написать письмо первая страница первая страница switch to english
Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка предприятий
Информационный сайт по недвижимости "Диалит-Недвижимость"
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 2 (39), Июль 2009г.

О минимизации последствий экономического кризиса в Калининградской области

Боос Г.В., Губернатор Калининградской области

Влияние мирового финансового кризиса на социально-экономическое положение Калининградской области является отложенным во времени в связи со сложившейся у нас структурой региональной экономики: отсутствием градообразующих и крупных сырьевых предприятий; большой долей малых предприятий; ориентацией на производство товаров народного потребления. Для того чтобы смягчить воздействие кризиса на население нашего региона, Правительство Калининградской области предпринимает целый ряд мер.

В конце прошлого года создан антикризисный штаб с участием представителей региональной и муниципальной властей, территориальных органов федеральной власти, ключевых отраслей экономики, общественных организаций, партий, учебных заведений, а также утвержден план мероприятий, направленных на предупреждение и преодоление возможных последствий кризиса в экономике области.

Основные блоки работы региональной исполнительной власти по преодолению кризисных явлений в экономике региона направлены на формирование инфраструктуры для будущего развития, сокращение текущих расходов бюджета, укрепление доходной базы консолидированного бюджета области, поддержку приоритетных отраслей экономики и стимулирование потребительского спроса и, конечно, на смягчение воздействия кризиса на население.

В связи с экономическим кризисом, наметившейся отрицательной динамикой в поступлении налоговых и неналоговых доходов областного бюджета в текущем году, в декабре 2008 г. по инициативе областного Правительства внесены изменения в Закон Калининградской области «Об областном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов». Расходная часть областного бюджета сокращена на 20% (свыше 6,8 млрд руб.) по сравнению с первоначально утвержденным объемом ассигнований. К слову, сокращение расходов мы начали с себя. Так, индексация денежного содержания государственных служащих Калининградской области в 2009 г. отменена.

При этом в текущем году все социальные выплаты для соответствующих категорий граждан сохраняются, а некоторые - увеличиваются, как например, помощь многодетным семьям. Финансирование части социальных мандатов будет осуществляться по принципу адресной социальной поддержки малообеспеченным, к примеру, региональным льготникам.

Органам местного самоуправления мы также рекомендовали провести анализ бюджетных обязательств с целью оптимизации расходов в 2009 г. Министерство финансов Калининградской области уже проводит мониторинг расходов местных бюджетов.

Таким образом, Правительством Калининградской области проведена работа по улучшению бюджетного планирования и организации исполнения бюджета Калининградской области, обеспечения реалистичности и сбалансированности бюджета региона.

Для развития инфраструктуры области запланировано софинансирование в полном объеме из областного бюджета мероприятий Федеральной целевой программы развития Калининградской области на период до 2014 г. Кроме того, предусмотрено финансирование в полном объеме инфраструктурных программ в области газификации и дорожного строительства, а также приоритетное финансирование программ развития малого предпринимательства, янтарной отрасли, туристической инфраструктуры.

Правительство Калининградской области проводит поддержку региональных предприятий в форме предоставления государственных гарантий. Так, программой предоставления государственных гарантий Калининградской области на 2009 г. предусмотрено предоставление гарантий в обеспечение обязательств юридических лиц перед коммерческими банками по привлекаемым кредитным средствам, а именно:

  • НО «Фонд жилищного и социального строительства Калининградской области» в объеме 65 млн руб. на завершение строительства и ввода в эксплуатацию 60-квартирного дома в г. Светлогорске;
  • НО «Фонд жилищного и социального строительства Калининградской области» в объеме 2 500 млн руб. на реализацию мер по поддержке жилищного строительства;
  • ОАО «КД авиа» в объеме 500 млн руб. на финансирование текущей деятельности;
  • ООО «Вальдау» в объеме 205 350 000 руб. на завершение строительства жилого комплекса со встроено-пристроенными автостоянками, досугово-оздоровительным центром и административными помещениями в г. Калининграде.

Составлен и отправлен на согласование в Минрегион России перечень 12 предприятий Калининградской области, предлагаемых для оказания государственной поддержки.

На региональном уровне мы продолжаем оказывать поддержку участникам инвестиционного процесса на начальных этапах инвестирования в соответствии с областным законом «О государственной поддержке организаций, осуществляющих инвестиции в форме капитальных вложений на территории Калининградской области», в котором предусмотрено административное сопровождение инвестиционных проектов.

