людьми, разбойники - законопослушными гражданами; люди, страдавшие от пьянства, освобождались от своего порока; блудники становились верными и заботливыми отцами семейств. Это исцеление приносилось в их жизнь покаянием».

Итак, указуя, путь к преодолению кризиса, Церковь призывает, прежде всего, к покаянию. Оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться (Деян. 17:30).

То, что на нашем русском языке именуется покаянием, по-гречески обозначается словом «метанойя» и дословно означает «перемена ума (перемена образа мыслей)». Иными словами, покаяние есть изменение греховного (угодного диаволу) отношения к жизни, и ко всем ее конкретным проявлениям, на правильное (угодное Богу).

Святой Марк Подвижник говорит, что Господь наш Иисус Христос, промышляя о спасении всех людей, из всех своих различных догматов и заповедей составил один единственный закон - закон свободы, но к этому закону свободы приходят только через покаяние. Ибо свобода, как верно учит любая (а не только атеистическая) философия, заключается не просто в возможности поступать по своему усмотрению, но, прежде всего, в «осознании необходимости», т.е. не просто в возможности поступать по своему усмотрению, а поступать правильно.

Истинная свобода, как учит святой Максим Исповедник - это согласование своей воли с волей Бога и пребывание в единстве с Ним, ибо как только мы отпадаем от этого единства, мы в той или иной степени начинаем совершать ошибки. А это и есть грех (по-гречески «амартия» - «огрех, промах, недостижение цели»). Но всякий делающий грех, есть раб греха (Ин. 8:34) - следовательно, грешник перестает быть свободным. И, греша, он становится рабом источника греха - диавола, который со временем целиком захватывает человека.

Христос говорит нам: «Покайтесь. Перемените свой ум (перемените образ мыслей). Не верьте диавольской лжи, которая обещает жизнь, а приносит смерть. Веруйте в Меня и Евангелие».

Именно подлинное покаяние не раз чудесным образом спасало наше Отечество от гибели. Вот лишь три примера такого спасения.

В 1395 г. над Русью нависла вполне реальная угроза уничтожения. Покоритель половины мира, «железный хромец» Тамерлан, разгромив Золотую Орду, двинулся походом на русские земли. Во всем тогдашнем мире не было силы, способной противостоять натиску амира Темура. Казалось, будто судьба Русской земли решена, и ее участь - полное разорение (подобное опустошению, произведенному за полтора века до того ордами Батыя) и превращение в легкую добычу для любых иноземных захватчиков. И тогда весь наш народ в едином порыве стал возносить покаянные молитвы ко Господу и Его Пречистой Матери. Причем эти слова - вовсе не риторическое преувеличение. Русские летописи свидетельствуют именно об удивительном, невиданном ранее, всенародном покаянном подъеме.

И свершилось чудо! Матерь Божья явилась лежавшему в шатре Тамерлану и грозно повелела ему покинуть русские пределы. После этого победоносный полководец отдал своим войскам приказ без боя отойти от русских пределов.

Спустя 200 с небольшим лет, в эпоху Смутного времени (1598-1618 гг.) наша Родина вновь оказалась перед угрозой уничтожения. К 1612 г. центральная государственная власть перестала существовать. Столица и прилегающие к ней земли оказались в руках польского короля, а северо-западные области были заняты шведскими интервентами. В стране свирепствовала разруха, наиболее талантливые руководители борьбы против иноземных захватчиков были истреблены в результате заговоров, измен и междоусобиц. Католические и протестантские «властители дум» открыто провозглашали и воплощали в жизнь планы расчленения России, упразднения государственности, а затем - полной ликвидации на Русской земле святой Православной веры, и, соответственно, насильственной ассимиляции русского населения захваченных территорий.

Казалось, что наше Отечество погибло. Но возвысил свой глас святой Патриарх Гермоген, призвавший русский народ к покаянию за грехи Смуты - за разврат и немилосердие, за измены, заговоры и бунты, за междоусобные брани, за забвение Христовых заветов. К покаянию и к борьбе с захватчиками призывал этот великий святой - и за это принял мученическую кончину от рук оккупантов. Но слова его были услышаны русскими людьми. И, очистившись добровольно принятым на себя постом и покаянием, наш православный народ получил от Бога и Его Пречистой Матери чудесную помощь. Примирившись и объединившись друг с другом и со Христом, наши предки всего за несколько месяцев сумели, что называется, «с нуля» восстановить единую государственную власть, сформировать войско и в день празднования обретения Казанской иконы Пресвятой Богородицы освободить Москву от интервентов. Так было спасено наше Отечество.

Третий пример спасительного всенародного покаяния и ныне еще не стерся из нашей памяти. В 1941 г. на нашу страну, с 1917 г. терзаемую богоотступничеством ее собственного народа, ополчились неисчислимые силы земных служителей тьмы. Мощнейшая армия, подчиненная власти бесноватого фюрера «нового порядка» Адольфа Гитлера, двинулась против нашей Родины.

Согласно планам фашистских агрессоров русский народ и другие народы России подлежали полному физическому истреблению, которое должно было начаться сразу после окончания военных действий и уничтожения нашего государства. Земли нашей Родины должны были превратиться в «свободное пространство», готовое для заселения представителями «Великого Германского Рейха». Именно о таком подходе свидетельствуют не только секретные документы нацистского государства (например, так называемый «Генеральный план «Ост»), но и открытые, всем известные источники сатанинской националистической доктрины гитлеризма (в частности, печально знаменитая книга «Майн Кампф»).

И надо сказать, в 1941 г. описанные выше планы были как никогда близки к своему осуществлению. Всего за 3 с небольшим месяца войны армия нашей страны (в абсолютном большинстве состоявшая из отошедших от Православия людей) откатилась от Бреста, Карпат и Дуная до Ладоги, Москвы и Дона. Молдавия, Украина, Белоруссия и целый ряд областей России были захвачены врагом. Таким образом, под оккупацией оказалась почти половина населения Отчизны. При этом только количество наших пленных воинов достигло нескольких миллионов человек и сравнялось со всем предвоенным составом отечественных вооруженных сил. Так вчерашние богоборцы, уничтожившие миллионы православных людей и разрушившие десятки тысяч храмов, гордецы, грозившие уничтожить любого врага «малой кровью» и «могучим ударом» «20 тысяч советских танков», в полной мере познали тщетность надежд на человеческие силы.

