Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 1 (38), Апрель 2009

Потенциал Рязанской области - залог успешного развития региона

Ковалев О.И., Губернатор Рязанской области

Рязанская область обладает значительным потенциалом для успешного развития. Регион имеет выгодное географическое положение, большую роль играет близость к Москве (около 200 км). Область обладает богатыми запасами полезных ископаемых, а также достаточно высоким инвестиционным рейтингом, развитой транспортной инфраструктурой, мощными научными и кадровыми резервами и, конечно, уникальным природным наследием. Рациональный, взвешенный подход к использованию этого ряда преимуществ, безусловно, дает возможность экономике региона получить новые стимулы для динамичного развития, что, в конечном итоге, позволит обеспечить рост качества жизни рязанцев. На эти основные задачи и направлены усилия Правительства области.

Мы строим свою работу в рамках общегосударственной Стратегии-2020, направлений, которые в ней определены, и теми программами, которые мы приняли, чтобы обеспечить темпы экономического роста. Безусловно, все наши планы и концепции будут корректироваться с учетом мирового финансово-экономического кризиса, тех решений, которые озвучили Президент и Правительство РФ в рамках заседания Госсовета в Ижевске и X съезда партии «Единая Россия».

Назову несколько основных показателей, характеризующих итоги развития области за 10 месяцев текущего года. Есть ряд успешных отраслей. Например, АПК. Здесь рост по всем основным показателям. Объем производства продукции (28 млрд 558,8 млн руб.) возрос на 17,8% к уровню января-сентября 2007 г. Урожай 2008 г. - 1 млн 600 тыс. тонн зерна - стал наибольшим за последние 15 лет. А урожайность зерновых (33 ц/га) - рекордная за всю историю рязанского земледелия. В области выращен хороший урожай свеклы и картофеля. Урожайность по этим культурам значительно выше уровня прошлого года: 385 ц/га по сахарной свекле (+53,4 ц/га) и 220 ц/га по картофелю (+66,7 ц/га). Урожайность выращенной свеклы позволила Рязанской области по этому показателю стать первой среди регионов Центрального федерального округа.

Объем инвестиций в основной капитал составил 28,7 млрд руб. Это примерно на треть больше, чем за аналогичный период прошлого года. В 2008 г. ожидаемый объем инвестиций составит около 42 млрд руб. Рост объема инвестиций мы обеспечили, в том числе и потому, что начали принципиально по-новому строить свою работу с инвесторами. Со всеми мы заключаем Соглашения и со своей стороны оказываем поддержку инвесторам.

Неплохо обстоят дела в торговле. Оборот розничной торговлисоставил 66 млрд 680,4 млн руб. (рост - 21,6%).Внешнеторговый оборот области относительно 1-го полугодия 2007 г. увеличился на 69,3% и составляет 1 млрд 727 млн долл. США. Продукция с рязанской маркой поставляется более чем в 80 стран мира, причем экспорт товаров значительно превышает импорт.

Реальные денежные доходы населения возросли на 16,5%. Среднемесячная начисленная заработная плата за январь-сентябрь 2008 г. сложилась в размере 12 тыс. 184,2 руб. (рост к январю-сентябрю предыдущего года составил 28,7%), в сентябре - 12 тыс. 995,7 руб. (128,1%).

В то же время есть существенные недостатки. Индекс роста промышленного производства составил в этом году только 102,6%. Заметно ниже стали показатели по добыче полезных ископаемых (75%), по обрабатывающим производствам (101,3%).

В строительстве также дела обстоят не лучшим образом. Строим мало и не такими быстрыми темпами, какие должны быть. Если по вводу жилых домов у нас рост хотя бы 10%, то объем выполненных работ составил 20 млрд 2,6 млн руб. - это 93,5% к аналогичному периоду прошлого года.

Темпы развития региона должны быть значительно выше. Исходя из этого моя задача как Губернатора, задача Правительства области, органов власти муниципальных образований - концентрация усилий на работу в экономике, потому что это обеспечивает уровень жизни.

