написать письмо первая страница первая страница switch to english
Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка предприятий
Информационный сайт по недвижимости "Диалит-Недвижимость"
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 3 (40), Октябрь 2009г.

Перспективы Москвы как международного финансового центра

Пахомов С.Б., Председатель Комитета государственных заимствований города Москвы

Сегодня широко обсуждается вопрос, сама постановка которого может показаться несвоевременной. О каком развитии Москвы как международного финансового центра (МФЦ) можно говорить в разгар глобального экономического и финансового кризиса, который оценивается как самый глубокий и разрушительный в истории? Тем не менее именно сейчас в разгар финансового кризиса надо резко активизировать работу по развитию в России сектора финансовых услуг естественным центром которого является и будет оставаться Москва. Крупнейший в истории глобальный экономический и финансовый кризис не оставляет России иного выбора, кроме быстрой, радикальной и хорошо продуманной реформы сектора финансовых услуг. Это обязательное условие для вхождения нашей страны в число лидеров мировой экономики.

Правительство РФ распоряжением от 17.11.2008 № 1662-р утвердило Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. Указанное распоряжение предписывает исполнительным органам государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ руководствоваться положениями утвержденной Концепции при разработке программных документов, планов и показателей своей деятельности.

В качестве долгосрочного приоритета развития финансовых рынков Российской Федерации указанная Концепция определяет создание МФЦ как системы взаимодействия организаций, нуждающихся в привлечении капитала, с инвесторами, стремящимися к размещению своих средств. Такая система охватывает участников из многих стран. Формирование МФЦ рассматривается как неотъемлемая часть перехода Российской Федерации к инновационному социально ориентированному типу экономического развития. Задачей первого этапа развития является создание инфраструктуры МФЦ в Москве.

Распоряжение Правительства Москвы от 07.08.2008 № 1801-РП «О первоочередных мерах по развитию Москвы как национального и международного центра финансовых услуг» определяет это направление работы как одно из приоритетных для Правительства Москвы. Концепция развития города Москвы как национального и международного центра финансовых услуг разработана в соответствии с указанным распоряжением Правительства Москвы и в обеспечение соответствующих положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29.12.2008 № 2043-р, Декларации саммита «Группы двадцати» по финансовым рынкам и мировой экономике, состоявшегося в Вашингтоне 15-16.11.2008, Концепции создания МФЦ в Российской Федерации, одобренной Правительством РФ 05.02.2009, Основных направлений налоговой политики в Российской Федерации на 2008-2010 гг.

Цели Концепции

1. Становление Москвы в качестве одного из ведущих городов-МФЦ, который базируется на развитой финансовой инфраструктуре и адекватной регулятивной системе, способствует ускоренному развитию экономики страны и обеспечивает лидирующие позиции России на финансовых рынках евразийского пространства.

2. Интеграция финансового сектора экономики города Москвы в качестве значимого элемента в систему международных финансовых отношений.

3. Развитие эффективной финансовой инфраструктуры, увеличение спектра доступных инвесторам финансовых инструментов, рост числа российских и зарубежных институциональных инвесторов, работающих в Москве.

4. Создание условий для притока инвестиций в Россию, город Москву и в иные субъекты РФ с международного рынка капиталов, для роста объемов первичного размещения акций, торговых оборотов на рынке долговых ценных бумаг и производных финансовых инструментов.

5. Формирование современной финансовой системы, которая оказывает позитивное воздействие на все сектора экономики города Москвы, обеспечивает рост бюджетных поступлений, улучшение бизнес-инфраструктуры, условий жизни в Москве и рост благосостояния москвичей.

6. Формирование емкого конкурентного рынка труда в финансовом секторе города Москвы.

7. Формирование сильного бренда города Москвы как финансового центра и повышение уровня доверия инвесторов к России.

Предпосылки развития Москвы как МФЦ

Москва уже сейчас является одной из финансовых столиц мира и кризис мало что изменил в этом отношении. Сегодня город является крупнейшим центром концентрации капитала на постсоветском пространстве и в Центральной и Восточной Европе. На Москву приходится свыше 80% финансовых потоков России и более половины российского банковского капитала. Треть банковских сбережений населения России сосредоточены в Москве, что в значительной мере обеспечивает устойчивость банковской системы и создает мощный кредитный капитал. В городе расположено почти 90% штаб-квартир работающих в России зарубежных банков и международных финансовых организаций, сосредоточена практически вся биржевая торговля ценными бумагами. При этом темпы развития биржевой торговли таковы, что уже сегодня ведущая российская площадка - Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ) является крупнейшей биржей в России, странах СНГ, Центральной и Восточной Европы. В Москве функционирует почти треть всех страховых организаций России, а суммы страховых премий и страховых выплат составляют около 2/3 от общероссийских.

