Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 3 (40), Октябрь 2009г.

Материалы совещания "Государственно-частное партнерство - основа посткризисного развития регионов"

Из выступления В.Д.Дудки, губернатора Тульской области

Основу экономики нашего региона составляет обрабатывающая промышленность, ядро которой - современные высокотехнологичные предприятия оборонно-промышленного комплекса, химической отрасли, металлургии, машиностроения, индустрии стройматериалов, пищевой промышленности.

За 2005-2008 гг. темп роста валового регионального продукта Тульской области составил 139,5%, промышленное производство выросло на 36,5%, объем продукции сельского хозяйства - почти на 27%. За тот же период более чем вдвое увеличился объём инвестиций в основной капитал, в 2 раза выросли доходы бюджета области.

В регионе удалось не только сохранить и приумножить потенциал, созданный еще в советский период, но и завоевать доверие инвесторов, в том числе иностранных. Тульскую область можно назвать пионером в сфере сотрудничества с крупнейшими международными компаниями. Еще в начале 90-х гг. сюда пришли первые в России инвесторы с мировыми брендами: «Проктер энд Гэмбл», «Каргилл», «Кнауф».

В настоящий момент целый ряд международных корпораций: «Юнилевер», «ЭсСиЭй», «Хайдельберг Цемент», «Форесия», «Хольцим», «Авиаген» и другие уже приняли решение о том, что Тульская область станет ключевым регионом для развития их производства. Наша основная задача сегодня - заинтересовать их в переносе сюда не просто технического производства, а также исследовательских и инженерных подразделений.

По результатам рейтинга инвестиционной привлекательности российских регионов в 2007-2008 гг., проведённого Рейтинговым агентством «Эксперт РА», Тульская область заняла 2-е место за наибольший прогресс в улучшении инвестиционного климата.

Активная инвестиционная политика региона обеспечила значительный приток капиталовложений. Только за 2008 г. общий объём инвестиций в основной капитал, по данным Туластата, составил 53,4 млрд руб., или 125,6% к уровню 2007 г. Объём иностранных инвестиций возрос в 2,4 раза и достиг 429,5 млн долл. США.

Реализация инвестиционных проектов продолжается и сегодня, несмотря на объективные сложности финансового и экономического характера. Так, за 1-е полугодие 2009 г. объем инвестиций в основной капитал составил 106,2% к уровню аналогичного периода прошлого года, а объем строительных работ - 128,7% на фоне общего снижения этих показателей в целом по стране и по Центральному федеральному округу.

При этом создаются новые квалифицированные рабочие места, что повышает уровень жизни населения и снижает социальную напряжённость.

Приоритетным направлением работы органов государственной власти Тульской области остается поддержание и развитие в регионе привлекательных, стабильных условий инвестирования. Сегодня у нас эффективно действует механизм, позволяющий в короткие сроки предложить инвестору на выбор несколько вариантов инвестиционных площадок для размещения производства, строительства жилья. Уже сформирован так называемый портфель предложений для любой из компаний, рассматривающей открытие собственного производства в России. Введено в практику сопровождение крупных, значимых для региона инвестиционных проектов. Инвестору оказывается информационная и организационная поддержка, предоставляются налоговые льготы.

В целях совершенствования регионального законодательства в настоящее время подготовлен законопроект «О налогообложении при осуществлении инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений на территории Тульской области», который позволит оказать инвестору государственную поддержку и обеспечить выгодные условия инвестирования.

В частности, для вновь строящихся предприятий будет установлена минимальная ставка налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет области, эти предприятия будут полностью освобождены от уплаты налога на имущество организаций.

Основной формой сотрудничества власти и бизнеса в реализации инвестиционной политики видится ГЧП. Многие принципы такого партнерства и механизмы их реализации установлены законодательством и успешно применяются на практике. При этом особенно важно, что преобладающая часть государственных инвестиций направляется на строительство инфраструктуры общего пользования, финансирование которого за счет средств частных инвесторов резко снижает привлекательность проекта, а зачастую и просто невозможно в силу законодательных ограничений. Участие бюджетных инвестиций становится локомотивом инвестиционной активности частного бизнеса.

Наибольшая эффективность государственных капиталовложений в строительство инфраструктуры обеспечивается при локализации нескольких проектов, реализуемых частным бизнесом в пределах одной территории. Таким примером является проект общегосударственного значения «Промышленный комплекс город Новомосковск Тульской области», разработанный по инициативе администрации Тульской области и реализуемый при государственной поддержке за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ.