И тогда в нашем народе свершилось чудо покаяния. И оно заключалось не только, и даже не столько в том, что те, кто еще недавно насмехались над верой, стали возрождать храмы. Да, в 1939 г. во всем СССР было чуть более 500 храмов, а в ходе Великой Отечественной войны их число достигло почти 14 тыс. Но главным было не это. Главным было то, что согласно известному присловью о том, что труднее всего «встретить атеиста в окопах», вчерашние безбожники в большинстве своем не просто вновь надели нательные крестики, но искренне обратились ко Господу. Обратились не только словами, но и делами. Те же самые люди, которые легко вовлеклись в революцию, гражданскую войну и репрессии, убивали своих братьев, грабили их имущество, разоряли и разрушали храмы, уничтожали духовенство и верных Православию мирян, в годы Великой Отечественной войны не только по-настоящему каялись в содеянном, но и проявляли и на фронте, и в тылу подлинно христианское самопожертвование, нередко добровольно полагая жизнь за други своя (Ин. 15:3).

И этот поворот в вере и жизни породил поворот в войне. Да, путь покаяния был труднее, чем путь греха. Более 26 млн наших соотечественников (каждый 10-й житель нашей великой Родины) погибли прежде, чем в 1945 г. наступил день Великой Победы. Но зато благодаря этой жертве в живых остались остальные девять десятых населения одной шестой части суши.

Вот как оценивают ситуацию видные отечественные экономисты: «В 1941 г. богоборческая большевистская власть неожиданно вспомнила о Боге и обратилась напрямую к народу со словами: “Братья и сестры!”. И результат изменений в экономической и политической сфере не заставил себя ждать. Произошла мгновенная трансформация экономической (в первую очередь - оборонной промышленности) и системы ее управления. Достигнутое единство позволило направить все силы народа на достижение конечной цели. Созданные тогда вертикально-интегрированные межотраслевые индустриальные комплексы по основным показателям (по качеству продукции, материалоемкости, себестоимости, производительности труда и т.д.) были вне конкуренции во всем мире, превзойдя уровень лучших немецких и европейских концернов. Успешный советский опыт военного периода и был взят за основу политики огосударствления экономики и корпораций в США и Европе. Перед войной мы отставали от Германии практически по всем показателям. Например, только по алюминию для авиации - в 4 раза. СССР опережал Рейх только по добыче нефти (до того, как немцы захватили Румынию), по производству автомобилей в 2 раза и тракторов в 1,1 раза. Вдобавок к этому в начале войны мы были вынуждены перебазировать всю промышленность на Урал… [Мы] за 3 месяца в чистом поле смогли развернуть оборонные заводы и начали с колес производить штурмовики, истребители и танки. За 3 года себестоимость отечественной военной продукции снизилась в несколько раз (тяжелых танков - в 3 раза, средних - в 2, штурмовиков - в 1,5 раза). При этом наши штурмовики и танки по тактико-техническим характеристикам были лучше немецких! Победив экономику фашистской Германии, мы выиграли войну» [1].

Многие говорят: «Как же так? Ведь у власти по-прежнему оставались богоборцы-коммунисты, лишь временно, под давлением обстоятельств, прекратившие гонения на веру и Церковь. Почему же Бог послал этим людям победу?». Но давайте подумаем, разве лукавая воля атеистической коммунистической верхушки могла пересилить возвратившуюся веру, искренние молитвы и движимые христианской любовью дела тысяч святых и миллионов простых православных людей? Именно эта вера, эти молитвы и эти дела стали тем «давлением обстоятельств» которые вынудили Сталина прекратить гонения на Церковь и восстановить Патриаршество. Именно этим миллионам покаявшихся православных христиан и была дарована Господом победа над фашизмом, как давалась она православному народу Византийской империи даже в те годы, когда во главе ее стояли императоры-еретики.

Давайте вспомним о том, какая держава сейчас, в период мирового экономического кризиса, уверенно сохраняет относительный экономический рост, который, к сожалению, никогда и не снился России? Это Китай - страна, где правит коммунистическая партия. Но это также страна, где поддерживается порядок и дисциплина, где люди хотят и умеют работать, где власти ведут бескомпромиссную борьбу с преступностью, наркоманией, коррупцией и другими пороками. Это страна, где цель власти во внутренней политике - построение гармоничного общества, а во внешней политике - построение гармоничного мира.

Всего рост китайской экономики с начала года составил 7,1%. При этом сельскохозяйственное производство прибавило 3,8%, промышленность - 6,6%, торговля и сфера услуг - 8,3%. Если считать в деньгах, то полугодовой ВВП составил больше 2 трлн долл. США. Так что Китай прочно занимает 3-е место по размеру экономики в мире и быстро подбирается к стоящим на 1-м месте США.

А еще это государство, где 20 лет назад верующими оставались чуть более 10% граждан. А сегодня, по данным социологических опросов, верующими в Китайской Народной Республике стала почти половина населения. Да, в подавляющем большинстве эти верующие - нехристиане. Но еще святой апостол Петр в Писании сказал, что во всяком народе… поступающий по правде приятен Богу (Деян. 10:35). Они – нехристиане, но во многом поступают по правде Божьей. А мы - православные христиане, а проводим свою жизнь хуже, чем древние язычники. Кто более угоден Богу? Кто будет жить лучше?

Разве удивительно, что на нас сбываются слова Спасителя? Мы избавились от беса коммунистического атеизма, но пренебрегли жизнью по Христу. В итоге лукавый демон берет с собою семь других духов, злейших себя, и возвращается к нам и становится для нас последнее хуже первого (Мф. 12:45).

Еще блаженный Августин говорил, что «каждый отдельный человек, как буква… [в тексте], представляет собою своего рода элемент государства, как бы обширно оно ни было». Соответственно, как живут люди (элементы государства), так живет и само государство. Иными словами, «если бы предписываемых [христианской] религией заповедей одинаково слушались и старались их исполнять все цари земные и все народы, князья и все судьи земные, юноши и девицы, старцы и отроки (Пс. 148:11,12), каждый пол и возраст и даже мытари и воины, о которых упоминает Иоанн Креститель (Лк. 3:12-14), подобное государство и в настоящей жизни даровало бы счастье своим подданным, и в будущем блаженнейшем Царстве вечной жизни заняло бы наивысшее место». А если люди ищут «не мира для государства, а безнаказанности для своей распущенности», то и в государственной, и в общественной жизни не будет ни мира, ни порядка, а только разрушение и кризис. Кризис, который будет терзать нас дотоле, доколе мы не покаемся.

