<…>Транспорт по определению - важнейшая составная часть производственной инфраструктуры России, особенно с учетом глобальности ее территории. Его устойчивое и эффективное функционирование является необходимым условием обеспечения целостности, безопасности, обороноспособности и глобальной конкурентоспособности страны, роста ее экономики, повышения качества жизни населения.
Ответственность государства за развитие социальной производственной инфраструктуры, в том числе транспортной, и ограниченность его финансовых возможностей диктует сегодня необходимость совершенствования инвестиционного процесса. Основным инструментом привлечения внебюджетных инвестиций к реализации крупных инфраструктурных проектов может стать институт государственно-частного партнерства (ГЧП).<…> Например, проект «Урал промышленный – Урал полярный». Без масштабного привлечения частных инвестиций такой мегапроект реализовать невозможно, или Южно-Якутский энергетический комплекс и транспортный узел.
Поэтому сегодня масштабное развитие новых регионов страны, на что готов частный бизнес, невозможно без создания дополнительных элементов транспортной инфраструктуры. Это, в общем-то, всегда было задачей государства. Сегодня или ждать, пока государство найдет такие колоссальные финансовые возможности, или же привлекать и создать привлекательность для частного капитала, для бизнеса, чтобы он участвовал в создании инфраструктуры.
Можно перечислить несколько преимуществ проектов ГЧП: привлечение негосударственного финансирования для инвестиций в объекты госзначения, сокращение госрасходов на последующее содержание этих объектов, обеспечение экономически эффективного управления проектом путем передачи управленческих функций частному инвестору, привлечение современных высокоэффективных технологий в развитие инфраструктуры.
Выбор ГЧП в качестве инструментария для развития транспортного сектора определяется двумя обстоятельствами.
Транспортная инфраструктура является капиталоемкой отраслью. То есть финансирование первоначального этапа требует значительных по объему инвестиции при очень длительных сроках окупаемости. И многие представляют ГЧП только как совместную государственную и частную деятельность по финансированию инвестиционных проектов или совместное участие в рамках того или иного рынка. Подобное толкование достаточно узкое и, как следствие, порождает неправильное отношение ГЧП, неправильную оценку его перспектив. Необходимо, чтобы ГЧП из схемы привлечения инвестиций превратилось в эффективную форму управления инвестиционными строительными проектами, привлекательными для обеих сторон: государства и бизнеса.
Механизмы создания благоприятных условий для развития ГЧП, в нашем случае в транспортной отрасли, возможность использования зарубежного опыта, определение приоритетных для развития ГЧП направлений и проектов - это тоже предмет нашей сегодняшней дискуссии. Важно понять, как сегодня складываются отношения власти и бизнеса в сфере транспорта, какие положения законодательства являются препятствием для развития ГЧП и нуждаются в корректировке, какие новые потребности по части правового регулирования возникают по мере использования механизмов ГЧП и какие новые законопроекты должны быть приняты для их удовлетворения. Причем и отраслевой разрез хотелось бы посмотреть, ГЧП в железнодорожном транспорте - одно, ГЧП в авиации - другое, в судостроении и в морском водном транспорте - третье, в трубопроводном - четвертое. То есть проблема очень многоплановая.
И очевидно, что без нахождения баланса интересов очень тяжело поднять и авиацию, и судостроение, и морской водный транспорт, проблемы накапливаются и по трубопроводному транспорту<…>
|