Важной частью финансовой системы города Москвы является бюджет города, который уступает только федеральному бюджету и составляет по результатам его исполнения в 2008 г. более 1,3 трлн руб. Это по объему один из крупнейших бюджетов среди 10 ведущих мегаполисов мира.

Высокие темпы экономического развития Москвы сопровождаются созданием уникальной для России и стран СНГ юридической инфраструктуры, которую образуют ведущие российские и известнейшие иностранные юридические фирмы и образования.

Город Москва - крупнейший научно-производственный и социально-культурный мегаполис, соединяющий в себе практически все виды экономической деятельности. В городе проживает около 7,4% населения России (10,47 млн человек). Экономика города Москвы производит более 18% валового внутреннего продукта России. Москва входит в число 10 крупнейших городов - центров экономической активности мира и занимает в этой десятке достойное место.

Таким образом, несмотря на дестабилизирующее влияние мирового финансового кризиса, по-прежнему сохраняются все предпосылки для развития Москвы как национального и международного центра финансовых услуг.

Превращение Москвы в один из ведущих МФЦ в мире является неотъемлемой составной частью успешного решения стоящей перед Россией стратегической задачи вхождения в пятерку лидеров мировой экономики. Политическая воля высшего руководства России по этому вопросу выражена однозначно. Именно МФЦ, где сосредотачиваются основные инвестиционные, информационные и интеллектуальные ресурсы, создается концентрация финансовых услуг высшего мирового уровня, обеспечивается доступ к глобальным потокам капитала, становятся локомотивами национального и международного экономического роста в условиях стремительного развития транснациональных экономических связей, увеличения мобильности и повышения степени интеграции финансовых рынков. Наличие МФЦ создает необходимые предпосылки для ускоренного наращивания инвестиционного потенциала экономики и превращения национальной денежной единицы в одну из мировых резервных валют.

Глобальный кризис приведет к трансформации международных финансовых рынков, изменению правил их регулирования, созданию новых центров притяжения капиталов. Выиграют те страны, которые будут участвовать в формировании новой архитектуры финансовых рынков и использовать это в интересах развития национального рынка финансовых услуг и его интеграции в систему международных финансовых отношений. Неизбежна экспансия глобальных МФЦ в страны с развивающимися экономиками и расширение зон их финансового влияния. В результате отдельные национальные финансовые рынки будут либо сами трансформироваться в МФЦ, либо входить в зону влияния уже существующих глобальных центров. Наличие в России самостоятельного финансового центра международного масштаба станет одним из важнейших признаков конкурентоспособности ее экономики, роста влияния в мире, обязательным условием экономического, а значит, и политического суверенитета. С развитием Москвы как реального МФЦ возникает возможность развернуть глобальные потоки капитала в сторону России.

***

Предпосылки превращения Москвы в МФЦ:

  • Москва в числе 10 ведущих городов - мировых экономических центров, один из 50 ведущих мировых торговых центров;
  • Москва уже предоставляет международным инвесторам доступ на российский финансовый рынок;
  • в Москве уже функционирует вся инфраструктура и есть все условия, услуги, необходимые для финансового рынка, вопрос лишь в их развитии;
  • постепенно восстанавливается политическая значимость России на международной арене, а также доверие к ней как к субъекту международных отношений;
  • Россия уверенно показывает позитивную динамику экономического развития и становления национального финансового рынка в последние 8 лет (до начала кризиса);
  • идея создания МФЦ в Москве получила политическую поддержку на государственном уровне.

***

Проблемы и задачи развития города Москвы как МФЦ

Мировой опыт показывает, что как появление новых, так и укрепление своих позиций «традиционными» мировыми и региональными финансовыми центрами является результатом проведения целенаправленной и новаторской государственной политики. В России и в Москве следует также активно вырабатывать и реализовывать такую инновационную политику.

Сейчас фактически создается новая мировая архитектура регулирования финансовых рынков. При этом должен обеспечиваться продуманный и взвешенный подход, который учитывает проблемы в деятельности существующих финансовых центров и уроки нынешнего финансового кризиса. Ни одна из действующих и считавшихся образцами национальных систем регулирования не смогла препятствовать его возникновению и развитию, а в случае США национальная система регулирования способствовала его обострению и глобализации. Новая архитектура мировых финансовых рынков и новые стандарты регулирования их деятельности создаются через механизм взаимодействия стран «Группы двадцати», активным участником этой работы является Россия. Очевидно, что лучшее из разработок «Группы двадцати», отвечающее национальным интересам России, должно быть использовано при совершенствовании системы регулирования финансового рынка нашей страны и при дальнейшем развитии Москвы как МФЦ.