В чем же нам надлежит каяться ныне? В чем нам надлежит покаяться для того, чтобы преодолеть экономический кризис, для того, чтобы наш народ и наша Родина перешли от вырождения к возрождению?

На этот вопрос очень удобно ответить словами одного из иерархов нашей Церкви - Высокопреосвященнейшего Архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия. В апреле этого года он обратился к своей православной пастве со специальным посланием, которое, думаю, будет нелишне процитировать.

В распространенном в региональных церковных СМИ, а также по каналам местного телевидения и целого ряда информационных агентств обращении Архиепископа Викентия сказано, что «символом жизненного успеха [в нашей стране] считается тот, кто ловок и не обременен нравственными тормозами, вместо того, кто умеет трудиться и созидать…, при этом спекулянт получает в итоге своих афер [во много раз] больше, чем производитель, на деятельности которого этот спекулянт наживается», ибо цены на товары и услуги «запредельно завышаются».

Ради сохранения таких сверхвысоких доходов, в период кризиса предприниматели «увольняют, выбрасывают на улицу тысячи людей». И это неудивительно, ведь, по словам екатеринбургского архипастыря, в России «процветает человеконенавистнический принцип “Падающего - толкни”». Итогом же «этого стремления жить по законам лжи и обмана, этой страсти к наживе любой ценой становятся общее недоверие друг к другу, нарастание разделений и противостояний в обществе». Что же странного в том, что при таком образе жизни «мы видим, как нарастают разрушительные перемены в нравственной сфере жизни общества»?

По словам владыки Викентия, «Россия вышла на первое место в мире по потреблению алкоголя на душу населения, на первое место по СПИДу в Европе и на одно из первых мест в мире по абортам… Сегодня средний возраст приобщения к наркотикам в России составил 15-17 лет, участились случаи первичного употребления наркотиков детьми 9-13 лет. Греховные пороки, духовная пустота, а в конечном итоге, непонимание смысла жизни и встречающихся на нашем жизненном пути испытаний приводит наших современников к самоубийствам. При этом Россия в последнее время находится в мировых лидерах по количеству самоубийств. Всего [только] с 1995 по 2003 г. в России покончили с собой 500 тыс. человек. Если учесть, что, по статистике, из 20 попыток самоубийства только одна приводит к смерти, то получается, что за последние годы 10 млн (!) наших сограждан пытались наложить на себя руки».

Глава Екатеринбургской и Верхотурской епархии продолжает свое послание обличающими наше духовное состояние словами Священного Писания: Увы, народ грешный, народ, обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа… повернулись назад. Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем. Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими (Ис. 1:4-7).

Может быть, эти приведенные православным архиереем грозные слова пророка покажутся кому-то из нас слишком жесткими?

Что ж, тогда, наверное, будет уместно привести менее грозные, но куда более страшные слова одного из простых священников, живущего в российской глубинке, во втором из титульных городов Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии, иерея Димитрия Иванова:

«Проблема в том, что наш народ не видит себя. Никакой пользы нет от обличений… А вот почему. Тут мой друг… говорит: “Батюшка, ты знаешь, я статистику по нашему городу узнал. У нас в прошедшем году было разводов 78% от заключенных браков”. Он теперь в трансе - живет под впечатлением этих цифр. Конечно, можно его понять. Дочке замуж пора, а жизнь такая нестабильная. “Ну, да, - отвечаю, - это печально”. А друг драматично так: “Но ведь это значит, что наше общество вообще ни на чем не держится. Связи все рушатся, только какие-то деньги люди друг другу проплачивают - вот и все. Как же так можно жить-то, батюшка?”. А я что… я, конечно, знаю - надо молиться, каяться и проповедовать Святое Православие. Но людям, когда они сами себе испортили жизнь, легче найти человека (людей), которые им кажутся хуже себя, и все списать на них. Это легче, чем обвинять себя и каяться в грехах своих. Люди портят себе жизнь, а потом успокаивают себя бессмысленными обвинениями в адрес третьих-четвертых лиц. Цыгане виноваты во всем, мигранты вот еще. Да, и непременно жиды. И еще “Единая Россия”…, и Ленин. Ну, еще сергианство и РПЦ МП. Барак Обама - само собой, а вот ответ из книги Бытия: Жена, которую Ты мне дал... [согрешила и ввела меня в грех] (Быт. 3:12). Люди отреклись от любви. Они сами сдали ее вместе с христианством в антикварную лавку, забыли ее на чердаке. Люди не живут любовью - это значит, что живут ненавистью».

Какой страшной сделалась бы картина мира, если б повсюду было так. Так нет же, нет! Есть реальные примеры абсолютно противоположного отношения к жизни. В том же Узбекистане, древнюю и благословенную землю которого мне довелось духовно окормлять, еще полтора десятка лет тому назад, в начале 1990-х гг. численность населения составляла 18 млн человек, в текущем же, 2009 г. оно уже приближается к 28 млн. И это естественно, ведь на 96,5 тыс. заключенных здесь в 2008 г. браков пришлось всего 8400 разводов (это менее 9%).

Подумайте об этом, братья и сестры. И вы убедитесь, что если в нашем народе распадается более трех четвертей заключенных браков, если у нас ежегодно погибает более полумиллиона опьяневших и более миллиона убитых в утробе младенцев, если мы лидеры по воровству, спекуляции, коррупции, пьянству, СПИДу, самоубийствам и абортам - значит, мы и впрямь живем ненавистью. Сатанинской ненавистью вместо Божественной любви.

Это значит, что мы сами уничтожаем себя. Не какой-то мифический враг - а мы сами.

И не надо успокаивать себя тем, что у нас восстанавливаются из руин храмы, а большинство населения России становится православным. Да, недавно проведенный общероссийский социологический опрос дал рекордные цифры - 80% опрошенных назвали себя православными. Но при этом половина из этого количества тут же заявила, что не считает необходимым соблюдать Божественные заповеди в повседневной жизни! При этом речь идет не о каких-то исключительных заповедях, возводящих к вершинам совершенства. Речь идет о фундаментальной основе цивилизации - о десяти заповедях (Исх. 20:2-17; Втор. 5:7-21).

