Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 3 (40), Октябрь 2009г.

Удержать равновесие в период кризиса

Гребенников Р.Г., Глава города Волгограда

Волгоград, как и другие российские города, сегодня переживает непростые времена. Негативное воздействие кризиса в полной мере ощущается и на крупных промышленных предприятиях, и в малом и в среднем бизнесе. Безусловно, для нас это не стало неожиданностью: администрация Волгограда составила сценарий «негативного развития» города в текущем году, в котором предусмотрено объективное снижение главных экономических показателей. Но, на мой взгляд, критической отметки мы, к счастью, не достигнем. Хотя проблемы есть. Но они решаемы.

К примеру, в трудном положении оказался Волгоградский судостроительный завод. Вроде бы и заказчик есть, да заказа нет. Менеджмент предприятия находится в затянувшейся стадии переговоров с Волго-Донским пароходством. Причина банальна - никак не сойдутся в цене. Что в такой ситуации может сделать власть? Склонить стороны к компромиссу. Надеемся, что у нас это получится. Ведь от этого контракта зависит благополучие многотысячного коллектива предприятия в течение, как минимум, полугода.

Не все в порядке сегодня на заводе тракторных деталей и нормалей. Производство находится под угрозой полной остановки из-за намерений руководства «Волгоградрегионгаза» отключить завод от газовой магистрали по причине задержки платежей по услугам. Конфликт между сторонами не стихает - мы стараемся его урегулировать, убеждаем газовиков в том, что они ничего не выиграют от остановки завода, а невыплаченные им средства уж точно потеряют окончательно. Мы стремимся в подобных случаях склонить монополистов к определенным соглашениям, суть которых в предоставлении их должникам «товарных кредитов» в виде поставок газа или электроэнергии. В конечном счете, реализация подобных соглашений отвечает и их интересам, и интересам предприятий, и интересам города. Вообще любое регулирование - это соблюдение баланса интересов: предприятия и его контрагентов, экономики и социальной сферы.

Антикризисное регулирование мы видим в выработке четкой стратегии действий властей и четком следовании ей. Администрацией Волгограда был разработан общий план антикризисных мероприятий, которого мы строго придерживаемся. В рамках выстроенной концепции, к примеру, мы прорабатываем меры по упорядочению взимания с промышленных предприятий налога за землю: отодвигаем сроки оплаты, тем самым помогая заводам пережить экономические трудности. Считаю, что было бы неплохо вообще устроить для предприятий продолжительные «каникулы» и не взимать с них налог на землю хотя бы в течение года! Но, к сожалению, мы не можем себе этого позволить - у мэрии есть социальные обязательства, которые должны выполняться при любых условиях.

Малому и среднему бизнесу во время кризиса тоже живется несладко. Спрос упал, неплатежи от контрагентов растут, взять кредит в банке весьма и весьма сложно - все это привело к сжатию денежной массы в этом секторе, к недофинансированию оборотного капитала. Некоторым предпринимателям в связи с тяжелым положением пришлось свернуть свой бизнес. Но, по моим данным, таких немного - всего около 10% от общего количества предпринимателей.

Вообще поддержка малого и среднего бизнеса - это не разовая акция, приуроченная к кризису. Мы и в докризисный период немало делали для его развития. Причем в целях наиболее эффективной реализации муниципальной политики, направленной на поддержку предпринимательства, тесно взаимодействовали с администрацией области, городской и областной Думами, общественными объединениями. В Волгограде действует городской координационный совет по предпринимательству, работающий при моём непосредственном участии, есть постоянно действующие комиссии администраций городских районов. Предприниматели города регулярно привлекаются к разработке нормативных актов, затрагивающих их права и обязанности.

В декабре 2008 г. была принята муниципальная целевая программа «Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в Волгограде на 2009-2011 годы», предусматривающая создание благоприятных условий для развития бизнеса. На ее реализацию предусмотрено выделить 4,88 млн руб., в том числе в текущем году - 1,5 млн руб.