В настоящее время разрабатываются Комплексная программа социально-экономического развития Рязанской области на период до 2011 г. и Стратегия социально-экономического развития области на долгосрочную перспективу. Главной целью этих документов является повышение качества жизни населения области на основе достижения экономической самообеспеченности региона, развития социальной сферы и человеческого потенциала. Повторю, работать предстоит в рамках общегосударственной Стратегии-2020, и мы определяем для себя такие же приоритеты: на первом этапе - это реализация конкурентных преимуществ в тех секторах, которые для нас являются традиционно сильными, адаптация к кризисным процессам в мировой экономике, создание заделов для перевода экономики на инновационный путь развития и опережающие инвестиции в человеческий капитал и инфраструктуру. Второй этап - это переход на новую технологическую базу, формирование общества доверия и социального благополучия, смягчения социальной дифференциации.

Мы выделили следующие основные приоритеты развития Рязанской области.

1. Развитие промышленного комплекса

Стратегическая цель - создание высокоэффективного промышленного комплекса, способного обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции за счет сбалансированной структурной и инновационной политики.

В среднесрочном периоде будет осуществляться активная промышленная политика в радиоэлектронике, электротехнике, машиностроении, металлургии. Одной из точек роста станет также производство строительных материалов на основе имеющейся минерально-сырьевой базы.

В долгосрочной перспективе промышленная политика будет направлена на стимулирование увеличения затрат на научные исследования и разработки, а также внедрение инновационных технологий.

Предполагается развитие лесоперерабатывающего комплекса,ориентированного на глубокую переработку древесины (строительные материалы, мебель).

2. Развитие научно-технического комплекса

Стратегическая цель - сформировать в области высокоэффективный инновационно-производственный комплекс, увеличить производство инновационной и наукоемкой продукции.

Предстоит создать на территории Рязанской области особую экономическую зону технико-внедренческого типа для практической реализации и развития наработок вузов и научно-исследовательских институтов и организаций региона.

3. Развитие строительного комплекса

Стратегическая цель - создание эффективного строительного комплекса, удовлетворяющего внутренние потребности Рязанской области в стройматериалах по ценам, обеспечивающим строительство доступного жилья для населения как в областном центре, так и в муниципальных образованиях. Основными приоритетами при этом являются:

  • создание объектов производства строительных материалов, использование их продукции на территории области и реализация на российском и мировом рынках;
  • активизация жилищного строительства, в том числе в сельской местности. Повышению доступности жилья будет способствовать развитие ипотечного кредитования. Дальнейшее развитие получит малоэтажное строительство.

4. Развитие агропромышленного комплекса

Стратегическая цель -повышение уровня жизни на селе через создание конкурентоспособного сельского хозяйства. Нам необходимо интенсивное развитие агробизнеса. Сегодня мы нацелены на создание системы вертикальных холдингов в АПК.

Вертикально интегрированный холдинг включит в себя зерновой клин, элеватор, производство комбикормов, соответствующее ему поголовье скота, плюс - предприятие по переработке мяса, свинины и говядины, до продажного вида. Это позволит снизить давление на зерновой рынок, что крайне важно.

Учитывая существующую дифференциацию районов Рязанской области по уровню сельскохозяйственного производства, а также различия в природных условиях, структуре расселения и численности, определены перспективы развития для каждого района.

Разработаны бизнес-идеи строительства перерабатывающих предприятий АПК в муниципальных образованиях области.

Социальное развитие села также будет способствовать привлечению квалифицированных и рабочих кадров для работы в сельскую местность.

5. Создание конкурентоспособного туристско-рекреационного комплекса

Стратегическая цель - создание в области современного туристско-рекреационного комплекса, обеспечивающего повышение туристской привлекательности региона. С учетом богатого историко-культурного и природного наследия Рязанской области перспективными направлениями являются: культурно-познавательный, лечебно-оздоровительный, деловой туризм. Предполагается создание турпродуктов: этнодеревни, центры народных художественных промыслов и ремесел, круизный туризм (р. Ока), активный туризм на маломерных судах (р. Пра, малые реки области).

Это прогнозы, которые мы определили с учетом анализа социально-экономического развития Рязанской области и ее потенциала. И сегодня наша основная задача - эффективно и системно работать в тесном взаимодействии всех уровней власти региона, чтобы создать необходимые условия для выполнения намеченных планов.

Сегодня приоритет в работе Правительства области - эффективное использование имеющихся средств и интенсивная работа по увеличению доходной части бюджета региона, укреплению экономической базы каждого муниципального образования. Потому что чем больше мы сможем зарабатывать, тем больше будем тратить на социальное развитие области.