Особо хочу остановиться на важнейшей, на мой взгляд, для экономики нашего региона в условиях кризиса теме - поддержке малого бизнеса. У нас в регионе действует целевая Программа Калининградской области о поддержке малого предпринимательства до 2013 г. Её новая редакция утверждена в начале марта 2009 г. Общий объем её финансирования составляет около 321,2 млн руб. (из областного бюджета), в том числе на мероприятия 2009 г. - около 68 млн руб. Вместе со средствами из федерального бюджета на сегодняшний день эта сумма увеличивается до более чем 161,6 млн руб. Для сравнения: бюджет предыдущей редакции этой Программы на 2007-2011 гг. составлял порядка 51 млн руб. на 5 лет.

Осуществляемая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства включает в себя правовую, финансовую (92,6% от общего объема финансирования Программы), информационную и образовательную составляющие.

Новая редакция Программы предусматривает введение двух новых мероприятий: предоставление грантов начинающим собственное дело и льготных микрозаймов субъектам малого бизнеса. Кроме этого предусматривается увеличение финансирования из регионального бюджета субсидирования части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с уплатой процентов по кредитам. Введение новых мероприятий в Программу обусловлено, в том числе, антикризисным пакетом мер поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, утвержденного приказом Минэкономразвития России.

13.02.2009 состоялось заседание Конкурсной комиссии по отбору субъектов РФ для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого предпринимательства субъектами РФ. Калининградская область объявлена победителем конкурса. На эти цели область получит 93,61 млн руб. за счет средств федерального бюджета.

В нашей области продолжается также реализация ряда международных проектов по поддержке малого и среднего бизнеса с участием органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Для стимулирования потребительского спроса и смягчения воздействия кризиса на жителей Калининградской области реализуется комплекс мер, перечислю лишь некоторые из них:

1) план мероприятий по предупреждению роста безработицы и обеспечению занятости высвобождаемых работников в условиях кризиса. Общий объем его финансирования только из областного бюджета - более 21,2 млн руб., но он будет увеличен в 2,5 раза. Уже подписано соглашение между Рострудом и региональным правительством о финансировании в размере 300 млн руб. дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Калининградской области.

Основной акцент в региональной программе сделан на профессиональное обучение и переобучение, организацию общественных работ, самозанятость, а также на поддержку микробизнеса;

2) в службе занятости населения открыта «горячая линия»;

3) проводится мониторинг цен на социально значимые товары, по результатам которого в территориальное Управление Федеральной антимонопольной службы РФ направляются запросы о возбуждении дел по факту нарушения антимонопольного законодательства (в настоящее время возбуждены 3 дела в отношении участников топливного рынка региона по факту установления монопольно высоких цен на реализуемый бензин и дизельное топливо, а также 3 дела в отношении торговых сетей региона по установлению монопольно высоких цен на молоко и молочную продукцию);

4) органами исполнительной власти области и органами местного самоуправления осуществляется контроль за соблюдением сроков выплаты заработной платы и обеспечением установленных в регионе минимальных гарантий по оплате труда (в 2008 г. - 5000 руб., в 2009 г. - 6000 руб.) в областных государственных и муниципальных бюджетных учреждениях;

5) в Правительстве Калининградской области создана межведомственная рабочая группа, на заседаниях которой разрабатываются меры, направленные на устранение негативных проявлений в социальной сфере, а также докладывается о мониторинге ситуации со своевременной выплатой пособий безработным региональной службой занятости;

6) в целях поддержания потребительского спроса на рынке жилья Калининградской области принято постановление Правительства Калининградской области «О порядке субсидирования гражданам части процентной ставки по ипотечным жилищным кредитам или займам, полученным для строительства (приобретения) жилья»;

7) подготовлены обращения в федеральные органы исполнительной власти по принятию мер для смягчения влияния мирового финансового кризиса на отдельные сектора экономики региона в области таможенно-тарифного регулирования, банковского кредитования, развития ипотечного кредитования, оптимизации таможенной инфраструктуры региона и таможенных процедур, портовой логистики и т.д.

Мы надеемся без серьезных потерь выйти из кризиса и вновь набрать необходимые темпы для дальнейшего поступательного движения вперёд.

