Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 3 (40), Октябрь 2009г.

Проблемы инновационного развития

Боровик В.С., Председатель Научно-технического экспертного совета при главе города Волгограда

При всем многообразии информации, отражающей различные аспекты инновационного развития, зачастую отсутствует четкое понимание того, в чем, собственно, мы видим конкретные проблемы. Отсюда можно сделать предположение, что в настоящее время, интуиция играет ведущую роль в понимании сути и содержания того, что можно или следует считать проблемами инновационного развития. Однако интуитивное понимание порождает ряд отрицательных следствий. Оно не способствует выделению главного - контролируемого результата при решении проблемы. Возникает вопрос: если не совсем понятно, в чем проблема, то насколько точно можно сформулировать цель?

В свою очередь, неясное понимание цели мешает выделению главного направления работы, сбалансированности в использовании ресурсов, обоснованию и критическому анализу решения проблемы. Это сказывается на способах координации деятельности, ведет к существенному перерасходу ресурсов в организационно-хозяйственных системах.

Например, анализируя социально-экономические проблемы строительства и эксплуатации скоростных автомагистралей, возникающие в связи с предстоящим участием России в международном проекте как элементе инновационного развития, авторы документа перечисляют, по их мнению, «проблемы»:

«- экономические последствия такого строительства с учетом сложных природно-климатических условий на значительной части российских территорий;

- необходимость обязательной параллельной реконструкции примыкающих местных дорог;

- проблемы окружающей среды и удовлетворения транспортных потребностей населения».

Из перечисленных «проблем» не ясно, в чем же конкретно они заключаются. Откуда в этом случае возьмутся конкретные цели?

Следует отметить, что в практической деятельности постоянно возникают ситуации, разрешение которых с помощью имеющихся средств, знаний и опыта затруднено. В таких случаях принято говорить о том, чтовозникла проблема. Известно, что проблема, как и задача, берет свое начало в проблемной ситуации. Возникновение проблемной ситуации обусловлено появлением информации. В нашей жизни идет постоянное смешение понятий проблемы, проблемной ситуации, задачи.

Известно, что анализ проблемной ситуации создает предпосылки для преобразования её либо в задачу, либо в проблему. Проблемная ситуация проявляется в информации о несоответствии реального результата желаемому, или реальных условий или средств - желаемым. Несоответствие возникает под влиянием информации, имеющей статус документа. Это может быть нормативный документ, акт, приказ, экспертное заключение, договор и т.д.

И чтобы осуществлять инновационное развитие, очень важно точно назвать вещи своими именами: задачи - задачами, проблемы - проблемами и, наконец, проблемные ситуации - проблемными ситуациями. Проблемная ситуация проявляется в ходе сравнения информации о результатах процессов, происходящих, например, в производстве в текущий момент, с информацией о результатах, которые были запланированы ранее. Несоответствие значений сравниваемых параметров и отсутствие решения в конкретный момент времени обусловливает возникновение проблемной ситуации, если параметры этого несоответствия выходят за границы ранее установленных пределов. Например, в соответствии с контрактом между заказчиком и исполнителем выполнена работа с гарантийными обязательствами на срок 5 лет. Через 3 года документально установлено, что по своему состоянию объект не соответствует нормативным требованиям. Гарантийные обязательства не выполнены. Установлено несоответствие текущего состояния запланированному и по своим параметрам выходящему за ранее установленные пределы. Возникла проблемная ситуация.

Возникновение проблемы обусловливается информацией о несоответствии результатов производственной деятельности в текущий момент с результатами, которые планируются на перспективный период, также, если это несоответствие выходит за границы установленных пределов. Например, из проблемной ситуации, изложенной выше, у руководства исполнителя может быть два основных выхода:

  • разработать проект с целью восстановления нормативного состояния объекта и выполнить комплекс работ в соответствии с проектом, т.е. решить задачу;
  • отказаться от выполнения своих гарантийных обязательств, что создаст предпосылки для возникновения проблемы, т.к. заказчик может представить соответствующие документы в арбитражный суд и дело, вероятнее всего, выиграет с последующими санкциями. Кроме того, для дорожно-строительного предприятия в будущем также могут возникнуть сложности с заключением контрактов и т.д.

Таким образом, общим свойством для проблемы и проблемной ситуации является информация о несоответствии результатов. Отличие проблемной ситуации от проблемы заключается в том, что возникновение проблемной ситуации обусловлено появлением информации о несоответствии запланированных результатов и результатов, имеющихся в текущий период времени, а проблемы - результатов текущего периода и прогнозируемого.