Мы понимаем, что работать предстоит в сложных условиях. Очевидно, что проблемы, связанные с мировым финансовым кризисом, так или иначе коснутся и страны в целом, и Рязанской области в частности. Правительство России приняло пакет антикризисных мер, а также мер, направленных на увеличение внутреннего рынка потребления. На уровне региона осуществляется контроль за ситуацией, мы работаем и с банками, и с другими кредитными организациями, с тем, чтобы сохранить стабильность.

Защита экономики от внешних рисков, о которой говорил Президент, для Рязанской области крайне актуальна, поскольку мы только начали делать первые шаги по расширению экономического базиса региона, в частности, заключили ряд инвестиционных соглашений, реализация которых важна для общества.

В соответствии со складывающейся ситуацией мы крайне ответственно и взвешенно подошли к принятию главного финансового документа Рязанской области на 2009 г. Ряд регионов пошли на секвестирование бюджета, т.е. уже после принятия документа в первом чтении они были вынуждены снять часть средств и существенно уменьшить расходы. Это сделано в Москве, Московской области, Самаре, Липецке.

В Рязанской области мы пока пошли по другому пути. Выбрали наиболее мягкий вариант. Основные параметры бюджета 2009 г., его социальная направленность сохраняются (на социальную сферу приходится 60% расходов, а с учетом областных и долгосрочных целевых программ - 80% расходной части бюджета). При этом предполагается временно зарезервировать часть средств, не распределяя их. Вместе с тем данный механизм дает возможность возобновления финансирования, кроме того, мы сможем оперативно реагировать на изменение показателей развития России в целом и Рязанской области, в частности.

В первоочередном порядке будут финансироваться все социальные выплаты, те программы, в которых предусмотрено софинансирование из федерального бюджета, и те региональные социальные программы, без которых мы не можем обойтись. Это связано с развитием здравоохранения и другими отраслями социальной защиты. То есть бюджет 2009 г. направлен на человека, на его защиту в сложных финансово-экономических условиях.

Развитие промышленного комплекса для области очень важно. Эта отрасль является, на мой взгляд, «локомотивом» в экономическом развитии края. Исторически сложилось, что значительная доля промышленности Рязанской области сосредоточена в военно-промышленном комплексе. Мы будем активно содействовать тому, чтобы предприятия оборонно-промышленного комплекса получали больше государственных заказов, наращивали свои мощности, имели возможность внедрять передовые технологии, укреплять кадровый состав. Только тогда будет высокая производительность труда, соответственно, высокие зарплаты и достойные специалисты.

Во многих районах Рязанской области будут формироваться промышленные округа. Промышленный округ подразумевает собой территорию, предназначенную для размещения и функционирования различных производств и сопутствующих им сервисов, обустроенную по единому проекту планировки с необходимой инфраструктурой. Округа будут создаваться в целях повышения эффективности использования потенциальных возможностей территорий, повышения устойчивости бюджетной системы, улучшения условий труда и занятости, роста качества жизни населения посредством реализации комплексного подхода к размещению производительных сил на территории Рязанской области.

И, конечно, один из главных приоритетов развития промышленности - производство строительных материалов. Собственная сырьевая база позволяет значительно преуспеть в этом направлении. На территории Рязанской области имеются большие запасы известняка, кварцевых песков, песчано-гравийных смесей, торфа, сырья для производства кирпича с запасами 33,8 млн м3. Разведаны месторождения гипса. В области сосредоточены также значительные запасы сырья для производства цемента. Еще один важный природный фактор - лесной фонд, который составляет более 1 млн м3. Мы намерены более эффективно использовать эти сырьевые ресурсы, увеличивать объемы производства, развивать на территории области более глубокую переработку с выпуском готовой высококачественной продукции.

Область обладает развитой транспортной инфраструктурой: имеются все основные виды транспорта - железнодорожный, автомобильный, внутренний водный. По территории области проходят важнейшие магистральные железные дороги в восточном и южном направлениях, связывающие центр России с Поволжьем, Уралом, Сибирью, Средней Азией, Центрально-Черноземным районом и Европейским югом. В области также имеется развитая сеть автомобильных дорог федерального и областного подчинения, из которых основные федеральные дороги - Москва - Самара и Москва - Волгоград.

Рязанская область является одной из основных энергетически обеспеченных областей Центральной России. Эти мощности, а также расположенные на территории области нефтеперерабатывающий завод, 4 магистральных газопровода и газохранилища позволяют обеспечить развитие энергоемких производств в таких отраслях, как топливная промышленность, машиностроение, металлообработка, электроэнергетика. Развитие этих видов деятельности станет необходимым для всех секторов растущей экономики области.

