Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 1 (38), Апрель 2009

Из выступления В.Б.Христенко, Министра промышленности и торговли Российской Федерации

Материалы "Правительственного часа" в Государственной Думе ФС РФ (Москва, 30.01.2009)

Текущую ситуацию в российской промышленности можно охарактеризовать прежде всего как кризис спроса. В декабре прошлого года индекс промышленного производства составил 89,7%, в обрабатывающих производствах - 86,9%, всего с августа падение в обрабатывающем сегменте составило порядка 12%. Статистика показывает, что в декабре целому ряду секторов российской экономики удалось смягчить падение и даже выйти на изменение этой тенденции, хотя, по моей оценке, считать эти данные началом стабилизации абсолютно преждевременно.

В наибольшей степени пострадала металлургия. С августа по декабрь 2008 г. объемы производства стали в мире без учета России упали примерно на 25%, в нашей стране падение составило 42%. Внутренний спрос на сталь в России при этом сократился сильнее, чем в остальном мире. Поставки металлопродукции на экспорт сократились на 36%, аналогичная картина наблюдается в цветной металлургии. При этом падение спроса сопровождается сильным, резким падением цен, особенно в цветной металлургии.

Такая ситуация привела к проблемам у наших металлургических компаний с возвратом зарубежных кредитов. В связи с этим целому ряду металлургических компаний были предоставлены возможности по рефинансированию этих обязательств. Специфика металлургической отрасли состоит в том, что спрос на ее продукцию в своей основе промежуточный, а не конечный, поэтому хотел бы акцентировать внимание на важности стимулирования спроса на продукцию металлургов со стороны или через поддержку, в первую очередь, отраслей-потребителей. Так, например, нормальная работа машиностроения обеспечивает более 20% загрузки заказов отечественной металлургии.

Кроме того, Министерство промышленности и торговли полностью поддерживает необходимость сохранения и расширения объемов инфраструктурного строительства, а также инвестпрограмм естественных монополий. Особо хочу подчеркнуть важность поддержки строительной отрасли, которая потребляет порядка 30% продукции металлургического комплекса. Автомобилестроение стало первым примером принятия комплексных общесистемных управленческих решений в отрасли, ориентированной исключительно на внутренний спрос.

За относительно небольшой срок реализации решений по промсборке с 2006 г. фактически создана новая отрасль. Уже в 2008 г. мировые бренды составили 19% от всех легковых автомобилей, произведенных в России, это "тойота", "фольксваген", "форд", "фиат", "рено" и многие другие. К 2015 г. мы ожидаем рост этого показателя до 59%. И это наше принципиальное видение будущего облика отрасли. Собственно, и антикризисное решение в автопроме в большей своей части - это продолжение политики, направленной на создание конкурентоспособного российского автопрома на основе передовых технологий, а кризис в определенной степени позволил ускорить принятие давно назревших решений. Реализуемые в автомобильной промышленности действия направлены в первую очередь на защиту рабочих мест и поддержку инвестиций в строительство в нашей стране десятков новых заводов в рамках тех соглашений, которые подписали инвесторы с Правительством РФ.

Одновременно с защитными мерами принят и ряд решений, направленных на поддержку спроса. Это, прежде всего, госзаказ. По расчетам, принятые решения позволят обновить на 12% автопарк федеральных государственных структур, существенно улучшить парк муниципального транспорта. Всего на поддержку госспроса будет направлено в этом году 42,5 млрд руб. Минпромторгом разработаны предложения по предоставлению кредитов на поддержку рынков сбыта автомобильной и сельскохозяйственной техники через лизинг. В докризисный период, даже в первой половине 2008 г., лизинг составлял примерно половину от всего объема сбыта коммерческих грузовых автомобилей и сельскохозяйственной техники. Сейчас этот инструмент стал недоступен, и поэтому были приняты специальные решения о выделении 67 млрд руб. на развитие лизинга. Кроме того, мера по субсидированию платежей по кредитам на покупку российских автомобилей стоимостью до 350 тыс. руб. позволит российским потребителям, гражданам приобрести до 150 тыс. новых автомобилей в 2009 г.

Активно ведется также работа по кредитному обеспечению предприятий отрасли - запланировано выделение 35 млрд руб. госгарантий по кредитам. Кроме того, идет работа по облегчению размещения облигаций автоконцернов на сумму 60 млрд руб. Ну и еще в этом году принято решение о финансировании в объеме 1,5 млрд руб. процентных ставок по кредитам на техническое перевооружение предприятий автопрома.

Все эти решения без адекватной работы на корпоративном уровне, конечно, не панацея, но они позволят машиностроителям пройти сложный, очень сложный отрезок пути, при этом решая вопросы оптимизации структуры производства, техперевооружения, повышения качества и снижения издержек.

В отличие от этих отраслей в ОПК ситуация существенно отличается, в первую очередь тем, что основу составляет государственный заказ, и отрасли ОПК в 2008 г. и сейчас демонстрируют устойчивый рост, правда, рост этот по темпам ниже, чем в 2007 г., и здесь также возникают негативные явления. Сегодня существуют специальные инструменты и механизмы по рассмотрению ситуации на предприятиях ОПК, рассмотрено 57 крупнейших предприятий ОПК, по 19 принято решение о выделении субсидий, по 3 предприятиям - о выделении госгарантий, по ряду предприятий принято решение о докапитализации их за счет выделения средств на увеличение уставных капиталов.

Кроме того, сейчас в завершающей фазе находится подготовка ряда документов по установлению порядка по новым субсидиям, по выделению субсидий на погашение процентных платежей по текущим кредитам и кредитам на инновационное и инвестиционное развитие. Всего на прямую поддержку ОПК выделено на 2009 г. 50 млрд руб. и, кроме того, 100 млрд руб. выделено на обеспечение государственных гарантий по кредитам. Считаем, что эти меры абсолютно своевременны, инструменты задействованы правильно и пока этого достаточно.

Перед различными отраслями промышленности кризис ставит и много общих вопросов. В частности, мониторинг ситуации показывает уже сегодня, что достаточно благотворное влияние оказывает изменение курсовой ситуации с рублем на внешних рынках, в первую очередь. Кроме того, появляются существенные дополнительные возможности по импортозамещению. Общее сокращение внутреннего спроса ставит еще один системный вопрос - о максимально эффективном использовании ресурса госзакупок и закупок госмонополий и структур. Принято решение по госконтрактам о ценовой преференции для российских поставщиков - 15%. Мы не исключаем, что в дальнейшем эту цифру надо будет корректировать в большую сторону.

Кризисная ситуация подтвердила действенность ранее принятых решений по субсидированию экспортных поставок. В конце прошлого года мы увеличили эту сумму на 3 млрд руб., и было выделено 6 млрд руб. субсидий. В этом году эта цифра также увеличена до 6 млрд руб. Первые 1,5 млрд руб. субсидий экспортеры получат в ближайшие дни.

Указанные подходы к решению проблем в отдельных секторах стали продуктом нашего тесного взаимодействия, безусловно, с бизнесом, отраслевыми организациями, с депутатами Государственной Думы.

В заключение я хотел бы подчеркнуть, что кризис - это в определенной степени тест на эффективность не только государственного, но и корпоративного управления, и считаю, что государственное содействие и поддержка должны оказываться именно эффективным производствам, которые станут базой для восстановительного роста после окончания кризиса.