Получается, что, если не разобраться детально, то можно решать не проблему, а проблемную ситуацию, что зачастую и происходит. Столь детальное рассмотрение проблемы и проблемной ситуации связано с тем, что довольно часто за проблему принимается задача и, наоборот, столкнувшись с действительной проблемой, пытаются решить ее как задачу. Наиболее распространенное заблуждение проявляется в попытке решения непосредственно проблемной ситуации. В связи с этим достаточно точное разделение проблемы и проблемной ситуации в условиях продекларированного инновационного развития имеет для практики чрезвычайно большое значение. Инновационный путь развития обусловливает постоянное возникновение проблемных ситуаций, т.к. для обеспечения конкурентоспособности и необходимости выполнения больших объемов производства необходимо ставить амбициозные цели. Отчетливое понимание процессов, происходящих в стране, отрасли, регионе, на рынке создает предпосылки для эффективного управления производством. Как показывают исследования, для производственной деятельности важно не создавать проблем, а вовремя прогнозировать их возникновение, точно формулировать и выходить из проблемных ситуаций на решение задач.

Информация о проблемной ситуации дает импульс для сбора, систематизации и анализа информации, позволяющей выйти на решение задачи или на формулирование проблемы.

Как правило, такие ситуации типичны при инновационном развитии производства, когда чрезвычайно ограничен объем информации о новых технологиях, материалах, процессах и необходимо прогнозировать различные ситуации. Кроме этого определенная часть проблемных ситуаций может возникать из-за несоответствия знаний и необходимой квалификации рабочих и служащих предприятий потребностям современного производства.

То, что для производственного предприятия является проблемой, для научной организации, - как правило, задача. Тесно налаженные контакты производственных предприятий с научными организациями способствуют своевременному прогнозированию проблем и оперативному их решению соответствующими инструментами и методами.

В связи с этим Научно-технический экспертный совет при главе города Волгограда создан для того, чтобы, во-первых, точно прогнозировать возникновение проблем на предприятиях и предлагать их эффективное решение специалистами, а во-вторых, чтобы объединить административный ресурс и научно-технический потенциал для решения сложных задач инновационного развития.

Результаты науки должны быть востребованы практикой в той мере, в какой это соответствует поставленным целям, достижение которых возможно на путях инновационного развития. Это относится, прежде всего, к прогнозным физическим и экономическим расчетам. Известно, что в тех случаях, когда практика заинтересована в получении точных параметров или характеристик, это достигается применением нескольких независимых методов, методик, приемов и др. Затем определяется наиболее вероятное значение с оценкой точности и контролем вычислений. «Семь раз отмерь и один раз отрежь», - гласит народная мудрость. Использование или неиспользование в расчетах нескольких независимых способов вычисления прогнозируемого параметра - самый верный признак определить, насколько востребована или не востребована точность искомой величины. Чего можно ожидать от реализации какой-либо программы, если отсутствуют экономические расчеты, привязанные к реальным возможностям? Даже если эти расчеты и сделаны, но сравнить их не с чем, то не ясно, насколько они точны, насколько им можно доверять. Отсутствие точных показателей создает так называемую «мутную водичку» или среду для различного рода злоупотреблений, выражающихся, например, в необоснованном лоббировании и, следовательно, коррупции и, как результат, приводит к снижению эффективности хозяйствования. Для того, чтобы повысить обоснованность принимаемых решений, и нужна независимая научно-техническая экспертиза.

Именно глубокое понимание проблем инновационного развития подвигли руководство города на создание при главе города Волгограда Научно-технического экспертного совета. Совет работает уже год, и уже есть конкретные результаты работы. Совет принял участие в экспертизе весьма важного документа, определяющего жизнь нашего города на далекую перспективу - «Стратегическом плане устойчивого развития Волгограда до 2025 года». В ходе обсуждения этого документа было высказано много полезных предложений. Указаны главные недостатки:

  • недостаточная связь отдельных разделов плана между собой, например «Развитие жилищной сферы» и «Развитие ЖКХ» и др.;
  • недостатки, связанные с разработкой прогнозного бюджета и бюджета развития как главных инструментов финансового планирования, проверки сбалансированности прихода и расхода ресурсов;
  • слабая связь запланированных мероприятий в разделах плана с финансовыми возможностями города.

Однако, в целом, документ является мощным стимулом, обладающим мобилизующим началом, и его планомерная реализация будет способствовать интенсивному развитию города. И, наконец, стратегический план ставит перспективные цели, выполнение которых может быть достигнуто при соответствующих условиях и ресурсах. А несоответствие, как мы выяснили, и является основным признаком проблемной ситуации и проблемы. Следовательно, стратегический план позволяет заранее прогнозировать возникновение проблемных ситуаций и выходить на решение задач.