Вот эти десять заповедей:

1.  Я Господь, Бог твой, … да не будет у тебя других богов...

2.  Не делай себе кумира … того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой…

3.  Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно…

4.  Шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой -… Господу, Богу твоему...

5.  Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

6.  Не убивай.

7.  Не прелюбодействуй.

8.  Не кради.

9.  Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10.  Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, … ничего из того, что у ближнего твоего.

Задумаемся, какая из этих заповедей кажется невозможной для исполнения современным православным христианам? Что, стало недопустимым не красть? Нет сил не прелюбодействовать? Или, может быть, нельзя прожить жизнь, не убив кого-нибудь?*

* Будем помнить, что убиение врагов на войне или при защите правопорядка, и даже смертная казнь не нарушают заповеди «не убий». Это подтверждается, между прочим, и самим текстом Священного Писания.

Видимо, для ужасающе огромного количества людей дело обстоит именно таким образом. Вот, к примеру, что пишет об этом игумен Игнатий (Бакаев), современный православный публицист:

«Посмотрите, как исполняются заповеди. Например: Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим. Я как-то возмутился, что рекламные ролики по всем центральным каналам крутят одновременно: не сговор ли это, чтобы лишить зрителя возможности выбора? И услышал в ответ от одного парламентария: “Деньги - это святое”. Вспоминаю, что еще недавно люди не поклонялись маммоне как божеству.

Не убий. В стране совершаются миллионы узаконенных убийств - аборты. Действует огромная армия убийц: несостоявшиеся родители, бабушки, дедушки, подруги, медработники и т.д. На какое счастье может рассчитывать народ, для которого убийство - это обыденность?

Не прелюбодействуй. Почти невозможно отыскать людей, которые всерьез воспринимают эту заповедь, наоборот, жертвуют семьями, счастьем ради удовлетворения похоти.

И так с каждой из десяти заповедей, отринув которые, народ мучается, страдает. Мне один молодой монах рассказывал после очередного отпевания сверстника, что из его друзей и знакомых умерло уже два десятка. И только один - своей смертью, от болезни сердца. Остальные - кто убит в криминальных разборках, кто погиб от пьянства, кто руки на себя наложил. Это же массовая гибель, страшнее войны!».

Увы, но многие действительно считают невозможным не совершать указанных выше грехов. Именно о таких людях Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал, что «для того чтобы справляться с кризисом, надо быть внутренне сильным человеком, хорошо организованным. Откуда взять эту силу? Из рекламы и все повышающегося уровня потребления? Из наслаждений, которые нам этот безбожный образ жизни предлагает? Никогда. Человек, который живет таким образом, становится мягкотелым, слабым, неспособным не то чтобы кризисы препобеждать, неспособным даже с легкими стрессами справляться. Смотрите, какие сейчас все раздражительные. Едем на машине. Кто-то там перестроился не так. Ну, готовы же растерзать! Открывают окно - кричат страшные слова. Дай такому человеку оружие - стрелять начнет». И стреляют!

И не только на дорогах. Ведь не прошло и нескольких дней после этих слов Патриарха, как майор милиции, начальник одного из отделов внутренних дел города Москвы, словно подтверждая справедливость указанных выводов, застрелил в магазине 9 мирных граждан. Причем первым из расстрелянных оказался именно водитель машины, подвозивший к магазину этого оборотня в форме защитника порядка и отказавшийся ехать с ним дальше…

Как уже было отмечено выше, к сожалению, для большинства современных православных христиан непосильной, похоже, оказалась даже самая первая из десяти заповедей. Та самая, о которой Господь Бог и Спаситель наш Иисус Христос напоминает нам в словах не можете служить Богу и маммоне (Мф. 6:24; Лк. 16:13).

Как отмечают современные православные исследователи, «слово «маммона» в буквальном смысле имеет целый ряд значений: «состояние», «залог», «твердыня», «источник надежды» и т.д. Разумеется, такого рода «состоянием» является, прежде всего, богатство. В некоторых местах Библии слово «маммона» именно так и переведено. Но в тех местах, где Христос говорит о невозможности одновременного служения двум господам, это слово оставлено без перевода.

И это неудивительно. Вспомним, что именно в данном случае говорит нам Евангелие: Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть (Мф. 6:24). Этими словами Господь Иисус Христос подчеркивает, что невозможно равным образом служить Богу и другому источнику надежды.

Одной из важнейших заповедей христианства стали слова Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи (Мф. 4:10). Эта заповедь Христа (прямо ссылающаяся на первую и вторую из десяти ветхозаветных заповедей) не запрещает служение ни своей Церкви, ни своей Родине, ни своим ближним. Она запрещает лишь иметь другого Господа, кроме Бога, считать иной источник надежды заслуживающим служения большего (или хотя бы даже сравнимого) со служением Богу. Не правда ли, при осознании всего этого становится весьма очевидно, почему Христос Спаситель говорит о том, что нельзя одновременно служить Ему и маммоне?

Разумеется, здесь очень важно понимать значение слова «служение». И из Евангелия, и из обычной жизни очевидно, что служить - значит совершать то, что необходимо для предмета нашего служения. И вот тут перед современными православными христианами встает известная проблема: в теории-то мы, разумеется, вовсе не считаем, что кто-либо или что-либо достойно большего служения, нежели Господь. А вот на практике...

Служение Богу есть следование Его заповедям. Именно этого требует Он от нас. Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди, - говорит Христос (Ин. 14:15).

А теперь давайте честно ответим себе, чего мы делаем в нашей реальной жизни больше - того, что необходимо для исполнения Божьих заповедей, или того, что необходимо для стяжания материального достатка (положения в обществе, почета, славы, выгоды, достижения кажущихся нам важными целей и т.д.). И, исходя из этого, попробуем сделать вывод: какому господину мы усердствуем, а о каком - нерадим... И как мы на деле исполняем хотя бы первые две заповеди, данные людям еще в ветхозаветные времена?!».

Не обличат ли нас наши сердца в том, о чем сказал в своем Пасхальном Послании Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей Высокопреосвященнейший Митрополит Илларион, отметивший, что «кризис… указывает на нашу общую алчность»? Поскольку это так, то неудивительно, что именно к нам обращены обличающие слова апостола Иакова:

Желаете - и не имеете; убиваете и завидуете - и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете - и не имеете, потому что не просите. Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений (Иак. 4:2-3).

