Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 3 (40), Октябрь 2009г.

Материалы совещания "Государственно-частное партнерство - основа посткризисного развития регионов"

Из выступления В.В.Путина, Председателя Правительства РФ

Наше совещание посвящено проблемам государственно-частного партнерства (ГЧП).<…> О необходимости активного использования ГЧП мы говорим применительно к очень многим сферам: это и транспортная инфраструктура, и жилищно-коммунальное хозяйство, и высокотехнологичные производства, и комплексное освоение территорий. О необходимости активного использования ГЧП мы говорим применительно к очень многим сферам: это и транспортная инфраструктура, и жилищно-коммунальное хозяйство, и высокотехнологичные производства, и комплексное освоение территорий.

Инструмент, безусловно, важный и эффективный, что убедительно показывает практика многих государств. Да и у нас, в частности, здесь, в Тульской области, есть примеры успешной реализации индустриальных проектов на основе ГЧП.<…>

Имею в виду инициативу по созданию в Новомосковске интегрированного промышленного комплекса. В ее реализации участвуют федеральный Инвестиционный фонд, администрация региона, компании "Еврохим", "Проктер энд Гембл", ТГК-4, другие предприятия. Кстати, у "Еврохима" есть идея по развитию аналогичных производств в других регионах страны, в том числе в Волгоградской области.<…>

Использование ГЧП позволяет увязать в единое целое ресурсы и возможности государства, регионов, бизнеса, снизить риски участников проекта, распределить их зоны ответственности, согласовать интересы.

Еще до кризиса мы говорили о том, что необходимо задействовать новые факторы роста. И в этом смысле большие надежды возлагали именно на ГЧП.

Работа за это время проделана большая. Напомню, что была создана правовая база этой совместной работы. Приняты законы о концессиях, особых экономических зонах, Банке развития. Были приняты поправки в Бюджетный кодекс. Сформированы ключевые институты - в том числе, в 2005 г. создан Инвестиционный фонд. На сегодняшний день в рамках Инвестфонда одобрен 21 проект, имеющий общегосударственное значение. Объем их финансирования - всех этих проектов - в 2009 г. составит 54,5 млрд руб. Еще 10 млрд руб. - это региональные проекты, региональные средства. В среднем на 1 руб. федерального бюджета - и практика кластера в Новомосковске это подтверждает - привлекается примерно 3,5, а то и 4 руб. частных инвестиций. То есть работа Инвестфонда, как мы и рассчитывали, стала катализатором инвестиционной активности бизнеса.

Сам факт того, что государство принимает участие, уже вкладывает деньги, как я понимаю, бизнес одобряет. Но если еще иметь в виду развитие энергетики, инфраструктуры, железных дорог, шоссейных дорог, оказание содействия в уменьшении налоговой нагрузки - все это вместе, конечно, создает благоприятные условия.

Как я уже сказал, кризис, конечно, вносит свои коррективы. Во-первых, мы должны были принять жесткое решение и сконцентрировать инвестиционные ресурсы на объектах высокой степени готовности, перенести пока на более поздние сроки начало многих новых проектов.

Во-вторых, мы пошли на то, чтобы использовать средства Инвестфонда для предотвращения угрозы массового "долгостроя", особенно в регионах РФ. Возместили им, регионам, за счет Инвестфонда нехватку собственных ресурсов.

Правительством уже принят ряд решений по антикризисной поддержке региональных проектов. И просил бы сегодня доложить о ходе их реализации. При этом особое внимание нужно уделить своевременному использованию поступивших бюджетных ассигнований. Деньги не должны лежать на счетах "мертвым грузом", а должны работать на стимулирование производства.

Необходимо думать и о перспективе. Экономика, как мы знаем, начинает демонстрировать известные признаки восстановления. А значит, мы все больше внимания должны уделять вопросам развития.

Считаю, что сейчас оптимальный период для того, чтобы "дошлифовать" все детали механизма ГЧП. В дальнейшем, на стадии нового экономического подъема, это позволит двигаться вперед, не теряя времени.

Следует посмотреть, каких возможностей пока недостаточно, чего нам пока не хватает, что мешает сделать ГЧП более гибким и привлекательным инструментом для бизнеса, для частных инвестиций.

Например, речь может идти о предоставлении государственных гарантий, использовании инфраструктурных облигаций, субсидировании процентных ставок по кредитам, помощи с выделением земельных участков, как в некоторых местах бывает.

И, конечно, нужно продолжать поиск и отбор новых перспективных проектов, прежде всего, региональных. Именно такие, требующие сравнительно небольших ресурсов, быстро окупаемые проекты способны в короткие сроки улучшить социально-экономическую ситуацию в конкретных городах, пополнить бюджеты, создать дополнительные рабочие места.

Особое внимание следует уделить моногородам. Многие из них сегодня оказались в своеобразной ловушке. Градообразующее предприятие имеет, допустим, планы масштабной реконструкции производства, внедрения новых технологий, повышения производительности труда. А значит - неизбежно сокращение избыточной численности персонала. Но трудоустройство в населенных пунктах с моноструктурой экономики - это дело подчас очень сложное, а иногда даже бесперспективное для рядового гражданина, для рядового человека.

Когда эти города и поселки, предприятия, в них работающие, создавались, тогда никто не думал о возможных проблемах в будущем. Но сегодня эти проблемы достались нам, и мы, конечно, должны их решать.

Поэтому необходима реализация комплексных проектов индустриального развития - строительство новых заводов в моногородах, решение их транспортных, энергетических, экологических проблем, создание новых рабочих мест.

Конечно, это требует времени, денег, но другого пути нет. Именно таким путем пошли здесь, в Туле. И, полагаю, что этот опыт может быть востребован и во многих других российских регионах.