Для успешной реализации стратегического плана Научно-техническим экспертным советом предложено провести реорганизацию экономического блока администрации Волгограда. Предложено создать комитет стратегического развития, что не потребует дополнительных финансовых издержек из бюджета Волгограда, т.к. не повлечет изменение общей численности работников администрации.

Сотрудники комитета одновременно должны выступать и как менеджеры проектов, разрабатываемых и реализуемых по указанию главы города Волгограда. Этим создаются предпосылки для обеспечения синтеза стратегического планирования и управления проектами в рамках одной структурной единицы. Очень важно, что перед этим подразделением ставится совершенно конкретная цель - обеспечить ежегодный дисконтированный прирост бюджетных поступлений не менее 10%.

Другой пример, - экспертиза Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Волгограда на 2008-2012 гг. позволила сделать ряд полезных рекомендаций по водоснабжению и водоотведению, теплоснабжению, горячему водоснабжению. Руководству города предложено организовать конкурс среди специалистов на наиболее эффективное решение чрезвычайно актуальной проблемы реконструкции сетей отопления и горячего водоснабжения.

Выполнение Программы позволит сократить потери тепла в тепловых сетях в лучшем случае на 10%. В дальнейшем должна быть разработана программа повышения энергоэффективности систем теплоснабжения. Первым шагом на пути реализации этой программы должно быть запрещение согласования проектов зданий, не оборудованных приборами поквартирного учета расходов холодной и горячей воды, тепла и регуляторами температуры.

По рекомендации Совета создан совет по энергосбережению, который возглавит работу по постоянному, систематическому аудиту предприятий по эффективному использованию энергоресурсов, но, главное, в тесном контакте с учеными города вести работу по внедрению альтернативных источников энергии. Все эти предложения вписываются в объем запланированного финансирования и могут быть реализованы путем перераспределения средств по видам работ.

Для повышения эффективности Научно-технического экспертного совета следует доработать нормативную базу его деятельности. Отсутствуют нормативные акты, определяющие основные положения государственной научной и научно-технической экспертизы. Еще 15.11.2003 Постановлением № 22-17 на пленарном заседании Межправительственной Ассамблеи государств - участников СНГ принят «Модельный закон о научной и научно-технической экспертизе». Этот документ предлагает членам СНГ регулировать отношения, возникающие в связи с назначением и проведением научной и научно-технической экспертизы, устанавливает общественно значимые объекты, подлежащие обязательной научной и научно-технической экспертизе, определяет основные права и обязанности заказчиков и исполнителей научной и научно-технической экспертизы.

К сожалению, до настоящего времени в России не приняты нормативные акты, регламентирующие деятельность одного из важнейших этапов реализации инновационного развития в стране - научно-технической экспертизы общественно значимых решений, способствующих социально-экономическому, научно-техническому гуманитарному и культурному развитию России. Их отсутствие не позволяет обеспечить методологическое единство правовых, финансовых, научных и научно-технических требований к организации и проведению научной и научно-технической экспертизы.

Опыт нашей работы показал, что для повышения эффективности принимаемых администрацией решений целесообразно проводить экспертизу не только на этапе завершения разработок, но и на этапе выдачи заданий на разработку. Именно на этом, начальном, этапе задаются требования к разработке, объем и глубина проработки деталей, целесообразность выполнения специальных научно-исследовательских работ для решения проблемы. Когда работа завершена, как правило, поздно ставить принципиальные вопросы, касающиеся объема и качества разработки, т.к. все последующие этапы завязаны в единый процесс, объединяющий финансирование, сроки реализации объекта, производственные ресурсы и т.д.

Совместная эффективная работа администрации города и ученых создает условия для интенсивного поиска успешных решений на основе реальных возможностей и необходимости планомерного целенаправленного движения по пути научно-технического прогресса, обеспечивая интенсивное развитие экономики нашего города.

БОРОВИК Виталий Сергеевич. Доктор технических наук, профессор. С 1998 г. - заместитель генерального директора Волгоградавтодора по техническим вопросам, с 2000 г. - заместитель начальника управления автомобильных дорог Администрации Волгоградской области. Почетный профессор Московского автомобильно-дорожного института, почетный работник высшего профессионального образования, почетный дорожник РСФСР, изобретатель СССР. С 2008 г. - председатель Научно-технического экспертного совета при главе города Волгограда.