Разумеется, каждый из нас может сказать, что «в наше непростое время забота о «хлебе насущном» для нас и наших ближних вовсе не кажется чрезмерной. Что ж, может быть, тогда дело в другом?

В том, что, напротив, недостаточна наша забота о соблюдении заповедей Христовых?

Что, собственно, означает исполнение Его заповедей? Строго говоря, все оно сводится к исполнению наибольшей из них - возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим (Втор. 6:5).

А что значит «возлюбить»? По традиционному христианскому толкованию, любовь представляет собой «бытие одного для другого». Бытие того, кто любит, для того, кого любят. И здесь мы всегда должны помнить о том, что возлюбившие Бога христиане обладают высшим возможным счастьем - счастьем взаимной любви нашего Творца. Ибо Бог любит всех, кто любит Его (Ин. 14:23).

Иными словами, христиане, любящие Бога, живут в этом мире для Него, зная, что Бог при этом пребывает и действует в этом мире ради тех, кто Его любит».

Преподобный Ефрем Сирин писал: «Тебя, Господи, мы ищем в молитве, потому что в Тебе заключено все. Тобою да обогатимся, потому что Ты - Богатство, не изменяющееся от перемены времен».

В этом, собственно говоря, состоит христианское отношение к жизни, при последовательном проведении которого на практике никакая забота о «хлебе насущном» не заслоняет собой служения Богу. Напротив, всякая человеческая деятельность при этом преображается в духе заповедей Христа о любви (которые включают в себя призыв любить не только Бога, но и ближнего - призыв, во всей своей полноте осуществленный Христом). Исходя из этого, любящие Бога христиане и должны служить своему Богу. А в рамках служения Ему - также своей Церкви, своей Родине, своим ближним. То есть вместе с Богом делать то, что необходимо тем, кому они служат, тем, кого они любят. Святитель Тихон Задонский наставлял: «Что легче, чем любить? Тяжко ненавидеть, ибо ненависть мучит; но любить сладко, ибо любовь радует».

Любовь - это самая действенная сила, самая подлинная реальность, которая только существует в мире. Ибо Сам Бог есть Любовь (1 Ин. 4:8). А истинная христианская любовь - это, по словам преподобного Иоанна Лествичника, «уподобление человека Богу настолько, насколько это возможно для человека».

Для того чтобы понять, что значит христианская любовь, мы должны задать себе вопрос: «Для чего мы существуем, ради чего мы живем?». Ради призрачного земного процветания? Ради того, чтобы скопить деньги, а потом уйти в землю, не забрав с собой ничего из накопленного? Ради того, чтобы испытать греховные удовольствия, разрушить ими тело и душу и опять же сойти в могилу? Ради наших страстей, которые сокращают, а затем и прекращают нашу жизнь?

Или мы живем ради наших ближних - супругов, родителей, детей, родственников, ради нашей страны, ради всех людей, которые нуждаются в нас, которые когда-либо одаряли нас своей собственной любовью? И самое главное: ради Богочеловека Христа, Который так возлюбил нас, что отдал ради нашего спасения Свою жизнь? Наконец, ради спасения самих себя, созданных Богом для того, чтобы мы, как и наши ближние, достойно пройдя свой жизненный путь на этой земле, могли вечно царствовать с Ним в будущей жизни?

Если это так, то мы должны жить и служить Богу, ближним и своему будущему по-евангельски нелицемерно, исполняя Божественную заповедь о любви (Мф. 22:37-39). Недаром Святитель Василий Великий говорит: «Любовь к Богу необходима нам, оскудение ее в душе есть самое непереносимое из всех зол».

Если мы отвергнем Божественный призыв - смерть победит нас. Если мы примем его - мы победим смерть, как победил ее Господь Бог и Спаситель наш Иисус Христос, воскресший из мертвых. Потому, что, уподобившись Богу, Который есть Любовь, мы будем пребывать в Боге, и Он будет пребывать в нас (1 Ин. 4:16). А апостол Павел, имеющий личный опыт такого пребывания, свидетельствует: Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе (Флп. 4:13).

Таким образом, христианин, пребывающий в истинном богоподобии, христианин, пребывающий в истинной Христовой любви, - становится всемогущим, и вслед за Христом - любовью к Богу и ближним - побеждает саму смерть. Потому что, по словам Святителя Иоанна Златоуста, «удостоиться любить (Господа) искренне и как должно - это Царство Небесное, это - вкушение блаженства, в этом - блага неисчислимые».

К такому-то состоянию любви нам с вами, братья и сестры, и надлежит прийти. Прийти, а вернее сказать, перейти от того состояния ненависти, в котором ныне пребывает наше общество. Мы должны перейти от ненависти к любви, от смерти к жизни, если мы хотим, чтобы нынешний кризис, нынешний Божий суд не стал для нашей страны и нашего народа последним судом.

Этот переход, эта перемена взглядов, чувств, мыслей и действий - единственный истинный путь подлинного покаяния, путь устранения подлинных причин кризиса, в котором ныне пребывает российское общество. Путь перехода от скорбной нераскаянности к покаянной радости. Да-да, братья и сестры, именно к покаянной радости!

Выдающийся российский архипастырь, истинный молитвенник и подлинный богослов, приснопамятный Митрополит Антоний Сурожский говорил, что когда «мы думаем о покаянии, нам всегда представляется темная или серая картина скорби… о том, что наше прошлое такое темное и недостойное: недостойное ни Бога, ни нас самих, ни той жизни, которая нам предложена. Но это только одна сторона покаяния... Покаяние должно расцветать в радость и в подвиг. Без этого покаяние бесплодно, без этого то, что могло бы быть покаянием, превращается в бесплодное раскаяние…, часто такое, которое убивает жизненную силу в человеке вместо того, чтобы его возбуждать и обновлять.

Когда в результате углубленного размышления над собой…, над Евангелием и над путями Божиими мы оказываемся перед лицом своего греха…, конечно, вонзается в наше сердце острая боль, стыд: глубокий стыд о том, что мы так далеки от того, чем могли бы быть… Но это должно быть только побуждением к тому, чтобы начать жить по-новому. Да, надо остановиться на прошлом, надо вглядеться без всякой пощады к себе в темные стороны своей жизни, и мыслей своих, и движений сердца, и в желания, и в поступки, и в отношения… Но когда это случилось, то не надо ни в отчаяние впадать, ни останавливаться на этом.