Мы в состоянии освоить самые новейшие технологии и крупные инновационные проекты. Правительство Рязанской области одной из своих задач считает развитие академической и прикладной науки, а также наукоемких технологий, в том числе радиоэлектроники. Основа для их развития - мощная научно-производственная база и развитая сеть учебных заведений, как вузов, так и ссузов, которые в полной мере способны обеспечить производство высококвалифицированными кадрами. Мы будем внедряться в те корпорации, которые занимаются инвестированием, и в венчурные фонды, создаваемые для этих целей. Наши ученые, инженеры и конструкторы имеют огромный потенциал. Их технические разработки не раз получали высокую оценку и достойное признание на престижных российских и международных выставках. Благодаря творческой активности рязанских изобретателей и рационализаторов Рязанский регион в течение многих лет прочно удерживает лидирующие позиции в Центральном федеральном округе по количеству изобретений. Экономический эффект от рацпредложений рязанских ученых исчисляется миллионами рублей. Успешная инновационная деятельность, внедрение передовых технологий, повышение конкурентоспособности предприятий - это ресурс, который может обеспечить области устойчивый экономический рост.

Сегодня Рязанская область нуждается в крупных инвестициях. И они в регион идут. В Правительство поступает много предложений от крупных отечественных и зарубежных холдингов, готовых разместить у нас свои производства. На территории области уже реализуется более 50 инвестиционных проектов, в том числе с участием зарубежных компаний. В последний год в экономику Рязанской области поступило более 3 млрд руб. инвестиций из-за рубежа, и это в основном за счет крупных инвесторов в промышленной сфере.

Подтверждением высокой инвестиционной привлекательности Рязанской области стало повышение агентством «Фитч Рейтинг» (Fitch Ratings) рейтингов региона. Краткосрочный рейтинг в иностранной валюте подтвержден на уровне «В». Агентство также повысило национальный долгосрочный рейтинг области с уровня «A(rus)» до «A+(rus)», прогноз характеризуется как «Стабильный».

Привлекаются финансовые средства как в развитие действующих производств, так и в открытие новых. Примером может служить сотрудничество региональных властей и компании Гардиан по строительству одного из крупнейших в России заводов по производству стекла, который будет запущен в эксплуатацию уже в ближайшее время.

Наша инвестиционная политика была и будет в дальнейшем строиться на принципах максимального благоприятствования инвестиционной деятельности. Региональное Правительство намерено рассматривать предложения как рязанских предпринимателей, так и инициативы российских и зарубежных инвесторов, руководствуясь при этом возможностью получения максимальной отдачи от их деятельности для экономики области. В частности, необходимо помнить о социальной ответственности бизнеса, включать в инвестиционные соглашения конкретные социальные обязательства инвесторов. Наша задача - расширять и укреплять частно-социальное партнерство.

Подписано Соглашение о взаимовыгодном сотрудничестве между Правительством области, администрацией Михайловского района и ОАО «Холдинговая компания «Сибирский цемент». В рамках Соглашения предусмотрено строительство в Михайловском районе современного завода по производству цемента сухим способом. Его мощность составит около 8 млн т в год по клинкеру. После выхода завода на полную мощность он будет отчислять налогов в областной бюджет около 3,5 млрд руб. в год. Рабочие места получат 2 тыс. человек. Холдинг берет на себя обязательства по развитию инфраструктуры территории завода: газо- и электроснабжение, водоотведение, линии связи, транспортное сообщение. Предусмотрено строительство коттеджного поселка, детских и образовательных учреждений. Кроме этого, компания «Сибирский цемент» будет участвовать в развитии социальной сферы Михайловского района. В частности, за счет собственных средств холдинга в поселке Октябрьский будет построена начальная школа, физкультурно-оздоровительный комплекс, пожарное депо, проведена поселковая система водоснабжения и очистные сооружения. Все это - обязательные условия нашего сотрудничества. До настоящего времени участие инвесторов в социальных проектах области не практиковалось.

Подобное Соглашение мы подписали с компанией «Форт», которая будет строить в Рязанском районе фармацевтическое производство, уже второе по счету. Первое производство - «Скопинфарм», строительство которого инвестировало ООО «Форт», сегодня успешно работает. Мы заключили еще одно Соглашение о социально-экономическом сотрудничестве, в рамках которого в области будет построен комплексный завод-автомат по производству кирпича мощностью 60 млн шт. в год.