Мы должны решить очень сложную задачу, принятие самой совершенной концепции само по себе не создаст МФЦ. Предстоит длительная и кропотливая работа, требующая единства цели и объединения усилий федеральных и московских органов власти, российского и зарубежного профессионального финансового и банковского сообщества, экспертного и научного сообщества. «Создать», «учредить» МФЦ мирового уровня в Москве простыми, единовременными политическими или административными решениями невозможно. Города-МФЦ формируются там, где имеет место интенсивный экономический рост и создается при активном участии государства благоприятствующая этому законодательная, регулятивная и социальная среда. Развитие Москвы как МФЦ потребует реформы законодательного, нормативного и налогового регулирования сектора финансовых услуг в России вообще. Такая работа уже ведется рядом федеральных органов исполнительной власти, регуляторами рынка, профессиональным сообществом в лице саморегулируемых организаций, ряд законопроектов уже находятся на рассмотрении в Государственной Думе ФС РФ. К Концепции прилагается план конкретных мероприятий, к выполнению которого по многим направлениям уже приступил ряд органов городской администрации.

Главными направлениями этой работы являются:

  • совершенствование российской законодательной базы в части финансовых рынков с учетом изменений, вызванных глобальным кризисом;
  • формирование скоординированной системы регулирования финансовых рынков, оценка целесообразности создания единого федерального ведомства, осуществляющего надзор за банками, страховыми компаниями, провайдерами финансовых услуг или координирующего деятельность отдельных регуляторов;
  • наличие эффективной судебной системы;
  • формирование стимулирующей налоговой среды в области налогообложения финансовых операций;
  • развитие национальных финансовых институтов (банки, биржи, клиринговые организации, депозитарии, негосударственные пенсионные фонды, страховые компании, посреднические структуры), повышение их надежности и финансовой устойчивости, формирование института инвестиционных консультантов, проработка вопросов создания единого центрального депозитария и его последующее подключение к международным рынкам, организация эффективно функционирующего международно признанного центрального клирингового дома;
  • повышение «прозрачности» финансового рынка за счет внедрения эффективной системы раскрытия информации и финансовой отчетности, соответствующей международным стандартам; развитие и совершенствование корпоративного управления;
  • создание кадрового потенциала для работы на финансовом рынке, повышение общего уровня финансовой образованности населения посредством разработки и внедрения государственных стандартов образовательных программ в области экономики и финансов для систем среднего и высшего образования, а также для профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов в области экономики и финансов;
  • интеграция стандартов профессиональной квалификации международного уровня в систему высшего образования или создание их российского аналога;
  • создание системы налогового администрирования в секторе финансовых услуг, которая учитывает специфику работы рынков финансовых услуг и позволяет обеспечить эффективный, справедливый и разумный подход к сбору и уплате налогов и систему защиты прав налогоплательщиков;
  • создание благоприятных условий для привлечения к работе МФЦ высококвалифицированного персонала, в том числе иностранного в случае необходимости;
  • активизация валютно-финансового сотрудничества с ведущими внешнеторговыми партнерами России, прежде всего с другими государствами - участниками СНГ, расширение использования рубля в расчетах и превращение его в региональную резервную валюту.

***

Актуальные реализуемые проекты ММФЦ:

  • реформа регулирования российского финансового рынка;
  • развитие нефинансовой инфраструктуры Москвы;
  • обучение и подготовка профессиональных кадров;
  • стандарты корпоративного управления и развития фондового рынка;
  • налогообложение и регулирование на финансовых рынках;
  • маркетинг и продвижение Москвы-МФЦ, разработка индекса Москвы-МФЦ.

***

Правительство Москвы должно стать одним из участников и инициаторов проработки и продвижения данных вопросов на уровень Правительства России и федеральных органов государственной власти в сотрудничестве со специалистами фондового рынка России, международными финансовыми институтами и профессиональными организациями, другими городами - международными финансовыми центрами (Франкфурт, Лондон, Нью-Йорк, Люксембург, Дубаи). С этими городами у нас есть постоянные прямые связи, их руководители постоянно выражают заинтересованность в сотрудничестве по развитию Москвы как МФЦ. С некоторыми из них город Москва имеет соглашения о сотрудничестве в этой сфере и ведет конкретную работу, как, в частности, с Франкфуртом, федеральной землей Гессен и организациями, объединяющими финансовое сообщество Франкфурта. От наших партнеров уже поступили конкретные предложения о совместной экспертной деятельности в проработке подходов к совершенствованию стандартов регулирования финансовых рынков, о подготовке кадров, продвижении бренда Москвы как МФЦ. Прорабатываются вопросы аналогичного сотрудничества с Лондоном и Люксембургом. Опираясь на опыт уже состоявшихся МФЦ, мы можем сберечь много времени, сил и ресурсов.

