написать письмо первая страница первая страница switch to english
Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка предприятий
Информационный сайт по недвижимости "Диалит-Недвижимость"
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 1 (38), Апрель 2009

"О проблемах правового обеспечения государственно-частного партнёрства в области транспорта" (материалы Парламентских слушаний в Государственной Думе ФС РФ; Москва, 15.12.2008)

Из выступления Р.Ф.Яббарова, директора департамента концессии и государственного частного партнёрства ООО "Трансстрой"

Обычно концессионные модели используются при угрозе возникновения бюджетного дефицита и необходимости финансирования инфраструктурных объектов. Например, в Европе мощным двигателем концессионных отношений были бюджетные ограничения, которые были наложены на страны - участницы ЕЭС соглашениями, т.е. непревышение бюджетного дефицита, это не более 3%. И, с другой стороны, была необходимость масштабного инвестирования в инфраструктурные проекты в связи с новыми членами. И вот эта необходимость, когда администрации находились в таком узком коридоре между непревышением бюджетного дефицита и необходимостью развития инфраструктуры, именно вот этот коридорчик привёл к выходу на концессионную модель, которая успешно развивается в Европейском Союзе.

В программу Минтранса заложены долгосрочные инвестиционные ресурсы, которые должен обеспечить частный сектор. Вопрос в том, как финансировать и как частный сектор в настоящее время будет финансировать свою часть?<…>

Проектное финансирование возникло как ответ рынка на нефтяной кризис 1973 г. в связи с необходимостью масштабных инвестиций в разработку нефтяных месторождений в условиях нехватки нефти. В инфраструктуре такая нехватка чувствуется, какие-то новые механизмы, возможно, будут регуляторам предлагаться в виде новых элементов долгового финансирования.

С точки зрения строительной компании, мы очень остро чувствуем эту шероховатость, потому что транзакционные издержки возникают с этапа проектирования, когда государство вместе с контрактом отдает нам проектную документацию, иногда хорошую, иногда плохую, иногда, как злые языки говорят, карандашный проект, который нужно дорабатывать. Время идёт, нужно строить, поэтому эти транзакционные издержки можно было бы каким-то образом контролировать, если бы сам контракт включал бы в себя и проектирование, и строительство и даже, не побоюсь этого слова, эксплуатацию. Потому что эксплуатирующие организации, которым передаётся уже построенный объект, зачастую тоже испытывают такие же сложности, как и строители, которые получают проектную документацию.

Что касается организации концессионного подразделения, это для России дело новое, и у немногих компаний, которые этим занимаются, есть концессионные подразделения. Структура концессионного подразделения во многом зависит от центра извлечения прибыли.

Мы проанализировали международный опыт и выявили две основные тенденции.

Первая тенденция заключается в том, что строительная компания позиционирует себя, прежде всего, как строительная компания и формирует небольшое концессионное подразделение с тем, чтобы, если заказчик хочет видеть концессию, он её увидит. В этом случае эти строительные компании входят в проектную компанию в капитал на 1-3%, чтобы быть в совете директоров, смотреть за развитием ситуации и, может быть, вмешиваться на уровне совета директоров. В данном случае концессионная деятельность не является профильной для компании и служит трамплином для вхождения в проект, а основную прибыль строительные компании получают на строительных подрядах.

Во второй схеме основным центром извлечения прибыли является концессионное подразделение, которое существует как независимое юридическое лицо. Цель концессионной компании при строительной компании - максимальное вхождение в уставной капитал проектной компании с целью извлечения максимальной прибыли, долгосрочной на этапе эксплуатации объекта, на этапе жизненного цикла.

Практика показала, что компании, которые ставили на развитие концессионного подразделения как основного, как центра извлечения прибыли, в долгосрочном плане выиграли. Мы смотрели динамику. Одна из типичных компаний, которая именно ставит на концессии, сейчас является номером один в мире по капитализации и оборотам. Вторая компания, которую мы анализировали, и которая делала ставку в основном на строительную составляющую уже на 3-м месте. У компании, которая ставила на концессию, 70% оборота приходится на строительную деятельность и только 30% - на концессионную. Но 70% всей получаемой прибыли приносит как раз концессионное направление и лишь 30% - строительное, т.е. пропорция обратная.

Есть ещё третья схема, она сейчас не актуальна. Это когда компания, не прибегая к долговому финансированию, и за свой счёт фактически строит объект, эксплуатирует его, т.е. избегает вмешательства банков и, таким образом, экономит на банковских процентах. Но это уже для тех компаний, которые эксплуатируют в течение 15-20 лет концессионные объекты, в основном платные дороги. Накапливают эти компании огромные финансовые ресурсы и уже имеют возможность сами финансировать строительство и эксплуатацию этих объектов. Увеличение прибыльности здесь очевидно. Обычно это очень прибыльные проекты, но небольшие.

***

Мировой опыт показывает, что порядка 80% проектов в рамках ГЧП выполняется в срок и в рамках бюджета, в то время как для государственных проектов этот показатель не превышает 20%.

Для бизнеса инфраструктурные ГЧП-проекты - это одно из направлений долгосрочного инвестирования с приемлемым уровнем доходности на уровне 15-20%. При этом риски частного бизнеса существенно снижаются благодаря государственным гарантиям, наличие которых важно участникам любого ГЧП, особенно финансовым инвесторам и кредиторам.

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях).

Материал из журнала "Право и инвестиции". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию Вы можете узнать на сайте журнала. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83171. Подписной индекс в каталоге «Газеты.Журналы» Роспечати – 82831. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319. (C) 1999 - 2014 "Право и инвестиции".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100