Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 1 (38), Апрель 2009

Финансовой деятельности - правовое регулирование

Тарасюк В.М., Заместитель Председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по вопросам местного самоуправления

Законы и иные нормативные акты должны отвечать очень важному правовому требованию - быть четкими и ясными, не допускать двусмысленности, каких-либо противоречий и издержек. Это в полной мере касается законодательства об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью, банках, рынке ценных бумаг и инвестиционных фондах. За последнее десятилетие было принято большое количество документов, регламентирующих соответствующие организации и учреждения и устанавливающих норму ответственности за нарушение законодательства в финансовой сфере. Однако следует признать, что они не удовлетворяют сегодняшнему положению дел, особенно когда мы столкнулись с деструктивными факторами глобального финансово-экономического кризиса, последствия которого не могли не затронуть и Россию.

Преодолеть возникшие трудности призвано введение нового универсального законодательства, которое охватывало бы своими положениями весь комплекс финансовых организаций и учреждений, устанавливая для них единый порядок деятельности и нормы ответственности за нарушение существующего законодательства. Соответствующие поправки должны быть внесены и в Кодекс об административных правонарушениях. Необходимо также уточнить определения и конкретизировать признаки манипулирования ценами на рынке ценных бумаг, определить пути решения ряда других сопутствующих проблем.

В январе 2008 г. вступили в силу важные поправки в действующий закон «О рынке ценных бумаг», предусматривающие изменение порядка эмиссии и обращения биржевых облигаций. Напомню, что под биржевыми облигациями понимаются ценные бумаги, эмиссия которых может осуществляться без государственной регистрации их выпуска, регистрации проспекта облигаций и государственной регистрации отчета об итогах их выпуска. Сейчас существенно расширен список лиц, имеющих право эмитировать биржевые облигации. Если раньше их эмиссию могли осуществлять только открытые акционерные общества, то теперь такое право получили все хозяйствующие субъекты, государственные корпорации и международные финансовые организации.

В новой редакции закона предусмотрена возможность установления в биржевой облигации помимо фиксированной также переменной процентной ставки. Раньше биржевая облигация, в отношении которой могла применяться упрощенная процедура эмиссии, должна была содержать право владельца на получение только фиксированного процента от ее номинальной стоимости. Кроме того, увеличился и срок исполнения обязательств по биржевым обязательствам с 1 года до 3 лет. Расширен и список фондовых бирж, которые могут быть допущены к торгам биржевыми облигациями.

Поправками в закон «О рынке ценных бумаг» предусмотрен и целый ряд других важных изменений. По мнению экспертов, в условиях мирового финансового кризиса они позволяют обеспечить крупнейшим российским предприятиям возможность финансирования текущей и инвестиционной деятельности за счет размещения своих облигаций среди российских банков, а также выпускать биржевые облигации эмитентам и другим акционерным организациям, 100% акций которых находится в собственности государства.

Практика показала, что на сегодня слабо капитализированные банки (имеющие небольшой уставной капитал) не способны успешно конкурировать ни на рынке банковских услуг, ни на рынках ценных бумаг. Чтобы исправить это положение Государственная Дума ФС РФ приняла поправки в закон «О банках и банковской деятельности». Они предусматривают поэтапное повышение требований к минимальному размеру уставного капитала кредитных организаций. Цель - повысить их финансовую устойчивость и обеспечить достаточный уровень покрытия собственными средствами принимаемых рисков.

Поправками, в частности, предусматривается, что для кредитных организаций, ходатайствующих о расширении деятельности путем получения лицензии на осуществление банковских операций в рублях и иностранной валюте, привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, минимальный размер собственных средств увеличивается до 900 млн руб. Банки, имевшие на 01.01.2007 капитал менее 180 млн руб., вправе продолжать свою деятельность при условии, что размер его собственных средств не будет уменьшаться по сравнению с уровнем, достигнутым на 01.01.2007.

Минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, ходатайствующей о получении лицензии, предусматривающей право на осуществление расчетов по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам, на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в размере 90 млн руб. А минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемой небанковской организации, не ходатайствующей о получении такой лицензии, на день подачи ходатайства о регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме 18 млн руб.

Внесение подобных корректив, как справедливо считают эксперты, приведет к росту капитализации всей банковской системы России, а, следовательно, к повышению ее устойчивости и станет стимулом для реорганизации и консолидации банков через их слияние или присоединение слабых к более сильным. Процесс этот, безусловно, позитивный, к сожалению, поправки приняты с изрядным запозданием. Но, как говорится, лучше поздно, чем никогда.

Полноценное развитие рыночной экономики невозможно без совершенствования системы акционерных обществ и защиты прав их участников. Напомню, что в этой сфере заняты миллионы наших граждан, благополучие которых зависит от эффективности функционирования акционерных предприятий и организаций. Акционерная форма собственности предполагает рациональное стратегическое управление ею со стороны инвесторов. Формально для этого у нас имеются все необходимые инструменты: советы директоров и собрания акционеров. На практике же эти институты являются лишь декоративными образованиями, потому что по действующему законодательству, создаваемому в спешке и на фоне всеобщей рыночной горячки 1990-х гг., реальным лидером является крупный акционер, владеющий контрольным пакетом акций. Он - фактический хозяин ситуации, а остальные - лишь бесправные статисты, обеспечивающие видимость рыночной деятельности.

Поэтому актуальными стали поправки, принятые в закон «О рынке ценных бумаг». Они обеспечивают право членов совета директоров АО, представляющих интересы миноритарных акционеров, на то, чтобы их позиция была озвучена и услышана. Таким образом, обязанность обнародовать особое мнение члена совета директоров, даже если оно не поддержано большинством, не дает возможности замалчивать имеющиеся негативные факты и недостатки, влияющие на положение всех акционеров и всей организации или предприятия. Тем самым это станет сигналом для инвесторов, а значит, крупным акционерам придется считаться с позицией своих миноритарных коллег.

Необходимо добиться того, чтобы подобная практика стала повсеместной и для этого необходимо внести соответствующие положения в новый универсальный закон «О финансовой деятельности и финансовых организациях». В частности, законодательно никак не обозначено понятие «холдинг», и поэтому акционеры головного предприятия не имеют возможности контролировать свои дочерние организации. Нужно уточнить и порядок с перекрестным владением акций, уточнить и другие положения. В экономической целесообразности таких корректировок не приходится сомневаться.

Все эти пожелания необходимо учесть при разработке нового универсального законодательства о финансовых организациях и финансовой деятельности в Российской Федерации.

ТАРАСЮК Василий Михайлович. Доктор экономических наук. В 1991-1995 гг. - депутат Когалымского городского Совета народных депутатов, в 2001-2003 гг. - депутат Когалымской городской Думы 3-го созыва. В 2003 г. назначен генеральным директором ООО "Афипский нефтеперерабатывающий завод", затем избран депутатом Государственной Думы. С 2007 г. - заместитель председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по вопросам местного самоуправления.