написать письмо первая страница первая страница switch to english
Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка предприятий
Информационный сайт по недвижимости "Диалит-Недвижимость"
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 1 (38), Апрель 2009

Из выступления и ответов на вопросы Э.С.Набиуллиной, Министра экономического развития Российской Федерации

Материалы "Правительственного часа" в Государственной Думе ФС РФ (Москва, 30.01.2009)

Своего рода водоразделом в экономической динамике стала середина сентября 2008 г., когда финансовый поначалу кризис экономик развитых стран перерос в полномасштабный экономический кризис. И мы тогда получили, по сути, двойной удар.

Первый удар - это сокращение внешнего спроса, причем как по ценам, так и по физическим объемам. Цены на основные товары нашего экспорта упали более чем в 2 раза. Физические объемы сократились на 5-15%, а по ряду товаров - еще больше. Меньше чем за полгода нефть подешевела в 4 раза, т.е. потеряла 70% своей стоимости.

И второй удар - это практически полное закрытие рынков иностранного капитала для наших предприятий и банков. И поэтому тот значительный отток капитала в 4-м квартале, почти 130 млрд долл., - он был также связан и с тем, что наши компании должны были выплачивать внешние долги, не могли рефинансироваться на внешних рынках. И, как результат, мы увидели торможение экономического роста в 4-м квартале до 2% против 9,5% в 4-м квартале 2007 г. При этом положительный темп роста в 4-м квартале поддерживался за счет потребительского спроса, за счет розничной торговли, а промышленное производство в 4-м квартале упало на 6,1% по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. Хотя в целом по году мы, по предварительной оценке, считаем, что экономический рост будет чуть меньше 6%, ясно, что это за счет темпов 1-го полугодия.

Скорость распространения кризисных явлений в экономике - это, безусловно, и следствие системных проблем сложившейся модели экономического роста, которые не удалось решить в предыдущие годы в силу того, что объективно (надо признать, что объективно) они требуют больше времени. Мы слишком зависимы в своем развитии от внешних факторов, и не только от экспорта, но и от дешевых длинных кредитов иностранных банков, импорта зарубежных технологий. Так, доля экспорта в ВВП в последние годы составляла в среднем 28%. Инвестиции, которые были мотором экономического роста, на 25% финансировались за счет зарубежных источников. При этом 1/6 всех инвестиций - это госинвестиции, которые также зависят от наполнения бюджета нефтяными деньгами.

По сути, кризис выявил ряд болевых точек в экономике, и речь идет и о конкретных отраслях, и о более системных вопросах. У нас не было достаточного количества внутренних источников поддержания роста, способных смягчить воздействие кризиса, и это несмотря на то, что с точки зрения финансовой, макроэкономической, к началу кризиса мы подошли в лучшей форме. Мы действительно накопили резервы, которые частично позволяют смягчать действие кризиса, но не создали достаточного количества источников длинных денег. Мы увеличивали расходы бюджета на абсолютно нужные вещи, но не успели расширить все инфраструктурные ограничения, не успели модернизировать и диверсифицировать экономику, перевести ее на инновационный путь развития, хотя это все делается и это нужно делать. При этом мы должны делать это сейчас, в жестких условиях кризиса, с тем чтобы новая система создавалась не после кризиса, а именно сейчас, в ближайшие годы. И при этом надо признать, что от кризиса страдают не только слабые, неэффективные, удар приходится и по сильным, которые делали ставку на развитие, занимали для этого деньги. И поэтому нам важно не растратить, не потерять потенциал роста, и в том числе все, что было связано с вложениями, с инвестициями в человека.

И в этой связи я хотела бы дополнить то, что сказал И.И.Шувалов, говоря о приоритетах, когда антикризисные меры увязаны с созданием платформы для посткризисного развития, для модернизации экономики.