Стратегию поддержки предпринимателей пришлось скорректировать с учетом новой экономической ситуации. К примеру, в феврале этого года городская Дума приняла решение «Об утверждении прогнозного плана приватизации муниципального имущества на 2009-2011 годы». Основанием для такого решения стали положения федерального закона № 159 «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества…» и многочисленные обращения предпринимателей, имеющих преимущественное право на приобретение арендуемого ими муниципального имущества. Сегодня ведется работа по уточнению списков арендуемых помещений, подлежащих приватизации, готовятся технические паспорта на них, производится оценка их рыночной стоимости. Но мы понимаем, что если в докризисной ситуации не все предприниматели могли себе позволить выкуп помещений, то сегодня число предприятий, обеспеченных оптимальным уровнем ликвидности, стало еще меньше. Однако вопрос с помещениями в глобальном смысле своей актуальности не потерял. И мы, администрация Волгограда, подготовили проект постановления городской Думы о передаче ряда муниципальных нежилых помещений, которые длительное время не используются, субъектам малого и среднего бизнеса с освобождением от арендной платы на 5 лет. Таким образом, и волки сыты, и овцы целы. И бюджет не понесет дополнительных потерь, и предприниматели, минимизируя затраты на аренду площадей до нуля, смогут высвободившиеся средства отправить на развитие своего бизнеса.

В целом, обсуждая антикризисные меры, городские власти в первую очередь исходили из соображений минимальных потерь для городского бюджета. С одной стороны снижение налогов и арендных ставок ведет к увеличению выпадающих доходов, с другой - оказывая поддержку малому бизнесу, мы обеспечиваем в дальнейшем стабильное поступление налогов, арендной платы. К счастью, мы увидели понимание со стороны предпринимателей. Они ценят поддержку администрации и не ждут, что власти решат абсолютно все проблемы, а просто кропотливо работают. Мы все с нетерпением ждем окончания кризиса и принимаем меры по смягчению его негативного воздействия.

Имеется и понимание бизнесменов в вопросах социальной политики мэрии. И это не может не радовать. Мы признательны всем аптечным и торговым предприятиям Волгограда, которые поддержали инициативу мэрии, касающуюся заморозки цен. Понимая социальную значимость вопроса, многие руководители проявили твердую гражданскую позицию, заявив о своем участии в акции «Цены заморожены», которая стартовала 1 июня. Это и есть настоящее проявление социально ответственного бизнеса. Мы достигли договоренностей с торговыми сетевыми компаниями «МАН», «Магнит», «Радеж» и «реал-Гипермаркет», с Волжским пищекомбинатом, который имеет 25 собственных торговых точек в Волгограде, о введении фиксированных цен на социально значимые продукты питания. К примеру, хлеб пшеничный из муки первого сорта стоит 26 руб. за 1 кг, молоко жирностью 2,5-6% – 21 руб. за литр, крупа рисовая - 35,90 руб. за 1 кг, крупа гречневая - 19,90 руб. за 1 кг. Кроме того, на один вид из ассортимента таких продовольственных товаров, как масло растительное, яйцо столовое, куры (тушки), сахар-песок, картофель, применяется минимально возможная торговая наценка - не более 5%.

Отмечу, что тарифное соглашение в рамках акции «Цены заморожены» подписали также муниципальные и коммерческие аптечные предприятия города. В рамках соглашения установлена единая цена на список из 34 лекарственных средств, пользующихся наибольшим спросом у населения. В ряде аптек цены на эти препараты не только заморожены, но и снижены. А вот с руководством государственной аптечной сети «Волгофарм» было достигнуто дополнительное соглашение - список медицинских препаратов с «замороженной» ценой расширился с 34 до 50 наименований.

В период кризиса особенно актуальным становится вопрос трудоустройства населения, и над этим вопросом мы тоже работаем. Сегодня в Волгограде реализуется программа дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда. В числе основных направлений программы - организация опережающего профессионального обучения работников в случае массового увольнения, временное трудоустройство работников, находящихся под угрозой массового увольнения, содействие в развитии малого предпринимательства и самозанятости безработных. На реализацию программы муниципалитету выделено 197 млн руб., в том числе из федерального бюджета - 185 млн руб., из областного - 11,7 млн руб.

Программа по организации временной занятости людей в городском хозяйстве (иначе говоря, общественные работы) действует у нас на уровне отдельных районов. В каждом районе создан антикризисный центр, который получает всю информацию о высвобождающихся работниках предприятий. В соответствии с установленными нормами, выполняя общественные работы (уборка мусора, очистка и озеленение территорий, благоустройство помещений), люди смогут получать по 4330 руб. в течение 3 мес. А потом им придется уступить свое место другим.