***

Антикризисные меры правительства Калининградской области

1. Укрепление доходной базы бюджетов:

  • Мобилизация налогов на капитал при сокращении налогов на доходы. Доходы консолидированного бюджета снизятся в 2009 г. до 7 млрд руб. (на 22,4%), в том числе областной бюджет на 5,5 млрд руб. (на 25,8%).
  • Переоценка кадастровой стоимости земель.
  • Содействие оформлению земельных участков и постановке на учет в УФНС.
  • Выявление ненадлежащего использования земель.
  • Налогообложение земель под многоквартирными домами.
  • Работа с должниками - взыскание недоимок и штрафов.
  • Контроль за «серыми» схемами выплат заработной платы.
  • Работа с предприятиями, допускающими задолженность по заработной плате.

2. Сокращение текущих расходов бюджета:

  • Проведена инвентаризация расходов бюджета и мероприятий областных целевых программ. Общее сокращение расходов - 20-25%.
  • Отмена индексации с 01.04.2009 социальных выплат, пособий, заработной платы работников бюджетной сферы и нормативов финансирования.
  • При неисполнении доходной части бюджета по итогам первого полугодия 2009 г. не индексировать социальные выплаты и заработную плату с 01.10.2009.
  • Отменена индексация денежного содержания государственных служащих в 2009 г.
  • Сокращены наименее приоритетные мероприятия областных целевых программ.
  • Муниципальным образованиям рекомендовано не индексировать социальные выплаты и заработную плату работников муниципальных учреждений с 01.04.2009.
  • Внедрение энергосбережения в бюджетном секторе.

3. Формирование инфраструктуры для будущего развития:

  • Подписано соглашение о строительстве АЭС.
  • Софинансирование из областного бюджета ФЦП «Развития Калининградской области до 2014 года» в полном объеме.
  • Софинансирование из областного бюджета инфраструктурных программ (дороги, газификация) в полном объеме.
  • Проведение торгов по разработке концепции игорной зоны «Янтарный берег».
  • Развитие аэропорта Храброво.
  • Подписано соглашение о строительстве порта и яхтенной марины в г. Пионерском.
  • Приоритетные расходы бюджета - программы развития малого предпринимательства, янтарной отрасли, туристической инфраструктуры.

4. Поддержка приоритетных отраслей экономики и стимулирование потребительского спроса:

  • Проведение конкурса на создание промышленной зоны «Гурьевская».
  • Создан Гарантийный фонд для поддержки малых предприятий.
  • Субсидирование процентной ставки по кредитам для малых предприятий.
  • Субсидирование процентной ставки по кредитам для сельхозпроизводителей.
  • Гарантии бюджета по кредитам предприятий под залог активов.
  • Развитие микрофинансирования (4 центра в сельской местности).
  • Консультационная поддержка малых предпринимателей.
  • Субсидирование процентной ставки по ипотечным программам для всех категорий населения.

5. Смягчение воздействия кризиса на население:

  • Повышение уровня минимальной зарплаты до 6000 руб.
  • Индексация наиболее социально-значимых пособий, в том числе на детей, воспитывающихся в замещающих семьях.
  • Профессиональная переподготовка работников, потерявших работу, за счет бюджета и во взаимодействии с бизнесом.
  • Консультации «Как открыть свое дело», в том числе для потерявших работу.
  • Мониторинг использования предприятиями иностранной рабочей силы.
  • Мониторинг конкурентной ситуации на рынках социально-значимых товаров (продукты питания, топливо).
  • Общественные работы.

БООС Георгий Валентинович. Кандидат технических наук. В 1995-1997 гг. - депутат Государственной Думы ФС РФ, член Комитета ГД по бюджету, налогам, банкам и финансам. В 1998 г. назначен на пост главы Госналогслужбы РФ, затем Министром РФ по налогам и сборам. В 1999-2005 гг. - депутат Государственной Думы ФС РФ, член Высшего совета партии "Единая Россия". С 2005 г. - Губернатор Калининградской области.

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях).

Материал из журнала "Право и инвестиции". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию Вы можете узнать на сайте журнала. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83171. Подписной индекс в каталоге «Газеты.Журналы» Роспечати – 82831. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319. (C) 1999 - 2014 "Право и инвестиции".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100