Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 2 (39), Июль 2009г.

Резолюция практической конференции "Система саморегулируемых организаций строительного комплекса города Москвы"

В ходе работы конференции были рассмотрены вопросы создания системы саморегулируемых организаций (СРО) в строительном комплексе города. Участники обсудили сложившуюся систему работы по созданию СРО, а также рассмотрели особенности работы, проводимой в городе по созданию СРО.

Участники конференции отметили, что вопросы саморегулирования деятельности профессиональных участников городского строительного комплекса в последнее время приобрели особую актуальность.

Формирование СРО (а в настоящее время некоммерческих партнерств) в строительной отрасли города происходит в рамках существующей правовой системы. Современное российское законодательство не создаёт неустранимых препятствий для развития саморегулирования. СРО должна иметь право устанавливать свои стандарты и правила, основанные на требованиях действующих нормативных актов, и контролировать их. Указанные правила и стандарты должны быть направлены на обеспечение интересов не только участников СРО, а и потребителей производимых ими товаров (работ, услуг), а также на общее снижение уровня рисков на строительном рынке. Проблемой в этом случае является то, как заинтересовать субъектов предпринимательской деятельности вступить в СРО. Но эта проблема должна решаться не административными (обязательность вступления в СРО), а экономическими методами.

При этом необходимо исключить исполнение СРО функций государства и обеспечить полную прозрачность и подконтрольность самих СРО своим участникам. Учитывая же тот факт, что они устанавливают правила и стандарты, затрагивающие интересы как субъектов предпринимательской деятельности, так и потребителей, СРО должны быть подконтрольны тем государственным органам, которые осуществляют регулирование данного вида деятельности.

Участники конференции констатируют, что процесс подготовки к переходу на саморегулирование в строительстве, начавшийся после введения в действие федерального закона от 22.07.2007 № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», получил, наконец, законодательную основу.

Закон позволяет обеспечить самостоятельность компаний, расширяет их права и обязанности. Однако практическая реализация перехода от государственного к общественному регулированию сдерживается нерешительностью самих строительных организаций и их неготовностью к данному переходу.

Имеется ряд нерешенных вопросов, которые были подняты в ходе конференции, в частности, отсутствие формы СРО, объединяющей различные виды деятельности (т.е. изыскания, проектирование и строительство), что создает значительные трудности в формировании СРО.

Участники конференции отмечают, что, несмотря на эти и другие трудности, в Москве ведется активная работа по подготовке и переходу на саморегулирование в строительстве.

Участники конференции рекомендуют:

1. Строительным организациям, входящим в строительный комплекс города, интенсифицировать процесс подготовки к переходу на саморегулирование путем создания некоммерческих партнерств, разработки необходимой для регистрации СРО нормативной рабочей документации (в первую очередь - стандартов, правил и требований к членству в СРО), а также другого комплекта необходимых документов.

2. Общественные организации и некоммерческие партнерства, осуществляющие строительную деятельность на территории города Москвы, должны осуществлять прием в члены образуемых СРО строго на добровольных началах независимо от их формы и членства в том или ином бизнес-сообществе, осуществлять мониторинг претендентов на вступление в СРО, проверять их на соответствие требованиям, предъявляемых Правительством Москвы к организации строительной деятельности на территории города.

3. Координационному совету по созданию системы СРО в строительном комплексе Москвы оказывать практическую помощь строительным организациям в подготовке необходимых материалов и документов, в том числе через созданные им рабочие группы и другие структурные подразделения необходимо организовать системную постоянную работу по подготовке методических рекомендаций, необходимых для решения организационных, правовых и других вопросов создания инструментов и механизмов саморегулирования в строительной отрасли города, содействию формирования на территории Москвы СРО, а также по обеспечению эффективного взаимодействия по этим вопросам Правительства Москвы, Московской городской Думы, профессионального строительного сообщества столицы, создаваемых в Москве СРО, федеральных органов исполнительной власти, экспертов и специалистов.

Участники конференции выражают уверенность в том, что на основе активной и целенаправленной работы, проводимой Комплексом градостроительной политики и строительства города, организации строительного комплекса Москвы плавно, без сбоев и в установленные сроки осуществят переход от лицензирования к саморегулированию, что позволит существенно повысить безопасность и качество строительства в городе, поднять на новый уровень качество строительства в целом, будет способствовать повышению конкурентоспособности строительных организаций стройкомплекса Москвы.