Кроме того, совместно с рядом компаний и предприятий мы работаем над расширением списка вакансий на постоянную работу. О своей готовности предоставить дополнительные рабочие места уже заявили «Волгомясомолторг», «ВЗБТ», ЦКБ «Титан». Есть вакансии и в торговых сетях «МАН», «Пятерочка». Несмотря на то что возможности по трудоустройству безработных у нас увеличиваются, мы на всех совещаниях с руководителями городских предприятий, которые проводятся регулярно, пытаемся убедить их, в случае крайней необходимости, вместо увольнения отдавать предпочтение варианту с сохранением частичной занятости работников, поскольку это отвечает и их интересам.

Надеюсь, что показатели социально-экономического развития города в ходе кризиса не рухнут вниз. Надежды эти в основном связаны с ожиданием поступления государственных средств в реальный сектор экономики. Государству удалось спасти от развала российскую банковскую систему, насытив ее деньгами. Теперь средства из банков должны пойти на предприятия, в малый и средний бизнес, поскольку Правительство РФ предпринимает для этого все необходимые меры.

Как только на предприятия будут поступать деньги, ситуация начнет стабилизироваться. Платежи по счетам энергии, сырья и комплектующих примут регулярный характер, не будет задержек выплаты заработной платы работникам, налоговые отчисления в бюджеты всех уровней вырастут. А это значит, что городские власти смогут в полной мере выполнять свои социальные обязательства. Соответственно, вырастет потребительский спрос, появятся деньги и у малого бизнеса. Это позволит добиться самого главного: сохранить максимальное количество рабочих мест, снять социальную напряженность. Вот так и сбалансируются экономика и социальная сфера.

***

Партнерство на доверии

Одним из эффективных способов взаимодействия двух государств является партнерство на уровне городов. Сегодня узами дружбы связаны десятки российских и немецких муниципальных образований. В июле 2009 г. по инициативе Президента России Д.А.Медведева и канцлера ФРГ Ангелы Меркель в Волгограде прошла X конференция городов-партнеров России и Германии. Одним из главных вопросов форума стало обсуждение развития дальнейших связей совместного взаимодействия российских и германских городов.

Перечень трудностей, которые стоят сегодня перед руководством российских и германских городов, практически одинаковый. И в России, и в Германии сегодня наиболее острыми являются проблемы демографии, эмиграции, а также экономические трудности, связанные с мировым финансовым кризисом. «Причина современного кризиса таится в потере доверия между банками и государством, - заявил первый заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы, президент общества «Россия - Германия» Ю.Росляк. - В наших отношениях доверие есть, и оно построено на взаимном уважении. Поэтому вместе мы можем создать прорывные проекты во многих отраслях».

«Десятки городов из России и Германии сегодня имеют партнерские связи, - сообщил временный поверенный в делах ФРГ в России доктор Р.Адам. - И подобные встречи являются важнейшей составляющей взаимного сотрудничества и обмена опытом. Мы с интересом наблюдаем за тем, какие изменения сегодня происходят в России на муниципальном уровне. Ваши города обладают огромным потенциалом и опытом в самых различных отраслях, и для германской стороны очень важно использовать этот потенциал для развития своих муниципалитетов».

Безусловным лидером взаимодействия на уровне городов России и Германии является Москва. Многие земли и города ФРГ являются стратегическими и ведущими зарубежными партнерами столицы. Сотрудничество Волгограда и Германии также имеет давние традиции, город-герой сегодня имеет побратимские связи с двумя крупными немецкими муниципалитетами - Хемницем и Кельном. И сегодня это взаимодействие выливается в инвестиции на десятки миллионов долларов. В городе работают торговые сети компании «METRO», при содействии Германии современным оборудованием «Siemens» оснащены Волгоградский кардиоцентр, перинатальный центр в Волжском, реализуются другие крупные проекты. По словам мэра города Р.Г.Гребенникова, «Волгоград сотрудничает с германскими муниципалитетами в самых разных областях. Это экономика, экология, большие связи налажены между нашими вузами, идет культурный обмен. Особое значение придается поддержке ветеранских организаций.

При этом многие партнерские отношения германских и российских городов начинались с гражданских инициатив населения. «Прошли те времена, когда партнерство диктовалось сверху, - заметил председатель правления германо-российского форума доктор Э. фон Штуднитц. - Объединительные процессы происходят снизу. Необходимо искать точки соприкосновения между городами. Это может быть взаимодействие через школы, вузы, музеи. Именно партнерство с самых низших ступеней является наиболее крепким и перспективным».

ГРЕБЕННИКОВ Роман Георгиевич. В 1998 г. избран депутатом Волгоградской областной Думы, в 2001-2005 гг. - председатель Волгоградской областной Думы. С 2007 г. - глава города Волгограда.