Еще одним из механизмов решения задач данного уровня является консолидация при инициирующей роли Правительства Москвы российских и международных научных и экспертных кадров, профессиональных участников финансового рынка с целью анализа действующего российского законодательства и разработки предложений по его совершенствованию, а также оценки экономических и социальных последствий принимаемых решений и реализуемых мероприятий. С этой целью распоряжением Правительства Москвы от 02.09.2008 № 1997-РП создан постоянно действующий Консультативный совет по вопросам развития Москвы как национального и международного центра финансовых услуг, в составе которого сейчас 63 ведущих представителя российского и международного профессионального финансового, банковского, экспертного, юридического и делового сообщества, руководители профессиональных организаций, руководители ряда органов управления Москвы, ряд депутатов Московской городской Думы.

Представляемая вниманию Правительства данная Концепция и План мероприятий уже являются результатом коллективного труда органов власти города Москвы и Консультативного совета. Первоначальный проект, разработанный силами Комитета госзаимствований и Мосфинагентства при участии Департамента экономической политики и развития, на протяжении 2 месяцев активно обсуждался и согласовывался не только с городскими органами управления, но и с членами Консультативного совета, были получены и учтены десятки замечаний и предложений.

К вопросам прямой компетенции Правительства Москвы относится задача развития нефинансовой инфраструктуры, обеспечивающей успешное функционирование МФЦ в городе. Это направление работы занимает значительное место в Плане мероприятий по реализации Концепции.

Какими силами и ресурсами и через какие механизмы решать задачу развития Москвы как МФЦ? Прежде всего, необходимо в целях координации работы на городском уровне создать Комиссию правительства Москвы по развитию Москвы как МФЦ под руководством Мэра Москвы или одного из Заместителей Мэра Москвы. В нее должны войти руководители органов городского управления, которые участвуют в работе по реализации плана мероприятий по созданию как финансовой, так и нефинансовой инфраструктуры МФЦ, принятого Правительством РФ и Плана мероприятий органов исполнительной власти города Москвы по развитию Москвы как национального и международного центра финансовых услуг, который является частью представленной Концепции. Далее. Практически во всех городах-МФЦ существуют специальные государственные организации или агентства, непосредственно работающие над мониторингом их состояния, анализом и прогнозированием проблем функционирования, разработкой планов их дальнейшего развития и повышения конкурентоспособности. В Москве эту постоянную работу предлагается вести на базе Финансового агентства города Москвы (СГУП Мосфинагентство), которое уже значительное время занимается этим вопросом, является стороной ряда международных соглашений о сотрудничестве в этой сфере. Мосфинагентство располагает соответствующими кадровыми интеллектуальными ресурсами и материальной базой, работает в непосредственном взаимодействии с Консультативным советом. При активном участии Консультативного совета будет вестись работа по совершенствованию системы регулирования финансовых рынков России.

На наш взгляд, сейчас не требуется выделять дополнительные бюджетные средства или начинать вести эту работу в рамках особой городской целевой программы, требующей бюджетного финансирования. Объекты нефинансовой инфраструктуры МФЦ уже во многом входят в различные целевые программы, осуществляемые городом в плановом порядке, в том числе в адресную инвестиционную программу. Вероятно, потребуются определенные средства для оплаты в будущем экспертно-юридической работы, в том числе как российских, так и международных экспертов, для оплаты обучения специалистов за рубежом. Эти средства предлагается изыскать вместе с российским деловым и профессиональным финансовым и банковским сообществом, которое, прежде всего, непосредственно заинтересовано в развитии Москвы как МФЦ глобального масштаба.

ПАХОМОВ Сергей Борисович. Кандидат экономических наук, доцент. В 1993-1997 гг. возглавлял управления инвестиций и казначейское управление в ряде крупных российских банков. С 1997 г. - Первый заместитель Председателя, а с 1999 г. - Исполняющий обязанности Председателя Комитета муниципальных займов и развития фондового рынка Правительства Москвы. С 2000 г. - Председатель Комитета государственных заимствований города Москвы. Член Президиума Экономического совета Международной Ассамблеи столиц и крупных городов.

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях).

Материал из журнала "Право и инвестиции". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию Вы можете узнать на сайте журнала. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83171. Подписной индекс в каталоге «Газеты.Журналы» Роспечати – 82831. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319. (C) 1999 - 2014 "Право и инвестиции".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100