написать письмо первая страница первая страница switch to english
Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка предприятий
Информационный сайт по недвижимости "Диалит-Недвижимость"
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 2 (39), Июль 2009г.

Рынок мощности: сущность и правовая природа

Матиящук С.В., Сибирский университет потребительской кооперации

Из самого названия оптового рынка электрической энергии (мощности) России видно, что сферой его обращения признается не только электрическая энергия как таковая, но и сопряженная с ней физическая величина - мощность. На современных рынках электроэнергии в европейских странах и США мощность уже давно приобрела товарный характер и определенную коммерческую ценность, т.е. встала в один ряд с вещами и иными объектами гражданских прав.

По поводу природы данного объекта в юридической литературе высказаны противоположные точки зрения. Одни авторы исходят из того, что мощность, в отличие от электроэнергии, вовсе не является товаром. По их мнению, плата за мощность, взимаемая с покупателей электрической энергии, предназначена только компенсировать затраты, связанные с поддержанием генерирующих агрегатов в постоянной готовности для выработки энергии [1].

С таким мнением трудно согласиться по следующим причинам. Во-первых, экономические реалии таковы, что под понятие «товар» подпадает все, что способно быть объектом торгового оборота. Так, согласно ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» [2] товаром признается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. Во-вторых, по общему правилу, согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ именно собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества и, как следствие, возмещение собственнику - поставщику электроэнергии - расходов по содержанию агрегатов в работоспособном состоянии даже тогда, когда электроэнергия этими агрегатами не вырабатывается, что по своей природе составляет предмет возмездной сделки. Очевидно, что мощность по своему экономическому содержанию является товаром.

Другие исследователи подразумевают под мощностью определенные действия (определенную деятельность), которые по своей гражданско-правовой природе относятся к числу услуг [3].

Согласно п. 36 Правил оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.10.2003 № 643 (в ред. от 31.06.2006) (далее - Правила оптового рынка), под генерирующей мощностью понимается особый товар, покупка которого предоставляет участнику оптового рынка право требования обеспечения готовности генерирующего оборудования к выработке электроэнергии установленного качества в количестве, необходимом для удовлетворения потребности в электрической энергии данного участника [4]. В то же время Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ выделяет такие понятия, как «установленная генерирующая мощность», «максимально доступная мощность» и «рабочая генерирующая мощность». Между тем выяснение точного содержания данных терминов очень важно для правильной квалификации отношений, связанных с обращением на оптовом рынке особого товара - мощности. Для понимания того, что же выступает товаром, необходимо обратиться к рассмотрению технологических особенностей функционирования оптового рынка электроэнергии (мощности) России.

Как известно, оптовым рынком электрической энергии (мощности) России признается сфера обращения электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы (ЕЭС) страны, которая представляет собой совокупность производственных объектов, связанных единым процессом производства и передачи электроэнергии в условиях централизованного оперативно-диспетчерского управления. Другими словами, оптовый рынок электроэнергии (мощности) России образуют так называемые объединенные энергосистемы, связанные единством технологического процесса производства и передачи электроэнергии и работающие параллельно как единый генератор. Такая организация отрасли, созданная еще в советский период, позволяет покрывать пиковые потребности в потреблении электрической энергии в одном регионе за счет высвободившихся мощностей в другом.

В целях обеспечения необходимого уровня надежности энергосистемы необходимо забронировать такой резерв «стратегической» мощности, который превышал бы объем пиковых нагрузок потребителей энергетической системы (по оценкам, это величина должна быть не менее 20 % [5]). Например, в случае аварии на какой-либо электростанции использование резерва генерирующих мощностей соседних регионов позволит обеспечить бесперебойное снабжения потребителей энергией. Очевидно, что чем выше показатели объема резерва мощности, тем лучше обеспечивается надежное и бесперебойное снабжение потребителей электроэнергией.

Как отмечают специалисты, резерв мощности в энергосистеме может быть создан как за счет резерва генерирующей мощности, так и за счет регулирования режима потребления электроэнергии (отключение отдельных категорий потребителей). При этом регулирование нагрузки потребителей можно использовать только как временную меру при возникновении аварийных и послеаварийных ситуаций.

Что же касается резерва генерирующей мощности, который по своему назначению подразделяется на эксплуатационный и на ремонтный резерв, то он прежде всего предназначен для ликвидации дефицита электрической энергии в случае непредвиденного увеличения нагрузки (в том числе вызванного частичными или полными отказами оборудования), а также ее случайными колебаниями.

Так, практически ни одна из тепловых и атомных электростанций ЕЭС России не осуществляет полноценного регулирования частоты как одного из основных показателей качества электрической энергии. Для восстановления частоты необходимо выравнивание баланса мощности в энергосистеме путем увеличения или уменьшения мощности, развиваемой агрегатами отдельных электростанций. Поскольку даже небольшие изменения частоты в энергосистемах могут вызвать существенное отклонение показателей качества и надежности электроснабжения, то помимо регулирования частоты необходимо регулировать и передачу электрической энергии от одной энергосистемы к другой. Эти функции в пределах ЕЭС страны выполняют отдельные электростанции, регулирующие свою мощность автоматически (по сигналу устройств контроля частоты) или по команде диспетчера энергосистемы, при этом постоянное участие таких электростанций в регулировании данных процессов сопряжено с дополнительными расходами на обеспечение диапазонов автоматического регулирования технологической автоматики котлов, реакторов и агрегатов. Для таких электростанций - поставщиков мощности и электроэнергии на оптовый рынок - предусмотрено возмещение условно-постоянных затрат.