И тут начинается радость, покаянная радость…».

Да, братья и сестры, это именно так! Именно тут должна начинаться радость! Радость покаяния! Радость очищенных! Радость помилованных! Радость освобожденных! Радость прощенных! Радость приговоренных к смерти и воскресающих к вечной жизни!

Злой терзается собственной злобой. Обманщик бьется в сетях собственной лжи. Оскверненный задыхается от собственного смрада. А покаяние дарует нам доброту и чистоту, познание истины и любовь Божию. Обновленными, освященными, светло украшенными предстают души тех, кто совершил покаянный труд.

Небесное пиршество, Небесное торжество, Небесное празднество - вот что такое покаяние. На небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии (Лк. 15:7), - говорит Господь. А преподобный Ефрем Сирин называл покаяние «праздником для Бога», «потому что и Небо призывает на пир», Создатель радуется покаянию людей, «как силе Своего творчества», поскольку «кого грех пытается погубить, тех покаяние воссозидает к Божией славе».

Да, Вселюбящий Бог хочет спасения каждому созданию Своему.

В покаянии - сила Божия, оно всемогуще. Как бы низко ни пал человек, какие бы страшные дела ни совершил, в каких бы мерзостях ни погряз, его, кающегося, восставит рука Спасителя. Верен Господь, обещающий: Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю (Ис. 1:18). Тот же преподобный Ефрем Сирин очень мудро заметил: «Если бы не было покаяния, давно бы погиб род человеческий».

Как сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, «Господь являет Свое живое, действенное, спасительное присутствие в мире. И ныне звучат Его слова: Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф. 11:28). И ныне мы молимся словами ветхозаветного пророка: Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим (Иер. 6:16)».

Господь наш Иисус Христос говорит: Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон (Мф. 7:12). Во всем мире эти слова давно уже получили названия «золотого правила». Его знают верующие многих конфессий: индуисты, зороастрийцы, буддисты, даосы, конфуцианцы, иудеи, мусульмане, римо-католики, протестанты… Разве оно неизвестно нам, православным христианам? Или мы забыли эти слова нашего Спасителя?

Нет. Не забыли. Ведь недаром сказаны слова Святителя Иоанна Златоуста о том, что содержащаяся в «золотом правиле» добродетель «и кратка, и удобна, и всем известна», и необходима нам для того, чтобы получить помощь от Бога и людей, ибо «если хотите, говорит Христос, быть услышаны, то … это делайте» и «если чего хочешь себе от равного тебе, то и сам то же оказывай ближнему».

И это к нам обращены слова Христа: если вы это знаете, блаженны вы, когда исполняете (Ин. 13:17).

Следование в своей жизни «золотому правилу», истинному и плодоноснейшему образцу подлинной любви человека к самому себе, исполнение заповеди Христа: как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними (Лк. 6:31) - это первая ступень покаяния и первый шаг по доброму пути к победе над кризисом. Давайте же совершим этот шаг сами и поможем совершить его нашим ближним.

Да, именно так. Давайте не только совершим его сами, но и поможем нашим ближним совершить его. И будем помнить при этом, что когда Христа спросили: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе, Он ответил: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон (Мф. 22:36-39), ибо, как говорил Святитель Иоанн Златоуст, «вторая [заповедь] пролагает путь к первой, и взаимно поддерживается ею».

Когда же мы зададимся вопросом о том, кто наш ближний, то давайте вспомним слова Господа, сказавшего нам, что нашим ближним является любой встретившийся нам на жизненном пути человек, оказавший нам хотя бы малую милость (Лк. 10:25-37). Значит, любого такого человека мы обязаны любить. По словам блаженного Феофилакта Болгарского, Христос как бы говорит каждому из нас: «Для того и привожу Я тебе в пример самарянина*, чтобы тебе показать, что хотя он различался по жизни, однако ж, стал ближним для нуждавшегося в милости. Так и ты являй себя ближним через сострадание и поспешай на помощь по собственному призванию». «Итак, - говорит блаженный Феофилакт, - этой притчей мы научаемся быть готовыми к милосердию и стараться быть ближними для тех, кои нуждаются в нашей помощи».

* Самаряне, с точки зрения древних иудеев, были самыми злыми еретиками, людьми, гораздо более худшими, нежели самые отъявленные язычники.

Святитель Иоанн Златоуст учит: «Бог создал человека не для того, чтобы он приносил пользу только себе, но и многим другим».

Осознаем же Христову заповедь о любви к ближнему и постараемся воплотить ее в жизнь. И тогда мы взойдем на вторую ступень покаяния и сделаем второй шаг на пути достижения победы над кризисом.

Итак, мы видим, что следовать «золотому правилу» - значит иметь истинно христианскую любовь к себе, любить тех, кто нуждается в нашей помощи, - значит, исполнять заповедь о любви к ближнему. А каким же образом мы можем исполнить Христову заповедь о любви к Богу?

Если любите меня, - сказал Господь Бог и Спаситель наш Иисус Христос в последней перед Своим Распятием и Воскресением беседе с учениками, - соблюдите мои заповеди (Ин. 14:15). Какую же из этих заповедей Христос в этой беседе счел самой важной?

Такова есть заповедь Моя, - говорит Господь, - любите друг друга, как Я возлюбил вас (Ин. 15:12).

Посмотрите, каким удивительным образом заповеди о любви к людям превращаются в устах Богочеловека в заповеди о любви к самим себе, к нашим ближним, и, наконец, к Самому Богу. Если мы любим друга, как Бог любит нас, то Бог в нас пребывает и любовь его совершенна в нас (1 Ин. 4:12), ибо Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем (1 Ин. 4:16). Человек, стяжавший такую любовь к людям, будет иметь и любовь к Богу, ибо он исполняет Его заповедь о любви, а это [и] есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его (1 Ин. 5:3).

Любить других, как Христос возлюбил нас, быть готовыми душу свою положить за други своя - это третья ступень покаяния и обращения человека ко Христу, третий и окончательный шаг в деле победы над кризисом. Ведь по словам того же величайшего Святителя Иоанна Златоуста, «нет такого другого свидетельства и признака веры и любви ко Христу, как попечение о братьях и забота о их спасении».

