написать письмо первая страница первая страница switch to english
Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка предприятий
Информационный сайт по недвижимости "Диалит-Недвижимость"
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 1 (38), Апрель 2009

Из выступления и ответов на вопросы С.М.Игнатьева, Председателя Центрального Банка Российской Федерации

Материалы "Правительственного часа" в Государственной Думе ФС РФ (Москва, 30.01.2009)

На первом этапе финансового кризиса, поразившего российскую экономику в сентябре 2008 г., основные усилия Банка России были направлены на предотвращение массового банкротства российских банков.

Все началось с резкого падения цен на акции на российских фондовых биржах. Приток частного капитала сменился его оттоком, российские компании и банки оказались отрезанными от западных источников кредитования. Ухудшение ситуации с ликвидностью банковского сектора привело к задержкам некоторыми банками платежей и выдачи наличных денег вкладчикам. Усилилось недоверие банков друг к другу, объемы операций межбанковского кредитования резко снизились. Все это сопровождалось резким падением мировых цен на нефть и другие экспортные товары. Ухудшилось состояние платежного баланса России. Заметно ухудшилось финансовое положение российских производителей экспортной продукции, что не могло не отразиться на положении кредитующих их банков.

В этих условиях Центральному банку пришлось действовать очень быстро. С целью пополнения банковской ликвидности Центральный банк дважды принимал решение о снижении нормативов обязательных резервов. Был резко расширен перечень активов, принимаемых Банком России в залог при рефинансировании банков. В соответствии с предоставленным ему законом правом Центральный банк начал предоставлять банкам кредиты без обеспечения. В настоящее время доступ к этому виду кредитования имеют около 160 банков.

Кроме того, Центральный банк получил право заключать с банками соглашения, предусматривающие компенсацию им Центральным банком части убытков, возникающих в результате межбанковского кредитования. К настоящему времени Банк России заключил такие соглашения с 13 крупнейшими банками. Общее число потенциальных банков-заемщиков, включенных в эти соглашения, приближается к 400. Ежедневно в рамках этих соглашений заключается несколько десятков сделок.

Большое значение имеет работа Центрального банка по санации крупных банков. Банкротство крупного системообразующего банка может иметь крайне негативные последствия для всей банковской системы. На первых порах, до принятия соответствующего закона, эта работа проводилась без участия Агентства по страхованию вкладов. Банк России на основании специальных решений Совета директоров предоставлял кредиты на льготных условиях крупным финансово устойчивым банкам при их готовности приобрести за символическую сумму контрольный пакет проблемного банка и за счет полученных средств осуществить его санацию. Позднее эта работа стала проводиться при активном участии Агентства по страхованию вкладов.

В результате этих, а также ряда других мер ситуация в банковском секторе в значительной степени стабилизировалась. Отток вкладов населения из банков достиг максимума в октябре, он составил тогда примерно 360 млрд руб. Практически прекратился этот отток в ноябре, а в декабре возобновился приток вкладов.

Теперь что касается кредитования банками реального сектора экономики. В последние годы наблюдались очень высокие темпы прироста кредитов нефинансовым организациям и населению, примерно 3-4% в месяц. В период кризиса эти темпы резко снизились. Основная причина - это замедление роста ресурсной базы банков в результате оттока вкладов населения и сокращения задолженности банков перед иностранными кредиторами. Немаловажное значение имеют также возросшие риски кредитования, стремление банков запастись ликвидностью, в том числе в форме ликвидных валютных активов. Тем не менее рост кредитования экономики продолжается. Если исключить курсовую разницу, т.е. влияние повышения курса доллара к рублю, то, по оперативной информации, кредитование экономики в декабре 2008 г. увеличилось на 1,2%. Ситуация с кредитованием реального сектора может заметно улучшиться после стабилизации валютного курса рубля и адаптации экономики к его новому уровню. Я думаю, что это произойдет очень быстро.

Теперь о валютном курсе рубля. Резкое падение мировых цен на нефть привело к ухудшению состояния платежного баланса страны. Стало ясно, что сформировавшийся к осени валютный курс рубля уже не соответствует новым экономическим реалиям. Это стало ясно не только нам в Центральном банке, но и широкому кругу участников валютного рынка. Сформировались сильные ожидания девальвации, что, в свою очередь, стимулировало отток капитала и создало дополнительное давление на валютном рынке. Мы не пошли на резкую девальвацию. По нашим оценкам, резкая девальвация могла привести к банкротству многих банков и компаний в результате несоответствия их валютных активов и пассивов, могла спровоцировать новую волну оттока вкладов населения из банков.