Город Новомосковск с населением около 130 тыс. жителей - это один из наиболее развитых промышленных центров региона, который рассматривается Стратегией социально-экономического развития Тульской области в качестве зоны опережающего экономического роста.

Комплексный проект включает в себя инвестиционные проекты развития промышленных предприятий, энергетических мощностей, железнодорожной сети и строительство автодороги.

Его сметная стоимость составляет 46 млрд 300 млн руб., в том числе 8 млрд 650 млн руб. финансируется за счет бюджетных ассигнований Инвестфонда, 600 млн руб. - за счет бюджета Тульской области. Таким образом, на 1 руб. бюджетных инвестиций привлекается более 4 руб. частных инвестиций.

В реализации проекта принимают участие крупные российские компании, в том числе с участием иностранного капитала: ОАО «Новомосковская акционерная компания «Азот», ООО «Проктер энд Гэмбл - Новомосковск», ООО «Кнауф Гипс Новомосковск», ЗАО «Управляющая компания Группы предприятий «ГОТЭК», ОАО «Территориальная генерирующая компания № 4».

Развитие транспортной инфраструктуры является ключевым моментом проекта и должно обеспечить растущий спрос на транспортные услуги со стороны предприятий города Новомосковска. Следует особо подчеркнуть, что в отличие от других проектов Инвестфонда, локализация нескольких промышленных инвестпроектов на одной территории позволяет относительно небольшим бюджетным вложениям в транспортную инфраструктуру придать импульс быстрому освоению частных инвестиций и последующей успешной работе созданных производств.

Хочу отметить первостепенную роль профильных министерств и ведомств, оказавших содействие в организации этого масштабного проекта, и выразить благодарность за его поддержку Председателю Правительства РФ В.В.Путину и председателю Правительственной комиссии Д.Н.Козаку.

В настоящее время проект «Промышленный комплекс город Новомосковск Тульской области» находится в стадии активной реализации.

В целях четкого разграничения и исполнения обязательств государства и бизнеса между 11 его участниками подписано Инвестиционное соглашение, согласованы графики выполнения и финансирования работ.

Для жесткого контроля хода реализации мероприятий комплексного проекта и расходования бюджетных средств создана специальная комиссия, возглавляемая мною. Оперативное управление и рассмотрение вопросов, связанных с реализацией проектов, осуществляется рабочими группами.

В соответствии с графиком реализации комплексного проекта ОАО «Новомосковская акционерная компания «Азот» проводит модернизацию производства карбамида и цеха сложных удобрений, осуществляет строительство нового цеха по производству карбамида. Два проекта из трёх будут завершены уже в текущем году.

Опережающими темпами ведёт работу по реализации проектов ООО «Проктер энд Гэмбл - Новомосковск». Проведено техническое перевооружение производства синтетических моющих средств. Начали выпускаться новые виды продукции. Продолжается реконструкция производства жидких моющих средств с увеличением мощности. Строится завод по выпуску детских подгузников «Памперс».

ООО «Кнауф Гипс Новомосковск» завершило реализацию инвестиционного проекта «Техническое перевооружение шахты».

«Территориальная генерирующая компания № 4» реализует проект расширения Новомосковской ГРЭС.

По состоянию на 01.09.2009 сумма фактического освоения промышленными предприятиями денежных средств составляет 12 млрд 986 млн руб.

Начаты работы и по строительству объектов транспортной инфраструктуры. Сумма освоенных бюджетных инвестиций на сегодняшний день составляет 1 млрд 147 млн руб.

Таким образом, на сегодня освоено более 30% общей сметной стоимости проекта.

Следует подчеркнуть, что после реализации проектов Новомосковский завод компании «Проктер энд Гэмбл» станет самым крупным предприятием этой компании в мире, а завод «Кнауф» - самым крупным в Европе.

В результате реализации комплексного проекта почти в 2 раза увеличится объём отгруженной продукции, рост ВРП Тульской области составит 5-7%, будет создано более 1000 новых рабочих мест.

Сегодня, пройдя путь от идеи разработки комплексного инвестиционного проекта на принципах ГЧП до её практического воплощения, мы готовы использовать полученный опыт при организации и выполнении других проектов в Тульской области и поделиться этим опытом с регионами.

На наш взгляд, Инвестиционный фонд РФ в настоящее время является наиболее перспективным институтом развития в России. Это - институт активной финансовой политики, на который возлагаются большие надежды. От его работы во многом зависит будущее благополучие регионов.

Немногим более года назад Правительством РФ принято решение о направлении средств Инвестфонда и на поддержку инвестиционных проектов регионального значения.