В стадии согласования еще ряд инвестиционных проектов, которые также будут способствовать развитию реального сектора экономики региона. Сегодня ведется работа по поиску инвесторов для реализации проектов компании «Интерконвент» при поддержке Правительства области для создания индустриального парка в Касимове. По строительству логистического центра в Дягилево уже ведутся переговоры с соинвесторами, доля привлекаемых средств составит порядка 60%. Думаю, что уже через год-полтора на въезде в Рязань появится крупный высокотехничный автоматизированный складской комплекс площадью более 100 тыс. м2.

Инвестиционно-привлекательными сферами экономики области, кроме разработки полезных ископаемых, по-прежнему являются: нефтехимия, энергетика, машиностроение, станкостроение, электроника и приборостроение, агропромышленный и лесопромышленный комплексы, стройиндустрия, транспорт, связь, фармацевтика, экология, отдых и туризм.

В регионе множество памятников истории и культуры, прекрасные природные ландшафты, такие как Окский государственный биосферный заповедник и Национальный природный парк «Мещерский».

Уже сегодня наша область ежегодно привлекает более 800 тыс. туристов, и эту цифру можно многократно приумножить, увеличив количество гостиниц, турбаз, санаториев, домов отдыха, пансионатов на территории области, создав тем самым достойную инфраструктуру.

Муниципальные образования должны эффективно использовать в том числе и то, что им дала сама природа. Санаторий «Покровское» - в основе этого проекта, который планируется реализовать в Ухоловском районе, лежит уникальное месторождение лечебных грязей, не имеющее аналогов в России. Единственный конкурент - весьма дорогостоящий курорт в Чехии. Аналогичный санаторий в Рязанской области будет более доступен по географическому положению для наших граждан и, конечно, дешевле. Развитие такого рода проектов не только экономически обосновано, но и социально важно, т.к. содействует решению вопросов качественного и недорогого санаторного лечения, в первую очередь жителей Рязанского региона, созданию новых рабочих мест.

В Рязанской области осуществляется активная поддержка инвесторов. Предоставляются государственные гарантии, бюджетные и инвестиционные налоговые кредиты, бюджетные инвестиции, субсидии, налоговые льготы и прочие виды господдержки. Главное, чего мы добиваемся, - это создания хорошо отлаженного и прозрачного механизма по привлечению и реализации поступающих в область инвестиций. Решение этой задачи возможно при выстраивании единого механизма взаимодействия с муниципалитетами. И мы его воплощаем в жизнь.

Правительством области разрабатывается система, когда муниципальные образования будут создавать благоприятные условия для прихода инвестиций и таким образом конкурировать между собой. Тогда инвесторы имели бы выбор, где им удобнее и выгоднее создать свое предприятие с учетом всех имеющихся условий, коммуникаций и транспортных возможностей районов. В дальнейшем такая работа позволит увеличить собственные доходы муниципальных образований, будет способствовать развитию территорий.

Нам необходимо интенсивное развитие агробизнеса. От сельского хозяйства, конечно, не будет таких крупных поступлений в бюджет, как от промышленности. Мы этого и не ждем. Но эта отрасль - важнейшая, поскольку АПК определяет уклад жизни, экономическое и социальное положение более 30% населения области. Наша задача - создать конкурентоспособное сельское хозяйство, что позволит повысить уровень жизни на селе. В этом направлении также ведется активная работа. Сегодня уже есть инвестиционные соглашения с крупными аграрными холдингами, еще ряд находится в стадии согласования. Это позволит повысить эффективность сельскохозяйственного производства и спрос на сельхозпродукцию, создать конкуренцию на рынке, новые рабочие места.

Основу для укрепления сельского хозяйства мы видим в развитии земледелия и животноводства, повышении качества производимой продукции за счет использования передовых технологий. Должное внимание необходимо уделять развитию малых форм хозяйствования и системы сельскохозяйственной кооперации, развитию социальной сферы села.

Мы научились выращивать хорошие урожаи. В этом году собрано более 1,6 млн т зерна - результат наивысший за последние 15 лет. Теперь надо стараться выгодно его реализовывать. 70% зерна, собираемого в области, - фуражное. Создание в регионе вертикально интегрированных крупных холдингов позволит использовать это зерно с максимальной выгодой. В области уже есть примеры сельхозпредприятий, работающих по этому принципу, например, холдинг «Молочный продукт».