Первое - это развитие внутреннего спроса. Мы должны, безусловно, максимально стимулировать частный спрос (и делаем мы это вместе с вами) и через налоговые послабления. Но очевидно, что частный спрос как со стороны населения, так и со стороны предприятий не сможет в ближайшее время компенсировать все сокращение экспорта, и это надо признать. Поэтому значительная роль в ближайшие год-два, временно, будет отводиться и спросу со стороны государства, как во многих других странах в условиях падения глобальной экономики, глобального спроса. И в первую очередь речь идет о госинвестициях и о социальной поддержке населения, которые должны поддержать как инвестиционный, так и потребительский спрос. При этом ключевой задачей в сфере госинвестиций мы все-таки считаем создание условий для привлечения частных инвестиций с максимальной ориентацией на прогрессивные структурные сдвиги, модернизацию экономики и расшивку инфраструктурных ограничений.

Важнейшее направление для нас, когда мы сохраняем госинвестиции, - это повышение их эффективности. Принятые решения о снижении на 15% госрасходов по инвестпрограммам направлены не на сокращение физических объемов, а прежде всего на повышение эффективности, в том числе в условиях снижения цен на многих рынках, на строительных рынках, и большей приоритизации наших инвестиционных расходов.

Принят ряд важнейших решений и в сфере использования средств Инвестфонда, с тем чтобы переориентировать средства Инвестфонда на самые приоритетные проекты, связанные с социально-экономической ситуацией в регионах, связанные с созданием новых рабочих мест, со стимулированием частных инвестиций.

Что касается естественных монополий и госкорпораций, то здесь вопрос эффективности их инвестиций - один из важнейших. Инвестпроекты естественных монополий составляют почти треть всех инвестиций в стране, это огромный потенциал. И Правительством вместе с компаниями уже проделана определенная работа по оптимизации инвестпланов, уточнены объемы финансирования, сам состав приоритетных проектов с тем, чтобы эти инвестиции были эффективными.

Минэкономразвития также приняло ряд решений по госзаказу. Подписан приказ Минэкономразвития о введении ценовых преференций для отечественных товаров. Хотела бы подчеркнуть: мы принимаем защитные меры, вводим ценовые преференции, но мы не должны это делать за счет потребителей.

Для нас очень важны инструменты, связанные с развитием конкуренции. Там, где мы ослабляем давление импорта, мы должны создавать внутреннюю конкуренцию, чтобы не росли цены, не снижалось качество. Это важнейшее направление.

Буквально два слова хотела сказать о малом бизнесе и поблагодарить депутатов за ту работу, которую мы вместе провели по принятию многих законов, потому что поддержка малого бизнеса - это одно из существенных антикризисных направлений, при котором создаются новые рабочие места.

В заключение скажу, что те антикризисные меры, которые принимаются и по поддержке инвестиций, и по социальной поддержке, по нашим расчетам, помогут создать до полумиллиона новых рабочих мест, на которые могут приходить люди, которые высвобождаются с неэффективных предприятий. Это очень большой потенциал. Все зависит от того, насколько эффективно мы будем реализовывать антикризисные меры.

***

- На мой взгляд, мы проводим достаточно последовательную политику по защите внутреннего рынка в условиях кризиса. И на это направлены как меры защиты с помощью ставок таможенных пошлин, так и валютная политика. При этом в конце ноября - начале декабря было принято достаточно много актов по защите особенно уязвимых секторов промышленности - это металлургия, сельское хозяйство, автопром, авиаперевозки. Сейчас у нас на рассмотрении находятся предложения бизнеса еще по нескольким сотням позиций по изменению пошлин. Но мы подходим к этому сбалансированно, потому что, повышая пошлины для зашиты отечественного рынка, мы ни в коем случае не должны приходить к повышению цен и к снижению качества, иначе пострадает потребитель. Так что меры принимаются, мы и дальше их будем принимать, но с учетом того, насколько мы собственный внутренний спрос можем удовлетворить качественным производством отечественной продукции.

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях).

Материал из журнала "Право и инвестиции". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию Вы можете узнать на сайте журнала. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83171. Подписной индекс в каталоге «Газеты.Журналы» Роспечати – 82831. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319. (C) 1999 - 2014 "Право и инвестиции".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100