Что же значит положить свою душу за други своя? Это означает, что мы должны научиться любить друг друга той любовью, которую явил нам Сам Христос. Явил же Он Свою любовь таким образом, что отдал ради нас жизнь Свою.

Следовательно, и мы должны отдавать нашу жизнь. Отдавать, но не путем смерти, а путем служения. Отдавать так, как учит нас святой первоверховный апостол Павел, призывающий верных чад Христовых: подражайте мне, как я Христу (1 Кор. 4:16).

Подражая апостолу Павлу, который для всех ... сделался всем (1 Кор. 9:22), мы должны в меру наших сил стремиться отдавать свою жизнь Богу и ближним. Отдавать ее изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год - до самого окончания земной и начала новой, небесной жизни. Только тогда мы будем любить Бога и ближних не словом или языком, но делом и истиною (1 Ин. 3:18). Святитель Иоанн Златоуст призывал: «Мы должны так заботиться друг о друге, как заботимся о себе самих, и щадить ближних так же, как и нас Бог».

И тогда на смену «обществу производства» советского периода и «обществу потребления» нынешних времен придет подлинно христианское, основанное на подлинных традициях, на извечном пути добра общество совершенствования, девизом которого станут слова Христа: будьте совершенны, как совершен Отец наш Небесный (Мф. 6:48). Членам такого общества - настоящим православным христианам - не будут страшны никакие кризисы.

Если же мы с вами, братья и сестры, упустим шанс покаяться, т.е. глубоко осмыслить и переменить свою жизнь, то, выражаясь словами одного из мудрых российских архипастырей, «закономерно можем ожидать еще более грозного вразумления Божия, еще больших невзгод для нашего Отечества». Христос говорит своим последователям: Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. Если сила истинного покаяния будет оставлена нами, то придет время начаться суду (1 Пет. 4:17). Тому суду, который был в свое время свершен Господом Богом над другими цитаделями «общества потребления» - Древним Вавилоном и Древним Римом.

Потому, братья и сестры, пойдем же ко Господу нашему Иисусу Христу путем искреннего и истинного покаяния. Не будем смущаться тем, что стремящихся к покаянию поначалу будет немного - Господь был готов помиловать земли древних грешников даже ради пяти праведников. Не будем сетовать и унывать из-за того, что не всем из нас будет легко и удобно совершить даже первый из описанных выше трех шагов на пути покаянной победы над кризисом. Христос, равно приветствующий и дела, и намерения, даст нам силы для подлинного покаяния, если только мы будем всем сердцем обращаться к Нему. Не будем малодушно бояться лукавых сил «мира сего», которые непременно захотят отвратить нас от спасительного покаянного пути. Спаситель сказал нам: Мужайтесь! Я победил мир (Ин. 16:3).

Значит, покаявшись и обратившись к Богу, Победителю мира, победоносному Вождю Своих верных последователей, в меру наших сил исполняясь Христовой любви и желания быть с Богом и в нынешней, и в будущей жизни, мы с вами, братья и сестры, непременно победим!

Победим и нынешний кризис, и любые, возникающие на нашем пути трудности и препятствия.

1. Из выступления доктора экономических наук, профессора, заведующего кафедрой антикризисного и стратегического менеджмента Российского государственного торгово-экономического университета Марата Мусина на секции XIII Всемирного русского народного собора (Москва, май 2009 г.) (http://www.voskres.ru/economics/marat.htm).

***

Заявление Экспертного совета «Экономика и этика» при Патриархе Московском и всея Руси в связи с мировым финансово-экономическим кризисом (27.07.2009)

Современный экономический кризис носит не только глобальный, но и системный характер. Это - кризис ценностей, кризис мировоззрения. История однозначно подтверждает тот факт, что пути разрешения политических, экономических, гуманитарных проблем современного человечества следует искать не только в плоскости перераспределения материальных ресурсов или улучшения управленческих технологий, но и в духовной сфере.

Первопричина кризиса - в деградации нравственной мотивации хозяйствования, в утрате высшей цели экономики, заключающейся в построении гармоничного и справедливого общества, в котором человек имеет возможность реализовать свой профессиональный и духовный потенциал независимо от социального положения и политических взглядов.

Однако миллионы людей в нашем мире влачат нищенское существование, страдают от голода и социальной дискриминации, от последствий деградации окружающей среды. Во многом это обусловлено тем, что в доминирующей политической и экономической культуре ценность человека и народа нивелируется алчной погоней за материальным благополучием, комфортом и развлечениями. В числе очевидных последствий подобных экономических установок - дискриминационная социальная политика, неспособность международных финансовых организаций регулировать мировые экономические отношения, растущая безработица, возникновение вооруженных конфликтов, терроризм, антисоциальное поведение бизнеса, алкоголизм, наркомания, социальная апатия.

Глобальная финансовая система, имеющая в основании спекулятивный капитал, оказалась не в состоянии контролировать колоссальный оборот необеспеченной реальными товарами и услугами денежной массы. Финансовые спекуляции оказывают разрушительное воздействие на все сферы экономической деятельности, отвлекая ресурсы от долгосрочных инвестиций в производство и в социальную сферу. Доминирование американского доллара в международной финансовой системе обеспечивает США - за счет всех остальных стран мира - необеспеченный и неограниченный кредит, дает возможность контролировать большую часть мирового рынка, подрывая основополагающий принцип равных конкурентных возможностей для всех участников мировой экономической системы.

В связи с этим заявленный курс на придание рублю статуса региональной резервной валюты и превращение России в самостоятельный центр финансовой политики заслуживает безусловной поддержки как важнейшее средство сохранения национального суверенитета.

Кризис настойчиво диктует необходимость сформулировать позитивную альтернативу глобальному экономическому неравенству, порожденному, как многие убеждены, нынешним состоянием системы распределения материальных ресурсов. Экономическая деятельность - это инструмент, и как любой другой инструмент, она должна служить благу всего общества, но не определять его ценности и идеалы. Слабость господствующей в мире экономической парадигмы - в ее отчужденности от нужд и чаяний обычного человека, от его устремлений и ценностей. Экономическая модель, основанная на примате интересов банковского капитала над реальным сектором, неизбежно ведет к несправедливости в распределении результатов человеческого труда - товаров, услуг, интеллектуальных достижений. Закономерным итогом такой политики становится монополизация рычагов управления экономикой в руках касты «избранных», не считающих нужным заботиться о справедливой оценке вложенного труда остальных членов общества.