В области хорошие условия для выращивания свеклы. Но мощностей по ее переработке недостаточно. Сегодня ведутся поиски инвестора, готового построить на нашей территории сахарный завод. Подобная ситуация - с хранением и переработкой картофеля. Нужны мощные современные хранилища на 5-6 тыс. т каждое, чтобы иметь возможность продавать продукцию в течение всего года по реальным ценам. И мы будем их создавать.

Необходим дифференцированный подход к выделению субсидий из областного бюджета на реализацию молока. Считаю, что в большей степени надо дотировать те предприятия, которые получают высокие надои. Дальнейшее развитие АПК невозможно без оснащения новой техникой. Здесь тоже должна быть стимулирующая система.

Мы разрабатываем региональные программы развития молочного и мясного скотоводства. Они будут участвовать в конкурсном отборе наряду с программами из других регионов. Со стороны Правительства области принимаются меры по выделению средств из областного бюджета на финансирование мероприятий этих программ. Основная цель программ - увеличить объемы производства молока и мяса в регионе.

Приоритетный национальный проект «Развитие АПК», несомненно, сыграл главенствующую роль в поступательном движении АПК области. Существенно увеличены объемы государственной поддержки села. В 2007 г. на поддержку АПК из областного бюджета выделено 631,6 млн руб. (на 86 млн руб. больше, чем в 2006 г.), в 2008 г. - 1,2 млрд руб.

Развитие малых форм хозяйствования на селе - в числе приоритетных задач. Этот вид бизнеса, как правило, семейный - это и рабочие места, и значимая прибавка к столу горожан. В области есть деревни, которые сохранились и живут, благодаря фермерским хозяйствам. А таких хозяйств у нас более 2000. И мы будем оказывать малому предпринимательству на селе всяческую поддержку и создавать условия для его развития.

Малые и средние предприятия не требуют крупных капитальных вложений, мобильны, чутко реагируют на изменение спроса. Кроме того, способны в короткие сроки приносить прибыль, а значит, осуществлять налоговые отчисления. Это важно с учетом предстоящих изменений в рамках реализации Федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», когда с января 2009 г. поселения перейдут на самостоятельные бюджеты.

Сегодня областной бюджет тратит на АПК 5% своих доходов. Эта цифра сохранится, и финансирование отрасли будет расти вместе с бюджетом области.

Понятно, что как бы ни хотелось максимально поддержать все отрасли, особенно социальные, в сложившихся условиях надо определять приоритеты. На 2009 г. и, скорее всего, на 2010 г. таким приоритетом для нас станет здравоохранение. Поскольку, если человек здоров, то он может и учиться, и трудиться. Сегодня здравоохранение, в том числе материально-техническая база, диагностика и качество медицинских услуг, не выдерживают никакой критики. С учетом этого мы планируем обязательно продолжить строительство перинатального центра и ввести его в эксплуатацию в 2010 г., тем более что в этом случае мы получаем помощь на федеральном уровне, обеспечить создание сети муниципальных родильных домов.

Мы не только обеспечим необходимые перечисления в РОФОМС за неработающее население, но и повысим их на 25%, что позволит улучшить содержание больных в лечебных учреждениях. Постараемся войти в проект по переоснащению службы крови, что предусматривает переоснащение станций переливания крови с приведением их к современным стандартам по безопасности при заготовке, переработке и хранению крови. Рязанская станция переливания крови также может войти в число участников пилотного федерального проекта модернизации службы медико-социальной экспертизы. Кроме того, рассматривается возможность открытия реабилитационного центра для молодых инвалидов.

Мы планируем создание сети кардиоцентров с целью снижения смертности и инвалидности населения от инсультов и других сердечно-сосудистых заболеваний. В муниципальных образованиях г. Рязань, Скопин и Сасово планируется создать 3 первичных сосудистых центра на базе крупных многопрофильных больниц с прикреплением к ним всего населения области. А на базе областной клинической больницы будет создан региональный центр. Центры должны быть оснащены необходимым современным оборудованием и укомплектованы квалифицированными кадрами. Более 500 млн руб. из областного и федерального бюджетов будет направлено на приобретение оборудования и медикаментов уже в 2009 г.

Остаются по-прежнему сложными жилищная проблема и проблема качества дорог. Они характерны не только для Рязанского региона.