Создание резерва генерирующей мощности связано еще и с такой особенностью объединенных энергосистем, как неизбежная аварийность энергетического и электротехнического оборудования и устройств. Поэтому ремонтный резерв генерирующей мощности предназначен для обеспечения бесперебойного снабжения потребителей энергией при выводе генерирующего оборудования отдельных электростанций в плановый ремонт или на реконструкцию.

На зарубежных рынках резервирование генерирующей мощности осуществляется путем покупки свободных мощностей у производителей, имеющих избытки установленной мощности. Таким образом, производителям электроэнергии оплачивается не только выработанная электроэнергия, но и «свободная мощность», которая может быть использована в случае внезапного возникновения дефицита генерирующей мощности в энергосистеме (аварийного отключения некоторых агрегатов, неожиданного увеличения нагрузки и др.). На российском оптовом рынке электроэнергии (мощности) до вступления в силу новой редакции Правил оптового рынка поставщикам мощности оплачивалась выработанная ими электрическая энергия по двуставочному тарифу, в который включались как переменные затраты (тариф на электроэнергию), так и условно-постоянные затраты (тариф на мощность).

По замыслу реформаторов, рынок мощности в России должен представлять собой биржевую площадку, на которую будут поступать заявки от покупателей и поставщиков. На основании этих заявок и будет формироваться конкурентная цена на мощность. При этом плата за мощность представляет собой своего рода плату за бронирование определенного количества электроэнергии, которая должна быть поставлена покупателю в сроки и порядке, предусмотренные договором. Данное обстоятельство продиктовано прежде всего технологическими особенностями обращения электрической энергии в рамках ЕЭС. Электрическая энергия является специфическим товаром, обладающим рядом технологических особенностей, к числу которых относится невозможность создания ее запасов, поскольку произведенная электроэнергия должна немедленно потребляться. Именно поэтому системный оператор обеспечивает круглосуточное централизованное оперативно-технологическое (диспетчерское) управление ЕЭС России, а именно: по указанию системного оператора круглосуточно осуществляются изменения режимов и состояния элементов всей энергосистемы (включение и отключение линий электропередачи, остановка и пуск агрегатов на электростанциях, покрытие пиковых нагрузок, проведение профилактических работ и др.). Иными словами, системный оператор обеспечивает соответствие произведенной и потребленной в каждый момент времени электроэнергии.

Таким образом, основной задачей рынка мощности является обеспечение наличия в ЕЭС страны такого количества действующих генерирующих мощностей, которое достаточно для покрытия спроса на электрическую энергию в любое время с соответствующими параметрами надежности и качества (включая резервы генерирующих мощностей).

Отношение законодателя к мощности как к особому объекту гражданских прав проявляется чисто формально: законодатель, признавая мощность особым товаром, нигде прямо не обозначает ее в качестве вещи. Так, в п. 36 Правил оптового рынка мощность признана объектом договора купли-продажи. В то же время правила параграфов 1 гл. 30 Гражданского кодекса РФ о купле-продаже не предназначены для регулирования отношений, складывающихся в рамках ЕЭС [6]. Очевидно, что мощность представляет собой ценность, которая способна выступать в качестве предмета возмездных сделок. При этом возникают сомнения в юридической природе этого феномена, не вписывающегося в число объектов прав, известных гражданскому праву. По своим физическим свойствам мощность настолько специфична, что отнесение ее к той или иной группе объектов может быть осуществлено, только исходя из ее характеристики как особого вида имущества. Мощность является движимым имуществом не в силу признания возможности осуществления по отношению к ней правомочий по владению, пользованию и распоряжению, составляющих содержания права собственности, а по решению законодателя распространить на этот специфический объект особенности правового режима, устанавливаемого для движимых вещей.

Таким образом, регулирование отношений, связанных с обращением особого товара - мощности, должно строиться по модели договора приобретения будущей вещи, т.е. электрической энергии. Анализ положения п. 37 Правил оптового рынка позволяет сделать вывод о том, что в момент заключения договора купли-продажи мощности у поставщика должна существовать реальная возможность создания вещи в будущем, т.е. поставщик должен в установленные сроки обеспечить готовность генерирующего оборудования (агрегатов) к выработке электроэнергии установленного количества и качества. Следовательно, плата за мощность предназначена компенсировать затраты, связанные с поддержанием генерирующего оборудования в работоспособном состоянии.

Подводя итог вышеизложенному, можно отметить, что особенности правового регулирования отношений, связанных с обращением особого товара - мощности, обусловливают технологические, организационные и экономические особенности функционирования оптового рынка электроэнергии.

Примечания.

1. Постатейный научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об электроэнергетике» / Под ред. В.Ю.Синюгина. М., 2003. С. 29-30.

2. СЗ РФ. 2006. № 31. Ст. 3434.

3. См., например: Варламова А. О некоторых проблемах договорных отношений на рынке электроэнергии // Хозяйство и право. 2006. № 12. С. 92; Никольский С. Правопреемство по третейскому соглашению: практические последствия теоретического спора на примере электроэнергетической отрасли // Хозяйство и право. 2007. № 5. С. 55.

4. СЗ РФ. 2003. № 44. Ст. 4312; СЗ РФ. 2006. № 36. Ст. 3835.

5. Тукенов А.А. Рынок электроэнергии: от монополии к конкуренции. М., 2005. С. 38.

6. Витрянский В.В. Договор энергоснабжения и структура договорных связей по реализации и приобретению электроэнергии // Хозяйство и право. 2005. № 3. С. 43.

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях).

Материал из журнала "Право и инвестиции". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию Вы можете узнать на сайте журнала. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83171. Подписной индекс в каталоге «Газеты.Журналы» Роспечати – 82831. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319. (C) 1999 - 2014 "Право и инвестиции".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100