Речь, конечно, не идет об отрицании значимости финансовых инструментов в современной экономике и об осуждении банковской системы в принципе. Однако считаем важным подчеркнуть, что финансовая система остается производной от реального сектора экономики и должна служить интересам его развития. Морально неприемлемы те действия финансистов, которые влекут за собой отклонение от главной задачи банков - накопления и перераспределения денежных средств для более эффективного развития реального производства товаров и услуг. Сложившаяся ситуация, при которой финансовые структуры диктуют свою волю реальному сектору экономики, - неприемлема. Необходимо восстановить непосредственную связь между функционированием финансовых рынков и развитием общества. Для этого методы прямого государственного контроля в финансовой сфере в целях достижения прозрачности ее деятельности для общества должны сочетаться с развитием новых форм финансовой кооперации, доступных для влияния большинства людей. Не менее актуально создание новых социально ответственных форм международного сотрудничества в финансовой сфере.

Не случайно во многих традиционных религиях отношение к взиманию банковского процента носит настороженный, а иногда и прямо негативный характер. Ростовщичество всегда рассматривалось как морально небезопасный род занятий. Финансово-кредитная деятельность становится нравственно сомнительной в случае, если она в бессовестной погоне за прибылью отклоняется от своего изначального призвания - сделать жизнь людей лучше, а экономику эффективней. Поэтому профессия финансиста в наше время требует не только серьезного общественного контроля, но еще более сильного нравственного самоконтроля. Не призывая к отказу от использования возможностей современных финансовых инструментов, а уж тем более к возврату к натуральным формам хозяйствования, мы полагаем необходимым трезво взвесить и оценить все достоинства и недостатки существующей в мире финансовой модели.

Важно максимально приблизить экономическую систему к потребностям рядового человека, создав возможности для его активного и творческого вовлечения в хозяйственную деятельность. Пока что господствующая в некоторых странах модель экономического роста не предполагает вложения значительных средств в модернизацию производства и в человеческий «капитал». Ее существование возможно лишь в условиях притока внешних инвестиций, завышения цен на выпускаемую продукцию и монополизации рынка. При этом число людей, способных реально влиять на экономические процессы и производить прибыль, крайне ограничено, что негативно сказывается на национальном хозяйстве. Между тем, подлинно эффективный рост экономики сопряжен с вовлечением большинства трудоспособного населения в производство товаров и услуг. Серьезный вред наносит доминирование в массовом сознании культа потребления, равно как и попытки оправдать паразитирование на чужом труде.

В сложившихся условиях особенно возрастает актуальность вопросов социальной ответственности, общественного контроля за деятельностью организаций и устойчивого развития. Важнейшим правилом работы организаций (как коммерческих, так и государственных) должно стать соблюдение общепринятых норм, традиций, стандартов, как закрепленных законодательно, так и являющихся нормами морали. Необходимо также обращать больше внимания на развитие практики экологического и социального управления, повышение прозрачности бизнеса и организацию постоянного диалога бизнеса и государства с обществом. Для этого следует всемерно поощрять практику публичного представления Корпоративных социальных отчетов в общемировых стандартах (GRI). С помощью инструмента социальной отчетности организации смогут внести существенный вклад в снижение напряженности и непонимания между обществом и бизнесом, поднять глобальную практику социальной ответственности на качественно новый уровень.

Для выхода из кризисной ситуации требуется, помимо прочего, принять целый комплекс мер, направленных на создание нравственной атмосферы в деловых взаимоотношениях, и сделать осмысленный выбор в пользу инвестирования в социально ответственные предприятия. Как показывает опыт, такого рода инвестиции всегда приносят доход, сопоставимый с обычными инвестициями или даже больший. Используя инструменты налоговой политики и кредитования, важно развивать институт малого и среднего предпринимательства, сделав доступным для рядового человека возможность начать собственное дело. Необходимо на государственном и общественном уровне способствовать развитию инструментов микрокредитования, поддержать деятельность сельскохозяйственных предприятий, особенно малых, обеспечив тем самым максимальную занятость работоспособного населения. Напротив, массовое сокращение рабочих мест со ссылкой на кризис без видимых попыток со стороны работодателя модернизировать производство, внедрить инновации, проявить инициативу в поиске возможностей для создания новых рабочих мест, - нравственно недопустимо и социально безответственно.

Одновременно назрела необходимость демократизации механизма принятия решений внутри международных финансовых организаций при неукоснительном соблюдении общепризнанных принципов международного права, в том числе принципа равноправия суверенных государств. Только при условии гармоничного сочетания концепции экономического роста и принципов социальной справедливости можно заложить основы стабильного развития мировой экономики. Новая стратегия глобального экономического развития должна быть основана на общих принципах международного права, в том числе на положениях Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Проблема борьбы с бедностью носит в данном контексте не только экономический, но и политический характер, поскольку крайней бедности всегда сопутствует фактическое ограничение прав человека. Поэтому новая стратегия мирового экономического развития должна непременно сочетаться с усилением влияния всех слоев населения на принятие решений, с нравственной ответственностью международных организаций, национальных правительств и бизнеса за проводимую ими экономическую политику. Одновременно необходимо самым решительным образом поставить барьер на пути теневых махинаций транснационального капитала, используя для этого весь имеющийся у государства набор мер экономического и внеэкономического характера.

Очевидно, что новая эпоха требует новых методов управления экономикой, сочетающих в себе эффективное государственное регулирование с поощрением частной инициативы и развитием человеческого потенциала. Однако без прочного ценностного базиса преобразование существующей социально-экономической модели не может быть продуктивным. Потенциально возможная новая модель мирового развития должна быть основана на принципах справедливости, эффективности и общественной солидарности. Народ, стремящийся воплотить эти принципы в своей хозяйственной деятельности, будет обладать несомненными конкурентными преимуществами в условиях кризиса. В этой ситуации Россия с ее многовековой культурой, основанной на ценностях соборности, самоограничения, умеренности, жертвенности и патриотизма, может и должна подать пример проведения взвешенного и ответственного курса на модернизацию своей экономики и социальной системы с опорой на традиционные идеалы народа.

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях).

Материал из журнала "Право и инвестиции". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию Вы можете узнать на сайте журнала. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83171. Подписной индекс в каталоге «Газеты.Журналы» Роспечати – 82831. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319. (C) 1999 - 2014 "Право и инвестиции".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100