Добиться ввода 1 м2 жилья для нас - не самоцель. Главное - повышение покупательской способности населения, снижение процентных ставок по кредитам. В Рязанской области жилищное строительство ведется в основном в областном центре. И мы будем прилагать усилия для того, чтобы жилье строилось и в районах. Для нашего региона, в котором треть населения проживает в сельской местности, малоэтажное строительство наиболее целесообразно. В рамках приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в 2008-2010 гг. мы планируем начать строительство 25 микрорайонов и поселков малоэтажной застройки. А это порядка 1,3 млн м2 жилья.

Коттеджный поселок «Зеленинские дворики» строится в Рыбновском районе, в 8 километрах от Рязани. Земельный участок площадью 64 га разделен на две зоны. Одна из них предназначена под поселок на 110 домов с инфраструктурой. Здесь будут детские сады, офисы врачей общей практики, помещения под почту, аптеку, отделение Сбербанка. Вторая планируется под застройку торговых комплексов и сервисных центров. «Зеленинские дворики» - проект для области новый, экспериментальный. Мы не считаем его образцово-показательным. Есть определенные недоработки, ошибки, на которых будут учиться другие. Но в целом проект состоялся, и на сегодня все дома там уже проданы.

Хочу отметить, что коттеджные поселки, усадебные застройки мы будем создавать в каждом муниципальном образовании области. При этом будем стремиться к снижению себестоимости строительства за счет бюджетов всех уровней, снабжать отведенные площадки коммуникациями. Цена 1 м2 жилья не должна превышать 15 тыс. руб., как в «Зеленинских двориках». Параллельно мы будем создавать условия для роста заработной платы, уровня жизни населения в целом. Это наша приоритетная задача, которую надо решать комплексно.

Мы разработали долгосрочную областную программу по развитию дорожной отрасли. Ее реализация позволит снять остроту проблемы с состоянием автодорог региона. Мы входим постепенно во все федеральные дорожные программы. Так, в 2009 г. нам предстоит большая работа по проектированию реконструкции южной объездной дороги Рязани, части федеральной трассы М5, которая проходит по территории области. На эти цели предположительно будет направлено не менее 15 млрд руб. из федерального бюджета.

Мы работаем по всем направлениям. Конечно, люди результатов пока не видят, но в областном центре они уже заметны: здесь профессионально начали работать с дорогами. В следующем году нам предстоит освоить более 200 млн руб., которые будут выделены на дороги г. Рязани. Это серьезная сумма. Причем в этой работе мы будем исповедовать комплексный подход: ремонтировать не только дорожное полотно, но и благоустраивать прилегающие территории, устанавливать бордюры, делать тротуары, высаживать зеленые насаждения.

Особое внимание будет уделяться эффективности расходования средств, применению современных технологий и материалов, что позволит снизить себестоимость дорожных работ. Мы будем привлекать только те организации, которые могут делать дороги качественно. Эти организации будем переоснащать, закупать новую технику на основе лизинга.

Свыше 700 населенных пунктов области не имеют дорог с твердым покрытием. А существующие сельские дороги находятся в очень плохом состоянии. Это тоже надо исправлять. Конечно, сразу проблему дорог не решить. Но комплексный подход к этой работе, участие нашей области в федеральных программах позволит привести дороги в нормальное состояние гораздо быстрее.

У нас должна быть страна, привлекательная для жизни. Об этом говорил и Президент РФ Д.А.Медведев, и Председатель Правительства В.В.Путин. Это - основная идея Стратегии-2020. Я бы добавил, что и Рязанский регион должен стать привлекательным для жизни, для жизни каждого конкретного человека. Уверен, что целенаправленная работа Правительства области, конструктивное сотрудничество региональных и муниципальных органов власти, активное участие общества позволят выполнить намеченные планы, обеспечить рост социального благополучия региона, каждого его жителя.

***

Рязанская область, расположенная в центре европейской части России, занимает площадь около 40 тыс. км2. Численность населения составляет более 1,2 млн человек. В области 315 муниципальных образований, из них 25 районов и 4 города областного значения. В городе Рязани проживает около половины населения области, треть составляют сельские жители.

КОВАЛЕВ Олег Иванович. В 1991-1999 гг. - глава администрации Каширского района. В 1999-2008 гг. - депутат Государственной Думы ФС РФ, работал Председателем Комитета по регламенту и организации работы Государственной Думы ФС РФ. С 2008 г. - Губернатор Рязанской области.