Администрацией Тульской области совместно с заинтересованными предприятиями были разработаны и заявлены для получения господдержки из Инвестфонда два региональных инвестиционных проекта: строительство завода по производству стеклотары и автодорожного моста в городе Алексине, и строительство цементного завода и автодороги в поселке Новогуровский.

Проект «Строительство завода по производству стеклотары и развитие инфраструктуры муниципального образования город Алексин Алексинского района Тульской области» является одной из составных частей проекта создания Алексинского промышленного кластера. Паспорт проекта уже утвержден Распоряжением Правительства РФ от 20.08.2009 № 1216-р в целях софинансирования из Инвестфонда в объеме 992 млн 800 тыс. руб.

Реализация проекта позволит решить не только транспортную проблему города, создать более 1000 новых высокооплачиваемых рабочих мест, увеличить доходы бюджета, но и будет способствовать сохранению и развитию промышленного комплекса города Алексина и региона в целом.

Полагаем целесообразным делегировать с федерального на региональный уровень власти полномочия по отбору и финансированию региональных инвестиционных проектов, имея в виду выделение регионам из средств Инвестфонда субсидий на реализацию инфраструктурных проектов.

В результате формирования оперативной системы господдержки проектов мы получим эффективный инструмент, способный смягчить кризисные проявления в экономике регионов и обеспечить дальнейшее развитие территорий.

Мы уверены, что сегодня, несмотря на определенные трудности, и власть, и бизнес могут и должны выступать надёжными партнёрами, способными к конструктивному диалогу и взаимовыгодному сотрудничеству.

В заключение хотел бы ещё раз подчеркнуть, что существенная поддержка государства и активное привлечение бизнеса к развитию регионов позволят не только достойно ответить на вызовы времени, но и создать основу будущей инновационной российской экономики.

***

Новомосковск - второй по величине город Тульской области, крупный промышленный и культурный центр России. Образован в 1930 г. в связи с началом строительства крупнейшего в стране химического комбината. Численность населения по городу и району составляет 150 тыс. человек.

Сегодня Новомосковск располагает развитой химической, энергетической и пищевой промышленностью, стройиндустрией, железнодорожным и автомобильным транспортом, всего около 100 крупных и средних промышленных предприятий и строительных организаций. Химическая продукция пользуется большим спросом на мировом рынке. Из года в год продолжается положительная динамика роста объемов промышленного производства.

В 2007 г. по инициативе губернатора Тульской области администрация Новомосковского района совместно с крупнейшими промышленными предприятиями района разработала комплексный инвестиционный проект «Промышленный комплекс г. Новомосковск Тульской области», который был утвержден Распоряжением Правительства РФ от 03.09.2008 № 1280-р в следующих параметрах: сметная стоимость комплексного инвестиционного проекта - 46,3 млрд руб., в том числе 8,65 млрд руб. - размер государственной поддержки за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ. Данная сумма будет расходоваться для строительства транспортной инфраструктуры.

Это строительство железнодорожного моста через р. Любовка стоимостью 2,25 млрд руб., новой грузовой железнодорожной станции «Промгипсовая» и железнодорожной ветви ст. Урванка - ст. Промгипсовая стоимостью 1,2 млрд руб. Большая часть средств (5,8 млрд руб.) будет расходоваться на строительство участка автодороги Тула - Новомосковск. Ввод в эксплуатацию инфраструктурных транспортных объектов планируется в декабре 2010 г.

Реализация Проекта обеспечит рост валового регионального продукта на 5-7%, позволит осуществить развитие высокотехнологичных предприятий обрабатывающей промышленности (объем продукции, отгруженной организациями района, вырастет в 1,7-1,8 раза).

Реализация проекта приведет к повышению инвестиционной привлекательности Новомосковского района и Тульской области в целом. Ожидается, что объем инвестиций в Новомосковском районе Тульской области в период 2009-2012 гг. увеличится в среднем в 2,5-3,0 раза по сравнению с 2008 г.

Реализация Проекта позволит получить существенный рост налоговых поступлений (до 7%) в бюджет области и муниципального образования. После реализации проекта район будет обеспечивать 30-35% объема промышленной продукции Тульской области (против 24-25% в 2007 г.).

Развитие экономической базы региона неизбежно повлечет за собой увеличение числа рабочих мест, рост денежных доходов населения, улучшение демографической ситуации (сохранение в регионе молодого населения), приток квалифицированных кадров, повышение уровня образования населения и целого ряда других параметров, характеризующих уровень и качество жизни населения.