Как вы знаете, с 23 января верхняя граница валютного коридора уже для стоимости бивалютной корзины установлена на уровне 41 руб., что при курсе 1,3 долл. США за 1 евро соответствует примерно 36 руб. за доллар США. Мы установили верхнюю границу с некоторым запасом. При таком курсе рубля и при текущих ценах на нефть экспорт товаров превысит их импорт примерно на 20-50 млрд долл. Текущий счет платежного баланса будет сбалансирован. Вполне возможно, что стоимость бивалютной корзины будет ниже его верхней границы. Для того чтобы не допустить превышения установленной границы, мы будем использовать валютные интервенции, а также другие инструменты, прежде всего процентные ставки и количественное ограничение на объемы рефинансирования. Возможностей у нас достаточно.

***

-Центральный банк не предоставляет целевых кредитов. Банки, получая кредит от Центрального банка, прежде всего должны подумать о собственном выживании в нынешних условиях. То есть, получив кредит от Центрального банка, они должны компенсировать отток вкладов, если таковой произошел, погасить долги, в том числе перед иностранными кредиторами, обеспечить подушку ликвидности. В то же время они имеют возможности и для кредитования реального сектора. Естественно, что в нынешних условиях это кредитование идет довольно-таки медленными темпами.

Теперь что касается вывоза капитала банками. Это действительно происходит, и это неизбежно в нынешних условиях. Я не могу сказать, что все банки добросовестные, что они не лукавят, не пытаются заработать на девальвации, есть и такие банки, наверняка. Вот рассмотрим ситуацию. До кризиса российская банковская система имела иностранных пассивов на сумму примерно 200 млрд долл., т.е. наши банки должны были иностранцам примерно 200 млрд долл., - сейчас 160, т.е. банковская система погасила долги на сумму 40 млрд долл. С другой стороны, иностранные активы нашей банковской системы перед кризисом были на сумму примерно 100 млрд долл., разница была 100 млрд долл. в пользу задолженности, сейчас иностранные активы банковской системы составляют 160 млрд долл. То есть иностранные активы примерно равны иностранным пассивам. Вот это сокращение чистых иностранных пассивов, т.е. разница между пассивами и активами, за несколько месяцев на 100 млрд долл. - это есть не что иное, как вывоз капитала, и это привело к сокращению валютных резервов. Не нужно забывать, что резко поменялась структура банковских пассивов, я имею в виду валютную структуру банковских пассивов

- При том курсе, который мы планируем, т.е. стоимость бивалютной корзины не выше 41 руб. при нынешнем уровне цен на нефть и другие экспортные товары, платежный баланс будет достаточно сбалансированным, а именно: текущее сальдо будет примерно равно нулю, а экспорт превысит импорт, как я сказал, приблизительно на 20 млрд руб., может быть, на 50 млрд долл. Эти расчеты производились и нами, и Минэкономразвития, и другими ведомствами.

- Что касается инструкций Центрального банка, которые предусматривают большое резервирование под ссуды, выдаваемые банкам, мы временно немного их смягчили. Но тут нужно помнить о том, что, если мы сильно смягчим, мы просто сами себя будем обманывать. Если кредит плохой, под него не создаются должные провизии и т.д., т.е. банк идет к банкротству и вместе с этим возникают большие проблемы в банковской системе. Мы принимаем решения в этом направлении, но они должны быть сбалансированные и спокойные, тут ничего резкого быть не должно.

- Был вопрос относительно возможности новой волны. Я скажу так: в принципе такие риски существуют, ситуация может и не улучшиться в ближайшее время. И это связано прежде всего с рисками роста невозврата кредитов коммерческим банкам. Мы ситуацию внимательно отслеживаем, т.е. ведутся статистика, анализ ситуации в конкретных банках, мы встречаемся с банкирами. Этому уделяется очень много внимания. Мы подумаем о том, чтобы быть готовыми к подобному развороту событий и, возможно, к дополнительной капитализации некоторых банков.

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях).

Материал из журнала "Право и инвестиции". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию Вы можете узнать на сайте журнала. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83171. Подписной индекс в каталоге «Газеты.Журналы» Роспечати – 82831. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319. (C) 1999 - 2014 "Право и инвестиции".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100